Экологический кружок
проект по теме

Шигапова Вера Ивановна

план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektplan_ekologiya.docx39.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

СТАРШАЯ ГРУППА

Цели и задачи экологического воспитания                   в старшей группе:

Продолжать и совершенствовать работу, начатую в средней группе.

Основные задачи экологического воспитания  в старшей группе:

-  Расширять представления о растительном и животном мире;

- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;

-   Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

-    Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;

-     Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам. Называть 5 – 6 деревьев, 2 – 3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 – 4 комнатных растения;

-   Учить различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнять представления детей об их повадках, условиях жизни;

-      Учить различать и называть 5 – 6 видов птиц, 8 – 10 насекомых, 5 – 6 видов рыб и земноводных.

-  Расширять знания детей о  неживой природе.

- Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека.

ТЕМА  ЗАНЯТИЙ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ФОРМЫ РАБОТЫ

ОКТЯБРЬ

  1. Во саду ли, в огороде.

     

  1. В хороводе деревьев.

     

  1. "Зелёная аптека".

  1. Путешествие в страну «Осень».

     

НОЯБРЬ

  1. Тайны грибного царства.

  1. Чудо- ягодка.

  1. Мир растений.


  1. Подводное царство.

ДЕКАБРЬ

  1. Волшебница вода.

     

  1. На бабушкином дворе.

     

             

  1. Лесные жители.

  1. Белый снег, пушистый. 

     

ЯНВАРЬ

   1.В гостях у

     птиц.

  1. Зимушка-зима.

  1. Песок, глина, камень, почва.

  1. Воздух.

ФЕВРАЛЬ

  1. Путешествие в царство комнатных растений.

     

  1. Стекло и металл.

  1. Животные холодных и жарких стран.

  1. Как много интересного зимой!

МАРТ

  1. В гостях у Весны.

  1. Береги живое!

  1. Резина и пластмасса.

  1. Колосок.

АПРЕЛЬ

  1. Насекомые - наши помощники.

  1. Цветущий сад.

  1. Земля - мой дом.

  1. Весенние заботы птиц.

МАЙ

  1. Экологическая тропинка.

  1.  Человек-        

 живой

     организм.

  1. Бумага, древесина, ткань.

  1. Кто живет в реке и в озере.

 

Закреплять представления детей об овощах, фруктах. Учить классифицировать, правильно называть и различать; знать их

место произрастания.

 Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Показать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

Познакомить с лекарственными растениями (ромашкой и подорожником). Закрепить понятие о взаимосвязи  человека и растительного мира.  Воспитывать бережное

отношение к растениям.

 Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

 

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.



Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах).


Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.


Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой.  Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими

 приспосабливаться к жизни в окружающей среде

 Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

Уточнять и расширять представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

 

Дать первоначальное

 представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

 Воспитывать любовь и заботу к животным.

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха  (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

 Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим ".

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой.

 Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Познакомить с комнатными  растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

 

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость,

 твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Расширять и углублять представление детей о диких животных. Учить по внешнему виду животного определять место его обитания. Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.

Сформировать обобщенное представление детей о зиме. Развивать познавательную активность. Воспитывать позитивное отношение к зиме.

Расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.


Познакомить детей с Красной книгой, редкими,

 находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты,

радости людей.

Познакомить с новым

 материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Познакомить детей со злаковыми растениями.  Учить распознавать растения по их характерным особенностям.

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог), божьей коровке, пчеле, кузнечике, муравье, бабочках

 (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Познакомить с  особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями

насекомых в пище и тепле и их

поведением). Воспитывать эстетические чувства.

Дать представления о суше и водном пространстве,

разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, село,

город, страна), о звёздах.

Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения     информации.

Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Обобщать и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной, учить устанавливать связи между сроком прилета и наличием корма.  Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, заботятся о птенцах.

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее.

Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке).

Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).

 

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную

 чувствительность при решении познавательных задач.



Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Развивать умение классифицировать обитателей рек и озер. Совершенствовать связную речь.

- Наблюдения.
- Дидактические игры:
"Чего не стало",
"Угадай на ощупь",
"Узнай по описанию".
- Беседа "Что нам осень принесла".
- Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты".

- Рассматривание на участке листьев, коры, плодов деревьев.
- Отгадывание загадок.
- Игра "Соедини листья с плодами".
- Чтение:

И. Токмакова "Сосны".

- Беседа о лекарственных травах.
- Загадки.
- Рассматривание иллюстраций с растениями.

- Наблюдения за состоянием погоды на участке.
- Наблюдения за трудом взрослых.
- Рассматривание картины "Времена года".

- Развлечение "Осень разноцветная".

