Занятие "В гостях у шамана"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Миронова Татьяна Борисовна

На зянятии через художественную литературу и якутское народное творчество дети глубже знакомятся с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_gostyah_u_shamana.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие с использованием художественной литературы и народного творчества по региональному компоненту «В гостях у Шамана» в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет

Цель: продолжить знакомство с родным краем посредством художественной литературы

Задачи:

Образовательные:

1. Учить выразительно читать произведения художественной литературы, народного творчества; чувствовать, понимать смысл содержания текста.

2. Учить понимать образное содержание и идею сказки.

3. Формировать умение вести диалог.

Коррекционно-развивающие:

1. Совершенствовать грамматический строй речи.

2. Развивать общую и мелкую моторику, слуховую и зрительную память; координацию, речи с движением.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к художественной литературе, народному творчеству родного края, способность эмоционально реагировать на поступки героев.

2. Воспитывать самостоятельность, инициативность, творческие способности.

  1. Вводная часть
  1. Приветствие (дети стоят в кругу)

«Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо!

Здравствуй вся моя Земля и Якутия моя!

Мы проснулись очень рано

И приветствуем тебя!»

(звучит фоновая Якутская мелодия)

  1. Воспитатель читает отрывок стихотворения:

Где увидишь столько снега и добра.

И рубины, и алмазы и сугробы серебра.

Да, зима у нас сурова, но какая красота!

Воспитатель: - Ребята, о каком крае говориться в этом стихотворении? (Дети: Республика Саха (Якутия)).

Воспитатель: - Назовите столицу республики Саха (Якутия)? (Дети: город Якутск).

Воспитатель: - Давайте поздороваемся с нашими гостями по-якутски (Доробоолорун).

Воспитатель: - Богата и щедра наша республика.

Давайте вспомним, чем богата Якутия (Дети: золото, алмазы, газ, нефть, уголь, пушнина, лес, рыба).

Воспитатель: - Конечно, наша республика богата полезными ископаемыми, лесом, зверьем, но самое главное богатство Якутии – это люди.

Назовите, какие коренные народы проживают в Якутии? (Дети: якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, нанайцы, юкагиры).

Воспитатель: - Наша республика многонациональна и каждый народ разговаривает на своем национальном языке, имеет свою культуру и традиции, свою художественную литературу, и фольклор. Народы Якутии носят свою национальную одежду. Из чего шьют одежду и обувь народы Якутии? (Дети: из шкур животных).

(Воспитатель предлагает детям надеть якутские головные уборы, сделанные своими руками. Закрепляет название женского головного убора (бастынга), мужского головного убора (курук)).

  1. Основная часть

Воспитатель: - Что-то, кажется, погода меняется. Ребята, кто расскажет о якутских приметах.

1.Ребенок:      Если дикие олени

                        Забрели в свой снежный рай

                         Ты за ними без сомненья

                         Куропаток ожидай.

2.Ребенок:       Если малость попритихла,

                         Только к вечеру пурга,

                         Значит, жди, неделю лиха

                         Будут вновь гулять снега.

Воспитатель: - Боюсь, сейчас разыграется пурга, нам надо где-то переждать, давайте внимательно посмотрим по сторонам.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: - Какой-то дымок я вижу в дали, но боюсь нам без лыж не добраться. Давайте потеплее оденемся, встанем на лыжи и пойдем на дымок.

Кинезеологическое упражнение «вид», телесное движение «одеваемся тепло», «Идем на лыжах» (надевает шубу - малицу , меховые рукавицы, унты).

Воспитатель: - Вот мы и пришли. Ребята, что это? (Дети: яранга – переносное жилище якутов).

Воспитатель: - Кто расскажет стихотворение «Как построить ярангу?»

Как построить ярангу?

Попробуйте это не трудно!

Вот подсохнет на солнце

За лето холодная тундра,

Привезу я для вас

И тайги деревянные жерди –

Шалашом их поставьте

И сами на прочность проверьте.

Чем ярангу покрыть?

Тут железо совсем не годиться,

Ни к чему и солома.

Холодна и тверда черепица.

Только шкуры оленьи,

Что сшиты надежной иглою,

Защитят вас в яранге

От снега и стужи зимою.

Воспитатель: -  Ребята, что за музыка звучит? (Дети: игра на якутском  музыкальном инструменте - хомус).

(Из яранги выходит шаман).

Шаман: Доробоолорун. Какие гости у меня, проходите, садитесь у костра, погрейтесь. А я вам загадаю загадку.

