Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Воронова Елена Геннадьевна

НОД для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод для старшей группы19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»
Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению. 
Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации, слайды с изображением жилья на Кубани, колесо


1. Организационный момент

Воспитатель предлагает отправиться в увлекательное путешествие.
Звучит кубанская народная песня.

2.Рассматривание

Под музыку дети подходят к кубанскому уголку,  рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.

3.Беседа

 Воспитатель: 
Ребята, в начале нашего  путешествия вы слышали звуки музыки, звучала  красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: 
Правильно, дети. Давайте вспомним, что означает слово  «казак».
Дети: «Казак» –  означает «вольный человек».

Воспитатель:

Так называли свободных людей,  которые  прибыли на Кубань охранять  границы  от неприятелей  и были на службе у царицы Екатерины II. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории казачьего народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время  в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад.

  После войны с Турцией река Кубань стала границей, и вся правобережная часть кубанского края вошла в состав России.

Для того чтобы обеспечить надежную охрану южной границы русского государства, было решено поселить на правом берегу Кубани черноморских казаков. Войсковому судье Головатому удалось получить высочайшую Жалованную грамоту  Императрицы Екатерины  II. о пожаловании Черноморскому казачьему войску «в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне Кубани, от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли». В обязанность войску вменялись «бдение и стража пограничная».

Воспитатель:  Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?
Дети: Атаман Захарий Чепега.
Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?
Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».
Воспитатель:  Слово «град»  означает город. Как казаки начали строить город.
Дети:  Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).

4. Чтение художественной литературы

Воспитатель:   Послушайте стихотворения, которые написал И.Варавва

- «Люблю тебя, мой солнечный простор,
Мое неповторимое сказанье:
Размашистые станы синих гор,
Седая даль желтеющей Кубани.
Под камышовой крышей вырос я,
Собрав пути ушедших поколений.
И нет мне в жизни этой забытья,
От дум твоих, от песен и волнений»


- «Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».
Я вам прочитала вам  стихотворения Ивана Вараввы  для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не собирались отсюда уходить, это была их земля, их дом, их Родина.

 Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Как вы думаете, из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель:  Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не падал, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво

(показ слайдов).

Так и стали казаки  жить на Кубани.  А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Они сажали  сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель:  Но самым главным занятием для казаков было все таки охранять южные границы России от врагов. Казаки были людьми смелыми, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем и поиграем в игру

  1. Игра  «Перетяни канат».
    Воспитатель:  У нас ребята все сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
  2. Конструирование
    Воспитатель:  А теперь продолжим. Посмотрите, как строили дома казаки?

(показ слайдов)
Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете? (Рассматривают макет подворья)
 Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель:  В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворье.

А вот несколько хат еще не огорожены, давайте поможем казакам и сплетем плетень. ( Из ивовых прутьев дети плетут плетень)

Молодцы какие, теперь можно разместить здесь домашний скот ( дети расставляют игрушки домашних животных) Вот какое замечательное подворье у нас получилось.

Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей  эти земли казакам. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Михайловская, Родниковская, Петропавловская. Когда закончились войны,  казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться. Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве,  вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
6. Хороводная ига «Заря, заряница»

7.Рефлексия
 Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее.  А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, уважали своих предков и еще больше стремились познать историю своего народа и любили свою Родину еще сильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»

Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакоми...

Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков.

Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание ...

Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков.

Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание ...

Конспект образовательного мероприятия по теме «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» для детей подготовительной группы.

Конспект образовательного мероприятия по теме «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» для детей подготовительной группы....

«Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» Открытое занятие на районном методическом объединении

Открытое занятие на районном методическом объединенииТема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родно...