 - Загадки о грибах.
- Рассматривание

муляжей грибов,

 иллюстраций.
- Рассказ о месте произрастания грибов, строении,

размножении.
- Аппликация

"Поможем белочке заготовить грибы".

- Рассматривание иллюстраций.

-Отгадывание загадок.
- Рисование любимой ягоды.

Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений.
-Беседа "Мой любимый цветок.

- Рассматривание иллюстраций с

 изображением рыб,

 лягушки, водорослей.
-Аппликация

"Аквариум"

(коллективная).

 - Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды).

 - Изготовление цветных льдинок.

 -Отгадывание загадок о домашних

 животных.
-Рассматривание иллюстраций с

 изображением домашних животных.
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные.
-Дидактические игры:
"Назови детёнышей".
"Какая польза от домашних животных".

-Рассказ о лесе.

-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу".
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
- Чтение: "Зимовье зверей".

Опыт со снегом.
Беседа: "Нужен ли зимой растениям снег?".
Рисование"Снежинки"
 

Беседа о зимующих и перелётных птицах.
Отгадывание загадок. 
-Рассматривание иллюстраций с

 изображением птиц.
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры:
"Кто, где живёт",
-Устройство птичьей столовой.

-Беседа о зиме.
-Рассматривание картины "Зимние забавы".
-Рассказ и

 рассматривание картины "Как зимуют дикие звери".

-С. Козлов  "Зимняя сказка".

-Рассмотреть песок, глину (сравнить).
-Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение).

-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
-Надувание мыльных пузырей, надувание шаров.
-Рассказ о значении чистого воздуха.

Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями".
- Игра "Какого  растения не стало".
-Рассматривание растений.
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание).
-Беседа о строении растений, об уходе за ними.

- Уход за растениями.

Сравнение предметов.
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет".
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.

-Беседа.

-Рассматривание иллюстраций.

- Дидактические игры: Кто где живет? Зоологическое лото.

-Беседа.

- Рассматривание иллюстраций.

-Беседа о зимних забавах.

- Дидактическая игра:

Когда это бывает?

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна".
-Дидактические игры : "Когда это бывает", "Найди детёныша".

-Беседа об изменениях в природе.

- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной".

 

-Рассматривание  Красной книги,

 беседа.
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его".




-Рассматривание предметов из этих материалов.
-Сравнение резины и пластмассы.
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет".

- Беседа.

-Рассматривание иллюстраций.

Чтение: К. Ушинский «Хлеб».

- Беседа: «От куда хлеб пришёл» (процесс изготовления хлеба).

-Рассматривание иллюстраций.

Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми.
-Рассматривание иллюстраций.
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика").
-Рисование "Божья коровка".

-Рассматривание

иллюстраций плодовых деревьев.
-Дидактическая игра:
"Подбери листок к дереву".
-Рисование "Яблоня в цвету".

-Беседа "Где я живу".
- Сравнение речки, болота, моря.

-Рассматривание  фотографий города, семейные.
-Дидактические игры:
"Рассели животных".
"Кто живёт на суше, а кто в воде".

-Беседа Моя семья.
-Беседа о звёздах.
-Рисование "Звёздное небо".

- Беседа.

- Рассматривание иллюстраций.

Чтение: Ю.Дмитриев «Какие птицы бывают?», В. Астафьев «Стриженок Скрип».

-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу".
-Целевая прогулка по территории сада.
-Беседа:"Что ты сделал доброе для природы?"
-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги".

Рассматривание

плакатов,

иллюстраций со строением органов человека.
-Дидактическая игра "Валеология".
-Беседа о

 потребностях человека.
-Рассказ о вредных привычках.
-Гимнастика для глаз.

-Беседа.
-Оригами из бумаги.
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых

 материалов.
-Опыт с бумагой, древесиной.

- Беседа.

- Рассматривание иллюстраций.

- Дидактическая игра:

«Кто где живет?», «Четвертый лишний».

- Чтение: В.Гаршин «Лягушка-путешественница».

-Загадки.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 

- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»;

- О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в Экологию!» часть 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический кружок «Божья коровка» II младшая группа

Кружок «Божья коровка» имеет экологическую направленность.Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной  просветительской работы по формированию у населения экологи...

Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...

Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...

Экологический кружок "Юные защитники природы"

Проект "Юные защитники природы" имеет экологическую направленность. Затрагивает вопросы нравственности и гуманности, что особенно необходимо на фоне современной глобализации и ухудшения общей экологич...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ЛЕСОВИЧОК»

воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним....

Конспект "Зимующие птицы"- экологический кружок

Цель: закрепить и уточнить знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие». Развивать память, речь, внимание и творческое воображение детей. Воспитывать ...

Экологический кружок "В мире природы".

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский....