Праздник Весны - ЦАГАН САР
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Харцхаева Раиса Хашаевна

Встречаем Праздник Весны - Цаган Сар в ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnichnogo_meropriyatiya_tsagan_sar2.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приказ №   9 от 08 февраля 2013г

«О проведении семейной викторины

 «Цаһан сарин авъясмуд»»

Положение

о проведении семейной викторины «Цаһан сарин авъясмуд»»

1.Общие положения

1.1 Викторина проводится во исполнение годового плана работы МБДОУ д/с «Искра»  в рамках мероприятий «О проведении акции «Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье и движения «Төрскн келндән тусан күрг» («Поддержи родной язык») в ОУ района.

1.2. Цель и задачи:

Цель: Приобщение детей и родителей к культуре и традициям родного края

Задачи:

- повысить роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

- развивать «семейное» движение в условиях ДОУ как эффективную форму взаимодействия образовательного учреждения и семьи

2.Порядок проведения викторины

2.1.В викторине принимают участие семьи воспитанников ДОУ

2.2.Условия и сроки проведения викторины:

Срок проведения: 08 февраля 2013г. По следующим номинациям:

а) «Визитная карточка семьи» (представление девиза, эмблемы)

б) «Фестиваль загадок» (знание устного народного творчества)

в) «Знатоки пословиц»  (знание устного народного творчества)

г) «Цаһан сарин боорцгуд» (блиц опрос о названии боорцгов, их символизации )

д) «Цаһан сарин Йөрәл», «конкурс художественной самодеятельности»

3.Критерии оценки конкурса

3.1.Знание устного народного творчества

3.2.Эрудированность

3.3.Творческая разносторонность

4.Подведение итогов и награждение победителей

4.1.итоги конкурса подводят жюри.

4.2.Награждение победителей

Участники викторины награждаются дипломами, памятными подарками.

«Цаган capин авъясмуд» семейная викторина

Викторина  проводится во исполнение годового плана работы МБДОУ д/с «Искра»  в рамках мероприятий «О проведении акции «Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье и движения «Төрскн келндән тусан күрг» («Поддержи родной язык») в ОУ района.

Ведущий : Харцхаева Р.Х. учитель калм.языка

Участники: семья Айсы Эрендженовой

                     семья Геляш Манджиевой

                     семья Оуюны Устиевой

                      семья Алины Бамбаевой

                      семья Кермен Хочиновой

Ведущий:

Мендвт,үвләс яһж һарвт?

Хальмг күн яһж цаһалдгинь медвт ?Хәләтн,намаг дуралһад кеж узтн: барун һаринь ханциннь буулгждавн хурһарн һанцарннь нег-негнәннь улан чирә

хәләж: Мендв,мендв увләс сәәнәр һарвт?

Нә,цуһар хоорндан цаһалхмн.

Эн увләс менд һарад, Эндр цаһаһан баиртаһар кеһәд Эрул-менд,седкл товкнун Энкр нутгин хормад Дуугж-дурклж цуһарн Дурта цаһаһан кетн гиж йоржәнәв.

1чтец (Басан Ш.): Увләс менд һарсн Дөрвн зусн малм Толтә болж Цагинь ирв гиж Орчлнгин дорвн цагт Осж,оргж йовтха.

2чтец (Дарья А.):   Увләс эмд-менд һарен таанр

Дән-дажг уга

Гем-шалтг уга

Жиләс жилд увләс менд һарч

Цаһаһан кеж амулң сәәхн йовх болтха.

Зчтец  (Баира Г.)  Хаврин турун цаһан саран Сәәнәр һарһж

Куукд шуугтаһан амрж-жирһж Уух-идхтн олн болж Овсн,тоосн элвг болж.

4чтец (Арслан Н):    Дөрвн зусн малтн

Дала-дала болж

Кесн кергтн өмәрән йовж

Жил болһн иигж.

Жирһж, байрлж

Цаһаһан һарһж бәәх болтха.

5чтец (Местеев Д.): Цаһана зул шатахмн,

Бичкн күүкдиг байрулхмн, Цуһар гиичнр ирцхәтн,

 Мана нәр хәләтн.

Ведущий: Ода дунд баг күүкд би биилх. (Танец с пиалами)

Мана жюри: Эдлеева А.С. – воспитатель первой мл.группы

                     Бичачиева Т.Н. – воспитатель

                      Гангуева К.В. – учитель логопед

1.Каждая семья представляет свой девиз, название и эмблему.

