ПРОГРАММА «ТЯШТЕНЯТ»
рабочая программа на тему

Миронова Лариса Ильинична

"Тяштенят"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_v_detsadu.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «ТЯШТЕНЯТ»

Вторая младшая группа

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО МОРДОВИИ

1. ТЕМА: «Экскурсия в мордовскую избу»

ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.

2. ТЕМА: «Экскурсия в мордовскую избу»

ЦЕЛЬ: Учить выделять изделия мордовского декоративно-прикладного искусства из групп изделий и предметов быта.

3. ТЕМА: «Знакомство с мордовской народной игрушкой: птичкой-свистулькой, стилизованной матрешкой-мордовочкой»

ЦЕЛЬ: Вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий.

4. ТЕМА: «Декоративная аппликация. Украшение салфетки мордовским орнаментом».

ЦЕЛЬ: Воспитывать интерес к аппликации по мотивам мордовского орнамента.

МОРДОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Для рассказывания

1. ТЕМА: Рассказывание сказки «Мышка».

ЦЕЛЬ: Развивать умение детей слушать мордовские народные сказки.

2. ТЕМА: Рассказывание сказки «Благодарный медведь»

ЦЕЛЬ: Учить внимательно слушать народные сказки, побуждать подговаривать некоторые мордовские слова.

Для чтения

1. ТЕМА: Чтение сказки «Пугливая мышь»

ЦЕЛЬ: Учить характеризовать персонажа в двух-трех словах, ориентируясь на описание и иллюстрацию, воспитывать умение слушать сказку.

2. ТЕМА: Чтение сказки «Кто виноват?»

ЦЕЛЬ: Побуждать слушать небольшие по объему сказки, вызвать у них желание послушать сказку еще раз.

Для заучивания наизусть

1. ТЕМА: Колыбельная песенка «Ай баву, баву, баву…»

ЦЕЛЬ: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать еже раз; учить рассказывать песенку вместе с воспитателем.

2. ТЕМА: Потешка «Ай ацици, ацици».

ЦЕЛЬ: Вызвать у детей радость от слушания потешки, поощрять попытки малышей проговаривать слова потешки вместе с воспитателем.

3. ТЕМА: Прибаутка «Ай, козочка, козочка».

ЦЕЛЬ: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее, учить понимать юмор.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сказки: «Яраска», «Бойкие саночки»

Колыбельные песни: «Утю-балго, дитятко», «Баю, баю, баиньки…»

Потешка: «Тьфу, тьфу, желудь…»

МОРДОВСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. ТЕМА: Рассказывание сказки П. Макшанцева «Сорока-воровка»

ЦЕЛЬ: Пробуждать у детей желание слушать сказки мордовских авторов.

2. ТЕМА: Рассказывание сказки «Луна и солнышко»

ЦЕЛЬ: Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

3. ТЕМА: Чтение рассказа Я. Пинясова «Веточка»

ЦЕЛЬ: Учить слушать короткие произведения мордовских писателей.

4. ТЕМА: Чтение рассказа А. Ежова «Мастер»

ЦЕЛЬ: Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения.

5. ТЕМА: Чтение рассказа П. Макшанцева «Капризуля», «Вкусная малина»

ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей умение слушать художественные произведения, оценивать некоторые доступные их пониманию действия персонажей, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном вариантах.

6. ТЕМА: Заучивание наизусть стихотворения Ф. Бобылева «Хитрая морковка»

ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить стихотворение и учить рассказывать его вместе с воспитателем.

7. ТЕМА: П. Макшанцев «Огородник»

ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей умение слушать стихотворение, не отвлекаясь и не мешая сверстникам, учить понимать текст без наглядного сопровождения.

МОРДОВСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. ТЕМА: «Нумолнякса» («В зайчиков»)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с мордовскими народными играми

2. ТЕМА: «Урнякса»  («В белочек»)

ЦЕЛЬ: Развивать активность детей в подвижных играх.

