Цикл занятий (5) по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группе "Сергачский перезвон"
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Польянова Валентина Петровна

Цикл занятий по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группе "Сергачский край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx18.34 КБ
Файл konspekt_2.docx18.02 КБ
Файл konspekty_3.docx18.35 КБ
Файл konspekt_4.docx19.09 КБ
Файл konspekt5.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                           детский сад №15 «Ручеек»

             Тема:  «История возникновения города Сергача»

                           Подготовительная к школе группа

 

                                                              Воспитатель:

                                                              Польянова Валентина Петровна

                                       Сергач 2012

Цели: 1. Закреплять знания детей о родном городе: его название, достопримечательностях. Познакомить с историей возникновения города ,его названия, древними постройками.

             2.Воспитывать интерес к истории родного города. Вызвать чувство восхищения им, чувства уважения, гордости за свою сторону.

             3.Развивать зрительную память, внимательность, речевое общение: отвечая на вопросы поискового характера полными предложениями, стараясь аргументировать ответ. Обогащать словарный запас: «белокаменные» стены , «древний» город, «земледелие», холм, холмистая местность, русло реки, отшельник, потешать, окрестности города, шарманка.

Материалы и оборудование: фото иллюстрации с видами родного города, его древних построек , изображение мужика с медведем, настольный театр кукол, изображение герба города, ученых медведей, лапти, макеты сахарного завода, швейной фабрики, кнопочного завода, молокозавода, хлебозавода, репродукции картин  с изображением Сергача, книга «Сергачское  притяжение» В. А. Громова

Ход занятия:

Воспитатель: - Сергачский край- любимая наша сторонка. В нее уходят корнями судьбы земляков. Незримо и неслышно дает он нам невидимые силы. Известно, что чем глубже в земле  корни, тем труднее свалить  дерево бурям и непогоде.

-Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о городе, в котором живем. Кто помнит, как называется наш город?

Дети - Наш город называется Сергач.

 Воспитатель:- Что вы можете рассказать о своем городе?  Какой он?

Ребенок 1. Сергач…  Наш город разместился                                                                                              

                   И  по горам, и по долам.

                   И с давних пор он разделился

                   Большим оврагом пополам.

Ребенок 2.  И можно видеть издалёка,

                  Когда на город бросишь взор,

                  Как поднимается высоко

                  Большой Владимирский собор.

Ребенок 3. А при соборе колокольня

                  Уже настолько высока,

                  Что крест ее как бы невольно,

                  Поднялся чуть не в облака

                  И если только захотите

                  На колокольню эту  влезть-

                  Тогда подробно разглядите

                  Весь город наш, каков он есть!

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой наш город красивый. (Воспитатель выставляет фотоиллюстрации с видами родного города)

Воспитатель: Вы узнаете это место?

Дети: Это собор Владимирской Божией матери.

Воспитатель: Его построили в честь победы над Наполеоном в 1818-1821годах. У Собора Владимирской Божией Матери болокаменные стены, золоченый купол, а на куполе крест как бы упирается в небо. Про наш город можно сказать, что он очень красивый. Но еще про него можно сказать, что он очень древний. А «древний» – это значит какой?

Дети: Древний – это значит, что возник очень давно.

Воспитатель: Вот здесь, наверное, были все. (Воспитатель выставляет фотоиллюстрации древних лет и современного города.) Это центр нашего города улица Советская. Вот так она выглядела много лет назад. А вот такая она сейчас. (Показывает здание Администрации, Обелиск погибшим сергачанам в годы ВОВ,  Дом культуры, центральную городскую аптеку, центральную районную больницу, музыкальную школу, музей им. Громова и т.д.)

Воспитатель: Когда-то давным-давно люди здесь поставили свои первые дома. Сейчас трудно представить, что когда-то там, где мы живем, не было ни домов, ни улиц, а шумели дремучие леса. Не было площадей ,а были лесные поляны.

И вот сюда пришли люди. Посмотрели вокруг, места  им понравились и они здесь поселились.

Воспитатель: А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему они именно здесь поставили свои первые дома?

(размышления и предположения детей)

Дети: Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовление пищи.

Воспитатель: А где можно было найти воду?

