Край, в котором я живу
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Дмитренко Елена Борисовна

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_v_kotoroya_ya_zhivu-_dmitrenko_e.b.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад « Улыбка»

КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНИСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
« КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Подготовила и провела:

воспитатель Дмитренко Е.Б.

Когалым

20015

Цель: Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера

Программное содержание:

  1. Образовательные задачи:

Дать знания о богатстве родного края.

Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре , быте коренных народов Севера.

Расширить знания детей  о лекарственных растениях.

  1. Развивающие задачи:

       Учить употреблять в своей речи национальные термины.

       Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.

       Закреплять знания детей о животном и растительном мире нашего края.

  1. Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них.

Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера.

Предварительная работа: экскурсия в Музейно-выставочный центр, наблюдения на прогулке, знакомство с праздниками народов Севера: « Медвежий праздник», « Вороний день», « праздник оленевода». Знакомство с национальной игрой « Хейро». Рассматривание иллюстраций национальной одежды, чтение ненецких и хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы « Где мы живём?», « Наш город», дидактические игры : « Что растёт в лесу», « От какого дерева ветка?», « Что лишнее», подвижная игра « Хэйро» ( солнце)

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова- ягель, жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица.

Материалы и оборудование: глобус, макет чума, макеты ремёсел ханты: рыболовство, оленеводство, звероловство. Предметные картинки ягод ( северных и растущих на юге), игрушки животных, орнаменты хантыйских костюмов. Бумажные силуэты одежды, фломастеры.

Методы и приёмы: беседа с детьми с рассматриванием глобуса, беседа о чуме, подвижная игра  « Чум», беседа о народных национальных праздниках. Подвижная игра « У оленя дом большой». Дидактическая игра « Что, где растёт» . Дидактическая игра « Рассели животных», чтение стихотворения о тайге, игра « Устами младенца», беседа об одежде и обуви народов севера, рассматривание орнаментов, раскрашивание хантыйских узоров, музыкальное оформление НОД.

Интеграция областей : « Познавательное развитие», « Речевое развитие»,

 « Художественно-эстетическое развитие», « Физическое развитие».

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

-Какой-то шар разноцветный стоит на столе? Что это за шар?

( На столе стоит географический глобус).

А что такое глобус?

Глобус - это макет нашей Земли.

Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разноцветные цвета на глобусе.

Это разные государства на планете Земля.

А какие государства вы можете назвать?

Америка, Турция, Канада и т.д.

 А как же называется наша страна?

Наша страна Россия, Российская Федерация.

Правильно, ребята. Мы живём в России. Это наша большая Родина. А как называется главный город страны, сердце России?

Город Москва,

Ребята, а в каком городе мы живём?

В городе Когалыме.

Где находится наш город?

На Севере, в Тюменской области.

Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то места, где родился человек и живёт?

Родной край.

А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ,

Ханты-Мансийский автономный округ.

Кто коренные жители севера?

Ханты, манси.

С самых древних времён живут здесь северные народы - ханты и манси.

Чем занимаются ханты и манси, живя в лесу?

Мужчины ханты и манси - охотники и рыболовы. Также они занимаются оленеводством, сбором ягод, орехов, Женщины, как правило, остаются дома с детьми, шьют одежду, украшая её различными узорами и орнаментами.

Что это за сооружение стоит?

Чум.

Что такое чум?

Это жилище ханты и манси.

А почему они живут в чумах?

Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить,
А для чего это необходимо делать?

Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место,

А из чего сделан чум?

Сооружают его из деревянных опор и покрывают шкурами животных, как правило, оленей,

Подвижная игра « Чум»

Играющие распределяются на пары,  образуя два круга,- внутренний и внешний. В центр выходит ребёнок и читает стихотворение:

Ставит чум моя семья-

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я  кустарник нарублю.

Разожгу костёр скорей,

Пусть горит он веселей.

Ребёнок возвращается на место. Дети в кругу поочерёдно читают следующее стихотворение и выполняют движения.

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в чуме том,

( Внутренний круг движется в одну сторону, внешний - в другую)

Гости явятся едва-

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

( Дети ищут свою пару)

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки.

( Все дети кружатся).

У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения в поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?

Медведь.

Как называется праздник, посвященный этому животному?

« Медвежий праздник»

В какое время года его празднуют?

Осенью.

Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилёта птиц. С ними приходит тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт,

Нет тебя в мире краше!

Даруй нам свет и тепло,-

Красное солнце наше!

Весна , весна –Ворнэ,

Приди весна с радостью,

С доброй радостью,  с великой милостью.

По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?

Ворона.

Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Её считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется этот праздник?

« Вороний день»

Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.

Звучит музыка.

Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть,

Какой ещё праздник народов Севера вы знаете?

« День оленевода».

Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?

Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый,

А как они это определяют?

Они устраивают соревнования.

Какие?

Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках.

Как называется человек, который  управляет оленями.

Каюр.

Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.

Ребята, мы знаем, что коренные жители занимаются сбором дикоросов. Что такое дикоросами?

Это грибы и ягоды.

Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Из каких двух слов состоит слово « дикоросы»

Дико растут.

Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах.

Какие же ягоды растут на Севере?

Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

А какие деревья и кусты растут на севере?

Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется « Что где растёт?»

Для этого предлагаю вам разделиться на две команды,

( Дети разбиваются на две команды).

Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо выбрать только северные ягоды и разместить их на фланеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю, и разместить их на фланеграфе слева.

1-ая команда - отбирает ягоды, растущие на севере.

2-ая команда - отбирает деревья и кустарники севера.

Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг друга.

Ребята, макет чума мы изготовили, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере.

Игра « Рассели животных».

Ребёнок:

Тайга – как сказочное государство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки,

Все целебные растенья

Нужно знать без исключенья.

Наши леса богаты лекарственными травами. Проведём игру « Устами младенца» и проверим ваши знания о лекарственных растениях. По описанию вы должны узнать растение.

  1. В тайге он бывает разного цвета. Все люди и животные ходят по нему. Его очень любят есть олени. ( Лишайник)

(  А ещё лишайник сушат, растирают в порошок и посыпают раны).

  1. Он мягкий, но не пух, зелёный, но не трава, ( Мох)

( Мох запаривают и пьют при расстройствах желудка).

  1. Она считается символом России. Её сравнивают с девушкой ( Берёза)

Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?

Холодно, но люди тепло одеты и обуты.

Ноги во что обуты?

Кисы и бурки. ( Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей).

Во что одеваются мужчины народов Севера?

Малица.

Как называется женская одежда коренных народов?

Ягушка.

Чем отличается малица от ягушки?

Малица без застёжек, но с капюшоном, а ягушка с завязками впереди и с воротником.

Северные жители, как и все люди на праздник надевают свои лучшие одежды. Одежда коренных народов не только тёплая, но и нарядная.

Что обозначает « нарядная одежда»?

Одежда вышита орнаментом.

Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет своё название. Кто может их назвать?

Дети называют орнаменты по образцам.

Что они обозначают?

Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берёз, рога лося, щучьи зубы.

Хайтыйские орнаменты красивы,

В них все предметы Родины моей,

Ты больше не найдёшь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Так писал хантыйский поэт М.Шульгин.

Я вам предлагаю выбрать орнамент назвать и разукрасить его.

Детям предлагают орнаменты и фломастеры. Ребята по желанию разукрашивают орнаменты.

Итог и анализ деятельности:

Что вам сегодня понравилось больше всего на занятии?

Что вам больше всего понравилось?

( Слушаю мнение детей).

Что бы вам ещё хотелось узнать про свой родной край?

( Дети высказывают свои предложения)

Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, своё умение. Спасибо вам за труд!

В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы. А вам предлагаю в группе рассматривать альбомы, книги, журналы о нашем Севере, думаю, что вы в них найдёте что-то новое и интересное для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"

Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....

Конспект презентация проекта "Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"

Проект "Край, в ктором мы живем, мы Югорией зовем!"прошел для детей подготовительной группы, с целью повышения мотивации знаний о жизни и быте народ хантов и манси....

Край, в котором я живу.

Презентация о природе Кольского полуострова....

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Краснодарский край.Край в котором мы живем-Моя Родина!

Познакомить детей с понятиями Моя Родина;  чем прославлен и богат най край....

Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме «Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина»

Беседа для детей  старшего дошкольного возраста по теме«Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина» Цель:  познакомить детей с историей возникновения края; рас...

Презентация "Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!"

Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!Цель:  познакомить детей с историей возникновения края; расширять представление о флоре и фауне Кубани; прививать любовь к художественному ...