3. ТЕМА: «Мациксда врьгазкс» («В гусей и волка»)

ЦЕЛЬ: Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

Средняя группа

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОРДОВИИ

1. ТЕМА: «Экскурсия в мордовскую избу».

ЦЕЛЬ: Развивать интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.

2. ТЕМА: «Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства»

ЦЕЛЬ: Развивать эмоциональную отзывчивость на цветовое сочетание и расположение узоров в произведениях декоративно-прикладного искусства.

3. ТЕМА: «Декоративное рисование», «Украшение салфетки»

ЦЕЛЬ: Учить детей изображать элементы мордовского узора («крест», «галочка», «елочка», «ромб»), ритмично располагать их, учить подбирать цвета и гармонично сочетать их.

4. ТЕМА: «Декоративная лепка». «Птичка-свистулька»

ЦЕЛЬ: Развивать у детей интерес к лепке предметов по мотивам мордовской народной игрушки. Познакомить с техникой изготовления глиняной игрушки, учить лепить предмет из нескольких кусочков глины.

5. ТЕМА: «Декоративкая аппликация». «Мордовский передник»

ЦЕЛЬ: Воспитывать интерес к аппликации по мотивам мордовского орнамента. Учить создавать более сложные комбинации узоров из готовых деталей орнамента способом последовательного наклеивания. Учить вырезать по готовой разметке элементы мордовского орнамента («креста», «галочки», «елочки»).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

Задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к народным музыкальным традициям.

2. Стимулировать интерес к музыкальному национальному искусству.

3. Расширять интонационно-слуховые представления на основе продолжающегося освоения мордовского музыкального искусства.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус детей, способствовать развитию музыкального слуха.

5. Знакомить с музыкальными жанрами мордовского фольклора: календарно-обрядовыми песнями, сказками с песенками; знакомить с мордовскими музыкальными инструментами.

Музыкальный репертуар 

I квартал

Слушание: И.Соколова «Осенью», Н. Бояркин «Сельский сторож»

Пение: «Ай, катоня, катоня» («Ой, кошечка, кошечка»)

Ритмика: Л. Кирюков «Мордовский танец», Д. Скрипкин «Марш»

II квартал

Слушание: Г. Вдовин «Кукла спит»

Пение: «Нумолня» («Зайчик»)

Ритмика: «Где, где Утяша?» обр. А. Путушкина

III квартал

Слушание: Н. Бояркин «У Суры»

Пение: «Васиня, васиня» («Ворона-ворона»)

Ритмика: «Сереброкрылый» обр. А. Путушкина

IV квартал

Слушание: Н. Кошелева «Веселое настроение»

Пение: «Тук - тук, пизямня» («Лей, лей, дождичек»)

Ритмика: Л. Кирюков «Мордовский танец», «На лугу березка» обр. А. Путушкина

МОРДОВСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. ТЕМА: «В волков» («Врьгазгса»)

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с мордовскими народными играми

2.ТЕМА: «Шарагу-варагу»

ЦЕЛЬ: Развивать двигательную активность, физические качества.

3. ТЕМА: «В журавлей» («Каргокса»)

ЦЕЛЬ: Развивать выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.

4. ТЕМА: «В петушка» («Атякшкакс»)

ЦЕЛЬ: Приучать детей к самостоятельному выполнению правил.

5. ТЕМА: «В ворону» («Варсикса»)

ЦЕЛЬ: Учить выполнять роль ведущего в подвижной игре.

6. ТЕМА: «В круги»

ЦЕЛЬ: Воспитывать самостоятельность в организации знакомых с небольшой группой детей.

7. ТЕМА: «В платочки» («Руценяса»)

ЦЕЛЬ: Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения.

8. ТЕМА: «В слепую старуху» («Сокор бабаса»)

ЦЕЛЬ: Учить детей правильно выполнять движения, достичь успеха в игре, создать бодрое настроение.

МОРДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для рассказывания

1. ТЕМА: Рассказывание Л.Земскова «Кто умнее»

ЦЕЛЬ: Развивать умение выражать свое отношение к героям и описываемым

событиям.

2. ТЕМА: Рассказывание Т. Тимохина «Андрейка»

ЦЕЛЬ: Подводить детей к различению жанров изучаемых произведений.

3. ТЕМА: Рассказывание. П. Макшанцева «Наказание за жадность»

ЦЕЛЬ: Учить слушать короткие произведения мордовских писателей.

4. ТЕМА: Чтение произведения Т. Тимохина «Вот так враги»

ЦЕЛЬ: Учить понимать значение образных выражений.

Для заучивания наизусть

1. ТЕМА: Заучивание стихотворения «Грибок» Р. Федькина

ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить стихотворение, учить читать его сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно.

2. ТЕМА: Заучивание стихотворения «Хомяк» Ф. Бобылева.

ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей умение слушать и понимать, а также запоминать небольшое по объему стихотворение. Учить, читать не торопясь, четко выговаривая слова и особенно окончания слов.

3. ТЕМА: Заучивание стихотворения «Осень» П. Макшанцева

ЦЕЛЬ: Учить детей внимательно слушать стихотворение и дать установку на запоминание

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В. Корчеганов «Василек»

А. Моро «Костюм»

М. Сайгин «Медведь и мышенок»

П. Макшанцев «Колыбельная», «Чей берег»

А. Ежов «Кот и воробей»

Я. Пинясов «Колесико»

МОРДОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Для рассказывания детям

1. ТЕМА: Рассказывание мордовской народной сказки «Виреня»

ЦЕЛЬ: Учить детей выделять жанровые особенности фольклорных произведений.

2. ТЕМА: Рассказывание сказки «Лыковый кошель»

ЦЕЛЬ: Побуждать детей высказывать свое отношение к героям мордовских сказок.

3. ТЕМА: Рассказывание сказки «Медведь-песельник»

ЦЕЛЬ: Приучать детей давать оценочную характеристику фольклорным произведениям.

4. ТЕМА: Чтение сказки «Как собака друга искала»

ЦЕЛЬ: Побуждать детей не только отвечать на вопросы, но и высказывать свое мнение о героях произведения.

5. ТЕМА: Чтение сказки «Серебряный зубок»

ЦЕЛЬ: Знакомить детей с новыми сказками, более сложными по содержанию

и большими по объему.

Для заучивания наизусть

1. ТЕМА: «Колядка «Коляда, коляда, сегодня день коляды».

ЦЕЛЬ: Учить детей выразительно декламировать колядки.

2. ТЕМА: Закличка «Лето, приди, приди».

ЦЕЛЬ: Помочь детям понять содержание заклички, учить рассказывать вместе с воспитателем.

3. ТЕМА: Прибаутка «Давай, друг, помиримся»

ЦЕЛЬ: Учить побуждать ребенка давать самостоятельно несколько определений.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Прибаутка «Любава, любава...»

Колыбельная песенка «Братец мой, баляля...»

Сказки: «Девушка бёрезка», «Лыковый кошель», «Иван да Марья»

Старшая группа

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОРДОВИИ

1. ТЕМА: «Мордовский народный костюм»

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с народным костюмом и его основными элементами (рубаха, передник, головной убор).

2. ТЕМА: «Мордовская посуда»

ЦЕЛЬ: Углублять представления детей об изделиях мордовского декоративно-прикладного искусства, изготовленных на территории Мордовии (ваза, чаша, кувшин, кубышка, молочник, ковш, кадка для воды).

3. ТЕМА: «Художники Мордовии»

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с выразительными средствами, используемыми художниками Мордовии при иллюстрировании художественных произведений для детей.

4. ТЕМА: «Деревянные игрушки с. Подлесная Павла»

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей со скульптурой малых форм, выполненной народными мастерами, их выразительными средствами.

5. ТЕМА: «Художник Ф.В. Сычков»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с произведениями живописи художника Ф.В. Сычкова, учить видеть и понимать содержание картины.

6. ТЕМА: «Декоративное рисование. Украшение шарфика для куклы».

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить с характерными особенностями мордовской вышивки, учить составлять (рисовать) узоры по её мотивам на бумаге разной формы.

7. ТЕМА: Декоративная аппликация «Украшение полотенца».

ЦЕЛЬ: Совершенствовать технические навыки при создании композиций по мотивам мордовского орнамента, учить вырезать элементы узора по готовой разметке.

8. ТЕМА: Декоративная лепка «Мордовская матрешка».

ЦЕЛЬ: Воспитывать.у детей интерес к лепке предметов по мотивам мордовской народной игрушки, познакомить с техникой изготовления матрешки, учить расписывать изделие гуашью, украшать способами «налепа», «углубленного рельефа».

МОРДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для рассказывания

1. ТЕМА: Ф. Атянин «Разбитая тарелка».

ЦЕЛЬ: Воспитывать интерес к произведениям мордовской художественной литературы.

2. ТЕМА: Я. Пинясов «О том, как зайчик потерял хвост».

ЦЕЛЬ: Знакомить детей со спецификой литературных жанров, их художественными достоинствами.

3. ТЕМА: Т. Тимохина «Совесть».

ЦЕЛЬ: Учить понимать значение образных выражений.

Для чтения

1. ТЕМА: Т. Тимохина «Как зима Стенку лечила», «Котенок и поросенок», «Делится ли одна на два», «Свинья и петух», «Серый воробей»

ЦЕЛЬ: Воспитывать интерес к произведениям мордовских писателей, развивать полноценное восприятие произведений всех жанров.

2. ТЕМА: Я. Пинясов «Снежок»

ЦЕЛЬ: Подводить детей к различению жанров изучаемых произведений.

3. ТЕМА: Н. Мирская «Кто рисует на стекле».

ЦЕЛЬ: Развивать умение выражать свое отношение к героям и описываемым событиям.

Для заучивания наизусть

1. ТЕМА: Заучивание наизусть прибаутки «Хотя мал как шишечка»

ЦЕЛЬ: Учить детей читать фольклорные произведения, выразительно не нарушая ритма.

2. ТЕМА: Заучивание заклички «Солнышко, выйди, выйди, выйди».

ЦЕЛЬ: Побуждать детей не только к различению жанров, но и выделению жанровых особенностей.

3. ТЕМА: Заучивание мордовской приговорки «Бабыка, бабыка».

ЦЕЛЬ: Учить детей выразительно декламировать приговорки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мордовские народные сказки: «Пятай», «Семь сирот и баба яга», «Горячие сани»

Колядки: «Ай,коляда, коляда», «Кто нам даст орешков?»

Пестушка: «Сами, сами обувайтесь».

Для заучивання наизусть

1. ТЕМА: Р. Федькин «Снегири»

ЦЕЛЬ: Помочь ребенку осмыслить и заполнить последовательность событий, их взаимосвязь.

2. ТЕМА: Ф. Бобылев «Непоседливый гриб».

ЦЕЛЬ: Учить детей читать произведения выразительно, не напрягая голоса.

3. ТЕМА: П. Макшанцев «Марьины сапожки»

ЦЕЛЬ: Учить детей чувствовать красоту и образность поэтического языка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯЧ ЧТЕНИЯ

Н. Мирская «Домик на окраине или кто живет под зеленой крышей»

Л. Земская «Цветные сказки: Зеленая, Белая, Разноцветная»

М. Сайгин «Горе-рыболов», «Нахальная птица», «Каша-хвальбуша»

Ф. Бобылев «Милочка»

А. Ежов «Лебединый подарок»

С. Люлякина «Что красивее на свете», «День рождения»

МОРДОВСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. ТЕМА: «В ключи» («Пантемаса»)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с мордовской подвижной игрой, развивать инициативу.

2. ТЕМА: «В платки» («Руценяса»)

ЦЕЛЬ: Учить детей выполнять роль ведущего в подвижной игре.

3. ТЕМА: «В голубей» («Гуленяса»)

ЦЕЛЬ: Учить выполнять правила и нормы поведения в игре.

