Проект программы "Город в котором ты живёшь"
проект (подготовительная группа) на тему

ПРОЕКТ программы  дополняет региональный компонент, может использоваться самостоятельно

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                                                «УТВЕРЖДЕНО»

Ведущий специалист РОО                                                                                 Зав.МДОАУ «Детский сад №16

____________________В.А. Михайлова                                                      «Чебурашка» общеразвивающего вида»  

«____»______________2014Г.                                                                         ____________________Меркулова Н.В

                                                                                                                                «____»________________2014г.

                                                                                                                       

«ПРИНЯТО»

на Педагогическом совете

МДОАУ «Детский сад №16

«Чебурашка» общеразвивающего вида

Протокол №_____________________

«____»____________________2014г.

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  

«ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №16

«ЧЕБУРАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ Г.НОВОТРОИЦКА»

                                                                                     Автор:       Юшинева

Людмила Викторовна

Воспитатель МДОАУ

                                                                                                                   «Детский сад № 16»

                                                                                                            г.Новотроицк

Оренбург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

СТР

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

4

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

4

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

5

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

6

1.4

Возрастные характеристики развития детей

6

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

8

1.6

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

8

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

9

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

10

III.

Организационный раздел

3.1

Кадровое обеспечение программа 

13

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

13

3.3

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

13

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

14

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

14

IV.

Литература

15

Приложение

16

I.Пояснительная записка

Маленькая родина все равно большая,

ведь она единственная.

Ж.Ренар

1.1 Актуальность.

            В  современных условиях проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека. Сущность патриотизма в глубокой осознанной любви к родному краю, городу.

            Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки патриотических чувств, и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Необходимо помочь ребёнку открыть это чудо, приобщая его к природе, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребёнок начинает любить её и сохранять чувство привязанности к ней на всю жизнью. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее.

    Ознакомление детей с малой родиной – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любовь к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

       Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений, позволит также определить противоречие между содержанием и методическим обеспечением педагогической деятельности по формированию первичных представлений о малой родине у детей данной местности. Слабо отражена методологическая основа, принципы и подходы к систематизации данной работы, не учитываются потребности родителей в приобщении детей к культуре и истории, сложившимся традициям родного города, познавательной активности.

Детям необходимо показать, что город, в котором они живут, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, интересными людьми.

        Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, формирование первичных представлений о себе, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего города, об городских традициях и праздниках

Программа обеспечивает потребности детей дошкольного возраста в познавательной активности и игре; учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, так как строится на краеведческом содержании.

1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель: формирование первичных представлений детей старшего дошкольного возраста о малой родине.

Задачи программы:

  • Формировать у детей представления об истории города, его достопримечательностях, социокультурных объектах, самом себе как части родного города;
  • Формировать  интерес  к культуре и традициям семьи, детского сада, родного города.
  • Формировать  нравственные ценности дошкольникам, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям своего города, толерантного отношения к другим народам
  • Формировать  у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,  району, области.

1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены следующие принципы:

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка- предполагается выбор тематики, приемов работы с учетом опыта и возраста детей..
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений реализуется при знакомстве детей с историко-культурными особенностями родного города.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

- системно-деятельностный подход – т.к. в программе учитываются психолого- педагогические особенности 6-7 лет и присущие этим особенностям формы деятельности игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная;

- гуманитарный подход – учет специфики индивидуального процесса познания ребенка, индивидуальных потребностей детей;

- культурологический подход, определяющий достижение целевых ориентиров на основе свободных, практик культурной идентификации и целостности личности ребенка.

1.4 Возрастные особенности:

Программа «Город, в котором я живу» рассчитана на  старший дошкольный возраст 6-7 лет.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, социальной  адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания  себя в окружающем мире. Начинают развиваться,  те черты характера, которые связывают маленького человека со своим народом, своей страной.

       Дети в возрасте 6-7 лет способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать, могут совершать позитивный и нравственный выбор не только  в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные правила и нормы. Расширяется  мотивационная сфера за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, про социальные (желание делать добро), а также мотив самореализации. Поведение детей 6-7 лет начинает регулироваться также их представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать  свои поступки, продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное   и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.

       Сложнее и богаче становиться общение с взрослыми, по-прежнему нуждаясь в уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремиться, как можно больше узнавать о нем, круг его интересов может выходить за рамки конкретного повседневного  взаимодействия. Развитие общения детей с взрослым к концу 7 года создает парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становиться более инициативным и свободным в общении и во взаимодействии с взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.  

      В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут ставить перед собой задачу что- то запомнить, используя при этом простой механический способ запоминания – повторение. В целом ребенок 6-7 лет осознаёт себя, как личность, как самостоятельный субъект деятельности поведения.

1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;

- ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

-Карта наблюдения

-Создание презентации «Династия  металлургов»

-Фотовыставка «Достопримечательности нашего города»

-Организация выставки детских творческих работ «Город глазами детей»

-Выставка макетов «Здания, строения нашего города»



II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1. «Новотроицк-город мой»

1.1

«Не сразу город строился…»

30 мин

Групповая, индивидуальная форма деятельности.

