Реализация приоритетного направления «Духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры» «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы»
консультация ( группа) на тему

Широкова Людмила Ивановна

Духовно - нравственное воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по реализации приоритетного направления «Духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры» «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы»

Старший воспитатель МБДОУ д/с № 60 Широкова Л.И.

В целях создания нормативных правовых и методических условий реализации приоритетных направлений «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 28.10.2013 г. №431-пп, департаментом образования области разработаны методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания на основе традиций православной культуры в дошкольных образовательных организациях.

«…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность». 

Д.А. Медведев

Одним из главных приоритетов развития российского образования на современном этапе определено духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, начиная с раннего возраста, так как именно воспитание обеспечивает формирование целостной личности ребенка и направлено на построение конструктивных отношений с миром, людьми, собой.

Актуальность проблемы возрождения традиционной иерархии нравственных ценностей, целенаправленного их формирования в сознании детей закрепляется в документах федерального и регионального уровней.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поддерживает идею объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Формирование духовно-нравственного потенциала развивающейся личности возможно на основе тех духовных ценностей, которые являются неотъемлемой частью историко-культурного и социального наследия нашей страны, нашего края. В настоящее время в Белгородской области сложился определенный опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе традиций православной культуры. Знания, получаемые детьми на ступени дошкольного образования,  являются первоосновой для продолжения данного направления на ступенях общего образования. Поэтому, немаловажно соблюдать преемственность между образовательным процессом ДОУ и школы при изучении истории родного края, отечественной культуры.

В связи с этим, особый акцент стоит сделать на формировании православных духовных ценностей, которые являются определяющим условием сохранения в нынешних условиях морального кризиса современного общества народного самосознания, самоидентификации русской нации, познания места нашей страны в истории мировых цивилизаций.

Реализация задач духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, осуществляется в соответствии со следующими  нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 26.09.1997 г. №125-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях»;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- письмом департамента общего образования от 28.02.2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

- письмом Минобрнауки РФ от 19.03.1993 г. №47/20-11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»;

- письмом управления делами Московской Патриархии от 26.02.2014 г. №01/960;

- Православным компонентом к структуре основной образовательной программы дошкольного образования,  утвержденным 12.11.2012 Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации;

- постановлением Правительства Белгородской области от 26.10.2013 г. № 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы»;

- приказом департамента области от 01.04. 2014  № 1083 «Об организации исполнения комплексного плана совместной деятельности департамента образования и Белгородской митрополии по духовно-нравственному воспитанию на 2014-2016 годы».

Для полного понимания содержания Рекомендаций обратимся к основным терминам:

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей (п.8 ФГОС НОО, Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373).

Православное (церковное) воспитание − создание условий и направленное воздействие на развитие человеческой личности в целях достижения ею желания и способности к активному и творческому усвоению православных ценностных установок и православных моделей поведения (А.С.Богов, иеродиакон Богородице-Алексиевского монастыря г. Томска, Томская духовная семинария).

В образовательном процессе детских садов региона используются разные концептуальные подходы к духовно-нравственному воспитанию личности ребенка:

  1. Подход гуманитарного, светского содержания, основанный на традициях народной культуры и современной культурной практике. При этом для решения задач духовно-нравственного воспитания обеспечивается взаимодействие участников образовательного процесса при реализации образовательных программ социально-нравственного развития дошкольников. Опорой для содержания данных программ являются произведения литературы и искусства, средства этнопедагогики.

«Теоцентрический» подход, с опорой на православное мировоззрение, нравственность и праздничную культуру предполагает определение содержания и методики духовно-нравственного воспитания детей на основе положений Концепции православного дошкольного воспитания.

В целях создания многоуровневой преемственной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в период с 2010 по 2013 год в Белгородской области проведен эксперимент «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования».

Реализуемый в регионе комплекс мер по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, позволил достичь следующих положительных результатов:

- формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств детей во многих ДОУ области является приоритетным направлением деятельности по реализации основных образовательных программы дошкольного образования;

- программно-методические материалы «теоцентрической» направленности реализуются в 96 дошкольных образовательных организациях 72,7 %  муниципальных образований региона;

- системно организованная работа по использованию этнокультурного материала осуществляется в 4-х православно-ориентированных учреждениях, 2 из которых являются муниципальными с приоритетным осуществлением деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры.

В соответствии с п. 2.6. ФГОС ДО содержание духовно-нравственного воспитания детей отражено в таких образовательных областях как «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Реализация отдельных положений православного компонента дошкольного образования возможна в рамках реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие»: «…формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…».

