Проект "Жемчужина Заволжья"
проект (подготовительная группа) по теме

Проект "Жемчужина Заволжья" стал победителем регионального фестиваля проектов "Мой край родной - Заволжье" в 2013 году. Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Цель- познакомить детей с уникальным соленым озером Эльтон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    ЖЕМЧУЖИНА ЗАВОЛЖЬЯ

“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.

                                                                                                                                               К. Паустовский

Проект разработан заместителем директора по дошкольному воспитанию Аносовой Г.П. и Агеенко И.А., воспитателем МКОУ «Эльтонская СОШ» Палласовского муниципального района Волгоградской области.

Тип проекта: 

по ведущему методу: комплексный;

 по содержанию: «ребенок, природное, культурное наследие»;

по характеру участия ребенка в проекте: открытый (в контакте с семьей, общественными организациями);

 по характеру контактов:  детско-взрослый, где ребенок – участник проекта от зарождения и до получения результата;

по количеству участников - фронтальный;

 по длительности - долгосрочный.

Цель-результат: разработать систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с уникальным природными особенностями и историческим прошлым озера Эльтон.

Проблема: Что нужно сделать, чтобы дети старшего дошкольного возраста знали о жемчужине Заволжья - озере Эльтон?

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 часть. Рождение проблемы.

Воспитатель утром показывала детям эльтонскую соль. Спросила: «Где можно найти соль  у нас в Эльтоне»? Выслушала детские ответы. Утинова Самира сделала предположение, что это соль из нашего озера. Она рассказала о своих впечатлениях от поездки с родителями на озеро Эльтон. Воспитатель  поинтересовалась, кто еще был на нашем озере.  

Выяснилось, что многие дети никогда не были на озере. И почти ничего не знают о его прошлом и настоящем.

2 часть. Поиск способов решения проблемы. Составление плана действий.

Воспитатель предложила детям  обсудить, где они могут найти информацию о жемчужине Заволжья – озере Эльтон?

Дети решили обратиться за помощью к родителям. Предложили так же найти информацию: в интернете, в книгах, в природном парке.

Педагог дала  воспитанникам задание: расспросить родителей о том, что они знают об озере Эльтон, принести семейные фотографии.

На следующий день несколько детей принесли фотографии. Дети узнали, что озеро Эльтон необычное. На его поверхности лежит соль. По ней можно ходить. А еще наше озеро славится на всю страну своими лечебными грязями и рапой.

Все вместе рассмотрели принесенные фотографии. Дети выразили желание побывать на озере.

С помощью сотрудников природного парка педагог совместно с родителями организовала экскурсию  на озеро Эльтон.

3 часть. Реализация проекта.

1.Рассматривание иллюстраций, фотографий озера Эльтон, набора открыток «Природный парк «Эльтонский».

Цель. Привлечь внимание детей к озеру Эльтон. Показать его красоту, необычность, многообразие  его ландшафта.

2. Рассматривание картин художников-пейзажистов.

Цель. Обратить внимание на привлекательность пейзажей  озера Эльтон для творческих людей: художников, фотографов.

3. Работа с макетом озера Эльтон.

Цель. Познакомить с реками, впадающими в озеро, его красивой овальной формой. Рассказать детям об уникальности каждой речки.

4. Легенды озера Эльтон.

Цель. Познакомить детей с легендами озера Эльтон. Рассказать о версиях названия озера. О легендах калмыцкого, казахского и русского народов.

5. Посещение  визит центра природного парка.

Цель. Дать детям понятие о том,  что природу нужно защищать. Привлечь сотрудников природного парка к совместной работе с педагогами  по ознакомлению с природой и историей родного Заволжья.

6. Коллаж с семейными фотографиями «Путешествие на озеро».

Цель. Привлечь родителей к  активным формам совместной деятельности с детьми. Ориентировать на организацию прогулок и экскурсий по родному краю.

7. Просмотр мультипликационного фильма «Как казаки соль покупали».

