«Ознакомление детей с культурой мордовского народа при изучении мокшанского языка»
статья на тему

Миронова Лариса Ильинична

«Ознакомление детей с культурой мордовского народа при изучении мокшанского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdoumironova.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района,

структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»

Этнокультурное образование: опыт и перспективы

Тема выступления

«Ознакомление детей с культурой мордовского народа при изучении мокшанского языка»

Воспитатель: Миронова Лариса Ильинична

2014

Мокшень кяльняй

Лямбе валняй

Ков аф молян

Мархтон тон

Мокшекс корхнян

Иттнень мархта

Морот мокшекс

Морсян мон

Это мое небольшое стихотворение я посвящаю моему родному мокшанскому языку.

Сохранение национальных традиций, культурных ценностей – священное право каждой нации.

Приобщение к национальным истокам следует начинать с детства, а потому немаловажная роль в этом вопросе отводится дошкольным учреждениям, которые являются начальной ступенью единой системы образования.

В нашем дошкольном образовательном учреждении успешно осуществляются направления работы по реализации национально-регионального компонента:

- художественно-творческое развитие детей на материале музыкального и устно-поэтического фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

- историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, историческими достопримечательностями родного края, родного города;

- физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.

Имея более чем 30-летний опыт работы с детьми, я пришла к выводу: формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре происходит глубже и интенсивнее через обучение мордовскому языку.

Я – мокшанка из села Сузгарье Рузаевского района. Я люблю свою землю, свой народ и горжусь тем, что мой дед – Григорий Ильич Ельмеев – один из известных в Мордовии поэтов-фронтовиков; а моя мама – Князькова Зинаида Григорьевна – искусная вышивальщица, работами которой восхищаются многочисленные гости из городов и сел Поволжья, а также Финляндии, Германии, Великобритании и других зарубежных стран.

Воспитанная на уважении и любви к родной земле, к родному языку, народным песням и танцами я несу эту любовь к детям.

Народная мудрость учит: «Мезе тонадсь шабакс, саты атякс-бабакс» («Что выучил в детстве, не забудешь и в старости»). Поэтому, укладывая малышей спать, я тихонько напевала колыбельные песни на русском и мордовском языках. Затем это обыгралось с куклой на занятиях и в сюжетно-ролевых играх «Монь семьязе» («Моя мордовская семья»), «Вели бабазти» («В деревню к бабушке»). А когда в нашем музее национального быта «Мордовская изба» появилась зыбка, в которой дети укладывали спать своих куколок, малыши оказались готовыми для воспроизведения игровых действий с повторением уже знакомых музыкальных фраз и строчек колыбельных песен.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес при рассматривании мордовских узоров на платье куклы и к вышивке на занятих по изобразительной деятельности, а также на музыкальных занятиях, легко усваивая отдельные слова на мокшанском языке. Но самая главная задача в этот период, я считаю, создание положительной и естественной мотивации к изучению мордовского языка, даже не столько ее создания, сколько постоянного подкрепления и развития детей.

В подготовительной к школе группе уже идет расширение словарного запаса. Большая часть времени отводится общению. Дети учатся строить фразы, находить нужные слова для изложения своих мыслей. Чувствуя заинтересованность и увлеченность детей и родителей составила программу «Тяштенят» (приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской культуры и языку) от 4 до 7 лет в условиях русскоязычного дошкольного учреждения. Программа построена на основных положениях языкознания в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГТ к структуре основной общеразвивающей программе. Программа составлена на основе примерного регионального модуля  «Мы в Мордовии живем» (О.В. Бурляевой, Л.П. Карпушиной и др.).

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской культуры и языку по программе «Тяштенят» организовала по методу частичного «погружения», который основан на билингвальном подходе: образовательный процесс осуществляется на 2х языках (русском и мокшанском).

Познание языка невозможно, если не знакомить детей с историей мордовского народа, с творчеством поэтов, писателей, композиторов, художников, народных умельцев. Содержание моей программы «Тяштенят» я дополнила поэтическими произведениями моего деда Ельмеева Григория Ильича. Например, подвижная игра «Карусель» «Шоромня»

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, тише,

Карусель остановите

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Савор, савор, саворне

Шары, шары, шаромнесь

Тоса, тоса, виеняста

Шары, шары, шаромнесь,

Саста, саста, састоне

Лоткафтк, лоткафтк шаромнеть

Фкя, кафта, колма, ниле

Лоткась шароме шаромнесь.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников осуществляется при ознакомлении с вышивками моей мамы и мастерами декоративно-прикладного искусства нашего города и района. Хорошо умею вышивать сама, стараюсь передать свое умение и своим воспитанникам. Дополняет работу по программе «Тяштенят» созданная в нашем дошкольном образовательном учреждении план-программа «Наш город» по ознакомлению дошкольников с родным городом. Традиционными у нас стали фольклорные праздники на основе народного календаря «Рожьтува», «Масляньця», «Очи жи», «Троиця» с угощением детей и гостей мордовскими блинами. Фрагменты программы «Тяштенят» включены в тематический план образовательных областей и используется непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Реализация национально-регионального компонента в нашем детском саду происходят и при организации двигательной деятельности детей. Идет привитие интереса к физической культуре при ознакомлении с мордовскими народными играми, на физкультурных занятиях по сюжетам мордовских сказок («В гостях  у Вирявы», «К бабушке в деревню»).

В любом деле важны достижения . Результатами работы дошкольного образовательного учреждения по реализации национально-регионального компонента мы считаем сформированность у большинства наших воспитанников начал национального самосознания, чувства любви к родному краю, уважительного и доброго отношения к людям других национальностей, к своим родным и близким, интереса к богатой национальной культуре. Нужно только работать с душой и радостью.

Люби свой родной мордовский язык, а потом только научи любить воспитанников.

Все, чему я научилась, все, что я люблю всем сердцем: петь народные песни, вышивать, - я дарю детям, несу взрослым.

Мы постоянно находимся в поиске путей совершенствования воспитательно-образовательного процесса, новых форм и методов воспитания, обучения и развития детей. И на этом пути ставим перед собой новые задачи, открываем новые горизонты.

Любить Родину – значит знать ее,  прежде всего знать мою малую Родину! Используя в своей работе с детьми материал по обучению детей мокшанскому языку, мы воспитываем в детях духовно-нравственное и патриотическое чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.

Уледа шумбрат!

Сембонди паваз ши и оцю сатфкст покодемаста!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей с культурой русского народа

Перспективный планпо ознакомлению дошкольников с традициями русской культуры...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .

- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение г...

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...

«Ознакомление детей с культурой мордовского народа при изучении мокшанского языка»

Публикация в сборнике "Этнокультурное образование: опыт и перспективы" от 21 ноября 2014 года....

Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

«Ознакомление дошкольников с историей и культурой мордовского народа»

Программное содержание НОД: закрепить и обобщить знания детей о Мордовии, дать представление о том, что такое малая Родина, учить поддерживать беседу на определённую тему, обобщить элементарные предст...