Восхищение красотой земли
статья на тему

Восхищение красотой земли

консультация для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voshishchenie_krasotoy_zemli.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:


"Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, - это важнейший эмоциональный источник любви к Родине".

"Охрану природы я  считаю делом  святым.     Это сохранение и умножение красот Родины".

Л.Леонов

"Любовь    к    природе,    впрочем,    как    и    всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у

нас с детства".

И.Соколов - Микитов

Мы часто бываем в лесах, на берегах рек и озер. Природа везде и по-своему красива и привлекательна. Сколько стихов сложено о нашей сибирской тайне, сколько песен спето! Но можно смело сказать, что многие леса, озера были бы еще привлекательнее, если бы люди, их посещающие, лучше берегли природные комплексы, не вторгались в них необдуманно и грубо. Конечно, человек не может жить на Земле так, чтобы ничего не тронуть, ничего не изменить в окружающем его мире, но, преобразовывая его, он обязан соблюдать законы развития природы, беречь ее. Охрана природы сводится к разумному использованию ее ресурсов, чтобы она могла служить и нам, и нашим потомкам.

Вспомним строки поэта Михаила Дудина:

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики...

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Идя в лес с ребятами или без них, всегда нужно помнить общественные заповеди поведение культурного, разумного человека на природе:

  1. Не разводит в лесах костры в хвойных молодняках, под кронами деревьев, на
    торфянике.
  2. Для костров использовать только сухостой и валежник; металлические колышки
    для палатки и костра привозить с собой.
  3. Уходя из леса, заливать костер водой или засыпать землей, не бросать в лесу
    окурки и спички.
  4. Не оставлять на месте отдыха мусор, а закапывать его или увозить с собой.
    Полиэтилен и стекло сохраняются в лесу несколько десятков лет, бумага - до двух
    лет, а осколки стекла могут стать причиной пожара.
  5. Не включать в лесу, на поле, на лугу на полную мощность магнитофон или
    приемник, не пугать шумом зверей и птиц, особенно весной, в мая месяце, когда
    прилетающие птицы, садятся на гнезде, для выпаривания птенцов.
  6. Не разорять муравейники, не убивать змей, лягушек, ящериц, жаб.
  7. Не оставлять подписи на деревьях.
  8. Не ломать деревья и кустарники.
  9. Не браконьерничать.

Поведение человека на природе - это зеркало его души. Пусть это зеркало отражает только хорошее.

И все-таки, что значит охранять природу, помогать ей на деле, а не только на словах.

Природа-понятие широкое. Нельзя охранять природу вообще. Но можно взять под охрану сирень, черемуху или любой кустарник под окном, березовую рощицу, что одаривает нас прохладой в июльский день, заток, пруд, над которым так хорошо посидеть с удочкой. Можно взять под защиту, попавших в беду животных. Вот уже несколько лет мы охраняем кусочек берега Понзуйки. Когда мы приходим на берег этой реки, мы, прежде всего, очищаем этот бережок от стекла, мусора, нечистот. Сжигаем бумаги. А вынесенные на берег бревешки расставляем красиво, делая из них беседки и столы. Получается все прекрасно, но обидно то, что, приходя на берег в другой раз, мы снова принимаемся делать тоже самое. Очищенный берег всегда привлекает новых туристов, отдыхающих, и постоянно они оставляют после себя бутылки, банки, бумагу. После таких горе-туристов стыдно смотреть в глаза нашим детям. Что еще полезного делаем мы в лесу? Всегда находим не разоренные муравейники и чтобы они не осыпались, огораживаем их бревнышками. Очень интересно наблюдать за муравьями - трудягами, за их суетливой и интересной жизнью.