Цель.  Дать детям представление о том, как выглядели первые поселенцы, люди, перевозившие эльтонскую соль.

8. Слушание украинских народных песен.

Цель. Познакомить с певческой культурой украинского народа.

9. Разучивание с детьми подвижных украинских игр: «Колдун», «Хлебец», «Мак», «Перепелочка», «Печки».

Цель. Познакомить с культурой и традициями украинского народа.

10. Дидактические игры: «Люби и знай, свой край», «Назови заповедные места Приэльтонья»,  «Угадай-ка».

Цель. Обогащать ум ребенка знаниями о природе родного  края. Развивать наблюдательность, внимание, память. Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к родной природе, бережное отношение.

11.  Непосредственно образовательная деятельность  «Золотое озеро» (приложение №1).

12. Игры: «Разведчики-следопыты», «Поездки и путешествия».

Цель. Учить детей изучать  и составлять  различные  карты, схемы, уметь  их читать. Развивать  абстрактное мышление, учить ориентироваться в пространстве.

13. Чтение стихов эльтонских авторов В.В. Москаленко, С. И. Андросова, В.  Жукова, В. Овчаровой.

Цель. Познакомить детей с  творчеством эльтонских поэтов.  Показать красоту родного края. Вызвать желание запомнить поэтические строки о родном Приэльтонье.

14. Чтение «соленых» сказок.

Цель.  Дать детям понятие необходимости соли во все времена.

15. Отгадывание загадок о соли.

Цель. Учить отгадывать загадки. Развивать память, воображение, мышление.

16. Работа с альбомом «Пословицы о соли».

Цель. Познакомить с народной мудростью.

17. Изготовление поделок из соленого  теста.

Цель. Развивать творческие способности, желание с помощью соли делать красивые поделки.

18. Непосредственно образовательная деятельность «Волшебница - соль» (приложение №2).

19. Рисование солью и песком.

Цель. Знакомить со свойствами соли. Развивать творческие способности, желание с помощью соли делать красивые поделки.

19. Экскурсия на озеро Эльтон.

Цель. Познакомить с уникальным природным объектом Приэльтонья – озером Эльтон. Развивать способность замечать и наслаждаться красотой Приэльтонья. Учить видеть красоту и уникальность озера. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

20. Экскурсия «В царстве солянок».

Цель. Познакомить с солелюбивыми растениями, произрастающими в устье реки Большая Сморогда. Развивать способность замечать и наслаждаться красотой Приэльтонья.

21. Экспериментальная деятельность (соль, рапа, грязь):

- сравнение рапы и воды;

- сравнение грязи озера с глиной и песком;

- сравнение соли озера и соли, купленной в магазине.

Цель. Формировать у детей навыки проведения элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

22. Рисование «Закат  на озере Эльтон».

Цель. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие, творческое самовыражение детей. Учить видеть красоту Эльтонского заката, его неповторимость.

23. Экскурсия в санаторий к грязелечебнице.

Цель. Познакомить детей с эльтонской здравницей. Дать знания о целебных свойствах грязи и рапы озера Эльтон.

24. Конкурс «Портрет озера Эльтон» (для семей воспитанников).

Цель. Привлечь родителей к активным формам совместной деятельности с детьми. Ориентировать на организацию прогулок и экскурсий по родному краю.

Итоговые мероприятия проекта:

Выставка рисунков «Закат на озере Эльтон».

Цель. Познакомить родителей с творчеством детей.

Оформление мини-музея озера Эльтон.

Цель. Собрать информацию об озере Эльтон для дальнейшей работы по ознакомлению детей с родным краем.

Непосредственно образовательная деятельность  «Гимн озеру» (итоговая с родителями) (приложение №3).

Защита проекта

Актуальность темы.

        Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Наша задача – расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.  Углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении.

   Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций. Поэтому необходимо  как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному краю.

Работа над проектом.

