Воспитание нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
презентация к уроку (средняя группа) по теме

Воспитание нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста. "Что покажешь ребенку-то его и дорога"-говорили Адыги. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Ж.Р. Думанишева,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 21»

Воспитание нравственности и патриотизма у детей

 дошкольного возраста.

«Правильное воспитание-это          

наша счастливая старость.            

Плохое воспитание-это будущее  

горе, это наши слезы ,это наша      

вина перед другими людьми,        

перед всей страной.»                    

А.С.Макаренко.

Воспитание нравственности и патриотизма у детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст - пора интенсивного становления личности, именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру: «Что покажешь ребенку - то и его дорога», говорят Адыги. И действительно, это народная мудрость не требует комментариев.

       Наш педагогический коллектив работает по воспитание и обучению детей на традициях всех народов, проживающих на территории Адыгеи , приобщая дошкольников к народному творчеству , национальной культуре, обычаям, традициям. Именно через приобщение ребенка к культуре своего народа возможно полное раскрытие личности ребенка через включение его в культуру собственного народа.

      Для маленького ребенка Родина начинает с родного дома, улицы, на которой живет. Именно в семье начинает расти будущий гражданин своей страны. Таким образом, началом всех начал в нравственно-патриотическом воспитании является семья. Это - главный институт воспитания. Здесь закладывается фундамент будущего гражданина.

      Вот почему огромное внимание в своей работе я уделяю связям с семьей.

      Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким: отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и с ближайшим окружением. Если в семье принято уважительно относиться друг к другу, готовить друг другу подарки, вместе праздновать Новый Год, с добротой и любовью относиться к пожилым людям в семье — то это становится социальным опытом ребенка.

      Поэтому, беседуя с родителями, я говорю о том, что сами того не видя , они каждым словом, каждым поступком, воспитывают своего ребенка. И этот опыт дети приносят в детский сад и проявляют во взаимоотношениях с другими детьми.

      В современном мире ребенок развивается окруженным множеством разнообразных источников социального воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Поэтому так актуально в наши дни проблема духовно-нравственного воспитания детей, воспитание в духе патриотизма.

     Нынешнее поколение(молодое) взрослых забыли или не помнят, или не знают свои корни. Проведя анкетирование, беседы с родителями мы услышали крик о помощи. Дело в том, что родители не могут или не знают как вести с детьми работу. А из беседы с детьми выяснила: у детей совершенно поверхностное знание о родной природе, городе, республике, Родине. Родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитание, так как считают, что это за них сделает детский сад и школа.  

       Это - проблема и решать ее надо вместе  сообща с родителями, педагогами, психологом, инструктором по физической культуре и с музыкальным руководителем. Взаимоотношение с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а так же сохранению вертикальных семейных связей.

       Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к своей земле имеет ближайшее окружение: детский сад, своя улица, город, страна , столица, символика - герб, флаг.

       Наша малая родина-это Адыгея. Детям даем понятие , что Адыги - один из древнейших народов Кавказа , давших название республике, что Адыгея — одна из самых замечательных мест на Северном Кавказе, в котором живем и мы с вами. Я рассказываю детям, что наш город Майкоп славен традициями , своей историей, памятниками, лучшим из которых является памятник дружбе народов «Навеки с Россией», достопримечательностями и лучшими людьми. Что родители наших воспитанников вносят свой пассивный вклад в дальнейшее развитие Республики. Наш г. Майкоп - это частица нашей большой Родины. Воспитывая любовь к своему отечеству, гордость за свою страну я стараюсь формировать доброжелательные отношения к людям разных национальностей. Ведь наша малая Родина - много национальна. У каждого народа свои обычаи, свои традиции, каждый народ велик и талантлив.

       На этом этапе мы организуем поисковую деятельность детей. Они расспрашивают родителей, бабушек, дедушек о достопримечательностях города, их микрорайонах , об истории названия улицы, о знаменитых земляках. Все эти мероприятия расширяют знания детей о своей малой Родине, им интересна созданная ситуация поисковой деятельности.

      В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых (бабушек, дедушек, прадедушек, участников Великой Отечественной войны) на этих конкретных примерах мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», ненависть к врагу, «любовь к отчизне».

      Положительных результатов в нравственно-патриотическом  воспитании можно добиться только тогда, когда патриотическое воспитание проводится системно и последовательно. Чувство патриотизма должно быть осознанным и носить комплексный характер, то есть пронизывать все виды детской деятельности: занятия, этические, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры,  беседы, встречи, праздники, экскурсии, свободная деятельность детей для реализации своих фантазий.