4. ТЕМА: «Палочка-стучалочка» («Палканят-чакаманят»)

ЦЕЛЬ: Учить детей быстро реагировать на сигнал воспитателя.

5. ТЕМА: «В курочек» («Сараскаке»)

ЦЕЛЬ: Учить детей в игре справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.

6. ТЕМА: «В горелочки» («Сяканяса»)

ЦЕЛЬ: Развивать инициативу, организаторские и творческие способности.

7. ТЕМА: «Раю-раю».

ЦЕЛЬ: Развивать у детей силовые качества, самостоятельность в организации игр.

8. ТЕМА: «Тканье полотна» («Котфонь кадама»)

ЦЕЛЬ: Учить повторять мордовский текст игры самостоятельно.

9. ТЕМА: «В лапти» («Карьса»)

ЦЕЛЬ: Учить детей быстро ориентироваться в пространстве.

Спортивные игры:

1. «В чиж»

2. «Клек»

3. «Шлыган»

4. «В бабки»;0]

МОРДОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Для рассказывания детям

1. ТЕМА: Рассказывание мордовской народной сказки «Виреня»

ЦЕЛЬ: Учить детей выделять жанровые особенности фольклорных произведений.

2. ТЕМА: Рассказывание сказки «Лыковый кошель»

ЦЕЛЬ: Побуждать детей высказывать свое отношение к героям мордовских сказок.

3. ТЕМА: Рассказывание сказки «Медведь-песельник»

ЦЕЛЬ: Приучать детей давать оценочную характеристику фольклорным произведениям.

1. ТЕМА: Чтение мордовской народной сказки «Черная корова»

ЦЕЛЬ: Учить детей слушать внимательно сказку и отвечать на вопросы полным ответом.

2. ТЕМА: «Три брата»

ЦЕЛЬ: Побуждать детей не только к различению жанров, но и выделению жанровых особенностей.

3. ТЕМА: «Куйгорож»

ЦЕЛЬ: Учить детей выделять жанровые особенности фольклорных произведений.

4. ТЕМА: «Ведява».

ЦЕЛЬ: Побуждать слушать небольшие по объему сказки, развивать желание отвечать на вопросы по тексту произведения.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

Задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к народным музыкальным традициям.

2. Стимулировать интерес к музыкальному национальному искусству.

3. Расширять интонационно-слуховые представления на основе продолжающегося освоения мордовского музыкального искусства.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус детей, способствовать развитию музыкального слуха.

5. Знакомить с музыкальными жанрами мордовского фольклора: календарно-обрядовыми песнями, сказками с песенками; знакомить с мордовскими музыкальными инструментами.

Музыкальный репертуар 

I квартал

Слушание: Н. Бояркин «У Суры»; Г. Сураев-Королев, слова А. Громыхина «Солнечные зайчики»

Пение: Три песенки из мордовской сказки «Превращенный в голубку мальчик»

Ритмика: «Вай, дали, дали»

Игра на музыкальных инструментах: Н. Бояркин «Пастух играет на нюди»

II квартал

Слушание: Н. Бояркин «В лесу»; Н. Бояркин, слова С. Маршака «Птицы в пироге»

Пение: «Баю, стирнязе»

Ритмика: Н. Кошелева, слова А. Енсова «Тялонде»; Н. Бояркин «Позяра»

Игра на музыкальных инструментах: Н. Кошелева «Веселое настроение»

III квартал

Слушание: Г. Сураев-Королев, слова А. Громыхина «Художница» («Сурвесель»)

Пение: «Пизелене, тук, тук!» («Дождик, лей, лей!»)

Ритмика: Л. Войнов «Марш на мордовские темы» («Верба кштий, комоти»)

IV квартал

Слушание: Н. Кошелева «Нармонятне, лияда» («Птички, прилетайте»)

Пение: Песенка мамы козы из сказки «Казаня» «Тук, тук, пиземне»

Ритмика: Л. Кирюков «Баю, зайчик»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

1. ТЕМА: «Природа и мы».