Дети: Вода-это реки, озера, родники

Воспитатель: Река Пьяна и Сергачка протекают здесь. В них раньше было  много рыбы.

Люди селились там, где можно было наитии еду – это леса. В лесу много разной дичи, ягод, грибов. В припьянье шумели дремучие леса.

И земля здесь тоже была хорошей. Можно было заниматься земледелием. То есть выращивать, пшеницу , овощи, фрукты. Вот поэтому люди выбрали это место.

А еще это место холмистое. Если поставить дома на вершине холма, то удобно обороняться от врагов.

Вот какое удобное место выбрали люди для своего города.

Воспитатель: Ребята, а почему наш город Сергачем называется?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель: Рассказывают, что первым здесь поселился Серьга. Прозвали его так за то, что носил он в ухе серьгу. Жил он отшельником вдвоем с медведем,  и когда случалось, охотники из Н.Новгорода заглядывали к нему, косолапый «генерал» потешал их.

А есть и другая легенда.

(Воспитатель показывает миниатюрный кукольный спектакль)

В седую старину сказывалось…

На берегу безымянной лесной речки жила старая мордовка с сыном – красавцем Сергеем, мастером на все руки. Жили они не богато, но в достатке. Собирали в окрестных лесах мед диких пчел, за плечами всегда тугой лук и колчан со стрелами , потому что вокруг полно всякой дичи. Ну и речка давала пропитания: хотя и невеличка, но рыбы вдоволь. Плыл как-то юноша на лодке по быстрой речке и утонул – перевернулась лодка. Горькими слезами залилась мать, запричитала. Стала упрашивать речку, называть ее ласковыми именами, чтобы сжалилась она, отпустила сына. Три дня сидела женщина возле воды и все просила, упрашивала. Стали белым - белы ее волосы, выплаканы глаза, и случилось тут чудо: вода с шипением ушла в песок, обнажилось речное дно. Побежала мать по высохшему руслу: «Сын мой, где ты?» Добежала до Пьяны, каждую корягу и ямку оглядела. Но все напрасно! «Будь ты проклята, река! Взяла сына, так и меня возьми!»- закричала мать голосом нечеловеческим. С той поры будто бы и речку Сергасом прозвали. Сергачкой-то она стала потом. Да только вот воды в ней не стало.

Что так, что не так было – на то и легенда, ведь в ней сказка и быль вместе живут.

Вполне вероятно, что наш город получил название от речки Сергас.

Вспомним, кто изображен на гербе нашего города?

Дети: На гербе изображены: вверху олень – знак Нижегородской области, внизу черный медведь на золотом фоне.

Воспитатель: медведь на золотом фоне означает, что таких зверей в окрестностях города  много.

Славен был Сергач медвежьими потехами. Жители города дрессировали медведей и ходили с ними по всей стране. Ученые медведи могли плясать под барабан и шарманку, ходить на задних лапах и выпрашивать подаяния, ходить как солдаты с деревянными ружьями, показывать, как мальчишки горох воруют, как красны девицы женихов высматривают.

Еще сергачане занимались плетением лаптей, и в этом ремесле им не было соперников. Плетением этой русской обуви занимались и стар и млад, мужчины и женщины. Целыми возами отправляли жители Сергача свою обувь на окрестные базары и на Нижегородскую ярмарку.

Сейчас Сергач дает стране сахар и дрожжи, швейные изделия, железобетонные и строительные конструкции, мебельные гвозди и кнопки, животное масло и многое другое. Сергач – единственный город, расположенный  в окрестностях реки Пьяны, поэтому его по праву можно назвать «столицей» Припьянья. Сергачский народ многонациональный: здесь и русские, и татары, и мордва.

Население испокон веков трудились и заботились о своем городе. Все кто в нем жил любили его. Поэты писали стихи, художники запечатлевали его на картинах. (Воспитатель показывает репродукции картин с изображением Сергача.)

Писатель  В.А.Громов написал книгу «Сергачское притяжение» послушайте небольшое стихотворение из этой книги.

1 ребенок: Если спросят, где родился

                   Чем мой город знаменит,

                    Вам, скажу, такой не снился –

                    Он пленит и опьянит.

                    Красота его святая,

                     На него молится мне

                     Как и мать не выбирал я

                     Этот город на земле.

                                                          Г. Лобанов.

2 ребенок: Славен город наших дедов,

                  В жизни многое изведав?

                  Много воин, много бед,

                  Много радостных побед.

                  И над всеми временами

                  Град Сергач, хранимый нами

                  Любуюсь им из года в год

                  Наша гордость и оплот.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                           детский сад №15 «Ручеек»

             Тема:  «Люблю тебя – мой край родной»

                       Подготовительная к школе группа

 

                                                              Воспитатель:

                                                              Польянова Валентина Петровна

                                         

                                               

                                               Сергач 2012


Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с   охраняемыми  видами растений и животных Сергачского района. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Наглядный материал: Фонограмма песен «С чего начинается Родина»  М. Бернеса, «Не рвите цветы» Ю. Антонова; Дорожка «Из следа в след»; плакат с изображением растений, мягкие игрушки – животные; плакат «Тот свой край не любит , кто его природу губит»; Красная книга природы.

Ход занятия:

1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")

Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок)

 

 Сергач родной, на карте нашей области

Ты даже меньше чем кленовый лист.

У нас в сердцах,ты город самый милый.

Ты как цветок прекрасен, юн и чист.

Ребёнок:

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина.

(М. Пляцковский)

2. Путешествие по родному краю

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)

Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").

А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).

 

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные. .. (Ландыши).

 

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый. .. (Василёк).

 

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. .. (Берёзки).

Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.

Ребёнок:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

Животные нашего края.

Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.

Дидактическая игра с мягкими игрушками.

Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Сергачском районе.

Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).

Беседа об охране животных и растений родного края.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".

Вопросы к детям:

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Какие виды растений и животных находятся  под охраной?

- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".

       



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                           детский сад №15 «Ручеек»

         Тема: «Ключево – история микрорайона города»

                     Подготовительная к школе группа.

 

                                                              Воспитатель:

                                                              Польянова Валентина Петровна          

                                            Сергач 2012

Цели: формировать любовь к малой Родине. Познакомить с историей образования села Ключева и становление его микрорайоном города Сергача. Обогащать знания детей о названиях улиц,  достопримечательностях, развитии микрорайона. Развивать кругозор, наблюдательность, познавательную активность. Развивать речевое общение: высказываться четко, полными предложениями, ясно излагать свои мысли, рассуждать. Активизировать словарь: (микрорайон,) Воспитывать интерес кистории родных мест. Вызвать чувства восхищения малой Родиной, ее значимости для всего города.

Наглядный материал: карта города, фонограмма «Вместе весело шагать», «Когда встанет над Ключевом солнце ясное», фотографии с изображением достопримечательностей микрорайона, проектор с записями выступления в Доме Культуры, портреты героев ВОВ.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, в каком городе мы живем, как он называется?

Дети: Наш город называется Сергач.

Воспитатель: Наш город большой и, чтобы было удобнее в нем работать и жить, он разделен на несколько частей – микрорайонов. Микрорайон – это часть города.

(Воспитатель показывает на карте города микрорайон в котором живут дети, выделяет его – закрашивает или заштриховывает)

Воспитатель: Как называется наш микрорайон?

Дети: Наш микрорайон называется Ключево.

Воспитатель: А почему он так называется?

(Предположения детей)

Воспитатель: В нашем микрорайоне много колодцев, вода в земле рядом с поверхностью, из которой текут ручейки, бьют родники. Их по-другому  «ключи» называют. Вот эти водные ключи и дали название «Ключево»

В древности Ключево было отдельное поселение – деревушка, а потом присоединилось к городу и стало считаться его микрорайоном.

У каждого человека на земле есть место, где он родился, и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнышко. Это место на земле называют малой Родиной. Для многих из нас это наше Ключево.

Ребенок 1: Иду я по Ключеву, кланяются клены,

                  И березы машут нежною рукой.

                  Что-то шепчет теплый ветерок спросонок.

                  И заря алеет яркой полосой.

Ребенок 2: В Ключеве все знакомо: улицы и люди,

                  Каждая тропинка, каждый тротуар.