     Полученные знания на занятиях познавательного цикла использую в играх различного характера, самостоятельной художественной деятельности и музыкальной деятельности. Таким образом, я подкрепляю каждую тему различными играми, продуктивными видами деятельности.

     Для игр по патриотическому воспитанию изготовила дидактические пособия: «Праздники малой Родины», « А мы вам вот что расскажем» (о том , что узнали , увидели).

      В группе оформлен уголок по патриотическому , составлены программа и тематическое планирование по данной теме.

      Провожу этические беседы о семье: «Какие они, мои родители?», составляем рассказы о родителях , о том, как они вместе отдыхают , где бывают. Провожу совместные праздники с участием детей, их родителей, участие в конкурсах. Так и родителям и детям запомнился конкурс с отгадыванием загадок об осени, о дарах осени.

     Дошкольнику в этом возрасте важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной в том числе и ее государственными символами.

     Мои ребята хорошо знают и герб и флаг как России, так и Адыгеи. А для этого было проведено много занятий: и по развитию речи, и аппликация , и рисование.

      Особое значение придаю игре. Ведь игра-способ познания окружающего. Она влияет не только на формирование развития, но и воспитывает нравственно. Сюжетно-ролевые игры «семья», «папа, мама и я - наша дружная семья», экскурсии по городу - все это способствует воспитанию патриотических чувств детей. Нравственно-патриотическое воспитание продолжило в различных видах изобразительной деятельности. Дети рисовали портреты своих близких людей , и конечно мамы были самыми красивыми. «А осень ранняя». Какие только краски не используют дети! Все это закрепляет нравственно-патриотическое представление у дошкольников.

     Большое значение в патриотическом воспитании имеют праздники и традиции.

     Самым шумным и радостным был праздник «Проводы зимы» с блинами, с частушками, с калядками. Большое участие в нем приняли участие родители.

     Блины были бесподобными , а родители порадовались знаниями народных русских частушек. Дети знакомы и с Адыгейскими праздниками «Байрам» , «Курман». Но особый интерес вызвал праздник сыра с чаепитием. Детей и родителей угостили свежайшим сыром. Родителям и детям я рассказала о том , как высоко в горах «Лаго-Наки» где проводится этнический фестиваль культуры туристы из разных стран были восхищены вкусом и приготовлением Адыгейского сыра прямо в полевых условиях. Туристы назвали хозяйку сыра Княгиней адыгейского сыра-Гошнаго Казанчи, так как она искусно орудовала у большого казана с молоком.

      Итак.

      Цель:

 -Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада ,своего города, своей страны.

-Формировать нравственно-патриотические чувства, обогащать и углублять знание детей о семье, городе и стране.

-Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.

Задачи:

-Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к великой и малой Родине.

-Упорядочить и закрепить информацию о родном городе , символике.

-Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье

-Развивать способности восприятии и анализе литературных произведений

Перспектива развития:

-Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье , к детскому саду, улице , городу.

-Формирование бережного отношения к природе и ко всему живому.

-Воспитание уважения к труду.

-Развитие интереса к традициям своего народа.

-Расширение представления о родном городе.

-закрепление  знаний детей о символах государства (герб, флаг, гимн).

-Развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны.

-Формирование толерантности , чувства уважения к другим народам, их традициям

В перспективе будем продолжать работу по данному направлению более углубленно, в связи с этим считаю необходимым :

-Продолжать работать по проекту «Моя Адыгея»

-Наметить индивидуальную работу с детьми по патриотическому воспитанию, на летный период включить работу по патриотическому воспитанию в план летней оздоровительной работы.

-Продолжить работу с родителями по теме, используя новые формы и методы.

-Продолжить разработку новых дидактических игр по данной теме.

      В этом я вижу образ перспективы развития.

Литература:

1.Жариков А.Д. «Растите детей патриотами» М.,1980

2.Полякова Т.В «Знакомим детей с малой родиной» http:/ap2004/alledu.ru/document/380/839

3. Павлова Л.О. «Взаимодействие семейного и общественного воспитания детей//дошкольное воспитание. 2002.N 8 — C. 8-13.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста"

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

План по самообразованию Тема: «Воспитания гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста »

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Большинство детей имеют размытое представление о той стране, в которой родились и живут, о её ценностях...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Данный проект предназначен в помощь педагогам ДОУ при формирование чувств гражданственности и  патриотизма  у детей дошкольного возраста ....

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...