ЦЕЛЬ: Дать начальные сведения о природных условиях мордовского края.

2. ТЕМА: «Город, в котором я живу».

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с историей города, дать расшифровку его названия, познакомить с именем земляков.

3. ТЕМА: «Улицы нашего города».

ЦЕЛЬ: Познакомить с названиями улиц, связанных с историей мордовского края, носящих имена известных людей республики.

Подготовительная к школе группа

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

Задачи:

1. Вызвать интерес, эмоциональный отклик у детей на Мордовскую музыку.

2. Развивать стремление к исполнительской деятельности.

3. Знакомить со звучанием мордовских музыкальных инструментов (пайгонят, предметы домашней утвари).

4. Развивать внимание, эмоциональную отзывчивость на мордовскую музыку

разного характера и содержания.

5. Учить узнавать знакомые музыкальные произведения.

6. Повышать интерес к музыке в процессе использования шумовых инструментов.

Музыкальный репертуар

I квартал

Слушание: «Ай, баюни, бай!», Н. Бояркин «На сенокосе»

Ритмика: «Цингор, цингор, мой колокольчик», Н. Бояркин «Хороводная»

II квартал

Слушание: «Ай, катоня, катоня», Г. Вдовин «Колыбельная»

Ритмика: Н. Митин «Марш», П. Гайни «Куда наряжают девчат»

III квартал

Слушание: «Птички, птички» («Нармоннят, нармоннят»), Н. Бояркин «Веселый дождик»

IV квартал

Слушание: И. Соколова «Про дождик», «Тук-тук, пиземня!»

Ритмика: Левженский танец обр. В. Белоклокова.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МОРДОВИИ

1. ТЕМА: «Мордовская народная вышивка».

ЦЕЛЬ: Учить детей самостоятельно передавать характерные особенности мордовской вышивки в рисунках (ритм, цветовые сочетания при выполнении декоративного узора).

2. ТЕМА: «Произведения живописи современных Мордовских художников».

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с произведениями живописи современных мордовских художников В.А. Попкова, В.А. Бедного, В.Д. Имохина, рузаевских художников.

3. ТЕМА: «С.Д. Эрьзя».

ЦЕЛЬ: Познакомить с произведениями мордовского скульптора С.Д. Эрьзи, учить детей эмоционально откликаться на созданные скульптором художественные образы.

4. ТЕМА: «Детская литература»

ЦЕЛЬ: Расширять представления о выразительных средствах в иллюстрациях детских книг, выполненных художниками Мордовии.

5. ТЕМА: «Игрушки Мордовии».

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с мордовской народной пластикой. Закреплять полученные знания о мордовской народной игрушке и изделиях, изготовленных на территории Мордовии.

6. ТЕМА: «Мордовский народный костюм мокши Рузаевского района».

ЦЕЛЬ: Познакомить с частями национальной одежды мокши Рузаевского района.

7. ТЕМА: «Экскурсия в музей г. Рузаевки».

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать устойчивый интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.

8. ТЕМА: Декоративное рисование «Украшение рубахи».

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей рисовать узоры по мотивам мордовской вышивки, передавая их колорит, учить оформлять силуэты кукол в национальных костюмах. Развивать чувство цвета и композиции.

9. ТЕМА: Декоративная аппликация «Украшение головного убора».

ЦЕЛЬ: Учить вырезать элементы узора более сложных форм по готовой разметке, познакомить с новым изобразительным приемом - изображением сетчатого орнамента.

10. ТЕМА: «Декоративная лепка».

ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей интерес к лепке скульптур по мотивам народной игрушки Мордовии. Учить лепить из целого комка глины игрушки более сложной формы, учить лепить скульптурные группы из двух-трех фигур.

МОРДОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Для рассказывания детям

1.ТЕМА: Рассказывание мордовской народной сказки «Вардыне и анюта».

ЦЕЛЬ: Учить детей давать жанровую характеристику фольклорным произведениям.

2. ТЕМА: Рассказывание сказки «Сырьжа».

