«Сказ о манси Ойке и истории поселка Игрим»
статья на тему

«Сказ о манси Ойке и истории       поселка Игрим»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skaz_o_mansi_oyke.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

  «Сказ о манси Ойке и истории       поселка Игрим»

Сказ о старом манси Ойке и истории поселка Игрим.

Давным-давно это было. Только реки Обь, Северная Сосьва да Уральские горы помнят, как жили люди в этих таежных северных краях. Остяки и вогулы (Угры) любили свою землю. Они занимались в основном рыбной ловлей, охотились на пушного зверя, на боровую и водоплавающую дичь, на диких оленей, занимались сбором дикоросов, посещали святилища, где щедро угощали своих духов, совершали всевозможные обряды и где умели раскрепощаться и становиться частицей родной природы. Такие обряды, как Xapа-Кан (поклонение погибшим в лесу, в воде, на войне), медвежьи пляски, обряд в связи с рождением ребенка, можно было увидеть в здешних краях до середины прошлого века. После своих религиозных обрядов манси снова возвращались на быстроходных обласах в свое поселение Яхрынь-Пауль (Юхрим).

Но что это? Кто нарушил таежную девственную тишину? Что за люди появились на левом пологом берегу реки Яны Тагт (Северной Сосьвы)? Зачем они строят жилища? Зачем ловят рыбу, зачем стреляют птиц и зверей? Почему они так громко разговаривают и смеются? С опаской смотрели манси на новых пришельцев-зырян, которые таежными тропами переходили Камень-гору, а потом на самодельных лодках и плотах спускались вниз по течению реки Яны Тагт.

Давным-давно это было, только двадцатый век начинался. Нет уже Зырянского поселка, ничего там нет. Только узкая полоска зеленой гривки напоминает о том что здесь когда-то жили люди, что это они протоптали тропинки в лесу ,а дома, строения загоны для скота смыли быстрые воды реки Северной Сосьвы. Люди вместе со своим скорбом переехали на высокий красивый берег, поросший сосняком и редкими березками. Построили зыряне себе избушки, развели скот и радовались, что никогда больше коварная река не будет смывать их постройки, причинять вред скоту. Свое новое поселение зыряне называли Игрим Горный.

А потом через десяток лет новые люди появились на правом пологом
берегу Яны Тагт. Манси Ойка наблюдал за ними из-за кустов и в душе
жалел этих несчастных людей, у которых не было ни жилья, ни теплой
одежды, ни еды. Лица их были печальными, изможденными. Эти люди
работали день и ночь, но жили очень бедно. Днем они рыбачили, тянули
тяжелый невод, а вечером копали себе землянки и огромный котловой для
обработки рыбы. Манси Ойка (так прозвали его ребятишки) понимали  что эти люди очень несчастны, что они не могут свободно ходить по тайге, добывать дичь, оленей, собирать дикоросы. Они выполняли план правительства по вылову и обработке рыбы. Свое поселение пришлые люди называли Игрим-Ледник, потому что вся их жизнь, работа были связаны со льдом, солью и рыбой. Людей этих называли ссыльными спецпереселенцами.
Обидно было манси Ойке за то, что он не мог поговорить со своими юными
сверстниками, не мог подарить им стрелы и лук, которые смастерил сам из
гибких  веток  тальника
,Ойка  уважал  их   за  мужество,  упорство  и

свободолюбивый характер. Ребятишки ссыльных работали наравне с взрослыми: рыбачили, таскали доски, клепку, трудились в цехе, укладывая сосьвинскую селедку в деревянные бочата. Они работали, как муравьишки, и шепотом называли себя детьми подземелья.

Через несколько лет Игрим - Ледник в несколько раз перерос поселок зырян. Здесь была построена сначала начальная, затем семилетняя школа, небольшой клуб, фельдшерско-акушерский пункт, баня, кузница, конюшня, бондарный цех, где пилили клепку и делали бочата для рыбной промышленности. Здесь, на Леднике, была построена электростанция, так как электроэнергия вырабатывалась для работы пилорамы, транспортера, по которому отгружались тяжелые ящики с рыбой на огромные баржи.

