Главные вкладки

    Влияние мифов, легенд и преданий на формирование этических норм и правил у детей старшего дошкольного возраста с речевым нарушением
    консультация на тему

     

    Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны  обладать социальными умениями и навыками:  устанавливать и поддерживать контакт с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми,  проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. Детство – период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена  человеческого общества. Это обуславливает необходимость планомерной работы по социальному развитию ребенка дошкольного возраста, не забывая о том,  что каждый ребенок – член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений.

         Нравственно воспитанный и зрелый человек не тот, кто знает нормы поведения, а тот, у кого знания слились с чувством, образовав убеждения. Они-то и составляют сердцевину личности, неотвратимо требуя определенного поведения и деятельности в обществе, в коллективе.

         Н.А.Добролюбов говорил, что убеждение и знание только тогда и можно считать истинными, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волей, присутствует в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает.

         Нравственные чувства всегда несут на себе печать той социальной группы, класса, к которым принадлежит человек.

         Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передача и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопления человечеством, который включает в себя:

    - культурные навыки;

    -специфические навыки;

    -знакомство с традициями, обрядами и правилами;

    -социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

         Показателем социального развития является социальная компетентность – сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими.

         Социальное развитие осуществляется двумя путями. Первый путь осуществляется в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и второй в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре, посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.

        

         Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

         Рост национального самосознания граждан, возрастающий интерес к истокам национальной культуры ставит вопрос о важности воспитания ребенка в соответствии с моральными ценностями, этическими нормами своего народа, начиная с раннего детства.

         По мнению психологов (Л.С.Выгодской, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожец, Е.В.Субботский и др.), возраст 6-7 лет является начальным и наиболее сенситивным периодом морального развития; недостаточное внимание к ребенку в этом возрасте пагубно влияет на его моральное становление.

         Достижения в физическом развитии, запечатленный первый жизненный опыт позволяют, как считает Р.Штайнер, развивать у ребенка интерес к миру и любовь к нему. Бесконечно разнообразная и яркая эмоциональная жизнь ребенка в этом возрасте предопределяет развитие его мышления. Явления социального мира он первоначально должен воспринимать как художественный образ на материале сказок, легенд, мифов, преданий, саг, басен, биографий выдающихся личностей.

         Знакомство с устным народным творчеством является одним  из путей  решения этой проблемы, так как в играх, в общении с взрослыми, при знакомстве с устным народным творчеством ребенок усваивает целую систему ценностей и идеалов, типичных для данного общества. Система ценностей начинает функционировать с помощью механизмов морального долженствования Моральное долженствование, таким образом, является высшей ценностью общества. Личность, имеющая в своей структуре эту ценность, выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности (О.П.Зубец)

         Одним из действенных средств приобщения детей к моральным ценностям своего народа являются мифы, легенды и предания. Издавна в народной педагогике они использовались как средство поучения и наущения детей. Воздействуя на эмоции дошкольника, они ненавязчиво помогают ему понять значение моральных норм и правил общества. Этому способствует такая особенность мифов, легенд и преданий, как сжатость повествования, дающая возможность показать мотивы поступка, сам поступок и его последствия, как для самого героя, так и для других персонажей.

         Проживая жизнь героев, ребенок вбирает, присваивает их духовный опыт, который становится для него собственным, личностным, начинает влиять на его поступки. Но для того чтоб облик героя стал, личностно значим для дошкольника и начал влиять на его действия и поступки, необходимо уметь воспринимать их. Непосредственное восприятие устного народного творчества вызывает незначительные  изменения в мотивационно-эмоциональной сфере ребенка: отдельные моменты остаются непонятными для него. Поэтому необходимо организовать работу, которая постепенно подготовила бы дошкольника к более глубокому пониманию и прочувствованию нравственного смысла их, оценке поступков персонажей.

         Для того чтобы определить, насколько осознанно дети 6-7 лет относятся к моральным нормам общества, в течение 2 лет в группе систематически знакомили детей с мифами, легендами и преданиями не только на занятиях, но и в повседневном общении с детьми. Для большей эффективности максимально использовали разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры, развлечения, отдельные режимные моменты,

     проводили наблюдение за поведением детей. Особое внимание обращалось на  то, учитывают ли дошкольники в общении друг с другом  общепринятые моральные нормы поведения (оказывают ли помощь нуждающимся, замечают ли состояние другого человека, проявляют ли заботу и т.п.). Кроме того, специально создавались ситуации, побуждающие ребенка сделать выбор между желаемым поступком и необходимым с точки зрения должного поведения.

         В целом наблюдение показало, что должным поведение большинства детей становилось только после дисциплинарных указаний взрослого. Анализ поведения детей в специально созданных ситуациях и их ответы на вопросы в ходе бесед позволили нам сделать следующий вывод: дошкольники имеет общее представление о моральных нормах общества, но смысл должного поступка ими не осознается. Использовались задания на основе хакасских мифов, легенд и преданий. В индивидуальных  беседах с дошкольниками определялось их отношение к положительным и отрицательным поступкам героев мифов, легенд и преданий, умение мотивировать поведение героев, видеть значимость должного поведения. С этой целью были отобраны эпизоды из знакомых мифов, легенд и преданий, в которых герои совершают неблаговидные поступки. Детям предлагалось дать совет мифологическим героям – как им нужно поступить в этой ситуации – и мотивировать свое предложение.