2.Ода би таднд тәәвртә туульс келнәв. Тадн тәәлвринь олтн.Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте. Кто больше отгадает.

 - Авдр деерән һарад, Адъяһан дууҗ. (зурмн)

 Взобрался на  сундук и зовет дядю Адъяна. (суслик)

 - Бүлтхр нүдтә, сертхр чиктә. (туула)

С выпуклыми глазами, с торчащими ушами (заяц)

 - Ах – дү дөрвлүн нег махлата (ширә)

У четырех братьев одна шапка (стол)

 - С ветром мчусь я наравне, по родной стороне

 Пронесусь я без оглядки, пахнет воздух пылью гладкой (сайгак)

 - Көл уга – йовна, кел уга - келнә

Кезә унтхинь, кезә серхинь, күн болһнд заана (часы)

 - Мы бодро по пескам шагаем, и на спине горбы таскаем,

Так много жира про запас, который выручает нас (верблюд)

 - Тавн нүкни амн нег нүкн.(беелә)

 - Любит гнездиться в болотных местах, по утру громко курлычет

Серая птица на длинных ногах

Вдаль собираясь, птиц кличет (Журавль)

 - Цаһан – цаһан эрвәкәс, цааран – нааран нислднә

Альхн дерм сууна, усн болад хүврнә(Цасн)

3.Каждая семья должна рассказать как можно больше пословиц, поговорок.

Ода дунд баг күүкд ду дуулх «Улан, улан альчурта»

  1. 4.Цаһанла өрк – бүл  болн гертән боорцг кедгинь тадн меднәт. Тер боорцгуд кесг зүсн өңгтә, боорцг болһн нертә, тәәлвртә. Ода неҗәһәд боорцг һарһад үзлнәв, тәәлвринь келҗ өгтн.(целвг, хорха боорцг, хуцин толһа, темән, җола, кит, мошкмр, тоһш).: «Шовун» в виде птицы. Шовун - это птица Птица приносит на свих крыльях тепло и весну.
  2. «Целвг» - это лепешка с защипанными краями в виде озера Ведь для скотовода очень нужна вод
  1. «Темэн» - этот борцог в виде верблюда Верблюд удивительное необычное животное. Он вобра в себя признаки 4 домашних животных.
  2. «Мошкмр» - этот борцог подразумевает тонкую кшпку овцы,
  3. «Жола» - основньш средством передвижения была лошадь, жола подразумевает упряжку лошад
  4. «Тоһш» - богатство скотом и живностью.
  5. «Хорха» - чтобы увеличилось поголовье скота, прибавление в семье.
  6. «Шор белг» - этот борцог в виде копья. Защита от нападения.

       Домбровые наигрыши в исполнении Евгении Нарановой

5. Конкурс художественной самодеятельности (музыкальный номер с каждой семьи)

Подведение итогов. Слово жюри.Сән менд  харцхай! Цаһан хаалһар йовтн!                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Ликуй, победная весна" (Праздник Весны и Труда. День Победы)

Проект с детьми средней группы, расчитанный на две недели работы. Включает НОД, наполнение центров развития оборудованием и материалами, работу с родителями....

Сценарий к празднику весны "Дружно мы весну встречаем!"

Сценарий для второй младшей группы детского сада....

Сценарий фольклорного праздника «Россыпь народных праздников» (Весна) «Весну встречаем, Зиму провожаем!»

Праздники на Руси любили. Потому что народ умел трудиться. Умел и веселиться. В народе говорили: Примечай будни, а праздники сами придут. Кто хорошо поработает, тот хорошо и попразднует.. Русские праз...

Сценарий праздника весны во второй младшей группе: «Весна пришла - всем радость принесла»

Формирование представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны....

Цаган Сар-праздник весны

Калмыцкий праздник  Весны  -Цаган Сар с детьми старшей группы....

Сценарий тематического праздника, посвящённого Дню Победы для детей старших и подготовительных к школе групп « Праздник Победы – это праздник весны!!!»

Сценарий тематического праздника, посвящённого Дню Победы  для детей старших и подготовительных к школе групп « Праздник Победы – это праздник весны!!!»ЦЕЛЬ:   патриот...

Праздник ВЕСНЫ – Цаган Сар

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17            Праздник ВЕСНЫ –Цаган Сар...