Родительское собрание "Арзамас-моя малая родина"
консультация (младшая группа) на тему

Данилова Светлана Ивановна

Всем известно, что воспитывать патриотизм у детей неюбходимо начинать с детства. Несмотря на все усилия педагогов этого недостаточно, необходимо начинать работу по нравственно-патриотического воспитанию с семьи. Этому и посвящено родительское собрание в первой младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_arzamas-moya_malaya_rodina.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Сценарий родительского собрания
  2. «Арзамас-моя малая родина»

Цель:

  • привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников,
  • раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.

2. Изготовление памяток на тему собрания.

3. Фотовыставка "Мой родной Арзамас".

4. Консультации для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников, исторические справки о городе Арзамасе.

Ход собрания.

  1. Вступление.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Воспитатель знакомит родителей с фотовыставкой, благодарит за полные искренние ответы на анкету, кратко резюмирует полученные сведения.

2. Чтение стихов об Арзамасе.

3. Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?"

Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.

Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.

Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели   знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

4. Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город?" (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

  • Назовите дату образования Арзамаса. (1578год) 
  • Кто основал наш город и по чьему приказу?

Арзамас старинный русский город. Основан как город-крепость, которую определил заложить царь Иван Грозный в 1552 году, когда шел своим третьим походом на Казань. Арзамасу "велено быти на государевой службе". Официально датой основания считается 1578 год.

  • Что в переводе обозначает название нашего города? 

Крепость была основана на месте древнейшего мордовского поселения эрзя. Название города, как рассказывает одна из легенд, образовано из имен двух братьев Арзая и Масая, которые встретили Ивана Грозного дарами и в присутствии царя первыми приняли православную веру.

По другому, более правдоподобному объяснению название "Арзамас" образуется из двух слов - "Эрзя" и "Маз" - что означает красивое (главное) поселение мордовского племени Эрзя. Однако доктор филологических наук А.И. Попов в 1968 году писал: "Название (Арзамас) происходит по-видимому, от мордовского личного имени Арземас или Орземас, которое неоднократно встречается в писцовых книгах и других источниках среднего Поволжья, особенно в XVII веке. Среди мордвы бытовало много подобных имен: Инемас, Вячкомас, Полдомас. Использование личных имен в названии поселений вообще вещь нередкая. В Мордовии, например, есть села Полдомасово, Арземасово и другие. Собственно имя Арземас имеет в основе эрзянское арсемс, мокшанское арьсемс: думать, желать, пожелать и, следовательно, может быть переведено на русский язык как желанный. С племенем эрзя оно не имеет ничего общего."

  • Что изображено на гербе города и что этот символ означает?

Арзамасская крепость сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ русского государства. Эта ее историческая заслуга была отражена в гербе города, изображенного в форме щита (на золотом поле два стропила: верхнее - красное, нижнее - зеленое), утвержденного 16 августа 1781 года.

Однако по-прежнему арзамасский герб так и остается не «расшифрованным», хотя попытки предпринимались не раз.

Автор первой версии Н. Щегольков предполагал, что «герб Арзамаса... указывал на то, что тогда в этом городе женщины ткали тесьмы или ленты из шелка и вот этого было достаточно, чтобы занести эти ленты в городской герб». Но Арзамас был известен и другими промыслами и ремеслами, почему бы не их отразить? Или, к примеру, гуся - ведь слава об арзамасских гусях дошла и до Санкт-Петербурга. К тому же изображение животных, птиц и рыб не противоречит принципам геральдики, и они присутствуют в гербах других российских городов.

Своеобразную версию выдвинул Г. Кирсанов: разделенное стропилами на четыре части золотое поле означает, что город-крепость стоял на пересечении четырех важнейших дорог - на Москву, Нижний Новгород, Саранск и Симбирск; красное стропило олицетворяет, что город, прежде деревянный, «в давних временах сгорел»; зеленое нижнее стропило свидетельствует, что в Арзамасской провинции было в изобилии хлеба, рыбы, лесов. Приводит автор еще одно мнение: красное стропило означает, что Арзамас принадлежал к русским поселениям, а зеленое - цвет мордвы.

Существует и третья версия, высказанная герольдмейстером нижегородского дворянства И. Макаровым, а также кандидатом филологических наук Ю. Курдиным. В сжатой форме она формулируется так: герб Арзамаса отражает победу Московского государства над Казанским ханством. И хотя у историков нет единого мнения о дате создания города, они сходятся в одном: город возник в результате третьего похода Ивана Грозного на Казань. Вот почему верхнее стропило окрашено в красный цвет - цвет гербового щита Москвы, а нижнее, означающее побежденного, имеет зеленый цвет — цвет ислама.

  • Кто изображен на известных памятниках? (Гайдар, Пушкин, Ступин)

(показ фотографии на электронном носителе)

  • Перечислите имена знаменитых людей Арзамаса

Мельников-Печерский, побывавший здесь в 30-х годах XIX столетия, восторженно отзывался: «В России немного и губернских городов, которые бы при таком счастливом местоположении были так красивы, как Арзамас...». Не случайно здесь, в глуши Нижегородской губернии, была открыта в 1802 году первая в России провинциальная школа живописи. Создал ее один из талантливых горожан — Александр Васильевич Ступин, с отличием окончивший Петербургскую академию художеств. Арзамасская школа, просуществовав до 1861 года, открыла дорогу таким известным впоследствии художникам как В. Г. Перов, М. П. Коринфский, В. Е. Раев, Н. М. Алексеев и другим, она оказала влияние на культурную жизнь и внешний вид уездного городка. На века вошла в историю легендарная женщина Алена Арзамасская, возглавившая во время разинского бунта семитысячный отряд местных мужиков и работных людей, поднявшихся на борьбу с ненавистными угнетателями.

  • Какие улицы города названы в честь писателей? (Островского, Пушкина, Крылова, Лермонтова, …).
  • Назовите достопримечательности города

Город Арзамас представляет собой удивительное место, где старейшие архитектурные памятники соседствуют с индустриальными сооружениями, а также развивающимися промышленными предприятиями, продукция которых распространяется по всему миру. Многие живущие здесь арзамассцы настолько привыкли к своему городу, что не видят ничего необычного в том, что рядом с ними располагаются древнейшие памятники архитектуры, возраст которых исчисляется ни одним столетием. Главная достопримечательность города многочисленные архитектурные памятники и великолепные храмы и монастыри семнадцатого-девятнадцатого веков. Вот мы у стен Спасо-Преображенского монастыря (1556 г.). Это седая старина, колыбель православия. Строили его новгородцы. А внизу под горой - Святое озеро. Легенда гласит: глубоко на дне в водном плену его находится церковь, а в округе - сеть подземных ходов.Как и всюду на Руси, почитали православные арзамасцы Пресвятую Богородицу. Одиннадцать красивейших церквей посвятили горожане Пречистой. До наших дней сохранилось шесть: Казанская (1792 г.), Знамения (1801 г.), Владимирская (1802 г.), Всех Скорбящих Радости (1861 г.), Пресвятой Богородицы Живоносного Источника (1794 г.), Благовещенская (1784 г.). Все храмы действующие, наполнены прихожанами.

На Соборной плошали возвышается один из красивейших в Европе главный храм города кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь хранится его главная святыня Животворящий Крест Господень. Он чудотворный, ибо исцеляет болезни страждущих. Услышав древнее предание о чудесном приобретении святыни, вы, несомненно, поклонитесь Кресту.Здесь же в соборе находится древнейшая святыня г. Арзамаса - резная икона Св. Николая Чудотворца, прославившаяся чудотворениями. Когда-то она была главной святыней Николаевского женского монастыря, с историей и архитектурой которого вы познакомитесь здесь же, на Соборной площади. Арзамас сам по себе город-музей. Более 130 памятников истории, культуры и архитектуры взяты на государственную охрану. 25 из них - памятники общероссийского значения. Это дало основание для включения г.Арзамаса в список исторических городов, требующих особо бережного отношения к сохранению исторического наследия.

 5. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:

  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Человек без Родины - соловей без песни.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
  • Дома стены помогают.
  • Без корня и полынь не растет.
  • Всякая сосна своему бору шумит.

6. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

7.Подведение итогов. 

  • Привлечение родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников полезно как для самих родителей, так и для дальнейшего воспитания детей
  • работа родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей должна быть взаимосвязана и постоянна.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше родительское собрание. Безусловно, очень хотелось бы, чтобы каждый из вас вынес что-то полезное для себя.

Список используемой литературы
1. Князева О. Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2 изд. СПб. Детство-Пресс. 1998.
2. Пименова И.К. , Россоха И.Н. Рождение Руси. Пособие для развивающего обучения - М. ЗАО Изд-во ЭКСПО-Пресс. 1998.
3. Забылин М.Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М. Изд-во Экспо. 2005
4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб. Изд-во «Азбука-классика». 2003
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. - М: ТЦ Сфера, 2004.

6. Официальный сайт администрации города Арзамаса66

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей

«Известные люди о воспитании любви к Родине»

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко).

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский).

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей).

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен).

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

3. Беседуете ли Вы о родном городе?

4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны?

6. Совершаете выезды на природу?

7. Совместно читаете книги?

8. Часто смотрите телевизор? Какие передачи?

9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Моя малая Родина» на тему: «Семейные традиции»

Цель собрания: - помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека Задачи: -  активизировать внимание уставших родителей,-  создать атмосферу праздника,-  доброжелательны...

Конспект родительского собрания в старшей группе ОН на тему: "Воспитание любви к малой Родине в детском саду и в семье"

Конспект родительского собрания  в старшей группе ОН на тему: "Воспитание любви к малой Родине в детском саду и в семье"...

Родительское собрание «Формирование представлений у младших дошкольников о малой родине»

Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка....

Родительское собрание в средней группе «Моя малая Родина –Новоалександровка»

Родительское собрание в средней группе«Моя малая Родина –Новоалександровка»...

Детско-родительский образовательный проект «Моя малая Родина – Кировград»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране...

Методическая разработка Детско-родительский проект «Моя малая родина» для 2-й младшей группы.

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем- это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.Чувство Родины начина...

Родительское собрание в старшей группе «Моя малая Родина –Вольск»

Родительское собрание в старшей группе«Моя малая Родина –Вольск»  Цель: Привлечь внимание родителей к вопросу патриотического воспитаниядошкольников.Задачи: осмыс...