КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
картотека (старшая группа) на тему

Бужор Ирина

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

НАРОДНЫХ ИГР НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА

БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ

ТАНЕЦ-ИГРА «ПОЙДЕМ, КУМА НА УЛИЦУ»

Цель: Приобщение детей к национальным традициям и фольклору Белгородского края; формирование устойчивых навыков игры на ложках, развитие и совершенствование ритмического слуха; формирование коммуникативных навыков и творческого потенциала.

Девочки строятся в две шеренги напротив друг друга.

1-й куплет: первая шеренга идет характерным шагом с припаданием навстречу 2-й; в руках ложки.

-  Пойдем,  кума, на улицу      /2 раза            идет первая шеренга

   Ой, улицу, улицу                     /2 раза            играют в ложки: 1-2, 1,2,3

-  А я, кума, не пойду              /2 раза            идет вторая шеренга (первая

                                                                       отходит на носочках)

  Ой, не пойду, не пойду          /2 раза            играют на ложках

-  На мне шуба чужая,        идет первая шеренга (вторая отходит на  

    Рубашонка худая                                                носочках) 

   Ой, худая, худая                   /2 раза            играют на ложках: 1,2, 1,2,3

-  Пойду ее переменю          /2 раза             идет вторая шеренга (первая

                                                                        отходит)

   Ой, переменю, переменю  /2 раза             играет на ложках

                                                              Вторая шеренга остается в центре 

-  Да на улицу пойду                   первая шеренга приближается ко второй в

    В карагоде попляшу                                                                    центр                                 

    Ой, попляшу, попляшу     /2 раза            играют на ложках (одна шеренга с

                        другой): 1,2-в свои ложки, 1,2,3,-в паре. Далее девочки говорят:

- Не хотим идти гулять,                                      

А хотим все поиграть!

Девочки разбегаются по залу, с окончанием музыки должны прибежать и выстроиться в свою шеренгу, хлопнув в ложки. 

ТАНЕЦ-ИГРА «КАК ВО СЛАВНОМ ГОРОДЕ»

Дети строятся в два концентрических круга (мальчики – внешний, девочки – внутренний). В руках у девочек платочки.

1.Ой, как во славном городе                          идут противоходом по кругу

На широкой улице

Ой, да лёли, али, али, али, али

Ой да лёлёли.                                     останавливаются лицом к мальчикам

2.На широкой улице            подходят к девочкам,  притоп, подняв голову

Собирались молодцы.

Ой, да лёли, али, али, али, али                            возвращаются на места 

Ой да лёлёли.                                                            

3.Собирались молодцы         мальчики делают ворота и идут навстречу  

                                                                                                            девочкам,

Выходили девицы.                            девочки проходят в ворота 

Ой, да лёли, али, али, али, али         девочки  - ворота, а мальчики

                                                                               проходят в воротики

Ой да лёлёли.                                                            

4.Хоровод наш маленький       идут все по кругу противоходом                             

Шире расходися.

Ой, да лёли, али, али, али, али

Ой да лёлёли.                                                            

5.Чтобы нам молодушкам                                  идут в другую сторону                             

Хорошо играти.

Ой, да лёли, али, али, али, али

Ой да лёлёли.                                                            

6.Хорошо играти                                                     говорком 

Весело скакати.

После слов девочки должны успеть выбежать из круга, а мальчики круг сомкнуть и не дать возможность девочкам выбежать.

         

ИГРА «БОЯРЕ»

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10.

- Бояре, а мы к вам пришли!    Первая команда идет вперед со словами:
  Дорогие, а мы к вам пришли! Возвращается на прежнее место:

- Бояре, а зачем пришли?    Другая повторяет этот маневр со словами:
  Дорогие, а зачем пришли?

-Бояре, нам невеста нужна.  Дорогие, нам невеста нужна.


-Бояре, а какая вам мила?

 Дорогие, а какая вам мила? Первая команда выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.

- Бояре, она ленивая у нас.  Дорогие, она ленивая у нас.


-Бояре, а мы плеточкой ее.  Дорогие, а мы плеточкой ее.


-Бояре, она плеточки боится.  Дорогие, она плеточки боится.


-Бояре, а мы пряничка дадим.  Дорогие, а мы пряничка дадим.


-Бояре, у ней зубки болят.  Дорогие, у ней зубки болят.


-Бояре, а мы к доктору сведем.  Дорогие, а мы к доктору сведем.


-Бояре, она доктора укусит.  Дорогие, она доктора укусит.

- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!


        Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

ИГРА  «ДЕДУШКА СЕМЁН (СЕМАК)»

Количество играющих не ограничено

Цель:  Помочь детям в накоплении духовных ценностей. Учить детей находить своё место в творческом процессе, независимо от одарённости. Знакомить детей с традициями своего края. Развивать память. Учить уважению к старшим, друг к другу и к труду.

Оборудование: шапка для дедушки, сноп для деда и музыкальный инструмент для музыкального руководителя.
       

  Описание игры:

Играющие,  взявшись за руки, становятся в круг. В центр круга  становится  один водящий- дед. Двигаясь по кругу простым шагом, все поют (музыка по выбору педагога):

ДЕТИ (поют): Здравствуй дедушка Семён

                          Ох, поспел ли твой лён?

ВОДЯЩИЙ (ДЕД) приговаривает:  Лён, ленец, мой молодец!                                                                                                   Только посадил!