     Ответы и реакции детей на задания показали, что дошкольниками намного легче объяснить необходимость следования нравственным нормам при анализе поступков героев легенд, мифов и преданий, чем поступков, наблюдаемых в реальной жизни. Это объясняется тем, что фольклор обладает важной особенностью – возможностью показать все. Фазы поступка: его мотив, действие и следствие, как самого героя, так и для других персонажей. Верно, оценить поведение героя мифа, легенды и предания помогает детям также яркое описание его переживаний и отношение к нему других персонажей.

         Обобщенные результаты, полученные в процессе эксперимента, таковы: большинство детей (62%) относились  к моральным нормам формально,  испытывали затруднения в объяснении необходимости следовать нравственным принципам, так как не осознавали необходимость должного поступка. Треть детей (31%) объясняли необходимость должного поведения, исходя из эгоцентрических мотивов («как это отразиться на мне самом»). И только небольшая часть дошкольников (7%) показала высокий уровень осознания нравственных норм общества; эти дети понимали смысл должного поступка и объясняли необходимость такого поведения с позиции его значимости для других людей.

         Данные наблюдения позволили определить основное направление педагогической работы: приобщение детей к нормам морального долженствования с помощью хакасских мифов, легенд и преданий. Эту работу проводили в три этапа.

         На первом этапе необходимо было помочь детям установить взаимосвязь между мотивом поступка сказочного героя, собственно поступком и его следствием. Дошкольникам предлагались ситуации из хорошо знакомых им мифов, легенд и преданий: «Хырых Хаас», «Гора Пуга-Моке». В этих ситуациях были наглядно показаны последствия необдуманного поступка героя.

         Мифы, легенды, преданий и ситуации выбирались таким образом, чтобы герои были интересны и девочкам и мальчикам; при этом мальчикам предлагалось для анализа мужские образы, а девочкам – женские. В качестве ведущего метода использовалась проблемная беседа по мифам, легендам и преданиям с включением приема «вхождения в миф», способствовала акцентированию вниманию детей на поступках героев, помогала понять мотив их поведения. Основные вопросы были такие: «Как должен был вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?».

         Используемый на данном этапе прием «вхождение в миф» способствовал становлению и активизации собственной позиции ребенка. Перед детьми ставилась задача доказать мифологическому персонажу, как должно поступать в данной ситуации и почему, например, обсуждая с детьми поступок Пуга-Моке, детей спрашивали: «Что бы посоветовал герою, если бы очутился в и мифе? Докажи, что именно так надо поступать. Объясни, почему именно так?».

         Ответы дошкольников свидетельствовали о том, что возможность почувствовать себя в роли компетентного советчика никого не оставляла равнодушным. Даже те дети, которые раньше избегали активного участия в беседах по мифам, легендам и преданиям, в такой ситуации стремились разъяснить мифологическому персонажу значение  должного поведения.

         На втором этапе важно помочь детям понять и оценить поступки героев, совершаемые ими в более сложных и неоднозначных ситуациях. Детям рассказывали не знакомые мифы, легенды и предания и предлагали спрогнозировать поступки героев без опоры на известный сюжет, исключительно с позиции долженствования.

         Одним из основных приемов на этом этапе было рассказывание мифов, легенд и преданий с остановками, во время которых детям предлагалось подумать: что будет дальше, как разовьются события мифов, легенд и преданий, каким образом развитие событий связано с поступком героя. Такое прогнозирование мифологической ситуации возможно только на основе понимания взаимосвязи между поступком и его следствием для самого героя, а также для развития сюжета мифа в целом. Дети подводились к пониманию старой истины: прежде чем говорить и действовать, необходимо подумать. К чему это может привести, как обернется этот поступок для самого человека и других людей.

         Если на первом этапе дошкольники устанавливали взаимосвязь между поступком и его следствием, опираясь на знание содержания мифов, легенд и преданий, то теперь самостоятельно размышляли  о должном поведении мифологических героев. Для этого использовался прием «вхождения в образ», который помогал понять чувства героя, его настроение, переживания тайные помыслы. Это способствовало более глубокому пониманию характеров персонажей и мотивов их поведения.

         Например, при обсуждении легенды «Водяной мальчикам предлагали представить себя на месте Сакей-Оола, а девочкам - на месте Хоос Тана и обратить внимание на то, что чувствовали эти герои в самый трагический момент легенды (когда Сакей-Оол  оказался в плену у Водяного). Для этого девочкам был задан вопрос: «Если бы ты была на месте Хоос Тана, что бы ты думала о Сакей-Ооле, пока он был в плену у Водяного?». Мальчиков спрашивали: «Если бы ты был на месте Сакей-Оола, что думал бы об Хоос Тана, когда был в неволе?»

