Сценарий фольклорно-обрядового представления "Минь - мокшетама" (Мы - мордва).
материал (подготовительная группа) на тему

Уланова Виктория Викторовна

В третьем тысячелетии становится очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и культур. Поэтому изучение живого языка, как средства общения невозможно без одновременного изучения культуры того народа, который говорит на этом языке. Такая взаимосвязь и взаимообусловленность культуры и языка побудила нас уделить более пристальное внимание проблеме поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Для изучения в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Поликультурное образование дошкольников посредством ознакомления их с культурами народов мира, объединённых языковой принадлежностью» я остановилась на музыкальной культуре мордовского народа, её истории, традициях.

Основной целью музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства в ДОУ я считаю познакомить детей с мордовской музыкальной культурой и сформировать интерес и  уважение к ней, создать благоприятные условия для межэтнического общения. В связи с этим, воспитанники и педагоги приняли участие в международном информационном семинаре на тему детского двуязычия «Языковое гнездо» совместно с финно-угорским культурным центром поволжских народов. Было показано фольклорно-обрядовое представлением «Минь - мокшетама» ("Мы - мордва").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_min-mokshetama.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорно-обрядовое представление

«Минь - мокшетама»

(«Мы - Мордва»)

Звучит фоном мордовская музыка. Голос за кадром произносит текст.

Голос. Давно, очень давно, когда в урочищах жили авы и кильды по всему среднему Поволжью расселились племена мордовской народности. Это были храбрые воины и добрые землепашцы, поклонявшиеся верховным богам Вере-Пазу и Нишке-Пазу. Поселки мордвы гляделись и в воды Оки, и в просторы великой Рав. Везде и всюду, от берегов великих рек и от берегов малых рек, изливающих свои воды в большие реки, от глухих лесных озер, где в травяных зарослях гулко стонала вещая птица бугай, вели тропы к поселениям наших далёких предков, всех племен мордовских — эрзи, мокши и терюхан.

 

Хоровод «Кудоньконь кияксова» (музыка продолжает звучать)

Участницы ансамбля и дети начинают приготовления к молениям: подносят к определённому месту корзины, лукошки из бересты с зерном, кладут кусочки еды (хлеб, кашу), ставят сосуды с квасом, вином. В это время звучит голос автора:

Голос. В давние времена мордва верила в то, что мир населён невидимыми божествами. Каждый из них отвечал за своё дело. Вирява приглядывала за порядком в лесу, покровительницей воды считалась Ведява, в доме жил дух Кудавы, держательницей земли была Масторава.  Вторгаясь в их мир, человек должен был попросить прощения, разрешения, помощи, обратиться к божеству с молитвой, в которой попросить его о милости.

Участницы ансамбля по-очереди произносят молитву держательнице земли Мастораве:

«Масторава, матушка, тяжесть земли держащая, вот пришли-собрались, твоё имя вспоминаем, посмотри на наши поклоны. Что просим – дай, что скажем – сделай. Просим хорошего урожая, дай хорошего здоровья. Масторава, матушка, что бросаем на тебя, что сеем в тебя – подними, вырасти, наполни, помоги!»

Участницы ансамбля уходят.

Инсценировка мордовской народной песни «Кавто цёрат тикше ледить»

Голос. Мордва свято верила и верит в то, что если потомки не будут почитать, поминать родителей, то предки могут прекратить своё покровительство, могут разгневаться. Родители наставляли своих чад на жизнь благую.

Выходят мама и дочка.

Мама. Слушай, доченька, завет матушки твоей. Храни и блюди чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу. Живи, чадо, по закону Божьему без сякого лукавства: доброму подражай, а худых не привечай. Чини дела благие на славу земли мордовской.

