Конспект занятия "Знакомство с жилищем казаков, предметами быта и одеждой"
план-конспект занятия на тему

Кравченко Людмила Павловна

Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа. 

Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение  детский сад комбинированного вида №1 «Аленушка»

Конспект занятия для средней группы

«Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта донских казаков»

Подготовила воспитатель

Кравченко Людмила Павловна

Г. Константиновск


Тема: «Знакомство с жилищем казаков и предметами быта и одеждой»

        Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

Задачи:

  1. Познакомить детей историей жилища людей на Дону.
  2. Познакомить с внутренним убранством куреня, одеждой,  предметами быта казаков.
  3. Учить знать и загадывать загадки (чем славится плодородная земля Дона)

План занятия:

  1. Рассказ о жилищах людей Дона и рассматривание иллюстраций.
  2. Рассказ об устройстве и внутреннем убранстве куреня и рассматривание иллюстраций «Устройство казачьего куреня».
  3. Рассказ о предметах домашней утвари, одежды казака, казачки, демонстрация и рассматривание предметов утвари.
  4. Чтение стихотворения «На хуторе нашем вишневом».
  5. Отгадывание загадок
  6. Итог занятия

Словарная работа:

Курень, кувшин, узвар, плошки, чугунки, макитры, скалка, утварь, предки, потомки.

Наглядность:

Иллюстрации внешнего и внутреннего убранства куреня; иллюстрации костюмов казака и казачки;  сундук с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, утюг, рубаха, тарелка, плошка, макитра); поднос с муляжами ( виноград, подсолнух, колос пшеницы).

Ход занятия:

Воспитатель: 

Очень часто с событиями

И с суетою  дней,

Старины своей не помним мы,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину

  1. Рассказ и рассматривание иллюстраций жилищ древних людей Дона.

Это было давным-давно. Много лет назад на Дону жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Затем они научились строить жилище из костей и шкур животных. Позже люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В реке водилось много рыбы. И построили люди много станиц по всей земле Донской и стали звать себя казаками донскими.  

 Главным занятием казаков было военное дело: охрана границ Русской земли от врагов. В мирное время казаки занимались разведением лошадей, коров, кур, гусей,  ловили рыбу, охотились.

Строительство в станицах казачьих велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа.

  1. Рассказ и рассматривание иллюстраций «Устройство казачьего куреня».

Курени – так назывались жилища казаков,  строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. (Рассмотреть рисунок). 

В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано.  В переднем, красном углу находились иконы.

Чтобы курени были еще красивей, казаки воле них сажали сады, яркие цветы. Так и жили казаки: сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли границы от врагов.

А теперь посмотрим внутреннее убранство куреня. (Дети рассматривают иллюстрации с внутренним убранством куреня).

Вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака, сундук.

  1. Рассказ и показ предметов домашней утвари, одежды казака, казачки.

Как вы думаете, что может храниться в сундуке? (ответы детей).

- Что нам думать и гадать, у меня есть похожий сундук, давайте мы его откроем.

- Ой, чего здесь только нет! (воспитатель достает  кувшин).

- Дети, что это? (кувшин)

        - определите, из чего сделан кувшин? (дать потрогать)

        - Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук мастера, сделавшего этот кувшин. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду. Летом в жару в кувшины наливали квас, молоко,  узвар,  так называли казаки компот из фруктов,  и опускали в прохладный погреб.  

- А это посуда (достаю старинную тарелку). Мастера вручную расписывали ее яркими богатыми узорами.  Часть посуды молодая хозяйка   приносила в дом мужа вместе с приданым. Всегда под рукой у хозяйки – плошки разных размеров, чугунки, сковороды, глиняные макитры (показываю рисунок макитры). Макитры  использовали для хранения крупы, в них замешивали тесто, укладывали пирожки и хлеб. Казачки бережно относились к домашней утвари, после приготовления начищали чугунки. Мыли глиняную посуду и расставляли ее на полках.

  1. Чтение стихотворения «На хуторе нашем вишневом».

(Воспитатель достает из сундука рубашку)        

На хуторе нашем вишневом,

У чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава

.

        Даю ребенку в руки рубашку – «Какая красивая рубашка!».

         - Казачки очень любили наряжаться на праздники. Рубашка сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми (рассматривают иллюстрацию казачки и казака).

Одевались казаки нарядно и красиво: их повседневной одеждой были штаны-шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна.  Праздничная одежда шилась из шелка и бархата.

 Казачки сами расшивали свою одежду вечерами.  Электричества раньше не было, а горела вот такая лампа (достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).

Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

        - Что же еще в сундуке? (достаю скалку).

        Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.

        - Посмотрите какой! (ставлю на стол утюг)

        - Из чего он сделан?

        Дети: Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.

        Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.

- Наша донская земля очень богата и плодородна, казаки издавна научились возделывать землю и земля дарила богатые урожаи  зерна, овощей и фруктов.

        

 5.        Отгадывание загадок

Дети, давайте отгадаем загадки о том, чем славится плодородная донская земля. (Дети отгадывают загадки и находят на подносе виноград, колос пшеницы, подсолнух).

  1. Гроздья белые висят –

Это спелый (виноград)

  1. Вырос в поле дом,

Полон зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столе золотом. (колос пшеницы)

  1. Желтый Антошка

Вертится на ножке,

Где солнце стоит,

Туда он и глядит (подсолнух).

  1. Итог занятия

Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается.            А завтра… Завтра  вы отправитесь в гости к своим прабабушкам. У них дома вы непременно найдете какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое рубаха или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища.

И будем помнить:

МНОГИЕ ИЗ НАС - ПОТОМКИ ТЕХ САМЫХ СИЛЬНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ КАЗАКОВ, СОЗДАВШИХ СВОИМ УПОРНЫМ ТРУДОМ СЛАВНУЮ ДОНСКУЮ ЗЕМЛЮ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с древними жилищами людей на Кубани и предметами быта казака

Программные задачи: 1. Познакомить детей с древней историей жилища людей на Кубани. Воспитать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков. 2. Учить рассказывать о предметах быта казаков. 3. Учит...

НОД «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

НОД «Знакомство детей с древними жилищами людейи предметами быта казака»Задачи:1.        Познакомить детей с древней историей жилища людей. Воспитать жел...

Презентация: «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

Презентация:«Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»...

конспект нод для средней группы "знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа

Знакомить детей с укладом жизни русских людей, расширять представление о культуре и традициях русского народа. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Обогащать словарный ...

Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»...

ЖИЛИЩЕ И ПРЕДМЕТЫ БЫТА НАШИХ ПРЕДКОВ

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых ...

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знакомство детей с древними жилищами и предметами быта казаков»

История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Казаки верно служили Отечеству, сначала по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как ...