Главные вкладки

    ПРОЕКТ «Саранск – мой любимый город»
    проект (средняя группа) на тему

    Артемьева Людмила Викторовна

     

    ПРОЕКТ

    «Саранск

    – мой любимый город»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_moy_lyubimyy_gorod.doc96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования

    Департамента по социальной политике

    Администрации городского округа Саранск

    МУ «Информационно – методический центр»

    ПРОЕКТ

    «Саранск

    – мой любимый город»

    Артемьева Людмила Викторовна воспитатель первой кв. категории

    МДОУ «Детский сад №16»

    Саранск 2014

    Паспорт проекта

    Автор проекта:

    Артемьева Людмила Викторовна

    Название проекта

    «Саранск – мой любимый город»

    Вид проекта

    Познавательно - исследовательский

    Срок проекта

    Долгосрочный 4 года

    Участники

    Дети:

    • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
    • Нравственно - патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного края
    • Развитие связной речи, обогащение словаря 

    Воспитатели:

    • Разработка  содержания  и активное руководство проектом будут способствовать накоплению знаний детей об истории родного города и формированию патриотических чувств 
    • Накопление практического  дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом 

    Родители:

    • Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта
    • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
    • Повышение интереса к работе ДОУ

    Актуальность проекта

    В обществе наблюдается "дефицит нравственности". Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.  

          В настоящее время актуальна  задача формирования чувства патриотизма у молодого поколения россиян. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Зарождение этих чувств начинается уже в дошкольном возрасте. В.А. Сухомлинский утверждал, что детство -  каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

    Основа патриотического воспитания, воспитания любви к родной земле, к России – это введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу, того места, с которого начинается его судьба.

          В знакомстве с родным городом заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

          Воспитание патриотических чувств начинается с любви к своей семье, своему дому, малой родине – городу в котором родился и растет.

    Новизна проекта

    Новизна проекта заключается в проводимом исследовании памятных мест города, жизни земляков, которые прославили город Саранск, знаменитых культурных деятелей Мордовии.

    Цель проекта

    Способствовать формированию патриотических чувств и накопление знаний дошкольников об истории  родного города, его культуры.                

    Задачи

     * активизация познавательного интереса к объектам социального мира (видеть и находить  необычное,  удивительное в окружающей  действительности нашего города);

    *формирование представлений детей об исторических, культурных, географических, природных особенностях города Саранска;

    *воспитание любви к родному городу, чувства гордости за земляков, сопричастности к тому, что происходит в городе;

    * формирование умения ориентироваться в ближайшем городском окружении;

    * развивать эстетические чувства, способствовать к отражению их творческой деятельности.

    Для выстраивания  педагогического процесса необходимо учитывать следующие  принципы:

    1.Принцип историзма.

    Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям (давным - давно) и настоящее (в наши дни).

    2.Принцип гуманизации.

    Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия -  любовь к семье, родному краю, Отечеству.

    3.Принцип дифференцации.

    Заключается в создании  оптимальных  условий  для самореализации каждого  ребенка,  в  процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

    4. Принцип  интегративности.

    Реализуется через интеграцию содержания, форм, методов и приемов работы с детьми, а  также через активное взаимодействие с социумом.

    Для решения поставленных задач нужно создать условия для реализации проекта.

    1.Подготовка педагога.

    2.Обогащение предметно - развивающей среды.

    3.Взаимодеиствие с родителями.

    4.Сотрудничество с социумом.

    Ожидаемые результаты:        

    *Воспитание у детей любви к Родине, к родному краю и его истории;                                             учить  видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах  быта, в названии улиц, парков, скверов).

    *Усвоение детьми знаний о родном городе.

    *Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, их речевой культуры.

    *Развитие у родителей потребности к участию в совместных праздниках и развлечениях

                             Список использованной  литературы.

    1. Куклин В. Н. «Биография Саранских улиц». Саранск, 1990г.

    2.Терехин А. Ф.«Достопримечательности Мордовии». Саранск, 1989г.