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, трудовая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная.

1.2

«Их именами названы улицы»

30 мин

Групповая, подгрупповая форма деятельности.

1.3

Символика нашего города

30 мин

Групповая, индивидуальная форма деятельности.

1.4

Экскурсия в краеведческий музей.

30 мин

Групповая, индивидуальная форма деятельности.

Модуль 2. «Таланты наших земляков»

2.1

«Кем быть?»

30 мин

Групповая, индивидуальная форма деятельности.

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, трудовая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная

2.2

Оренбургский пуховый платок.

30 мин

Групповая, индивидуальная форма деятельности.

2.3

Новотроицкие поэты

30 мин

Групповая, индивидуальная форма деятельности.

2.4

«Делу время- потехе час»

30 мин

Групповая, индивидуальная форма деятельности.

Модуль 3. «Волшебная книга –природы»

3.1

«Когда говорят о России

Я вижу свой синий Урал»

30 мин

Групповая, индивидуальная форма деятельности.

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, трудовая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная

3.2

«Уральские горы по каменным плитам, ведут за собой нас в страну малахита»

30 мин

Групповая, индивидуальная форма деятельности.

3.3

Природа Новотроицка

30 мин

Групповая, индивидуальная форма деятельности.

3.4

Животный мир.

30 мин

Групповая, индивидуальная форма деятельности.


2.2 Содержание парциальной образовательной программы

Модуль 1. «Новотроицк- город мой»

Тема 1.1 «Не сразу город строился…»

Содержание темы

История возникновения Новотроицка, основатели города, главные улицы.

Формы, способы, методы

Форма организации: групповая, индивидуальная деятельность.

Методы: метод включения детей в содержание образовательной деятельности словесные (рассказ, беседа); репродуктивные, проблемно-поисковые; наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; метод поддержки инициативы; методы и приемы обучения целеполаганию.

Средства образования и развития:

Музыкальный ряд: фонограмма  «Москва-не сразу строилась..»( из К/фильма «Москва слезам не верит» )

Зрительный ряд: карта города Новотроицк, альбом «Мой Новотроицк», фото улиц старого города и нового города.

Литературный ряд: Г.Красиков «Я не забыл седые ковыли»

Характер взаимодействия участников образовательных отношений

Взаимодействие с взрослыми: рассказ педагога, беседа в процессе рассматривания.

Взаимодействие с другими детьми: общение в процессе игры и в ходе выполнения изобразительных действий.

Виды деятельности детей: игровая, познавательно- исследовательская, чтение  художественной литературы.

 Тема 1.2 «Их именами названы улицы»

Содержание темы: история названий улиц нашего города.

Формы, способы, методы

Форма организации: групповая, индивидуальная деятельность.

Методы: метод включения детей в содержание образовательной деятельности словесные (рассказ, беседа); репродуктивные, проблемно-поисковые; наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; метод поддержки инициативы; методы и приемы обучения целеполаганию.

Средства образования и развития:

Зрительный  ряд: фото людей чьими именами названы улицы (Винокуров, Свистунов,  Уметбаев, Лысов и др.)

Материалы и оборудование: альбом, акварель, фломастреры.

Характер взаимодействия участников образовательных отношений

Взаимодействие с взрослыми: рассказ педагога, беседа в процессе рассматривания.

Взаимодействие с другими детьми: общение в процессе игры и в ходе выполнения изобразительных действий.

Виды деятельности детей: игровая, познавательно- исследовательская, чтение  художественной литературы.

Продукт: рисунки с изображением  улиц.

Тема 1.3 «Символика нашего города»

Содержание темы: Герб и флаг Новотроицка, гимн «Уральская сталь», карта Оренбургской области. Рисование «Герб города».

Формы, способы, методы

Форма организации: групповая, индивидуальная деятельность.

Методы: метод включения детей в содержание образовательной деятельности словесные (рассказ, беседа); репродуктивные, проблемно-поисковые; наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; метод поддержки инициативы; методы и приемы обучения целеполаганию.

Средства образования и развития:

Музыкальный ряд: гимн «Уральская сталь»

Зрительный ряд: символика города, карта Оренбургской области.

Литературный ряд: стихи о Новотроицке, Г.Красиков «Я не  забыл седые ковыли»

П. Камбаев «Поколение наших отцов».

Характер взаимодействия участников образовательных отношений

Взаимодействие с взрослыми: рассказ педагога, беседа в процессе рассматривания.

Взаимодействие с другими детьми: общение в процессе игры и в ходе выполнения изобразительных действий.

Виды деятельности детей: игровая, познавательно- исследовательская, чтение  художественной литературы.

Продукт: коллективная выставка продуктов изобразительно- художественной деятельности детей (рисунки, творческие работы).

 Тема:1.4 Экскурсия в краеведческий музей

Содержание темы: экскурсия в краеведческий музей.

Формы, способы, методы

Форма организации: групповая, индивидуальная деятельность.

Методы: метод включения детей в содержание образовательной деятельности словесные (рассказ, беседа); репродуктивные, проблемно-поисковые; наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; метод поддержки инициативы; методы и приемы обучения целеполаганию.

Средства образования и развития:

Зрительный ряд: экспонаты музея

Характер взаимодействия участников образовательных отношений

Взаимодействие с взрослыми: рассказ экскурсовода, беседа в процессе рассматривания.

Взаимодействие с другими детьми: общение в процессе экскурсии


III. Организационный раздел.

3.1 Кадровое обеспечение

Воспитатель - организует ОД воспитанников, осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, владеет ИКТ, умеет их применять.

Музыкальный руководитель – помогает организовать праздники, развлечения.

3.2 Материально- техническое обеспечение Программы

Для реализации программы необходимы следующие демонстрационно – наглядные, дидактические пособия:

-дидактические игры «Собери картинку», «разрезные картинки», «Мой город»

Альбомы «Мой город и его прошлое», «Улицы нашего города», «Костюмы народов Оренбуржья», «Блюда национальной кухни».

-географический карта  Оренбургской области

Во время самостоятельной, игровой,  художественно – творческой деятельности дети могут свободно пользоваться иллюстрациями, фотоальбомами, карточками.

3.3 Научно методическое обеспечение программы

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред: Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010.

Основная общеобразовательная программа МДОАУ «Детского сада № 16»  на 2012-2015уч.год  утверждена 08.02.2012г

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Г. Мы живем в России. Гражданское патриотическое воспитание дошкольников. М-Срипторий,2012.

Белая К.Ю., Кондрыскинская Л.А. Патриотическое воспитание (учебно-методическое пособие ) М: Элти-кудиц 2002.

Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду.-М:ТЦ Сфера 2010.

  Красная книга Оренбургской области. Оренбург-1998г.

Чибелёв А.А. Зелёная книга степного края. http://artlib.osu.ru  Проверено 18.03.2014г

Чибелёв А.А. Природное наследие Оренбургской области. –Оренбургское книжное издательство,1996г

3.4 Время и сроки реализации программы:

Программа реализуется в течение  1 года, в первой половине дня, 1 раз в неделю, 30 мин.

3.5 Организация развивающей предметно-пространственной  среды :

В группе оформлен уголок патриотического воспитания в котором есть :

Альбомы: «Мой город», «Моё Оренбуржье», «Россия – Родина моя».

Стенд с символикой России, области, города. Карты Оренбургской области, карта города Новотроицк.

Папка раскладушка – промыслы Оренбуржья.  

Макеты зданий города: бассейн, администрация, Кинотеатр «Молодежный центр», церкви «Петра и Павла».


IV. Список использованной литературы.

 1. Алешина В. Н. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание) М: УЦ Перспектива.2011. 310с.

2. Артемова Л.В., Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Книга для воспитателей дет.сада и родителей/Л.В. Артемова.- М: Просвещение.2006. 96с.

 3.  Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. – М.:Просвещение,1999. 160с

 4.  Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980. 128с

5.   Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. Учебное пособие/Комарова Т.С.,   Савенков А.И. М: Российское педагогическое агентство, 2011.128с

6.   Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. Методическое пособие М: ТЦ Сфера,2007. 208с.

 7.   Маханева М.Д. Нравственное  патриотическое  воспитание дошкольников. Методическое пособие/М.Д. Маханева-М: ТЦ Сфера 2010. 96с

 8.   Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г. 302с

9.  Программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы./под ред. А.А.Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой-2004г. 176с

11.  Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002. 56с.

12.  Фурсова И.А. Новотроицк: город и люди 2004г -500с

Приложение №  1

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

Часто

Редко

Не

проявляется

1

Ребенок обладает установкой положительного отношения к малой родине как её части, чувство гордости.

-Способен, бережно относится к предметам культуры и истории

-способен адекватно проявлять свои чувства

-способен радоваться успехам и сопереживать неудачам других, в том числе чувствам веры в себя.

2

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связами

- способен совершенствовать такие мыслительные операции как анализ синтез обобщение классификация сравнения,

-способен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,

- владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны родного города.

-интересуется событиями прошлого и настоящего города,

-задумывается о его будущем.

3

Ребенок подчиняется правилам и социальным нормам, установленными традициями жизни родного города.

-способен следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности,

- способен к принятию собственных решений, опираясь на правила и нормы установленные традициями города,

-способен самостоятельно давать объяснения поступкам людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дом в котором ты живёшь»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо художественно – эстетическому развитию(рисование)в средней группе....

«Дом в котором ты живёшь»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо художественно – эстетическому развитию(рисование)в средней группе....

Город, в котором ты живёшь.

Город, в котором ты живешь....

Конспект НОД для детей средней группы «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь».

Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....

Проект «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь!»

Формирование у детей представлений о достопримечательностях родного посёлка.Воспитание любви к родному дому, семье и уважения к родителям и их труду.Формирование и развитие познавательного и...