ЦЕЛЬ: Побуждать детей высказывать свое отношение к героям мордовских сказок.

3. ТЕМА: Рассказывание сказки «Красивый дамай».

ЦЕЛЬ: Учить детей выделять жанровые особенности фольклорных произведений.

Для чтения

1. ТЕМА: Мордовская: народная сказка «Лошадиная шкура».

ЦЕЛЬ: Учить побуждать детей не только к различию жанров, но и выделению жанровых особенностей.

2. ТЕМА: «Марфа, Фрол, и черт Танчутка».

ЦЕЛЬ: Учить детей не только различать фольклорные жанры, но и выделять их специфику, учитывать особенности исполнения.

МОРДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для рассказывания

1. ТЕМА: Н. Мирская «Синица»

ЦЕЛЬ: Воспитывать интерес к произведениям разных жанров мордовской литературы.

2. ТЕМА: Т. Тимохина «Почему у Вовы не было друзей».

ЦЕЛЬ: Развивать полноценное восприятие произведений всех жанров и их понимание.

3. ТЕМА: П. Макшанцев «Почему волки не любят лис».

ЦЕЛЬ: Развивать образность речи детей при ознакомлении с произведениями литературы.

Для чтения

1. ТЕМА: Т. Тимохина «Соленый мед».

ЦЕЛЬ: Знакомить детей со спецификой литературных жанров, их художественными достоинствами.

2. ТЕМА: Я. Пинясов «Дедушкин полюс».

ЦЕЛЬ: Учить понимать значение образных выражений.

3. ТЕМА: Н. Мирская «Не оброни слезинки»

ЦЕЛЬ: Учить воспринимать каждое новое произведение уже знакомого мордовского писателя, как частицу его творчества.

Для заучивания наизусть

1. ТЕМА: Прибаутка «Вай, ты, киса, кисонька».

ЦЕЛЬ: Воспитывать артистизм и умение правильно исполнять фольклорные

произведения.

2. ТЕМА: Скороговорка «Жили- были старик со старухой...».

ЦЕЛЬ: Побуждать детей к ответам на вопросы педагога.

3. ТЕМА: Считалка «Один, два, двенадцать».

ЦЕЛЬ: Обратить внимание детей на название жанра и его особенности, на

понравившиеся слова и выражения. Предложить детям подобрать к ним слова, близкие по значению.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мордовские народные сказки: «Миша с Гришей», «Царевич-богатырь»

2. Прибаутка «Заинька, где ты был?»

3. Потешка «А девочка-красавица»

4. Колядка «Коляда! Бабушка испекла пирожки»

Для заучивания наизусть

1. ТЕМА: Р. Федькин «Почка».

ЦЕЛЬ: Создать специальную речевую среду, благоприятную для успешного освоения специальной лексики и синтаксиса.

2. ТЕМА: А. Ежов «Ветер».

ЦЕЛЬ: Дать установку на запоминание, помочь понять стихотворение в целом и отдельные его части.

3. ТЕМА: Ф. Бобылев «Лягушки-попрыгушки».

ЦЕЛЬ: Учить анализировать специфику каждого жанра, учить использовать такую форму, как инсценированное выступление детей перед младшими дошкольниками.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ф. Бобылев «Странный кот»

2. Ф. Ежов «Плутовка - пустоголовка»

3. С. Люлякина «Бедный зайчик», «Баран-забияка»

4. М. Сайгин «Дятел и цыпленок»

5. В. Корчеганов «Рыба как лапоть»

6. Л. Земскова «Солнышко на ниточке»

7. Т.  Тимохина «Пирожки с заплатками»  

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

Задачи:

1. Воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской музыкальной культуре.

2. Знакомить с историей, бытом, традициями, характером, мировоззрением мордвы, заложенными в песнях.

3. Осваивать календарно-обрядовые песни и знакомить с календарно-обрядовыми праздниками.

4. Осваивать «интонационно-попевочный словарь» мордовского народа (наиболее типичные, излюбленные мордовским народом попевки и интонации), позволяющие почувствовать национальное своеобразие мордовского народного музыкального искусства.