ДЕТИ (поют): Здравствуй дедушка Семён

                        Ох, поспел ли твой лён?

ВОДЯЩИЙ (ДЕД) приговаривает:  Лён, ленец, мой молодец!

                                                                      Только взошёл!

ДЕТИ: Здравствуй дедушка Семён,

            Поспел ли твой лён?

ВОДЯЩИЙ (ДЕД)  приговаривает:  Лён, ленец, мой молодец!

                                                                         Только вырос!

ДЕТИ: Здравствуй дедушка Семён,

            Поспел ли твой лён?

ВОДЯЩИЙ (ДЕД) приговаривает:  Лён, ленец, мой молодец!

                                                                        Только поспел!

ДЕТИ: Молотить пора! (И слегка хлопают ладонью по водящему, пока тот не скажет:  «Обмолотил».)

ВОДЯЩИЙ (ДЕД): Обмолотил! Делу время, потехе час! Пора и поплясать!

После этих слов  дети исполняют знакомые танцевальные движения Белгородской области (Притопы ногами поочерёдно, прыжок на обе ноги с притопом ногой, два притопа правой ногой, свободные движения рук вверху.)

ИГРА «СЕЛЕЗЕНЬ».

 Играющие стоят по кругу, выбирают селезня и уточку. Затем идут по кругу, держась за руки.

 Дети: (поют) -           Селезень уточку догонял,

                                    Молодой уточку загонял:

                                    «Ходи, утица, домой,

                                    Ходи, серая, домой!»  

   Селезень идёт внутри круга по часовой стрелке, а уточка  за кругом против часовой стрелке. С окончанием пения селезень  ловит уточку по типу игры « Кошки-мышки ». Поймав уточку, селезень  заводит уточку в круг.

ИГРА «ШАТЁР».

Участники игры делятся на 3 подгруппы. Каждая образует  свой  круг по углам площадки. В центре каждого круга – стул, на нём  платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг стульев, поют или приговаривают:

  Дети: (поют или приговаривают)

          Мы весёлые ребята,

          Соберёмся  все в кружок,

          Поиграем и попляшем

          И помчимся на лужок.

  С окончанием пения дети перестраиваются в общий круг. Взявшись за   руки, подскоками движутся по кругу. С окончанием музыки бегут к           своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в  виде шатра           (крыши). Выигрывает та группа, которая первая постоит шатёр.

ИГРА «КАТАЙ КАРАВАЙ».

Одному из детей закрывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг и припевают:

Катай каравай,

Поворачивай, давай,

К лесу-куролесу.

В огород залезу,

Плетень изломаю,

Гряды ископаю.

Говори,  слепой,

Куда головой?

Ребенок должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Если он отгадывает правильно, его место занимает другой участник.

ИГРА «БАРИН».

Дети располагаются по кругу. Внутри круга  стоят два стула спинками друг к другу. Выбирают ведущего-барина, он ходит внутри круга.

Дети: - Ходит барин по хороводику,

             Ищет барин себе девицу.

(Барин берет одну из девочек за руку и выводит в круг)

Дети:- Нашел!

Барин: - Хороша  ли моя девица?

Дети: - Хороша, работяща, красива. Присаживайтесь (Барин и девица садятся на стулья спиной друг к другу.)

- Раз, два, три!  (На счет «три» барин и девица поворачивают головы,  если повернули в одну сторону,  барин и девица становятся парой, если в разные – значит не судьба).

ИГРА «ЗДРАВСТВУЙ , ДЕДУШКА ПРОКОП!»

Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга.

Дети. - Здравствуй,  Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются)  

             Не созрел еще горох? (Возвращаются на прежнее место)

             Ох! Ох! Ох! Ох!

             Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)

Дедушка Прокоп. - Нет, не созрел, только посадил, дождик надо.

Дети. - Дождик, дождик поливай, будет славный урожай (поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя)

- Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются)

  Не созрел ли твой горох?  (Возвращаются на прежнее место)  

  Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают).

Дедушка Прокоп. - Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо.

Дети. - Красно солнце, пригревай,

     Будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.)

         

     -  Здравствуй,  Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются)

        Не созрел еще горох?  (возвращаются на прежнее место)

        Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)

Дедушка Прокоп. - Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха)

- Обмолотили!

Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры на основе репертуара Белгородского края

Авторская разработка народных игр на основе народных фольклорных песен Белгородского края. Игры рассчитаны на детей 5-7 лет.Цель: приобщение к истокам национальной культуры; развитие  музыкально-...

"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"

Отдел образования администрации Чернянского района        Формирование  патриотических чувств у  детей   дошкольного  возраста по...

Охраняемые первоцветы Белгородской области

В презентации представлен материал об первых весенних цветах и о первоцветах, занесенных в Красную книгу Белгородской области...

Животный мир Белгородской области

Белгородская область, средняя полоса, животные, лиса, заяц, лось, волк...

Развлечение «День флага Белгородской области» «Покрова Пресвятой Богородицы(14 октября)»

Развлечение«День флага Белгородской области»«Покрова Пресвятой Богородицы(14 октября)» Программное содержание.Углублять и расширять представления детей о своей малой Родине-Белгородчине.Зак...

Познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области

На сегодняшний день региональный компонент в системе дошкольного образования актуален как никогда. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида №47 г. Белгорода была разработана примерная ...

Консультация для педагогов " Фольклор Белгородской области – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей"

Фольклор Белгородской области –                       богатейший источник познавател...