                  Стороной не ходят в праздники и в будни,

                  Не хотят, чтоб кто-то Ключево покидал.

Ребенок 3: Светит солнышко в окошко.

                  В родном, Ключеве дом.

                  Не Москва, а все ж немножко

                  От столицы что-то в нем.

                  По Шепкиной, Макаренко,

                  Вдоль Ульяновой иду.

                  Бьется радостно сердечко

                  Ведь Ключево – давний друг

Воспитатель: А хотели бы вы совершить прогулку по Ключеву, по нашей малой Родине? А что бы веселее нам было шагать споем песенку «Вместе весело шагать» (На экране изображен поселок ДРСП, улица Ульянова)

Воспитатель: Первая остановка. Вы узнали эту улицу? Как она называется?

Дети: Это улица Ульянова.

Воспитатель: Ребята, это самая большая улица в Ключеве. По ней едят много машин и автобусов, которые перевозят грузы и пассажиров не только по Сергачу, но и в другие города нашей страны. Наш детский сад находится на  улице Ульянова д. 202а. Многие из вас живут на этой улице. Кто живет на улице Ульянова, назовите свой полный адрес.

(Дети по очереди называют свой полный адрес, делая акцент на то, что улица Ульянова находится в Ключевском микрорайоне.)

Воспитатель: Проезжаем дальше. И первый поворот улица Трудовая – наша вторая остановка. Кто живет на этой улице, назовите свой полный адрес.

(По аналогии, улицы: Макаренко, Шапкина, Ворошилова, У.Громовой, Герцена, Околица, Есенина, Бударагина.  Пер. Сергачский.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему именно так называются улицы в Ключеве?

Дети: наши улицы названы в честь героев  Великой Отечественной Войны.

Воспитатель: (показывает портреты) Да, жители Сергача и Ключева решили увековечить память героев войны и по фамилиям назвали в честь их улицы микрорайона Ключева.

В нашем микрорайоне есть памятник погибшим героям. Сделаем здесь остановку и , посмотрим, как наши ребята возлагают цветы к вечному огню. (на экране запись либо фото) почтим память героев минутой молчания.

Что за здание виднеется за памятником?

Дети: это дом культуры.

Воспитатель: Ребята, а что можно увидеть в нем?

Дети: кино и концерты.

Воспитатель:  Давайте  посмотрим ,  кто сейчас выступает в доме культуры?  (включается видеозапись, на сцене выступают дети)

Воспитатель: И мы с вами знаем песню «Когда встанет над Ключевом солнце ясное» исполним ее.

Дети под аккомпанемент поют песню.

Воспитатель: На какой мы улице вновь оказались?

Дети: Это улица Ульянова.

Воспитатель: На центральной улице Ключева находятся все основные достопримечательности.  ( на экране демонстрируются фотографии, а дети называют что на них изображено) Церковь Ильи Пророка, святой источник, почта, институт, ДОСААФ-место, где обучают вождению различных автомобилей, много магазинов, мебельная фабрика, отделение Гор. газа, автомойка, строительство поселка «Радужный».

Воспитатель: В конце нашего путешествия, ребята, мы заглянем еще на одну улицу. Посмотрите, вы узнали? Что это? На какой улице находится?

Дети: это школа, она находится на улице Бударагина.

Воспитатель: Да, ребята это школа №4. В нее ходят учиться дети из нашего Ключевского микрорайона, и вы после детского сада будите ходить именно в эту школу.

Вот мы с вами объехали весь микрорайон. Ребята, что вы можете сказать о нашем Ключеве, какой он?

Дети: (предположительные ответы детей) большой, красивый, родной, приветливый, замечательный, любимый.

       

                     



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                           детский сад №15 «Ручеек»

                    Тема: «Дружба нации и народностей»

                          Подготовительная к школе группа.

 

                                                              Воспитатель:

                                                              Польянова Валентина Петровна          

                                            Сергач 2012

Цели: углублять знания детей о жизни (быте, традициях, кухне, народных костюмах) людей разных национальностей, проживающих в Сергаче и Сергачском районе. Формировать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Развивать логическое мышление.

