Приобщение детей К русскому народному творчеству Перcпективное планирование работы в старшей группе.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Конецких Ида Рудольфовна

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_detey.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей

К русскому народному творчеству

Перcпективное планирование работы в старшей группе.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках.

Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.

Приобщение детей

К русскому народному творчеству

Перcпективное планирование работы в старшей группе

Сентябрь- летопроводец

Цель, программное содержание

Закрепить название осенних месяцев, познакомить с понятиями – «летопроводец», «посиделки».

Начать знакомство с осенними приметами.

Народный календарь (беседа о народных приметах)

14сентября-Семен летопроводец. Осенины. Конец лета, начало осенних посиделок и осенних хороводов.

Сентябрь- окончание уборки урожая, птицы улетают в теплые края.

Народный фольклор

- загадки о грибах, ягодах, песенки, заклички;

- загадки об овощах;

- песни об осенних явлениях.

Фольклорные развлечения

«Бродит осень у ворот»

показ кукольного театра, «Репка» (творчество детей)

Народные игры-хороводы

«козёл», «горшки», «Редька»

Октябрь- грязник

Цель, программное содержание

Называть осенние месяцы, дать понятие – «Сергей- капустник», «покров день». Познакомить детей с осенними пословицами.

Народный календарь (беседа о народных приметах)

8 октября- Сергей капустник (капусту квасят).

14 октября- Покров день. (Каков покров такова и зима).

Народный фольклор

Считалки, потешки «Засолка капусты»;загадки об овощах, пословицы.

Фольклорные развлечения

Вечер развлечений «Капустник»; развлечение «Осенины»; драматизация русской народной сказки  «У страха глаза велики».

Народные игры-хороводы

«Ваня-простота», «Коршун и наседка», «Дударь».

Ноябрь- ледень

Цель, программное содержание

Закрепить собирательный образ осенних праздников, осенние приметы.

Народный календарь (беседа о народных приметах)

1 ноября- Сорочий праздник.(Снегири, свиристели к избам прилетели. Сорока из леса поближе к человеку перебралась, вести на хвосте принесла.)

Народный фольклор

Загадки о птицах; потешки «мороз, мороз», «тень- тень, потетень»; пословицы о труде «труд кормит, а лень портит», «без труда не вынешь и рыбку из труда».

Народные игры-хороводы

«Растяпа», «горшки», хоровод «Рябинушка- красавица»

Фольклорные развлечения

Осенняя ярмарка; Весела была беседа; Осенние сестрички.

Декабрь- стужайло

Цель, программное содержание

Продолжать приобщать детей к фольклору; учить выразительному исполнению характерных народных движений.

Народный календарь (беседа о народных приметах)

17 декабря- Варварин день «Трещит Варюха- береги нос и ухо»; «Лошадь фырчит- метель чует».

Народный фольклор

Чистоговорки, песенка «Зимушка-зима»; песня «Здравствуй гостья- зима»; потешка «мороз, мороз-

не морозь наш овес»; «как по снегу, по метели»;

загадки о зиме.

Народные игры-хороводы

«Тетеря»; «Дядя Трифон»; «Как на тоненький ледок»; «Коршун»; «Метелица».

Фольклорные развлечения

«Здравствуй, зимушка- зима»; «Варварин день»;

«Проказы старухи- зимы».

Январь- просинея

Цель, программное содержание

Дать детям представления о народных зимних праздниках (Рождество, Святки, Крещение); расширить знания о фольклоре.

Народный календарь (беседа о народных приметах)

Святки- всю неделю девушки гадают на женихов, поют песни- колядки;

Крещение- вода в этот день обладает очищающей и целебной силой;

25 января- «Татьянин день» Татьяна и каравай печет и хоровод ведет.

Народный фольклор

Потешки, поговорки, загадки о зиме.

Народные игры-хороводы

Вечер народных игр: «Дрема», «Растяпа», «Селезень», «Колечко»

Фольклорные развлечения

«Бабушка- загадушка»; просмотр русских народных сказок, «Зимние забавы».

Февраль- сечень

Цель, программное содержание

Познакомить детей с последним зимним праздником- «Масленица»- одним из самых веселых, шумных, озорных народных праздников.Дать детям знания о том, что этот праздник посвящен Солнцу, он завершает зиму.

Народный календарь (беседа о народных приметах)

6февраля- Аксинья. «Какова Аксинья такова и весна».

15 февраля- Сретение.(Верили, что в этот день встречаются зима с весной)

Масленица- начинаются гулянья с играми, пекут блины.

Народный фольклор

Потешка «Масленица»; частушки, заклички, загадки

о солнышке, ветре, пословицы, народные приметы.

Народные игры-хороводы

Игры: «Трясогузка», «Два мороза», «Как у дяди Трифона», «Колечко», «Гори, гори ясно»;

песни: «ай да Масленица», «Вот уж зимушка проходит» (хоровод), «блины»

Фольклорные развлечения

«Масленица»

Март- протальник

Цель, программное содержание

Закрепить названия весенних месяцев. Дать детям понятие: март- водотек,грачевник. Разучить с детьми пословицы и поговорки о первом месяце весны.

Народный календарь (беседа о народных приметах)

13 марта- Василий капельник «Длинные сосульки- затяжная весна»; 17 марта- Герасим Грачевник ( беседа о перелетных птицах, о грачах)

Народный фольклор

Пословицы о марте, народные приметы о весне, заклички. Разучить песенку «ласточка» р.н.и. «Солнышко»,

«Как во поле калина»

Народные игры-хороводы

«Горелки», «Ручеек», «Заря- зареница», «Пчелки и ласточки», «Перелет птиц», хоровод «Идет матушка весна», «Травушка- муравушка»

Фольклорные развлечения

«Нет лучше дружка , чем родная матушка», «Пришла матушка весна – отворяй ворота»

Апрель-снегогон

Цель, программное содержание

Поддерживать эмоциональный настрой детей и желание заниматься фольклором, разучить новый весенний репертуар. Учить детей рассказывать о чувствах, которая навеяла музыка.

Народный календарь (беседа о народных приметах)

Пасха- Светлое Воскресенье. На пасху красят яйца, пекут куличи. На Пасху небо ясное- к хорошему урожаю.

18 апреля- Федул ветреник пришел Федул- теплом подул, если на Федула ненастье, то говорят «Федул- губы надул»

Народный фольклор

Народные поговорки о весне, загадки, заклички «приди весна», «жаворонки», «верба, верба», песни «проталинки», «было у матушки 12 дочерей»

Народные игры-хороводы

«Займи место», «Золотые ворота», «А мы просо сеяли», «Гуси», хороводы «Заплетайся плетень», «Травушка- муравушка»

Фольклорные развлечения

«Как весна зиму поборола», «День птиц», «Весенние посиделки»

Май- травень

Цель, программное содержание

Продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать активность, учить выразительному исполнению характерных народных движений.

Народный календарь (беседа о народных приметах)

18 мая- Ирина –рассадница, начинают высаживать рассаду, приговаривая «будь вкусна, будь велика»;

22 мая- Никола «В Николу дождь- будет хлеб и рожь»

Народный фольклор

Народные пословицы и поговорки о весне; заклички «Солнышко-ведрышко», «Дождик», «Жаворонки»

Народные игры-хороводы

«Со вьюном я хожу»,р.н.песня, «пчелочка», «а я по лугу»- хоровод, «Во поле береза стояла»- хоровод.

Фольклорные развлечения

«Бал цветов», «на бабушкином дворе», «Путешествие в весенний лес»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к русскому народному творчеству.(опыт работы)

Рассказ воспитателя из опыта своей работы...

Открытое занятие для педагогов "Федорино горе" по приобщению детей к русскому народному творчеству в старшей группе 2016 год

открытое занятие для педагогов "Воспитатель года" по приобщению детей к русскому народному творчеству....

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

А1. Перспективное планирование «Приобщение детей к русскому народному творчеству через театрализованную игру»

Перспективное планирование«Приобщение детей к русскому народному творчеству через театрализованную игру»2 младшая группа...