    3.«Родной край». Жуковская Р. М.Просвещение, 1985.

          4.Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль              программы дошкольного образования/(О.В. Бурляева и др.). –    Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2011г.

          5. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград,  2007

          6. Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников - М., 2008

          7. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. Как научить детей любить Родину - М., 2007

          8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет  - М., 2007

         

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Контрольные задания

    для определения уровня сформированности  знаний о  родном городе

    у детей 6-7 лет.

    Задание 1.  «Родной город»

    Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название   своего города, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, скверов)

    Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

    Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

    Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

    Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

    Оценка результатов.

    • Высокий уровень (З балла). Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы.
    • Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
    • Низкий уровень (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

    Задание 2.         «Символика родного города»        

    Цель: Определить уровень сформированности знаний о флаге, гербе   родного города.  

    Материалы:   Герб и флаг города.

    Методы: Беседа

    Ход проведения: Беседа и рассматривание   герба и флага города.

    Оценка результатов.

    • Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику  герба.  Проявляет интерес.
    • Средний уровень (2 балла). Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и его значении.
    • Низкий уровень (1 балл). Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых во флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. 

    Задание 3.  

    «Историко-географический и природный компоненты родного края»

    Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Башкирского края; о историко-географическом расположении родного города.

    Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игры

    Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

    Оценка результатов:

    • Высокий уровень: (3 балла). Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
    • Средний уровень: (2 балла). Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
    • Низкий уровень: (1 балл). Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

    Задание 4.

    «Личностное отношение к родному городу»

    Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

    Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

    - Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Саранске?

    - Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

     Оценка результатов:

    • Высокий уровень (3 балла). Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
    • Средний уровень (2 балла). Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают  без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  
    •  Низкий уровень (1 балл). Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

     

    Анализ результатов

    • Высокий уровень (13-15 баллов). Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Саранск, может объяснить символику герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
    • Средний уровень (8-12 баллов). Знает название   города, свой домашний  адрес; флаг, герб города Саранск; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  
    • Низкий уровень (5-7 баллов). Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Целевая прогулка

    «Улицы нашего города»

    Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

    Задачи:

    •  активизировать представления детей о: зданиях; проезжей части дороги и тротуаре; разных видах транспорта, его частей и предназначении.
    •  формировать умение называть домашний адрес.
    • активизировать словарь: транспорт, автобус, газель, легковой автомобиль, грузовой, пассажирский, салон, кузов, колесо, багажник, фара, руль, кресло, шофёр, водитель, кондуктор, пассажир, билет, пешеходный переход, светофор, пешеход.
    • формировать навык ответа полным предложением;
    • активизировать представления о правилах поведения на улице (правостороннее движение по тротуару, пешеходные переходы).

    Форма: целевая прогулка.

    Ход мероприятия:

    Воспитатель, выйдя с детьми на улицу, задаёт вопрос:

    - Дети, скажите, пожалуйста, вы знаете, на какой улице находится наш детский сад? (Ответы детей)

    - Правильно, на улице «Качалова». Так вот, сегодня я хочу предложить вам по ней прогуляться. Мы выйдем за территорию детского сада и посмотрим, какие здания и где у нас находятся, какие машины ездят.

    - Теперь встаём парами и идём все за мной. (Можно вспомнить правила похода на экскурсию в этот момент, либо перед прогулкой).

    Дети с воспитателем выходят на площадку перед детским садом.

    - Что располагается впереди нас? (ответы детей)

    - Что находится слева от нас?

    - Что располагается за нами?

    - Ребята, дома обычно располагаются с одной или с обеих сторон дороги. И такая дорога называется улицей. А есть ли у улиц названия? (Да, есть.) Какие улицы вы знаете? (ответы детей)

    - А ещё мы знаем, что кроме названий улиц, можно ориентироваться по номерам домов

    - Ведь у каждого дома свой номер. И чтобы назвать адрес, мы скажем название улицы, и назовём номер дома и квартиры, в которой живём. Так что такое адрес? (Это точное указание места, в котором живешь или находишься.) Кто помнит свой адрес? А кто знает адрес нашего детского сада? (улица Качалова, д.1)

    - Молодцы, это вы знаете. Скажите, как называется та часть дороги, по которой мы идём? (тротуар)  А та часть, по которой ездят машины? (проезжая часть).