Но опять случилась беда. Река Северная Сосьва меняла свое русло, и почти каждый год ее воды подмывали берега, где находился поселок ссыльных. При сильном ветре течением сносило избушки, и они плыли по реке, напоминая о безрадостной, тяжелой жизни островитян. Никакие усилия людей не могли остановить стихию. Гибли люди, погибал скот. Началось переселение Игрим Горный, где в спешном порядке построили новые дома, цех для обработки рыбы, баню, общежития.

С тех пор прошло много лет. Из бывших переселенцев почти никого не осталось в Игриме, многие уехали в родные места, но безымянные могилки их родственников навсегда остались на игримской земле.

Манси Ойка стал зрелым человеком, и очень долго помнил он, как новая жизнь начиналась в Игриме, как недалеко от поселка в пятидесятые годы 20-го века нашли газ, построили буровые. Они гудели день и ночь, а вокруг горели газовые факелы, освещая спящий поселок своим непривычным и ярким светом. В поселок пришли строители, газовики. Все бурлило, кипело, кругом - лязг железа, гул тракторов, звон топоров, бензопил, а слова-то какие: буровая, месторождение, газопровод Игрим - Серов, газопромысел, природный газ. Поселок строился быстрыми темпами. Появились двухэтажные деревянные дома, новые предприятия. А вся тайга, зеленая, родная, наполненная запахом хвои и свежести, пошла под нож. Бульдозеры работали быстро, не оставляя за собой ни единого деревца. Как тяжело было смотреть на это зрелище! Сердце разрывалось от этой непривычной цивилизованной стихии. А губы манси шептали: "Что вы делаете, люди? Зачем губите мою тайгу, мой лес, глухариные токовища, святые места? Зачем?! ''

В один миг маленький уютный зеленый поселок рыбаков и охотников превратился в большую пустыню, где свободно гуляли ветры, застилая глаза пылью и песком. Кругом ни единой травинки, ни единого деревца. А потом с вертолетов на тайгу посыпался ядовитый дуст. Так боролись сердобольные начальники с комарами и мошками, которые не давали покоя молодым строителям, буровикам, газовикам ни днем, ни ночью. В радиусе пяти километров погибло все живое: и птицы, и мелкие зверушки, и растения. Манси Ойка стал старым, больным и ворчливым. Не мог он спокойно смотреть на все эти новшества. Он нервничал, сердился и негодовал. Нет, не нравилась ему такая жизнь: очень шумно, пыльно и нечем дышать. Он любил запах тайги, шум деревьев, охотничьи избушки, звериные тропы. Погрузил манси в облас свои нехитрые пожитки и поплыл он по реке туда, где чистый хвойный воздух, где тишина и покой, где пахнет рыбой и можно добыть оленя. Там, в тайге, он нашел свое последнее пристанище. Там и похоронен на взгорке среди нескольких сосен по мансийскому обычаю: вместо могилы - деревянный дощатый домик с небольшим отверстием - катасом, без креста, без имени, фамилии, даты рождения и смерти. А дети, внуки и правнуки Ойки живут в Игриме в благоустроенных квартирах, ходят по игримской земле, любуются своим поселком, таким родным, привычным, который снова стал зеленым, ухоженным и красивым, благодаря стараниям, усердию и любви его жителей. Ведь этот поселок до последнего кубометра газа отдал для нужд промышленного Урала.

Давайте же ,будем любить свой край за то ,что есть такая прекрасная часть России –это Югра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Масленица. История праздника. Игры, заклички, песни для детей младшего дошкольного возраста.

Статья знакомит с праздником, с обычиями, русскими народными забавами, играми. Игры, заклички подобраны на детский дошкольный возраст....

Масленица. История праздника. Игры, заклички, песни.

Статья знакомит с праздником, с обычиями, русскими народными забавами, играми. Игры, заклички подобраны на детский дошкольный возраст....

Консультация для родителей. История возникновения игры

Цель: расширение кругозора родителей в области педагогических знаний.     Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и ук...

Занятие в Семейном клубе по теме «Моя семья в истории поселка»

Сценарий познавательно-игровой программы...

Исследовательский проект «История поселка»

Исследовательский проект«История поселка» ВВЕДЕНИЕ:Основополагающий вопрос:Что я знаю об истории своей малой родины? Мы родились в современном посёлке Правохеттинский. В нашем п...

История поселка Мордово

Информационный материал для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем...