Конспект образовательного предложения по приобщению к истокам народной культуры "Печь-матушка"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Тема занятия: «Печь – матушка».

Образовательное предложение: приобщение к истокам народной культуры.

Содержание: знакомство с печью - главной частью избы.

Цель: формирование интереса к жизни, быту и традициям русского народа.

Задачи:

  • социально коммуникативное развитие - развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников;
  • познавательное развитие - развивать любознательность детей, дать представление о русской печке и ее назначении, о различных предметах обихода, прививать любовь к истории и культуре русского народа;
  • речевое развитие - обогащать словарь детей названиями предметов быта: печь, изба, ухват, чугунок, прихватка;
  • художественно-эстетическое развитие - воспитывать у детей эмоциональное восприятие русских народных сказок и различных форм русского национального фольклора;
  • физическое развитие - стимулировать двигательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_ink_2015.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Печь – матушка».

Образовательное предложение: приобщение к истокам народной культуры.

Содержание: знакомство с печью - главной частью избы.

Цель: формирование интереса к жизни, быту и традициям русского народа.

Задачи:

  • социально коммуникативное развитие - развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников;
  • познавательное развитие - развивать любознательность детей, дать представление о русской печке и ее назначении, о различных предметах обихода, прививать любовь к истории и культуре русского народа;
  • речевое развитие - обогащать словарь детей названиями предметов быта: печь, изба, ухват, чугунок, прихватка;
  • художественно-эстетическое развитие - воспитывать у детей эмоциональное восприятие русских народных сказок и различных форм русского национального фольклора;
  • физическое развитие - стимулировать двигательную активность.

Методы и приемы: показ,

Предварительная работа: разучивание пословиц поговорок, загадок о печке, о еде; Чтение, рассказывание, драматизация русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Жихарка», «По щучьему веленью»; лепка (Блины», «Прянички»); аппликация «Русский народный орнамент»; самостоятельное рассматривание иллюстраций Е.М.Рачева к русским народным сказкам.

Оборудование: конверт, письмо от Машеньки; наглядный материал - ухват, прихватки, иллюстрации с изображением плиты, иллюстрации сказок; глиняный и чугунный горшочки; баранки, картофель в мундире (по количеству детей), самовар с чаем.

Организация детей.

Занятие проводится фронтально с двумя подгруппами в этнографическом уголке. Дети располагаются на стульчиках в кругу, воспитатели на скамейке. Подготовлены столы для угощения печеной картошкой и чаепития.

Ход занятия.

Дети средней группы выстраиваются полукругом напротив входа в группу играет музыка. Заходят дети младшей группы.

МВ: Милости просим, гости – жалуйте. Проходите, проходите, как живем мы посмотрите.

ШН. Здравствуйте, здравствуйте. Встречайте гостей со всех волостей.

Реб. ср.гр. Будет всем вам здесь приятно

               Побывать в гостях у нас.

                   Пирогов отведать вкусных

                   И чайку напиться всласть.

Дети младшей группы проходят и садятся на стульчики. Затем проходят дети средней группы.

МВ: С чем пожаловали, гости дорогие?

ШН: Ребята, нам пришло письмо от Машеньки.

МВ: От какой такой Машеньки?

ШН: Как от какой. От Машеньки, которая у медведя в гостях была.

МВ: А что же там в письме написано?

ШН: Пишет Машенька о том, что когда пекла пирожки в печке для дедушки с бабушкой, стала ей печка жаловаться, что все про нее забыли и ничего о ней не знают. Вот мы и пришли к вам в гости не просто так, а  с печкой познакомиться.

МВ: Вот она печка наша, какая большая. Печка много места в русской избе занимала и всегда ставилась напротив входа. Она и дом обогревала и всю семью кормила, как называли печку?

Дети:"Кормилицей".

МВ: Правильно. Познакомим малышей с печкой?

Дети ср.гр. Да, познакомим.

МВ: Расскажите, какие вы пословицы знаете про печку?

Дети ср.гр:

Без печи хата – не хата.

Без печи изба – не изба.

Когда в печи жарко – тогда и варко.

Что есть в печи  - все на стол мечи.

МВ: Может быть наши маленькие гости тоже какие-нибудь пословицы про печку знают?

ШН: Знаем, знаем.

Дети мл.гр.

Русская печка греет сердечко.

Печь – матушка, а стол – батюшка.

МВ: Молодцы. А что готовили в русской печи?

Дети ср.гр.  Хлеб, суп, кашу, картошку пекли

МВ: А в чем варили кашу и пекли картофель?

Дети ср.гр: В чугунке да горшочке варили.

МВ: Посмотрите какие у нас есть горшочки. (МВ берет с печки чугунок и горшочек показывает детям, затем отдает ШН, которая дает потрогать предметы детям). Этот сделан из чугуна, поэтому и называется чугунок. А этот горшочек сделан из глины. Он легче чем чугунный горшочек.  А какие пироги, блины, да оладьи в русской печи вкусные...

ШН: Да, да... А пироги могут быть еще и с начинкой. А с какой начинкой вы любите пироги и пирожки?

Дети: С грибами, с яблоками, с лесными ягодами.

МВ: Кто знает пословицы о вкусной еде, которая в печке готовится?

Дети ср.гр:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Худой обед, коли хлеба нет.

Где с маслом каша, тут место наше.

Где оладьи – тут и ладно.