Песня «Мама», муз. Н.Кошелевой, сл. Кинякина в исполнении девочки из средней группы

Автор (выходит). В огромных лесах, куда укрылась мордва от князей московских, велось богатое бортевое пчеловодство, и крепкие мордовские меды, настоянные на пахучей мяте, калуфере и других ароматных травах, были известны даже при дворах иностранных правителей. И пушным промыслом занимался по лесам народ мордовский, а ещё рыболовством и земледелием. Не разгибая спины, мордовский крестьянин обрабатывал свою землю-кормилицу, боготворил её. Мордва – народ земли. Он и выжил-то в ураганах истории только потому, что не отрывался от земли.

А как пригожи мордовские девушки. Славятся они своим искусством вышивания, плетения из бисера, ткачеством. Очень красочен народный костюм мордвы. Недаром вышивание было любимым занятием мордовских девушек и считалось одним из больших достоинств.

Звучит музыка, автор имитирует игру на нюди.

Презентация костюмов на мордовскую народную музыку.

Автор. Мордовский край наполнен особым колоритом. На протяжении многих веков живут мордва, питаясь соками земли мордовской, богатейшими дарами лесов дремучих, рек и озёр полноводных. Познали люди, что неразрывна их связь с природой, её первозданной красотой. А в близком соседстве с мордвой вот уже 1000 лет живёт и трудится русский народ. На благодатной мордовской земле крепнет союз двух народов. Не случайно, Сергей Есенин, который чувствовал эту глубокую духовную связь с мордовской землёй, писал в одном из своих стихотворений, обращаясь к малой Родине: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!»

Звучит стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает» в исполнении на мордовском и русском языках.

Ведущая 1. В образовании русского народа принимали участие не только «славенские», но и «чудские» племена (под которыми понимаются финно-угорские народы). Ещё в древности произошло их слияние.

Ведущая 2. Хоть и говорим языками, которые во многом разнятся, однако происхождение своё от одного начала имеют, из одной языковой семьи.

Финская полька в исполнении детей подготовительной к школе группы.

Ведущая 3. «На восходе солнца, на горе, - поётся в песне, - живёт Тюштя, первый мордовский царь, держатель земли, там его серебряные палаты. Раз посмотрит – город строит, второй раз взглянет – народ собирает…». Красивая легенда гласит, что, прощаясь со своим народом, Тюштя оставил ему волшебную трубу Тораму. Если придёт беда в мордовский край, достаточно Тораме затрубить – и при первых же звуках защитник мордвы вернётся. Но редко сейчас можно услышать Тораму, разве что на народных праздниках, как их украшение. Процветает мордовский край, благоухают его сады, плодородят его поля. И рады мы всем гостям, широко открыты наши сердца, благодатью наполнены души.

Финал «Шумбрат, Мордовия!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный обрядовый праздник "Сватовство"

НАш детский сад принимал участие во Всероссийском конкурсе "Юные звезды сцены-2011".  Тема конкурса: "Фольклор"., по тиогам конкурса мы заняли второе место по Центральному  Федеральному окру...

конспект занятия "Национальный костюм мордвы"

В этом материале описываются традиции мордвы,их одежда и как она называется.в конспекте есть вопросы для закрепления о Мордовии....

КУЛЬТУРА МОРДВЫ

Доклад по патриотическому воспитанию...

Проект «Приобщение дошкольников к истории, традициям, обычаям и культуре народов Поволжья»(Мордва) 

•Цель проекта:    Расширить и углубить знания детей о малой Родине. Воспитание любви к национальной культуре мордовского народа. Познакомить с национальным костюмом и вышивкой. Предоста...

" Мордовский народный костюм мордвы-эрзи"

Описание  костюма мордвы-эрзи восточной группы.Консультация для воспитателей....

картотека сценариев фольклорно - обрядовых праздников

картотека сценариев фольклорно - обрядовых праздников...

СЕМЕЙНЫЙ ФОЛЬКЛОРНО - ОБРЯДОВЫЙ ПРАЗДНИК «ЗАВАЛИНКА» (старшая группа)

Праздник составлен на основе русского народного игрового и песенного материалов, а также театрализованных и кукольных постановок. Основные участники: дети и их родители.Задачи: Приобщать детей и...