    Теперь остановимся и посмотрим на проезжую часть. Какой транспорт мы здесь видим? (Автобусы, газели, легковые автомобили, грузовые, мусоровоз, такси). А как одним словом мы можем назвать транспорт, который перевозит людей – пассажиров? (пассажирский) А тот, который перевозит грузы? (грузовой) Смотрите, перед нами стоит машина. Какая она? (Легковая, синяя, маленькая) А какие части машины вы можете назвать? (Салон, кресло, руль, педали, багажник, фары, колесо.) А как называется человек, который водит машину? (водитель.) Да, автомобилем, автобусом, троллейбусом управляет водитель, а грузовиком – шофёр.

    - Вот на остановке стоит автобус? Кто находится внутри? (водитель, кондуктор, пассажиры).

    - Давайте ещё раз вспомним, как называются люди, которые ездят в пассажирском транспорте? (пассажиры). А как называют людей, которые ходят пешком, как мы с вами, по тротуару или переходят дорогу? (пешеходы)

    - Вот, смотрите, мы – пешеходы и различный транспорт можем передвигаться по проезжей части и тротуару как хотим или, всё-таки, должны соблюдать какие-то правила? (Должны соблюдать правила.) какие правила вы знаете? (ходить по тротуару, переходить дорогу по сигналу светофора и по пешеходному переходу, водитель должен пропускать пешехода…) Да, правильно, правила мы должны знать. Но иногда мы не знаем, какое правило нужно выполнять, и что-то нам должно это правило подсказать. Это располагается у тротуара и хорошо видно, как водителям, так и пешеходам.  Это знаки дорожного движения. Многие знаки предназначены для водителей. Но есть такие, которые должны знать все. Это знаки для пешеходов. Какие знаки для пешеходов вы знаете? (Пешеходный переход – человек переходит дорогу.) Что этот знак обозначает? (Что здесь можно переходить дорогу).

    - Молодцы. Вы сегодня много всего вспомнили и мне рассказали. О чём вы рассказывали? (о транспорте, о пешеходах и правилах) и теперь мы пойдём к детскому саду. Пойдём вокруг девятого дома, вдоль детской площадки и придем в свой детский сад. А где, по какой части дороги мы пойдём? (По тротуару). Молодцы!

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Конспект экскурсии «К памятнику погибшим воинам»

    «Нам нужно, чтобы дети об этом знали»

    Программное содержание: Познакомить жизнью людей во время великой Отечественной войны. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России, Мордовии,  формировать представления о героизме; рассказ воспитателя, о Параде Победы, о наградах той войны. 

    Предварительная работа: выставка детских работ « Сыны отечества», занятия по изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки военных лет в грамзаписи. 

    Активизация словаря: Отечество, патриотизм, ветеран, бой, сражение, знамя, парад войск. 

    Ход прогулки

    Воспитатель и дети останавливаются у главного входа.

    Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?

    Дети: К памятнику войнам погибшим.

    Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим его. Дети, кому посвящен этот памятник?

    Дети: Солдатам

     

    Рассказ воспитателя.

    Воспитатель.22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории России, днь, который нельзя забывать. В тот далекий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки строили шалаши и играли в « дочки – матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. 22 июня напоминает нам о всех погибших, замученных в тылу от голода и лишений.

     

    Художественное слово

    Стелются темные тучи,

    Молнии с неба снуют,

    В облаке пыли летучей

    Трубы тревогу поют.

    С бандой фашистов сразиться

    Смелых Отчизна зовет.

    Смелого пуля боится,

    Смелого штык не берет.