Бережное отношение ко всему животному... Оно начинается с любви к родному краю, городу, поселку. Нет человека, который сказал бы о себе: "Я не люблю природу". Даже тому, кто отлавливает в лесу полезных птиц, не задумываясь, прихватывает после загородной прогулки трофеи: птиц, белок, бурундуков - кажется, что он тоже любит природу. Но правильно ли, кажется? Так почему же некоторые люди не понимают или не хотят понять, что, обирая природу, они обделяют себя. Ведь будущее состояние лесов, рек, озер зависит от нас самих. Разве не становится грустно, когда посмотришь на загубленные деревья? Они в дуплах, шрамах, морозобоинах. А полагалось бы брать их на учет и особо присматривать за ними по достижении полувекового возраста, подобно тому, как дают повышенные пенсии заслуженным старикам, ветеранам войны и трудового тыла. Древесная смерть ходит по нашим лесам и паркам в облике бродячей коровы, шустрых, распущенных мальчишек, обдирающих кору деревьев на кораблики, расплодившегося в последние годы короеда.

А если говорить о нашей северной тайге. Мы действительно живем в краю удивительной природы, в краю нескончаемых озер и рек. Наш край богат рыбой, дикими животными, лесом. На сотни километров тянется тайга с голубичными, черничными, брусничными коврами. Но что же мы видим в тайге? Там, где побывал человек, видны следы его пребывания. Кругом сломленные деревья, кучи мусора, истоптанный мох. Очень часто на пути попадаются срубленные сосны и далее кедры. Красавцы кедры уничтожаются варварски из-за нескольких десятков шишек. Когда видишь в лесу срубленный кедр, сердце щемит от боли и беспомощности, больно смотреть на эти преступления взрослых и детей. А ведь каждому известно, что кедр — это дерево, олицетворяющее собой могущество и богатство западносибирской тайги. Многое дает кедр большим и малым обитателям тайги и человеку. Кедровыми орехами лакомятся медведь и бурундук, белка. А сколько радости доставляют орехи детям! В орехах много ценных питательных веществ и витаминов. А нам огромна роль кедра во флоре и фауне тайги! Известно, например, что кедр - настоящая фабрика фитонцидов, которые убивают болезнетворных бактерий. Сибирский кедр — это дерево-реликвия, принадлежит к нам из глубины веков. Не одному поколению ученых предстоит еще изучить проблему кедра. Но пока что кедр продолжают варварски уничтожать. Сейчас, как никогда, очень остро стоит вопрос экологического воспитания не только детей, но и взрослых, а также проблема охраны природы. Мы настолько загрязнили нашу планету, что если не примем срочные меры сегодня, то завтра может быть поздно. Из-за загрязнения сейчас практически почти нет здоровых детей. Они рождаются уже с какими-нибудь отклонениями.

Вот почему с самого юного возраста мы должны воспитывать детей, любить и беречь родную природу, уважать ее законы. Конечно, постоянно твердить одно и тоже бесполезно, эти однообразные заклинания почти не воспринимаются современными детьми. Нужно, во-первых, показывать личный пример разумного и бережного отношения к природе. Будь то родитель, педагог или просто порядочный человек. Всегда нужно помнить заповеди поведения культурного человека на природе. Экологические знания приходят к человеку очень рано. Малыш тянется к котенку и играет со щенком. Все живое вызывает у малыша участие и интерес. В игре к ребенку приходят первые знания: от родителей малыш уже знает, что нельзя ударить щенка: ему может быть больно, и к тому же из этого щенка может вырасти настоящий друг. Нельзя топтать цветы или врывать их, чтобы потом просто бросить на дорожку. Элементы научных сведений о природной среде нужны всем людям, всех возрастов и специальностей. Ответственность за охрану природы - долг каждого. А что могут сделать для охраны природы наши школьники? На каждом шагу можно найти применение своим силам. Кажется, это так просто: не сорить на улице, не оставлять в лесу после себя бумагу, пакеты, не бросать в речку бутылки, банки. Или, уходя из дома в холодную погоду, захватить кусочек хлеба или горсточку крупы для зимующих птиц. Ох, как они нуждаются в нашей помощи! Помните, у Рубцова:

"Чуть живой. Не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему...

И гляди, не становится вредным

От того, что так трудно ему".

