Познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области
статья (младшая группа) на тему

Антропова Анна Витальевна

На сегодняшний день региональный компонент в системе дошкольного образования актуален как никогда. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида №47 г. Белгорода была разработана примерная парциальная образовательная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направлена на познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей. В программе составной частью проекта является   «Создание региональной системы  личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»), она разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования и предназначена для части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

На сегодняшний день региональный компонент в системе дошкольного образования актуален как никогда. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида №47 г. Белгорода была разработана примерная парциальная образовательная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направлена на познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.

Программа является составной частью проекта «Создание региональной системы  личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»), разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования и предназначена для части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

  В структуре парциальной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела (целевой, содержательный, организационный). Определены задачи, содержание и ожидаемые результаты в реализации вариативной части образовательной области «Познавательное развитие».

В содержательном разделе парциальной программы выделено 12 самостоятельных модулей. Каждый модуль погружает ребенка в мир знаний. А особенностью парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» является то, что познавательное развитие дошкольников происходит на основе социокультурных традиций Белгородской области.

Программа предназначена для использования в различных организационных формах дошкольного образования, в центрах развития ребенка, детских клубах, семейных формах дошкольного образования, в образовательном процессе дошкольной ступени общеобразовательных организаций. И очень приятно получать плоды реализации программы.   Например в декабре во второй младшей группе «Капелька» была проведена работа над модулем «Природа Белогорья». В процессе реализации данного модуля у детей сформировались представление о природе родного города, сел Белгородской области. Мы пояснили детям о истории названия города Белгорода. Воспитывали любящее заботливое отношение к природе родного края. Познакомили детей с живой и не живой природой Белгородской области. Дети узнали, о месторождениях мела, что его добывают в Белгороде, Шебекино, Севрюково, Валуйках и Короче, о его предназначении. А так же дети узнали о растениях и животных, которые необходимо охранять и беречь, в связи с этим на участке нашей группы были размещены кормушки для птиц, во время прогулок дети кормили птиц и наблюдали за их поведением. (НОД «Экспериментируем с водой», «Вот он какой - наш белый мел», игры «Найди игрушку», «Путешествие в сказочный лес», «Ветер дует на…»);

Развивали познавательную активность, наблюдательность, коммуникативные способности детей (Мини – экскурсия «Прогулка по территории детского сада», образовательная ситуация «Зимний лес», игра «Угадай, что там»)

В процессе реализации педагогической деятельности по познавательному развитию использовались следующие методы и способы: игра; рассказ; презентация; рассматривание иллюстраций, картин и демонстрация видеофильмов; загадывание загадок о родной природе.

С целью создания  благоприятных условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми, развития социальных и коммуникативных умений детей второй младшей группы «Капелька» был проведен мастер – класс для родителей «Игра с природным материалом» на котором педагоги познакомили родителей с различными играми с природным материалом. («Найди пару», «Найди отличие», «Дорисуй», «Что изменилось»)

Реализацию модуля «Природа Белогорья» можно считать успешной.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательно – музыкального развлечения на основе народных традиций - «Марьюшкины посиделки».

Познавательный материал о посиделках – народной традиции, обрядовой кухне, русском гостеприимстве; знакомство детей с ремеслами: прядением, вышиванием, вязанием, лаптеплетением; песенным творчеством ч...

Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...

Рабочая программа по Окружающему миру. Образовательная область «Познавательное Развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" -(дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Окружающий мир»...

Рабочая программа по Природному миру. Образовательная область «Познавательное развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Природный мир»...

Роль народных традиции в нравственном и познавательном развитии ребенка

Роль народных традиций в нравственном и познавательном развитии ребенка...