Изучение в муниципальных дошкольных образовательных организациях программ православного и духовно-нравственного воспитания, имеющее информативный характер,  не может  сопровождаться совершением религиозных обрядов (наложение крестного знамения, приобщение к молитве, таинствам исповеди,  причастия и т.п.).

В настоящее время в образовательных организациях Белгородской области, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, продолжается реализация существующей модели духовно-нравственного воспитания детей, основанной на региональных приоритетах (православная культура, гражданское, патриотическое воспитание).

При определении духовно-нравственного воспитания на основе традиций православной культуры в качестве приоритетного направления деятельности дошкольной образовательной организации участники образовательных отношений могут:

- использовать для реализации его содержания программы, внесенные в реестр Программ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста:

  1. Программа студийных занятий с детьми дошкольного возраста «Введение в традицию» А.А.Крячко.
  2. Программа «Истоки» педагогического коллектива г.Вологды под руководством И.А.Кузьмина.
  3. Программа «Православная культура для малышей» Л.Л.Шевченко и учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир».
  4. Комплект учебных пособий по православному воспитанию детей дошкольного возраста А.В.Бородиной.

- использовать отдельные положения православного компонента дошкольного образования для подбора материала (иллюстративного, музыкального и т.п.) по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры в случае, если данного материала недостаточно в программах, представленных выше.

В связи с изменениями федерального законодательства в сфере образования дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. ФГОС дошкольного образования дает право  государственным, муниципальным и частным образовательным организациям самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы в соответствии с требованиями данного документа и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.

Изменение государственной нормативно-правовой базы дошкольного образования потребовало внесения определенных корректировок в структуру и содержание православного компонента дошкольного образования.

Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования позволит православным дошкольным образовательным организациям разрабатывать на его основе собственные программы, а также даст возможность государственным и муниципальным дошкольным образовательным организациям лучше ориентироваться в подборе материала по духовно-нравственному воспитанию, повысить значимость взаимодействия Церкви, семьи, детского сада, осуществлять непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания с начальным общим образованием.

«Православный компонент дошкольного образования» решает следующие задачи:

  • формирование личности ребенка путем приобщения к традиционным духовным ценностям, устремленной к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Иисусе Христе;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка, в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей и исключающими умственные и физические перегрузки;
  • развитие нравственных качеств, таких как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей и пр.;
  • привитие интереса, уважения к другим культурам для всестороннего развития ребенка;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах христианской этики;
  • воспитание уважительного отношения к труду как заповеданной человеку обязанности, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

«Православный компонент дошкольного образования» призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.

Введение и реализация «Православного компонента дошкольного образования» обеспечит:

  • возрождение и сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, ценностей в современном обществе;
  • духовную безопасность личности, семьи и общества;
  • консолидацию общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных исповеданий.

«Православный компонент дошкольного образования» разработан для:

  • православных дошкольных образовательных организаций;
  • православных групп на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
  • семейных детских садов;
  • семейного воспитания;
  • воскресных школ;
  • центров и клубов по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению родителей.

«Православный компонент дошкольного образования» как приоритетное направление на добровольной основе (по согласию педагогического коллектива и родителей (законных представителей) также может быть использован в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

«Православный компонент дошкольного образования» встраивается в образовательные области основной образовательной программы: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и часть, формируемую участниками образовательного процесса как приоритетное направление, возможность свободного вариативного использования программ духовно-нравственного воспитания в соответствии со спецификой культурных и иных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

«Православный компонент дошкольного образования» встраивается в три раздела основной образовательной программы дошкольного образования: «Целевой», «Содержательный», «Организационный».

Требования к условиям реализации «Православного компонента дошкольного образования» включают требования к психолого-педагогическим, педагогическим кадрам, развивающей предметно-пространственной среде.

Требования «Православного компонента дошкольного образования» представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.


В МДОУ № 60 реализуется духовно-нравственное воспитание дошкольников. В своей деятельности педагоги детского сада решают следующие задачи:

  • Воспитание нравственных и эстетических чувств;
  • Формирование базисных основ личности;
  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности

- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;

- к культурному наследию своего народа;

- к природе родного края;

  • Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

 

Поставленные задачи реализуются через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:

  • Занятия;
  • Педагогических проекты («Семейное древо», «Наши семейные традиции», «Отвори дверь в мир искусства», «Ненаглядная краса России», «Сказка ложь, да в ней намек», «Чувство доброты»);
  • Мастер-классы;
  • Праздники, досуги, развлечения, музыкальные лектории для родителей и детей;
  • Экскурсии;
  • Конкурсы, выставки

(представлены на слайдах)

  • Интегрированные занятия на тему: «Флаг России», «Белый, синий, красный», «Наша Родина – Россия».
  • Для старших и подготовительных групп №№ 3, 6, 10, 11, 12 был организован музыкально – спортивный праздник «Наш флаг»
  • и Выставка рисунков «Флаг России – великое знамя»

26 ноября 2014г. в нашем детском саду прошёл концерт, посвящённый празднику День МАТЕРИ, в котором приняли участие дети, сотрудники и родители нашего дошкольного учреждения.