Нельзя рвать без надобности лесные цветы, ломать ветви деревьев. Ведь букет всего лишь из нескольких цветочков красивее и трогательнее, чем охапка их. В нашей стране все больше становится растений, которые стали редкими и теперь записаны в

Красную Книгу. Эти цветы пострадали не только от отходов производства, но и за свою красоту и за то, что обладают лекарственными свойствами. Такое случилось с цветками ландыша, адониса, пиона. О. полном исчезновении пиона можно сказать и в нашем Березовском районе.  В 60-е, 70-е годы пион в большом количестве рос на левом берегу Северной Сосьвы. Сейчас не встретишь ни единого кустика, ни единого корешка и даже не поверишь, что здесь, на Белой горе, росли пионы. Люди выкопали пионы и посадили на своих участках, так что наши дети и внуки никогда уже не увидят в природе красивый, лекарственный цветок пион (Марьин корень). Исчезают с лица земли не только растения, но и животные, птицы. А лягушки? Оказывается, и они могут исчезнуть! Во многих индустриальных районах Западной Европы самые обыкновенные лягушки стали уже редкостью. А в нашем Ханты-мансийском округе из-за загрязнения Оби, Иртыша, Северной Сосьвы рождаются рыбы-мутанты. Так, на Оби был выловлен осетренок с тремя глазами. А еще был случай, когда в противоположность всей лощине выловили осетра с белой икрой. Об этом сообщил Николай Дудников в "Российской газете" от 05.04.1996 г. Здесь же автор рассказывает и о других "чудесах" из жизни наших северных рыб. Во все времена налима ценили за печень, но вдруг у пойманных на Оби налимов печень куда-то исчезла, вернее печень сама по себе есть, но совсем-совсем маленькая. А что случилось со щёкуром? Вопреки законам природы он почему-то скатывался с нерестилищ на зимние квартиры в Обскую губу с полным животом икры. И все это случилось потому, что допустимая концентрация в воде нефтепродуктов, тяжелых металлов и другой гадости превышает в наших реках в 8-10 раз. Страшно, что сейчас это стало вполне нормальным явлением. А ведь загрязнение водоемов разрушает иммунную систему рыбы, влияет на ее половые признаки. Иными словами, от дурного семени не жди хорошего племени или вообще ничего не жди.

В этой же газете сообщалось потрясающая новость, что в Обских водоемах завелся муксун "оно" - ни мужского, ни женского пола. Выходит, что в будущем муксун может исчезнуть как вид. А ведь эта рыба одна из самых ценных пород пресноводных не только в нашей стране. А вот старший ихтиолог Ямало-ненецкой окружной инспекции рыбоохраны А.Прокопчук сообщает, что на сотню пыжьянов вылавливается 3-5 "горбунов". Искривление их позвоночника произошло благодаря отравлению "химией" и нечистотами, которые до сих пор щедро льются в реку из 39 городов, расположенных в верхнем течении Оби. Особенно часто в последнее время в сети рыбаков попадает рыба, похожая одновременно и на щекура, и на пыжьяна. Этот гибрид также не имеет пола, потомства не дает.

О чем это говорит? Давно пора задуматься об оздоровлении Оби. Ведь Обской бассейн — это свыше 40 % вылова сиговых ценных рыб. Тех самых, которые в советское время продавали за рубеж только за валюту. Неужели теперь те, у кого должна болеть голова ха экологию хотят, есть белую икру вместо черной? Вот что об этом говорит начальник отделения охраны животного мира Минприроды Игорь Михко: - "Мы стараемся остановить этот гибельный процесс. По закону об охране окружающей среды введена плата за ее загрязнение. И чем больший вред приносит предприятие, тем больший штраф оно должно платить. А если загрязнение превышает нормативы, штраф делается буквально разорительным для предприятия. Так что оно вынуждено устанавливать фильтры, строить очистные сооружения, если хочет нормально работать. Мы надеемся, что эти меры помогут нам оградить природу от варварского обращения". А Хантыйский поэт Роман Ругли в своем стихотворении "Мольбы природы" призывает людей к разуму, к охране окружающей среды:

Сварил я нельму. И ухи глоток -

Роскошной, жирной - с жадностью отведал.

И, поперхнувшись, говорить не мог,

Как будто друг меня внезапно предал.

Обманутый несчастный аппетит

                                            смутился, растерялся, заметался, И, перед ним, испытывая стыд, Его я уговаривать пытался.