Проект «Жемчужина Заволжья» предопределяет решение следующих задач:

  • Разработать  систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста  с жемчужиной Заволжья – озером Эльтон.
  • Сформировать у всех участников проекта  устойчивый интерес к совместному творчеству, интерес к родному краю, желание путешествовать по Приэльтонью.
  • Сформировать у детей необходимый минимум знаний о природных и исторических особенностях озера Эльтон.
  • Вызвать у детей, родителей и педагогов  появление  интереса и желания изучать историю, природу, культуру родного Заволжья.
  • Вызвать у родителей желание принимать участие в совместных мероприятиях.

Методы исследования:

  • изучение специальной литературы;
  • обобщение результатов;
  • сбор информации;
  • экскурсия;
  • анализ;
  • опрос;
  • наблюдение;
  • эксперимент.

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и новых форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности: познавательной, речевой, художественно - продуктивной, игровой.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников можно  достигнуть  только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.

В первую очередь мы изучили  научно-популярную, историческую, художественную литературу. Подобрали  иллюстративный  материал. Он был систематизирован по темам: «Природа Приэльтонья», «Наше озеро», «Природный парк «Эльтонский», «Добыча соли на озере Эльтон», «История возникновения поселка Эльтон», «Рождение курорта Эльтон и его развитие».

Подготовили речевой материал: «Соленые» сказки», «Детские загадки о соли», «Пословицы и поговорки о соли»,  «Легенды озера Эльтон»,  «Эльтонские сонеты».

Литература была размещена в книжном уголке. Дети проявили к ней живой интерес.

Разработали  дидактические игры: «Люби и знай, свой край», «Назови заповедные места Приэльтонья»,  «Угадай-ка».

 Работа над проектом проводилась  в непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.

В рамках проекта «Жемчужина Заволжья» была организована непосредственно образовательная деятельность: «Золотое озеро»,  «Волшебница соль», «Гимн озеру». Они были построены на принципах интеграции. Она  повышает детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Дети учатся самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.  

Мы  использовали  различные формы по знакомству детей с родным краем: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы, рисование и т.д.

Большое значение имели семейные экскурсии по родному краю. Итоги таких экскурсий были  выражены в фотовыставке, совместных с детьми выступлениях. Не менее интересно проводились "мини-исследования".  Воспитатель  вместе с родителями  выбирала и определяла тему исследования.  Например, исследование  истории названия озера, его легенд.

Учет возрастных особенностей детей требовал  широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Например, в игре  «Разведчики-следопыты» дети учились работать со схемой, картой. Большой интерес вызвали у детей игры в «Поездки и путешествия»  (на озеро, в прошлое и т.д.). Работа над проектом  подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей,  альбомов, тематическое рисование).

Знакомство с родным краем вызвало у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание  нарисовать то, о чем только что услышали. Поэтому  работа продолжалась и в  изобразительной деятельности. Рисунки детей на тему «Закат на озере Эльтон»   передали всю красоту эльтонского вечернего неба. А рисование солью так увлекло детей, что продолжилось и дома.

  Экспериментирование еще один из активных методов, который мы использовали  в проектной деятельности. Опыты и эксперименты, проводимые с солью, позволили увидеть и понять, какими свойствами обладает эльтонская соль, почему ее перестали добывать, чем грязь отличается от песка и глины.

       Обязательным компонентом всей работы  являлась  природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. В этой работе большое содействие оказал «Природный парк «Эльтонский». Нам помогли с экскурсиями, иллюстративным материалом. Сотрудники парка проводили беседы об уникальности Приэльтонья, приглашали в свой визит центр.

Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка, мы уделяем большое внимание созданию в группе  “краеведческого центра”, который способствует формированию патриотизма и гражданственности у  дошкольников и их родителей. Так в старшей группе оформлен  мини-музей озера Эльтон - где даются детям общие представления об озере, знакомят дошкольников с природными  и историческими особенностями.