    ( А. Сурков)

    ******* 

    Летней ночью на рассвете,

    Когда мирн6о спали дети,

    Гитлер дал войскам приказ!

    И послал солдат немецких

    Против всех людей советских –

    Это значит - против нас!

    ( С. Михалков)

     *******

    Вставай, народ!

    Услышав клич земли,

    На фронт солдаты Родины ушли.

    С отцами рядом были их сыны.

    ( В.Губарец)
     

    Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей).

    - Да, тех, кто защищает свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну.

    Воспитатель: Как он о них помнит?

    (Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях)

    Воспитатель: Но есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой с фронта. Как мы их называем?

    Дети: Ветераны.

    Воспитатель: Правильно, это наши ветераны. Давайте о них тоже никогда не будем забывать.

     

    Дети читают стихотворения:

    Рома

    Куда б ни шел, ни ехал ты,

    Но здесь остановись,

    Могиле этой дорогой

    Всем сердцем поклонись.

    Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,

    Ученый иль пастух, -

    Навек запомни: здесь лежит

    Твой самый лучший друг.

    И для тебя, и для меня

    Он сделал все, что мог,

    Себя в бою не пожалел,

    А Родину сберег.

    ( М. Исаковский)

     

    Алина.  " Ночь перед войной"

    Раскрыты были окна школы,

    Сирень цвела,

    Звенел над салом смех веселый,

    Светлела мгла.

    Уже порозовели дали

    И гладь реки,

    И радостно рассвет встречали

    Выпускники.

    Улыбки, светлые одежды,

    Кругом цветы.

    Прекрасны юности надежды –

    Любовь, мечты.

    Казалось, что волною льется

    Бал выпускной,

    Но кто мог знать,

    Что мир взорвется

    В ту ночь войной?

    ( О. Волков)

     

    Воспитатель: Мы с вами знаем много пословиц о Родине.

    Дети.

    Нет ничего краше, чем Родина наша.

    Жить – Родине служить.

    Родина – мать, а за мать не жалей и жизнь отдать.

    Родина – мать, умей за неё постоять.

    Смелость города берёт.

    Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет.

     

    Воспитатель: Чьи это слова?

    Дети. Александра Невского.

    Заключительная часть

    Воспитатель. Сегодня ребята мы с вами узнали о том, когда началась война, какой ценой досталась нашему народу Победа. Расскажите своим близким и друзьям о нашей прогулке. Поговорите на эту тему со взрослыми дома. Дети задают вопросы, возлагают цветы, делятся своими впечатлениями, фотографируются на память и возвращаются в детский сад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему ""Любимый город Санкт-Петербург

    Паспорт проекта «Любимый город Санкт-Петербург»Вид проекта: информационно-творческийПродолжительность проекта: февраль-май Участники проекта:Дети старшей  группы, воспитатели, ...

    Проект "Нефтеюганск - мой любимый город"

    Проект реализован в младшей группе №2....

    Проект "Смоленск - мой любимый город"

    Краткосрочный совместный проект (воспитатели + дети + родители). Знакомство с домашним адресом, достопримечательностями города Смоленска, улицами, картой....

    Конспект занятия "Битва под Москвой" в рамках проекта "Москва - мой любимый город" в подготовительной группе

    Цель: Познакомить с битвой под Москвой 5 декабря 1941 года и подвигом героев И.В.Панфилова и В.Г.Клочкова...

    Проект "Смоленск - мой любимый город"

    Краткосрочный совместный проект (воспитатели + дети + родители). Знакомство с домашним адресом, достопримечательностями города Смоленска, улицами, картой....

    Проект "Кировград - мой любимый город"

    Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой растем,И березки, вдоль которых, Взявшись за руки идем.Что мы Родиной зовем?...

    Интерактивная игра "Наведи порядок в комнате" по проекту на тему: "Любимый город без мусора".

    Эта игра расчитана для дошкольиков и формирование у них навыков трудолюбия, умения убирать после своей игры игрушки, предметы быта. Так же совершенствование навыков пользования компьютером....