- А ну, давай попробуем другой кусочек! Погляди, какое чудо! - но запах нефти в рыбке дорогой, А также вкус - присутствовали всюду.

Лизало пламя донце котелка, И я корил свою родную реку: - Ты это что ж, кормилица - река, подсунула сегодня человеку?

А впрочем, я ведь знаю - ты сама. Хоть в чем-нибудь виновна здесь едва ли-то люди от великого ума. Самим себе беду наколдовали.

Качая нефть из глубины земли, Опережая плановые сроки, Не углядели, не уберегли -Спустили в реку черные потоки.

Неужели может впрямь прийти пора - И вкуса не узнают наши внуки. Не только нельмы или осетра, Но даже и простой зубастой щуки?

Вода молчит. И рыбы в ней молчат. И солнце с высоты не скажет слова. Молчит листва, глотая синий газ. А вместе - молят грозно и сурово:

-Мы, человек, друзья, а не враги!

Ты свой прогресс всего превыше ценишь,

Но все-таки и нас побереги,

Ведь нас ничем на свете не заменишь.

Преследуя возвышенную цель, Твори, дерзай смелее год от года, Но сохраняй живого колыбель-текучую, смеющуюся воду...

И к тем словам прислушивался я И размышлял тревожно и серьезно: Вот в этом направлении, друзья, Давайте колдовать, пока не поздно!

Проблемами экологии, отношению человека к природе - этим проблемам посвящено множество произведений самых известных авторов. Таких, как В.Астафьев, В.Распутин, Ч.Айтматов и многие другие ("Царь-рыба" Астафьева, "пожар" Ч.Айтматова,

его же "Плаха"). Красной линией в повести Айтматова "Плаха" затронута тема природы. Природа обязательно отмстит человеку. Никогда еще до "Плахи" мучение природы не были так жестко отождествлены с мучениями человека. Астафьев писал о браконьерах, Распутин с ненавистью рисовал "поджогщиков", "обсевков и чужих". Разговоры о природе, о насилии над нею, о том, что она "мстит" человеку, сегодня широко распространены. Поэтому надо думать сейчас, что останется нашим потомкам, кроме выжженной земли и неосуществимых моральных устоев.

Что можно уже сейчас сделать для спасения нашей Югры, для спасения наших лесов, рек, озер?

  1. Во-первых, каждое проводимое мероприятие, каждый строящийся завод, комбинат
    на территории поселка или разрабатываемый карьер должен быть отдан на суд
    жителем  поселка.     В  дискуссиях  рождается  истина.     Должны  быть  всегда
    просчитаны все стороны этого строительства (и экономические и экологические, и
    нравственные).   Каждый человек должен быть в ответе за судьбу лесочка, озерца
    или речушки, а не делать так, как в свое время поступили равнодушные люди с
    нашей    красавицей    протокой    Смолкой,    которая    была   местом    отдыха   и
    любительской рыбалки игримчан. Высокий правый берег протоки привлекал своей
    красотой, прекрасными пейзажами.    Левый берег Смолки — это заливные луга,
    тянущиеся километров восемь, до бывшей деревни Люлюкары.    А сейчас что?
    Смолку засыпали, сделали насыпную дорогу в ИЦТ флота. И Смолка прекратила
    сове  существование.     Вместо протоки образовалось гнилое, вонючее болото,
    поросшее тиной и водорослями.   В связи со строительством частных коттеджей,
    берега смолки обваливаются, засоряются разными отходами и мусором. В Смолку
    спущена Труба, по которой стекает вода из очистных сооружений.   А рядом, в 50
    метрах,   сделали   пляж,   где  в  вонючей,  застойной   воде  купаются  игримские
    ребятишки.    Лучшего места для ребятишек    не нашлось.    Погублен еще один
    чудесный уголок природы.    Зато предприятию выгодно.    Строительство такой
    дороги обошлось дешево.   А ведь если бы работали законы по экологии, ИЦТ
    флота пришлось бы строить мост или ставить понтоны через речку.
  2. Лес в нашем районе можно сказать не восстанавливается.     Зато вырубается
    варварски предприятиями, частными лицами, предпринимателями и в больших
    количествах вывозится за пределы нашего района.    Что же останется местным
    жителям через 10-20 лет после такого истребления?   Во многих странах Европы
    давно уже введен закон: прежде чем вырубить дерево, сначала посади его.   А в
    США саженцы садят с вертолетов.   Корневую систему саженцев упаковывают в
    прочный, твердый материал, который при падении пробивает землю.