ШН: И мы знаем пословицы про вкусную еду.

Дети мл.гр:

Картошка да каша – еда наша.

Будет хлеб, будет и обед.

Где блины – тут и мы.

МВ: Когда еда готовилась, в печке было жарко, и горшочек руками взять было нельзя.

ШН: А чем же можно было прихватить чугунок или горшочек?

Дети: Прихватками.

(МВ достает за печкой ухват и показывает детям).

МВ: Посмотрите, кто знает, как называется этот предмет?

Дети ср.гр. Ухват.

МВ: Правильно. Ухватом доставали горшочек, ухватывали его. а прихваткой прихватывали снизу, чтобы удобно было. А у вас есть дома печка?

Дети: Да, (нет). (при положительном ответе стимулировать ребенка на рассказ о печке).

МВ: Это в деревне (загородом, в зависимости от ответа детей). А в городе на чем твоя мама готовит?

Дети: На плите (демонстрационный материал)

МВ: Действительно, в наших современных домах еду готовят на плите, электрической или газовой. Электрическая плита нагревается за счет электричества, а газовая за счет газа. Вот как печка преобразилась сегодня, изменила свой внешний вид.

ШН: Ой, что-то мы засиделись, давайте немножко поиграем.

Проводится упражнение.  Дети повторяют движения за воспитателем.

Ай, тата, тата, тата,

(ходьба на месте)

Пожалуйте решета

(хлопки ладонями по коленям)

Мучки посеять,

(ладони смотрят одна на другую на некотором расстоянии, движения мягкими кистями вправо-влево)

Пирожки затеять.

(хлопки в ладоши.)

А для нашей лапушки

Затеем оладушки.

(Обе руки протянуть вперед ладонями вверх, чуть в стороны.)

Испечем блинка

(Хлопать – то одна, то другая рука сверху).

Накормить сынка.

(Обе руки протянуть вперед ладонями вверх, чуть в стороны.)

упр. повторяется 2-3- раза с ускорением

М.В.: Но без русской печки никуда. В деревне у печи всегда размешались самые слабые: дети и старики. И люлечку рядом с печкой ставили, чтобы малышу тепло было. И  для деток лежанка на печке была. И дедушка с бабушкой погреться могли. А наши детки знают, как хорошо на тепленькой печке?

Дети ср.гр:

Хорошо лежать на печке – ножки в тепленьком местечке.

МВ: Люди так любили печку, благодарили ее за добрые дела, что сказки даже о ней сочиняли. Давайте-ка вспомним, где про печку рассказывается? Назовите ваши любимые сказки

Дети: Перечисляют сказки («Гуси – лебеди», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Жихарка», «По щучьему веленью»).

МВ: У нас и книжки есть с этими сказками, мы их очень любим (обращает внимание на книги на столе).

МВ: А теперь я вам загадки загадаю.

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Дети мл.гр. Печка.

МВ: Правильно. Вот еще загадка.

Не бык, а бодает. Не ест еду, а хватает.

Схватит – отдает, сам в угол идет.

Дети ср.гр: Ухват.

МВ: Молодцы. А вот еще послушайте.

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная...

Дети: Картошка.

МВ: Правильно картошка.

ШН: Oх, а какая вкусная ж картошка в печке получается, вкусная, да еще и полезная. Да и не простая – в мундире. А как вы думаете, что значит в мундире?

Дети: В кожуре.

ШН: Правильно. Это картошка в кожуре. А если картошку в мундире сварить, то в ней все витаминчики сохраняются. А у вас в печке горшочек есть?

МВ: Есть.

ШН: А как же его достать, чем же, подскажите, ребята?

Ребята: Ухватом

МВ достает горшочек и ставит на деревянный стол на подставку.

ШН: Ой, какой горячий. Посмотрим, что там – картошка. Вместе с детьми рассматривает. Ох, как нам хочется попробовать картошечки… (ШН отдает горшочек МВ)

ШН: Сколько всего узнали про печку, а какую картошечку она нам приготовила…

          А у нас еще и баранки к чаю приготовлены (берет корзину с баранками с подоконника).

МВ: Гости дорогие, проходите за стол, будем угощаться

Дети рассаживаются за столы. Раскладывается картошка, наливается чай из самовара. В группе играет музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год

ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год...

«Совместная образовательная деятельность по приобщению к истокам русской народной культуры»

Тема: «Знакомство с деревянными ложками»Цель:обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; прививать устойчивый познавательный интерес дете...

Дополнительная образовательная программа «Посиделки». Приобщению к истокам русской народной культуры".

Дополнительная образовательная программа«Посиделки». Приобщению к истокам русской народной культуры(для детей старшего дошкольного возраста) Пояснительная записка Рабочая програм...

Сценарий образовательной деятельности по приобщению к истокам народной культуре во второй младшей группе Тема: «Петушок, золотой гребешок»

Сценарий образовательной деятельностипо приобщению к истокам народной культурыво второй младшей группеТема: «Петушок, золотой гребешок»   Ход занятия:  Орган...

Конспект Совместной образовательной деятельности по приобщению к истокам русской народной культуры в разновозрастной группе на тему: «Знакомство с деревянными ложками»

КонспектСовместной образовательной деятельностипо приобщению к истокам русской народной культурыв разновозрастной группе на тему:«Знакомство с деревянными ложками»...

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей подготовительной к школе группы

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей подготовительной к школе  группы...