Конспект НОД по краеведению «Дом родной»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: Продолжать знакомство детей с историей родного края, расширяя их кругозор. Расширять представления детей об особенностях деревянной архитектуры древнего Миньяра. Развивать познавательные интересы, продолжая знакомство детей с жилищами разных народов. Воспитывать любовь к родному краю, интерес и почитание его истории, чувство гордости и уважения к народным умельцам. Совершенствовать умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_kraevedeniyu_dom_rodnoy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по краеведению

«Дом родной»

 Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,  двигательная.

Цели:

Продолжать знакомство детей с историей родного края, расширяя их  кругозор. Расширять представления детей об особенностях деревянной архитектуры древнего Миньяра. Развивать познавательные интересы, продолжая знакомство детей с жилищами разных народов. Воспитывать любовь к родному краю, интерес и почитание его истории, чувство гордости и уважения к народным умельцам. Совершенствовать умение общаться со взрослыми и сверстниками.

   Целевые ориентиры дошкольного образования:

Развивать познавательный интерес к истории родного города;обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя; развивать мышление, внимание, память;воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к своей родине.

     Материалы и оборудование: глобус, указка, слайды с фотографиями, мультимедийная техника, альбомные листы, карандаши. 

Словарная работа:  резьба, резчик, изба, чум, юрта, иглу, орнамент, миньярцы.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Приветствие:
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
Агния Барто

Воспитатель: Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: о доме, любви к своему родному дому.

Воспитатель: Правильно о доме. Дом – это то-место, где мы чувствуем себя в безопасности в любую погоду, это место где нас всегда ждут.

Воспитатель: А какие бывают дома, как вы можете их описать?

Дети: Одноэтажные, многоэтажные, высокие, низкие, большие, маленькие, кирпичные, деревянные, каменные.

Воспитатель: А в каких  домах  живете вы?

Дети:  деревянные, каменные, одноэтажные, многоэтажные.

Воспитатель: А для чего человеку нужен дом?

Дети: чтобы жить, спать, есть, играть.

Воспитатель: Человеку все время нужен был дом. В доме можно укрыться от жары, и холода, от дождя и ветра, от врагов и хищных зверей?  

Воспитатель:   Первыми жилищами  древних людей были пещеры, но потом человек стал селиться ближе к Северу, там не было  таких укрытий, а климат был суров, человек стал придумывать для себя новые жилища.

Так постепенно человек учился строить себе жилье из того, что было под руками – это и деревья, и камни, и кости крупных животных.  

Воспитатель: Ребята, а знаете, в каких домах живут люди на Земле?

Дети: иглу, чум,  дома из бумаги.

Воспитатель: Северные народы (ненцы, эвенки) строили свои жилища – чумы – из жердей, обтянутых шкурами животных. А кочевники-скотоводы, живущие в южных степях, строили свои переносные дома – юрты – из деревянистых решеток, покрытых войлоком.

Воспитатель: Иглу зимнее жилище эскимосов, представляет собой куполообразную постройку диаметром 3 — 4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков. Также может быть «вырезано» из подходящего по размеру и плотности сугроба.

Воспитатель: Вигвам — жилище лесных индейцев севера и северо-востока Северной Америки. Чаще это небольшой шалаш, высотой, куполообразной формы. Но в больших вигвамах могло проживать до 25—30 человек. Это непереносное жилище, но оно достаточно легко строится на новом месте. Есть и небольшие шалаши конусной формы. Они более транспортабельны, чем типичные вигвамы.

Воспитатель: Много есть домов на свете. В них живут и взрослые и дети. Побывали мы с вами и на Севере и на Юге, а теперь вернемся домой в Миньяр.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как в старину выглядели дома в нашем городе? Попробуйте представить.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего их могли строить?

Дети: из деревьев.

Воспитатель: Народное жилище во всех районах Урала отличается суровостью и строгой лаконичностью форм. Факторы времени постройки и района строительства, включающие исторические, природные, социально-экономические и другие, сильно отразились на архитектурной композиции жилища.

А что представлял из себя дом миньярцев 18 веке? Подворье было                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   трехрядным, т.е  сам дом, двор, устроенный параллельно дому, во дворе располагались хозяйственные постройки, и задний двор. Жилой дом строили, как правило, на фундаменте из местного плитняка.

Воспитатель: Конструкции изб в Миньяре были разными, планировка во многом зависела от количества членов семьи и ее материального положения.                                                                                                                                                          

Воспитатель: При изготовлении сруба  особое предпочтение  отдавалось сосне, ели и лиственнице, так как у данных пород деревьев были ровные стволы, которые идеально ложились в сруб, удерживали тепло, и долго не гнили.

 При постройке избы миньярцы соблюдали различные обряды, так например, начало  и окончание строительства отмечалось роскошным угощением всех, кто принимал участие в работах. Под первый венец укладывали деньги, шерсть, зерно для того, чтобы в доме царило благополучие и мир, и ладан – как символ святости дома.

Воспитатель: А сейчас я вам ребята предлагаю построить дом вместе со мной.

Физминутка:

Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
 Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Пальцы соединить, показать "крышу".
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук.

Воспитатель: Украшали избу затейливыми узорами деревянной резьбой. Главными украшениями были наличники и ставни.

Воспитатель: А как вы думаете, сейчас можно увидеть такие дома с деревянной резьбой?

Дети: да.

Воспитатель: Вот таким был дом миньярцев в середине 19 века. Многие его черты остались неизменными, что доказывает народную мудрость, проявленную при планировке домов. Но время диктует новые требования, предлагает новые материалы. Современный дом выглядит, конечно же, иначе, чем 2 столетия тому назад.

                                                                                                                                                         

Воспитатель: А сейчас я вам хочу предложить нарисовать дом, в котором бы вы хотели жить, когда вырастите.

Воспитатель: Ребята наше занятие заканчивается. Сегодня на занятии вы узнали, какие жилища строят разные народы. И какие дома строили в прошлом в Миньяре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Краеведению в средней группе "Путешествие по родному городу"

Тема: "Путешествие по родному городу"Цель: расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях; показать красоту города Кропоткин; воспитывать любовь к родному городу, формирован...

Конспект беседы по краеведение для детей средней группы. Тема: «Мой родной город Ейск».

Конспект беседы по краеведение на тему: «Мой родной город Ейск»...

Конспект занятия по краеведению в средней группе на тему: По страницам книги «Мое село, мой край родной».

Данный конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, для уточнения знаний о родном селе....

Конспект Открытой НОД по краеведению «Мой родной край» в старшей группе с использованием ФГОС

Дата проведения:21.11.2017г. Цели. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Краснодар...

Конспект занятий по краеведению в подготовительной группе «Наш край родной город Ершов»

Цель: Закреплять представления о малой Родине – городе Ершове, ее символике, растительном и животном мире, природных богатствах; формировать осознанное отношение к природе родного края, интерес ...

Конспект НОД по краеведению в средней группе "Мой край родной"

Воспитание у детей нравственно-патриотического чувства, любви к малой Родине, родному поселку, родной природе...

Программа по краеведению для детей 4 - 7 лет Формирование основ краеведения «Край родной – навек любимый»

Программа «Край родной – навек любимый» направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание  гражданственности, па...