Мордовский головной убор
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Масина Марина Владимировна

Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.

Задачи: расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве; вызвать интерес к оформлению мордовского головного убора к празднику; учить самостоятельно, украшать изделие аппликативным способом; развивать чувство формы, композиции и цвета передавая национальный колорит (учить подбирать гармоничные цветосочетания, выстраивать узор, чередуя декоративные элементы);  воспитывать художественный вкус  и творческую инициативу при создании элементов костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Мордовский головной убор»

Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.

Задачи: расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве; вызвать интерес к оформлению мордовского головного убора к празднику; учить самостоятельно, украшать изделие аппликативным способом; развивать чувство формы, композиции и цвета передавая национальный колорит (учить подбирать гармоничные цветосочетания, выстраивать узор, чередуя декоративные элементы);  воспитывать художественный вкус  и творческую инициативу при создании элементов костюма.

Методические приёмы: рассказ воспитателя; презентация «Мордовские головные уборы); дидактические игры «Сложи узор», «Подбери слова – признаки»; самостоятельная деятельность детей индивидуальная работа; объяснение, показ; сюрпризный момент; итог занятия.

Оборудование: силуэты головных уборов (на каждого ребенка), образцы, цветная бумага, бусинки, ленты, тесьма для декорирования, клей, кисти, салфетки для рук.

Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов одежды (на мордовском языке). Рисование орнаментов. 

НОД

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям надеть на голову силуэты головных уборов. Дети смотрятся  зеркало. Делятся своими впечатлениями.

Беседа по теме.

- Ребята, как выдумаете какой это головной убор?

- Правильно. Это мордовский головной убор – сорока. Такой головной убор носят эрзяне. Сорока  - чепец из холста. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи. 

Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день. (Презентация «Мордовские головные уборы)

 -В основе мордовской вышивки лежит геометрический орнамент.

-Какие элементы мордовского узора вы знаете? (крест, галочка, ступеньки, ромб, восьмиконечная звезда)

А сейчас поиграем в игру, которая называется «Сложи узор»

Воспитатель показывает образец росписи и предлагает одной группе детей собрать такой же узор из отдельных элементов и назвать роспись. И т. д.

(Узоры хохломы, дымковской и мордовской росписи)

(Дети собирают пазлы на паласе по группам.)

-Какие цвета можно встретить в мордовском орнаменте?  

- Какие основные цвета мордовского орнамента?  

-Мы поговорили о разных узорах. И я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-признаки к слову узор»

- Узор, какой?

- Да, вы правы. Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на  посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде.

- Вам понравились головные уборы, которые вы примеряли? Почему? А что нужно сделать, чтобы оживить их, превратить в праздничные?

-Молодцы. А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Сегодня вы будете украшать орнаментом наши головные уборы.

 3. Практическая часть.

 - Как можно украсить головной убор – сороку, чтобы он стал нарядным, ярким и праздничным?

- Да, ребята, можно по – разному декорировать сороку: украсить лентами, тесьмой, бусинами (показ образца).

Дети выбирают материалы, подготовленные педагогом, и начинают оформлять головной убор по своему желанию.

4. Итог.

Анализ готовых работ. - Молодцы, ребята, ваши сороки получились красивыми и нарядными! Расскажите, как и чем вы украшали их.  Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера.   Я предлагаю вам поиграть в мордовскую народную игру «Раю – раю».

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Литература

1.Боготеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду:         Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.

   2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации. – Саранск, 2001.

  3. Колмыков В. И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993.

  4. Мордовская народная вышивка. / Сост. В.Н. Мартьянов. Саранск, 1991.

  5. Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Головные уборы"

Презентация  содержит много наглядного материала по теме "Гоовные уборы", ряд дидактических игр по формированию грамматических категорий. Предназначениа для работы с дошкольниками с ОНР. Оживлена...

Развитие речи по теме "Головные уборы" подготовительная группа

Уважаемые коллеги и родители!      Материал по лексической теме "Головные уборы" может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям, и родителям для занятий с детьми...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации мордовского головного убора «Сорока» с детьми подготовительной группы

Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Задачи:Образовательные·        Учить детей вырезать новые элемен...

"Украшение мордовского головного убора "сорка" или "сорока"

Цель: воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнаватьеё характерные особенности,создавать несложны...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мордовский головной убор — Панго»

Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.Задачи:Обучающие:• расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;• вызвать интерес к оформл...

Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»

Изучение национальной одежды мордовского народа и отдельных ее элементов....

«Национальный костюм (украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»)».

Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям  мордовского  декоративно- прикладного искусства.Задачи:Образовательные:- Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик»...