Оборудование и материалы: куклы в национальных костюмах, национальные костюмы для детей (русский, татарский, мордовский), образцы народных промыслов (иллюстрации), национальные блюда, сладости.

Ход занятия:

Воспитатель: В какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: а мы с вами…

Дети: Россияне.

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна-это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много.

Вспомним, какие народы проживают в России.

Дети: В России проживают: русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, чукчи, ненцы, осетины, ингуши

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о народах, которые проживают в нашем городе Сергаче и Сергачском районе. Людей, каких национальностей вы знаете?  

(дети называют национальность, воспитатель выставляет кукол в народных костюмах этой национальности)

Дети: В Сергаче и сергачском районе проживают русские, татары, мордва.

Воспитатель: Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.

Воспитатель: Посмотрите, что особенного в татарском национальном  костюме.

Дети: На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.

Воспитатель: А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм.  Обязательный атрибут мордовского женского костюма - красивый пояс – пулай.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину одевали только по праздникам.

Физкультминутка  (татарская народная игра)

 Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы России.

Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции.

Что такое народные традиции?

Дети (высказывают свои ответы)

Воспитатель: Традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. Какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: Масленица, Рождество, Пасха, Осенины, Иван Купала, Кузьма Демьяна, Ильин день.

Воспитатель: А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Ураза Байрам – праздник приношения даров.  У мордвы праздник Келу-молян посвящен молению березе.

Итак, у каждого народа есть свои праздники, народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории Сергача и Сергачского района и нашего государства в целом.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете чем?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. Какие народные сказки вы знаете?

Дети: Русские народные сказки:  «Курочка Ряба» , «Волк и семеро козлят» , «Колобок», «Рукавичка» , «Репка» и т. д. Татарские народные сказки: «Гульчечек», «Как дурак разум искал», «Зилян», «Соловей», «Шурале».  Мордовские народные сказки: «Дочка с веретенце», «Лиса и медведь», «Дуболго Пичай».

Воспитатель: Сказки всех народов очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы в Сергаче так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много  лет,  никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Богата наша сторона и народными промыслами. (Воспитатель показывает образцы народных промыслов)

Воспитатель: Вспомните, какие русские народные помыслы нашей местности вы знаете?

Дети: плетение лаптей, изготовление посуды из глины, валяние из шерсти валенок, шитье одежды и обуви из кож, резьба по дереву.

Воспитатель: В Мордовии женщины занимались вязанием и бисероплетением.  Татары обрабатывали шкуры зверей, изготавливали бочки (бондарный промысел), занимались производством кирпича.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.

У мордвы кисломолочный напиток – Арям, пирог Лукш с многослойной начинкой из пшена, творога, яиц и курицы.

Татары делают вкуснейшие сладости, например чак-чак.

( В конце  праздничное чаепитие с национальными сладостями)

Итог занятия

Воспитатель: Мы сильны своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                           детский сад №15 «Ручеек»

                          Тема: «Я -  Сергачанин »

                          Подготовительная к школе группа.

 

                                                              Воспитатель:

                                                              Польянова Валентина Петровна          

                                            Сергач 2012

Цели: Углублять представления детей о Сергачском крае как о малой Родине, объяснить детям понятия «гражданство», «гражданин России», «Сергачанин» «патриот» - развивать словарь, воспитывать гражданско–патриотические чувства.

Оборудование и материалы: географическая карта мира, карта России, карта Сергачского района и города Сергача. Конституция Российской Федерации, Государственные символы России и города Сергача.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: Посмотрите на карту мира. Вот  наша страна. Это самая большая страна в мире. И мы все очень гордимся, что живем в такой большой стране. Что еще вы знаете о России? Как называется наша малая Родина?

Дети: Столица России город Москва.  (Показывают на карте России).  Мы проживаем в Нижегородской области в Сергачском районе. Наша малая Родина город Сергач  (Показывают на карте Сергачского района).

Воспитатель: Мы живем в России, значит, мы кто?

Дети: Мы Россияне.

Воспитатель: Если человек живет в какой-либо местности городе иле селе, то у него есть еще второе название. Например, человек живет в  Москве, его называют москвич. В Н. Новгороде живут нижегородцы. А как называются люди, проживающие в Сергаче?