         Ответы детей показали, что они могут понять состояние героя, почувствовать его настроение, увидеть ситуацию его глазами. Приведем характерные  ответы дошкольников: «Если бы я была Хоос Тана, я бы  расстроилась, что Сакей-Оола украли, ему же у Водяного плохо, он сидит и думает, как же ему освободиться и у кого искать помощи. Он сам с Водяным не справиться.

    (Саша Д.). «Я сидел под замком в царстве Водяного, не хотел у него жить, скучал, ждал помощи, совета» (Карим С.)

         Такие обсуждения способствовали  осознанию дошкольниками мотивов положительных поступков героев мифов, легенд и преданий. Очень важно было определить, осуществляют ли дети перенос нравственного опыта героя в ситуации реальной жизни. Поэтому дошкольникам задавались вопросы: «Чему может научить тебя мифы, легенды и предания»; «Как легенда может помочь тебе в трудных случаях?». Например, в процессе беседы по мифу «Шестиногая гора» дети пришли к выводу, что всегда нужно слушаться старших, так как в результате непослушания может случиться беда. Дошкольники сами приводили примеры из жизни, подтверждающие необходимость выполнения этой моральной нормы: « Родители говорят не брать спички без спроса. Если не послушаешься, может случиться пожар» (Ваня К.) «Не послушался отца, когда был на речке. Полез в воду и чуть со мной, не случилась беда» (Кирилл Ц.)

         Одним из действенных средств в усвоении нравственных норм является творческое обыгрывание мифологических ситуаций, в которых герои совершают должные поступки. На третьем этапе основным методом было  разыгрывание сценок из знакомых мифов. «Волшебный сказочник», «Гора Сараасхыр». В игру вводился « герой провокатор», который уговаривал главного персонажа  поступить не в соответствии с чувством долга, а ориентируясь на собственное желание. Такая спорная ситуация заставляла ребенка  занять активную нравственную позицию. Здесь дошкольник должен был четко определить, как именно он поступит и почему так надо поступать, а игровая ситуация стимулировала его убедительно доказать свой моральный выбор.

         Дети с удовольствием обыгрывали предложенные ситуации. Многих дошкольников трудно было ввести заблуждение с провоцирующими речами. Так, например, сценка, в которой должный поступок основывался на понимании того, что  родной край в опасности. Дети сумели понять мотивы должного поступка Аба.  Дошкольники отвечали: « Я - сильный, я должен ехать, а то с волком Аба не справятся» (Илья Б.).

         Постепенно изменялась позиция ребенка в анализе мифологических ситуаций. Сначала дошкольники анализировали поступки героев с точки зрения стороннего наблюдателя. Выступали в роли советчика, рекомендуя персонажу осуществить правильный выбор, потом от своего лица в незнакомой мифологической ситуации мотивировали должный поступок за героя и, наконец, при разыгрывании сценок из мифов, легенд, преданий дети убедительно доказывали «герою провокатору» правильность  своего морального выбора.

         Контрольный срез для определения  результативности используемой методики показал значительное улучшение взаимоотношений между дошкольниками в группе. Дети стали проявлять должное поведение не только в условиях контроля со стороны взрослых, но и самостоятельно. Дошкольники стали, внимательнее относится к взрослым и сверстникам, проявлять сочувствие, заботу. Например, Аня Ш.сама стала помогать убирать игрушки детям младшей группы. Свой поступок девочка объяснила так: «Они бы долго убирались, без меня».

         В ходе работы с привлечением фольклорного материала наметилась общая положительная динамика в осознании дошкольниками смысла должного поведения. К концу наблюдения не было выявлено детей, которые бы не понимали значения должного поведения и не умели бы объяснять  необходимость  должных поступков, тогда как в его начале такие дети составляли 62%. Значительно увеличилось  количество дошкольников, находящихся на высоком уровне осознания нравственных норм: с 7% - 54%.

         Мифы, легенды и предания оказывают на детей большое влияние. Они хотят быть «хорошими мальчиками», «хорошими девочками» и подражать  положительным героям народного эпоса.

        Важно отметить, что дети охотнее стали общаться на нравственные темы, обсуждать значение моральных поступков, а также стремились реализовать эти знания  в своем поведении. Обсуждение должных поступков мифологических героев и своих собственных повлекло за собой несколько иное отношение и к другим моральным ценностям – доброте, смелости, справедливости, терпимости, уважению к окружающим их людям.

         Таким образом, работа с хакасскими мифами, легендами и преданиями способствовало лучшему осознанию дошкольниками  смысла должного поведения, а также понимания детьми того, что моральное долженствование является ценностью не только для мифологического героя, но для людей в реальной жизни.

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".

    Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...

    Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

    Важным качеством детской речи является выразительность. Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи осн...

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...

    Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

    Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

    Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

    Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)...

    Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

    Возможность некоторого разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения учебным действиям по полноценному овладению правилами смысловой, содержательной и я...

    Особенности работы учителя - логопеда по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ

    В данной работе кратко описаны виды дислексии. Предложены виды игр и упражнений по преодолениию предпосылок к нарушению чтения у детей дошкольного возраста....