5. Формировать навыки интонирования народных песен, более сложных по эмоционально-образной сфере и музыкальному языку.

6. Развивать эмоциональную восприимчивость и чувство стиля при восприятии музыкальных произведений мордовских композиторов.

Музыкальный репертуар

I квартал

Слушание: Муз. Л. Кирюкова, сл. Ф. Атянина «Тютю-баю»; Н. Бояркин «Закличка дождя»

Пение: «Пиземсь, пизи, ведь валы» («Дождь идет, воду льет»), «Вай, тон, ката, катоня» («Ой, ты кошечка, кошечка»), «Цингор, цингор, пайгонязе» (Звени, звени, колокольчик)

Ритмика: «Селека, селека» («Селезень-селезень»), Г. Вдовин «Хороводная» из вокально-хоровой сюиты, «Тейтерень кудо»

Игра на музыкальных инструментах: «Тук, тук, пиземня» («Полей, полей,

дождичек»)

II квартал

Слушание: Е. Лысенкова «Наигрыш», М. Волков «Хороводная»

Пение: «Коляда», «Пайгармкай»

Ритмика: Левженская плясовая обр. Белоклова; «Офтонь кштима» («Пляска медведя»)

Игра на музыкальных инструментах.

III квартал

Слушание: Н. Бояркин «Пастух играет на нюди», М. Волков «Пробуждение»

Пение: «Нармоннят, нармоннят» («Птички—птички»), «Ай, шякшята, шякшята» («Ой дятел, дятел»), «Кизоняньке сашенды» («Летушко приходит»)

Ритмика: Л. Кирюков «Мордовский танец», «Ай, катоня, катоня» («Ой, кошечка, кошечка»)

Игра на музыкальных инструментах.

IV квартал

Слушание: М. Волков «Мотыльки», Н. Бояркин «Луганяса келуня»

Пение: «Мелу» («Бабочка»), «Панчк, уськомкай» («Открой, уськомкай»), «Сака, сака, кизоня» («Приди, приди, летушко»)

Ритмика: Н. Бояркин «Луганяса келуня»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

1. ТЕМА: Игра «Путешественники».

ЦЕЛЬ: Дать детям элементарные сведения о республике, в которой они проживают, дать краткие сведения из истории этого народа, познакомить с гербом и флагом Республики Мордовия.

2. ТЕМА: «Мой край родной, Мордовия моя»

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомство с национальными особенностями мордовского народа (традициями, обрядами, праздниками).

3. ТЕМА: Развлечения «Масленица».

ЦЕЛЬ: Расширить и уточнить знания детей о национальных особенностях края, познакомить с традиционным праздником мордовского народа, предложить приготовить родителям и сотрудникам блюда мордовской кухни (блины-пачат, мордовский напиток-боза).

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатеева З.А. «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду», 1982 г.

2. Колмыков В.И. «Коняшки-глиняшки», 1993 г.

3. «Мордовская народная вышивка» (сост. В.Н. Мартьянов, 1991 г.)

4. «Мордовский народный костюм» (альбом, 1990 г.)

5. «Мордовские народные сказки (сост. Самородов К.Т., 1978 г.)

6. «Народные сказки» (сост. Т.С. Борисова, 1996 г.)

7. Таракина И.Н. «Мордовский детский фольклор», 1971 г.

8. «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» - детский фольклор, 1978 г.

9. Бояркин Н.И. «Мордовское народное музыкальное искусство», 1983 г.

10. Кирюков Л.П. «Мокша-мордовские песни», 1935г.

11. «Мордовские народные песни (сост. Г.И. Сураев-Королев, 1957 г.)

12. Люлякина С.М. «Тейть, Мордовияморон», 1990 г.

13. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры», 1988 г.

14. «Мордовские народные игры» (сост. А.И. Исайкина, 1993 г.)

15. Козлова К.И. «Этнография народов Поволжья», 1964 г.

16. «Мордовский народ: что нас волнует?», 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...