А так же организованны интегрированные занятия и выставка творческих работ детей и родителей

Традиционно организуются встречи с Ветеранами Великой Отечественной Войны:
Варварова Наталья Александровна – полевая медсестра, прабабушка нашей воспитанницы

Впервые в этом учебном году была организованна встреча с  Мальцевым Михаилом Павловичем, который непосредственно участвовал в боях (танкист и артиллерист)

Так же мы стараемся познакомить наших дошкольников со знаменитыми людьми города Белгорода
Творческая встреча с  Александром Николаевичем Балбеков ым - композитором, членом Союза композиторов России, солистом Белгородской государственной филармонии,  и артистом детского музыкального театра

В рамках цикла мероприятий, посвященных празднованию

70-летия Победы в Великой отечественной войне в МБДОУ 60 был организован праздника микрорайона

«День Защитника Отечества»

На празднике прослеживалась преемственность поколений, были приглашены ветераны Великой отечественной войны:

Варварова Наталья Александровна – ветеран ВОВ, полевая медсестра

Мальцев Михаил Павлович – ветеран ВОВ, танкист, артиллерист

Поляков Александр Сергеевич – член областного Совета ветеранов ВОВ, военный разведчик

Петренко Евгений Александрович – член областного Совета ветеранов ВОВ, полковник

 

Полищук Г.А. (старший прапорщик) – офицер пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям.

Солдаты срочной службы воинской части г. Белгорода

 

В празднике участвовали не только дети и сотрудники ДОУ, но и артисты Белгородской государственной филармонии (Токаев Михаил, Кузнецова Тамара), студенты факультета национальной безопасности НИУ «БелГУ».

Праздник освещали корреспонденты

16 мая 2015г. в нашем детском саду состоялась общегородская акция «Дерево памяти»

Воспитанники подготовительной группы №12 вместе с ветеранами Великой Отечественной войны: разведчиком Поляковым Александром Сергеевичем и генералом Петренко Евгением Александровичем,

посадили на «Аллее славы» детского сада саженцы рябинок в честь умерших ветеранов ВОВ: военной медицинской сестры Гусевой Таисии Павловны и старшего лейтенанта Ехилевского Абрама Львовича.

Данное мероприятие было освещено на телеканале «Белгород 24»

9 мая наш детский сад праздновал 70 лет со Дня Великой Победы!

Воспитанники участвовали в празднике микрорайона «Пусть сияет Победы звезда!», который посетил ветеран ВОВ, танкист - Скрементов Михаил Филиппович. Воспитанники детского сада с интересом пели для него песни, рассказывали стихотворения, общались, рассматривали ордена и медали.

По окончании праздника была организована совместная экскурсия детей, воспитателей и родителей к памятнику расстрелянным партизанам и жителям города Белгорода в парке им. Гагарина. Участники экскурсии возложили живые цветы, почтили память минутой молчания.

Завершилась праздничная неделя участием в городской акции «Георгиевская ленточка». 08.05.15г. в 11.00 все воспитанники детского сада с родителями и воспитателями отпустили в небо воздушные шары с «Георгиевскими ленточками» в память о своих предках, защищавших нашу Родину.

5 августа в нашем детском саду прошёл праздничный концерт, посвящённый Дню города. Дети читали стихи о любимом городе, пели народные песни Белгородской области, водили хороводы. Ведущая праздника рассказала ребятам интересные факты из истории нашего родного города.

Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с изучением основ православной веры "Покров Пресвятой Богородицы"

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с изучением основ православной веры из цикла «Православные праздники». Предназначен для детей из обычных невоцерковленных семей. Прост...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с изучением основ православной веры - "Пост"

Пост - сложное понятие. Для чего он нужен? Я предлагаю конспект занятия, помогающего в простой форме объяснить детям значение поста и предложить детям посильный для них пост...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с православной культурой

Статья о необходимости духовно-нравственного воспитания дошкольников...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с изучением основ православной веры Тема: « Рождество » для старшей группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  « ДЕТСКИЙ САД № 10  « ЛАСТОЧКА »     Конспект занятияпо духовно-нравственному ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с православной культурой, посредством авторских игр и пособий.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа является: Знакомство детей с основ...