Народные игры Белгородской области
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Махова Наталья Васильевна

Консультация для воспитателей по краеведению о народных играх, в которые можно играть с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Консультация для воспитателей

     

      Народные игры    Белгородской области

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\hello_html_125bf94b.png

Педагог дополнительного образования – Махова Н.В.

Игра в народной культуре – это форма развлечения. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни.

При огромном разнообразии видов игр и их классификаций расскажу об интеллектуальных народных играх, в которые можно играть с детьми в группе или на прогулке.

Не моргни!

Количество играющих - произвольное. Ведущий спрашивает:

– Была в лесу?

– Была.

– Рубила дрова?

– Рубила.

– Видела волка?

– Видела.

– А боялась его или нет?

– Нет.

При этом тот, кто спрашивал, машет веточкой перед глазами. Если не моргнет, то не боится, а моргнет – боится.

Наоборот

Дети стоят в кругу, водящий в центре движется по кругу и останавливается перед одним из участников. Дотрагивается до своего уха и говорит: «Это мой нос» (т. е. наоборот).

Тот, напротив кого остановился водящий, должен дотронуться до своего носа и сказать наоборот: «Это мое ухо». Игра повторяется.

Продолжи!

Участники игры сидят на лавке. Ведущий перечисляет название пяти овощей, или предметов, или городов и т. д. Ведущий делает это быстро. И тот, к кому он обращается, должен быстро продолжить. Например: капуста, морковь, лук, помидор, горох. К кому обратились, должен так же быстро назвать их.

Глупый телефон

Играющие садятся цепочкой. Ведущий шепчет какое-либо слово, желательно длинное, малораспространенное слово первому игроку. Он шепотом передает следующему игроку и так до последнего. Говорят один раз слово, не повторяют его; если один из играющих не понял – переспрашивать нельзя. Ведущий спрашивает последнего; если он верно сказал, то игра продолжается тем же ведущим. А если неверно дошло слово, то спрашивают всех по порядку и определяют, кто первый сказал неверно, тот и становится ведущим или выбывает из игры.

Полетушки

Все дети садятся вокруг стола и кладут пальцы на стол. Вожак начинает игру, называет какую-нибудь птицу либо летучее насекомое, а, назвав его, поднимает палец вверх и быстро опускает. Дети должны делать то же самое. Если кто-то прозевает лететь, т.е. поднять палец и опустить, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называет не летучую тварь или вещь, то этот игрок выходит из игры.

Например, вожак, поднимая палец, говорит: «Сова летит». Дети поднимают, опускают пальцы. «Петушок летит, кочеток летит». Пальцы поднимаются и опускаются. «Козленок летит!» – говорит вожак, поднимая и опуская палец. Кто из играющих «полетел с козленком», тот выбывает из игры.

Примечание:

Иногда в эту игру можно играть чуть иначе. Участники становятся в круг, и при названии летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

Съем-не съем

В эту игру играли все «уличники» – ребята, девчата и дети. Выбирали ведущего, в руках у него было яблоко или груша. Все рассаживались на лавки или пенёчки. Ведущий бросал яблоко, при этом называл слова: слива, вишня, колбаса, машина. Сидящие должны поймать яблоко или отбить – в зависимости от того, съедобное или несъедобное. Тот, кто ошибался, отдавал фант.

И так, пока не наберется достаточно фантов, чтобы их разыгрывать. И дальше идет выкуп фантиков. Кому что придется делать, определяет один игрок, стоящий спиной к остальным игрокам. Кому целоваться, кому спеть или сплясать.

Алфавит

Играют от двух до пяти человек. Участники игры прыгают с короткой скакалкой по очереди. При каждом прыжке следует назвать очередную букву алфавита: а, б, в, г и т. д. – это делается быстро. Сделав ошибку при произношении очередной буквы, участник должен быстро назвать растение на эту букву или животное, или город и т. д., о чем договариваются перед игрой. Если это удалось, то играющий начинает прыгать сначала, если нет – передает очередь прыгать следующему.

Задача каждого участника игры – «пройти» весь алфавит. Проигрывает тот, кто прошел алфавит позже других.

Правила: ошибкой прыгающего считается как неудачное выполнение прыжка, так и путаница при перечислении букв алфавита. При ошибке буквы игроку необходимо сосчитать громко до трёх и продолжать считать

В быка

(по-местному – «На в быка»)

Играет неограниченное количество людей. Каждый из участников выбирает себе название части тела быка: «хвост», «рог», «язык», «глаза» и т. д. Из игроков выбирают ведущего.

Ведущий называет по имени игрока, а тот должен сразу ответить, например:

– «Глаз».

– А что мать делает, «Глаз»?

«Глаз» отвечает:

– Мать стирает! – и т. д.

Нельзя смеяться. Если сбились или засмеялись, то игрок должен отдать ведущему фантик.

Игра продолжается, пока все не сыграют. По окончании назначают судью, а фантики находятся у ведущего. Ведущий у судьи спрашивает: «Что этому фантику сделать?», а судья говорит, что необходимо сделать. Игрок должен выполнить то, что приказывает судья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры на основе репертуара Белгородского края

Авторская разработка народных игр на основе народных фольклорных песен Белгородского края. Игры рассчитаны на детей 5-7 лет.Цель: приобщение к истокам национальной культуры; развитие  музыкально-...

Конспект НОД для старших дошкольников «Народный женский костюм Белгородской области»

Цели:•        расширять представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области;•        формировать интерес к ...

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ...

Конспект фрагмента прогулки. Час двигательной активности с включением народных игр Белгородской области.

mdash; продолжать развивать двигательные качества и способности детей через специально организованную двигательную деятельность на прогулке ;— развивать ловкость, координацию движений, быстроту...

Опыт "Использование народных игр Белгородской области как средства формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) "

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоят...

Приобщение детей к народным традициям посредством ознакомления с женским народным костюмом Белгородского края-Белогорочка.

   Наше будущее- это наши дети, а так как будущее невозможно без прошлого, то нам, взрослым: родителям, педагогам, необходимо воспитывать подрастающее поколение в духе традиций, уваже...

Познавательное развитие в средней группе "Отражение русских традиций в народном костюме Белгородской области"

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников средней группы на тему "Отражение русских традиций в народном костюме Белгородской области"....