Большую роль в реализации проекта сыграло привлечение родителей. Благодаря их участию  у детей формировалось чувство гордости, повышалась самооценка.

В рамках реализации проекта «Жемчужина Заволжья»  мы использовали:

- семейные поездки на озеро;

- оформление совместно с родителями  коллажа «Путешествие на озеро»;                                  

- составление рассказов о путешествии на озеро;

- рисование с детьми «Портрет озера Эльтон»;

- оформление  мини-музея озера Эльтон;

- И заключительным этапом стала  совместная с родителями  непосредственно образовательная деятельность «Гимн озеру». Где родители были  и рассказчиками, и актерами, и зрителями.

Результат проекта.

Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов.

  У всех участников проекта возник устойчивый интерес к совместному творчеству, интерес к родному краю, желание путешествовать по Приэльтонью.

У детей сформировался необходимый минимум знаний о природных и исторических особенностях озера Эльтон.

У детей появились интерес и желание изучать историю, природу, культуру родного Заволжья.

Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательному процессу.

Родители стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях.

Разработана система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста  с жемчужиной Заволжья – озером Эльтон.

Информационные ресурсы:

  1. С.Н. Моников «Золотое Озеро. Историко-географические очерки» Волгоград 2001г.
  2. С.В. Моников «Во имя Российской науки. Очерки по истории географических исследований Волгоградской области. Часть1» Москва, Планета, 2011г.
  3. «География и экология Волгоградской области» Москва, Глобус, 2009 г.
  4. А.С. Скрипкин, А.В. Луночкин, И.И. Курилла «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности» Москва, Планета, 2011г.
  5. «Воспитание маленького волжанина. Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет» Москва, Планета, 2012г.
  6. «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области» Москва, Глобус, 2009г.
  7. "Курорт Эльтон 1910 - Санаторий "Эльтон" 2010", изд. ОАО "Альянс "Югполиграфиздат", 2010 г.
  8.  Газета Палласовского муниципального района Волгоградской области «Рассвет».
  9.  http://www.solnet.ee/ - детский портал СОЛНЫШКО.
  10.  http://forum.in-ku.com– сайт открытых форумов.
  11.  http://www.numi.ru  - методический центр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К . Паустовский

Слайд 2

ЖЕМЧУЖИНА ЗАВОЛЖЬЯ Проект разработан: заместителем директора по дошкольному воспитанию Аносовой Г.П. и Агеенко И.А, воспитателем старшей группы МКОУ « Эльтонская СОШ» Палласовского муниципального района Волгоградской области.

Слайд 3

Тип проекта: по ведущему методу: комплексный; по содержанию: ребенок , природное, культурное наследие; по характеру участия ребенка в проекте: открытый (в контакте с семьей, общественными организациями ); по характеру контактов: детско-взрослый, где ребенок – участник проекта от зарождения и до получения результата ; по количеству участников - фронтальный ; по длительности - долгосрочный .

Слайд 4

Цель-результат: Разработать систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с уникальными природными особенностями и историческим прошлым озера Эльтон.

Слайд 5

Что нужно сделать, чтобы дети старшего дошкольного возраста знали об озере Эльтон? Проблема:

Слайд 6

Актуальность Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Наша задача – расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций. Поэтому необходимо как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному краю.

Слайд 7

Проект «Жемчужина Заволжья» предопределяет решение следующих задач: Разработать систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жемчужиной Заволжья – озером Эльтон. Сформировать у детей необходимый минимум знаний о природных и исторических особенностях озера Эльтон. Вызвать у детей, родителей и педагогов появление интереса и желания изучать историю, природу, культуру родного Заволжья. Сформировать у всех участников проекта устойчивый интерес к совместному творчеству, интерес к родному краю, желание путешествовать по Приэльтонью . Вызвать у родителей желание принимать участие в совместных мероприятиях.