Кто под северным сияньем,

Покрывает расстояние

У кого рога ветви ты

Ноги тонки, ноги быстры.

В белой тундре всех  быстрей.

Кто он? (Северный олень).

Воспитатель: "Выходите все, ребята,

                    Становитесь в круг большой.

                    Мы в каюра и оленя

                    Поиграем раз другой".

Народная игра "Каюр и олени".

Логопед: - Давайте немного отдохнем и поиграем пальчиками  (дети садятся на стульчики).

Пальчиковая игра "Олень" с шариком су-джок.

Логопед: - А теперь подуем  на свечку.

Дыхательное упражнение "Свеча".

"Представьте перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом заду ее. А теперь представьте, что у вас 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями воздуха".

Шаман: - Холодновато, становится.

(Шаман предлагает детям сесть опять вокруг костра.)

Воспитатель: - У якутов есть свои пословицы и поговорки, давайте их вспомним.

1.Сказанное слово не останется не услышанным.

2.Нужда всему научит.

3.Для  еды малая семья хороша, а для работы - большая.

4.Добрый человек узнается по виду.

5.Неумелой шее и иголка с ниткой мешают.

6.Без ветра дерево не качается.

7.Волки и олени в одном стаде не живут.

8.От мороза спасают не рукавицы, а тяжелая работа.

Шаман: - Я хочу загадать вам еще одну загадку.

Радость иль беда придет

Он всегда со мной

Никогда не подведет

Верный, озорной ... (Дети: друг).

Шаман: - А как по-якутски друг? Знаете?  (Дети: догор).

Шаман: - У меня есть хороший догор - олень.

Воспитатель: - Уважаемый, шаман, мы с ребятами знаем сказку о том, как олень стал другом человека. Ребята, покажем сказку? (Дети надевают маски).

Драматизация сказки "Как олененок друга искал".

Шаман: - Ай-да, молодцы ребята, это сказка про моего догора.

Воспитатель: - Нам ребята пора возвращаться в детский сад.

Шаман: - Давайте  на прощание у нашего костра повеселимся, потанцуем.

"Да будет высоким наш огонь!

Да будет веселым наш огонь!"

Дети исполняют танец "Осуохай".

Шаман: - Бахыба  оболор (спасибо ребята), покалорын (до свидание).

(Дети: покалорын - до свидание).

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: - Давайте встанем в круг и представим, что мы маленькие снежинки, закроем глазки.

Релаксация.

Мы маленькие красивые и веселые снежинки. На  вас дует морозный ветерок, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становиться легким и не весомым, ручки - легкие, ножки - легкие и вас несет все дальше и дальше от стойбища шамана. Ветерок обдувает каждую снежинку (воспитатель поглаживает детей). Вам легко и спокойно потянитесь и на счет "три" откройте глаза 1; 2; 3. И мы опять в детском саду. Улыбнитесь своей снежинки,  друг другу, нашим гостям.

Воспитатель: - Вам понравилось наше путешествие? Давайте попрощаемся с нашими гостями по-якутски (Покалорын)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Гости в дом, радость в нем"

(Ctr\Cmd+V) Расширять кругозор детей, закрепить их представления о предметах – помощниках на кухне, показать некоторые профессиональные действия. Развивать речь детей, учить их составлят...

Интегрированное занятие "Гости на порог - хозяйка за пирог"

Цель: воспитание  чувств патриотизма и любви к своей малой Родине; привитие интереса к традициям  и быту старины....

Конспект игры-занятия «Гости из Простоквашино» с детьми подготовительной группы

Цель: формировать у детей приёмы логического мышления в процессе решения задач, примеров;Задачи:- учить детей решать примеры на сложение и вычитание;упражнять в прямом счете в пределах двадцати и обра...

Занятие «Гости с планеты Семитония»

Занятие «Гости с планеты Семитония» Цель занятия: коррекция психических процессов (внимание, память, мышление, речь). Развитие тонкой моторики руки. Создание положительного эмоционального настрое...

Конспект открытого занятия "Гости Мухи-Цокотухи"

Коррекционная цель: формировать у несовершеннолетних творческие навыки и практические умения. Задачи:- учить детей создавать узнаваемый объемный выразительный образ, используя бросовый материал;-...

Конспект итогового занятия «Гости из Цветочного города»

Данное занятие разработано с учетом интеграции всех видов деятельности детей и участием родителей в игровой форме. Является итоговым....