Дети: В Сергаче проживают сергачане.

Воспитатель: И москвичи, и нижегородцы, и сергачане – являются россиянами, гражданами своей страны. Гражданин России – это человек, который родился или постоянно проживает на территории России, имеет паспорт гражданина России, пользуется защитой нашей страны, а также правами гражданина. Вы граждане нашей страны с момента рождения. Это значит, что вы находитесь под защитой нашего государства. Права гражданина России записаны в самом главном документе страны – Конституции Российской Федерации. (Воспитатель показывает Конституцию) Все граждане России имеют право на образование, лечение, отдых, жилье, труд и еще много-много прав, записанных в нашей Конституции. О них вы узнаете, когда будете учиться в школе.

Но у граждан России есть не только права, но и обязанности, т. е. граждане должны помогать своей стране, своему городу. Каждый гражданин должен уважать свою страну, хорошо трудиться, мужчины должны выполнить свой гражданский долг – отслужить в армии. Граждане страны в случае опасности все как один встают на ее защиту.

   Ребенок (читает стихотворение)

                       Необычный пешеход

          Кто по улице идет?

          Необычный пешеход.

          У него пятьсот имен:

          На заводе – слесарь он,

          В яслях – он родитель.

          В кинотеатре – зритель,

          А пришел на стадион –

          И уже болельщик он.

          Он кому-то сын и внук,

          Для кого-то – близкий друг.

          Он – мечтатель в дни весны.

          Он – военный в час войны.

          И всегда, везде и всюду –

          Гражданин своей страны.

                                                    Р. Сеф

Физкультминутка:

          Жура-жура-журавель!

          Облетел он сто земель.

           Облетел, обходил,

           Крылья, ноги натрудил.

           Мы спросили журавля:

           - Где же лучшая земля?

           Отвечал он, пролетая:

          - Лучше нет родного края!

Воспитатель: Когда вы вырастете, то сможете сделать для нашего города, а значит и для России в целом  много полезного, доброго, чтобы вокруг стало еще красивее и лучше. А для этого надо очень сильно любить свою Родину. Люди, которые любят свой город, свою страну всем сердцем, стремятся их прославить, называются патриотами. Давайте вместе повторим это слово.

Дети (хором): патриот.

Воспитатель: Можно прославить свой город, например, спортивными достижениями, научными открытиями, но это не самое главное. Для настоящего сергачанина главное -  честно трудиться, каждый день стремиться сделать наш город лучше и лучше. Учитель должен хорошо учить детей, врач – лечить взрослых и детей, строитель строить дома и возводить здания. Если каждый гражданин – сергачанин будет хорошо выполнять свою работу, то все вместе  мы сможем сделать для нашего города очень много.

Воспитатель: А что вы, ребята, можете уже сейчас сделать для нашего города?

Дети: Надо хорошо учиться, дружить друг с другом, не мусорить на улице, помогать дома родителям, бережно относиться к природе.

Воспитатель: Все Сергачане знают и гордятся символами своего города, а также государственными символами. Ведь они объединяют их. Какие государственные символы России, символы города Сергача вы знаете?

(Воспитатель показывает пособия: флаг, герб России, герб города Сергача, дети описывают их внешний вид.)                                                      

Воспитатель: Каждый россиянин – гражданин своей страны. Каждый сергачанин должен гордиться своей прекрасной, могучей страной, своим городом, любить свою Родину с самого детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по изобразительному творчеству для детей подготовительной к школе группы «ВПЕРВЫЕ НА АРЕНЕ»

Расширение знаний, умений и навыков дошкольников подготовительной к школе группы в области различных видов исскуства и творчества....

Конспект интегрированного занятия по нравствственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе "Герои Отечества" (с использованием ИКТ)

Цели:1. Расширить знания воспитанников о героических страницах истории нашего Отечества, познакомить с историей праздника «День Героев Отечества». 2. Закрепить зна...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Прогулка по городу Санкт-Петербург»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе «Прогулка по городу Санкт-Петербург»...

Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - Россия»

Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут. Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; уважение к её защитникам. Формировать патриотичес...