Слайд 8

Содержание практической деятельности по реализации проекта

Слайд 9

Рождение проблемы

Слайд 10

Реализация проекта

Слайд 11

Рассматривание картин художников-пейзажистов

Слайд 12

Чтение « Эльтонских сонетов» (стихов эльтонских поэтов) и «соленых» сказок

Слайд 13

Работа с альбомами «Пословицы о соли » и «Детские загадки о соли»

Слайд 14

Беседа «Легенды озера Эльтон»

Слайд 15

Рассматривание иллюстраций, фотографий озера Эльтон, набора открыток «Природный парк « Эльтонский ».

Слайд 16

Дидактические игры

Слайд 17

Непосредственно образовательная деятельность «Золотое озеро»

Слайд 19

Работа с макетом озера Эльтон

Слайд 20

Игра «Разведчики-следопыты»

Слайд 21

Рисование «Закат на озере Эльтон »

Слайд 22

Непосредственно образовательная деятельность «Волшебница – соль»

Слайд 23

Рисование солью и песком

Слайд 25

Изготовление поделок из соленого теста

Слайд 27

Экспериментальная деятельность: - сравнение соли озера и соли, купленной в магазине.

Слайд 28

Экспериментальная деятельность: - сравнение грязи озера с глиной и песком.

Слайд 29

Экспериментальная деятельность: - сравнение рапы и воды.

Слайд 30

Посещение визит центра природного парка

Слайд 31

Экскурсия на озеро Эльтон

Слайд 33

Экскурсия «В царстве солянок»

Слайд 35

Коллаж с семейными фотографиями «Путешествие на озеро»

Слайд 36

Портрет озера Эльтон

Слайд 39

Оформление мини-музея озера Эльтон

Слайд 41

Заключительные мероприятия проекта: Выставка рисунков «Закат на озере Эльтон»; Оформление мини-музея озера «Эльтон»; Непосредственно образовательная деятельность «Гимн озеру» (итоговая с родителями).

Слайд 42

Выставка

Слайд 43

Результат проекта. Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. У всех участников проекта возник устойчивый интерес к совместному творчеству, интерес к родному краю, желание путешествовать по Приэльтонью . У детей сформировался необходимый минимум знаний о природных и исторических особенностях озера Эльтон. У детей появились интерес и желание изучать историю, природу, культуру родного Заволжья. Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно -образовательному процессу. Родители стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях. Разработана система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жемчужиной Заволжья – озером Эльтон.

Слайд 44

Информационные ресурсы: 1. С.Н . Моников «Золотое Озеро. Историко-географические очерки» Волгоград , 2001г . 2. С.В . Моников «Во имя Российской науки. Очерки по истории географических исследований Волгоградской области. Часть1» Москва, Планета, 2011г. 3 . « География и экология Волгоградской области» Москва, Глобус, 2009 г. 4. А.С . Скрипкин, А.В. Луночкин , И.И. Курилла «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности» Москва, Планета, 2011г. 5 . « Воспитание маленького волжанина. Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет» Москва, Планета, 2012г. 6 . « Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области» Москва, Глобус, 2009г. 7 . " Курорт Эльтон 1910 - Санаторий "Эльтон" 2010", изд. ОАО "Альянс " Югполиграфиздат ", 2010 г . 8. Газета Палласовского муниципального района Волгоградской области «Рассвет». 9. http://www.solnet.ee/ - детский портал СОЛНЫШКО. 10. http://forum.in-ku.com– сайт открытых форумов. 11. http ://www.numi.ru - методический центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Поход по памятным местам города Заволжья».

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с памятными местами родного города (сквер Победы, Вечный огонь, площадь В.И.Ленина, парк культуры и отдыха, памятник Ю.А. Гагарину, Дом культуры...

Приложения к проекту "Жемчужина Заволжья"

Развлечение "Гимн озеру", нод "Золотое озеро", нод "Волшебница соль"....

Презентация " Город Заволжье".

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным городом....

Конспект "Заволжье - мой город родной!"

Цель: воспитание любви к Малой Родине...