А почему бы у нас в районе, области, стране не обязать вырубщиков восстанавливать, садить лес? Сколько выруби деревьев, столько и посади. Повсеместно развить сеть питомников с той целью, чтобы выращивать леса не семенами, а саженцами, так как семена часто поедают птицы, грызуны. И семенная посадка не всегда поддается контролю.

3.        В нашем районе в засушливые годы часто случаются пожары, которые приносят
очень большой вред лесному хозяйству.    В последние годы сгорели во время
пожаров прекрасные охотничьи угодья, ягодники возле Игрима за Люлюкарами, по
правому берегу реки Усыпья.   Возле деревни Анеево также появилась новая гарь.
После    пожаров,    можно    сказать,    лес    не    убирается,    а    это    способствует
распространению жуков - короедов.

Предложение такое: сожженный лес - сухостой можно отдавать людям бесплатно с посадкой новых саженцев.

4.        Нужно чтобы районный штат лесников был намного больше, их зарплата была
выше, а спрос - соответственно зарплате.

  1. Об экологическом загрязнении нашей природы нужно не говорить, а принимать
    самые  строгие меры,  издавать  самые  строгие законы,  которые  бы не  просто
    писались на бумаге, а выполнялись.   Иначе получается так, что сами люди рубят
    сук, на котором сидят, уничтожают сами себя, а расплачиваются ,за эти грехи будут
    наши дети и внуки.
  2. По загрязнению отходами, мусором окрестностей наших поселков, сел, городов,
    зон отдыха и красивейших мест - это дело рук самих утопающих.   Если мы с
    самого раннего детства будем прививать любовь к своему краю, к поселку, в
    котором живем, к природе, показывать детям пример бережливого отношения к
    природе, а не подчеркивать, что на севере мы - временщики и скоро умчимся
    отсюда в разные теплые края, то толк, несомненно, будет.
  3. В  школах,  колледже и других учебных заведениях нужно поднять на самый
    высокий уровень экологическое воспитание нашей молодежи.
  4. Направление и формы природоохранной работы в школах, детских садах, учебных заведениях
    могут быть самыми разнообразными:

  • Отряды зеленых патрулей;
  • Школьные лесничества;
  • Отряды голубых патрулей;
  • Натуралистические кружки и клубы юных экологов.

  1. Каждое покушение на природу должно быть наказуемо по закону.
  2. Только всеобщая активность может помочь государственным органам сохранить
    для потомков богатства земли, чистоту вод и воздуха.
  3. Через средства массовой информации, особенно через телевидение, показывать
    больше научно-познавательных, художественных фильмов о природе, об ее охране,
    о привязанности и любви к животным, растениям, к родному краю.

        Только так ,а не иначе мы сохраним природу Югорской земли!

                                                                                               Терентьева Н.А. воспитатель ДОУ

                                                                                               «Золотой ключик» п.Игрим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий весеннего праздника "Как спасли красоту земли русской"

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки, поэзии, театрализованной деятельности и хореографии. Взаимопроникновение этих...

Праздник "День подарков и восхищения для милых мам!" для старших дошкольников.

Короткий, но душевный и интересный праздник, который проводится прямо в группе.....

Красота земли Заимской

Папка с фотографиями о красоте родной природы....

Цифровой образовательный ресурс "Красота земли Югорской"

В последнее время все больше внимания уделяется духовному становлению личности, истокам формирования национального характера.  Успешность развития дошкольников на региональном материале становитс...

Экологический проект средняя группа (4-5 лет) «Цветы – красота Земли»

Материал может быть использован воспитателями для средней группы 4-5 лет....

Конкурс чтецов "Красота земли русской"

Цель: повышение речевой активности детей, повышение уровня выразительности чтения стихов.Задачи: Воспитать умение рассказывать и слушать стихи, которые читают другие дети; развивать навыки эмоциональн...