ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МОЯ ТРОПИНКА В МИР ТРУДА»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Чернова Лидия Владимировна

В современных условиях центральным звеном представлений ребенка дошкольного возраста о социальной действительности являются представления о трудовой деятельности людей. Первый трудовой опыт дети получают в семье, совместная деятельность с членами семьи: элементы бытового труда, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, понимают эмоциональное состояние своих родных в процессе трудовых действий, их огорчения и радость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«МОЯ ТРОПИНКА В МИР ТРУДА»

Автор: Чернова Лидия Владимировна

МАДОУ «Шарлыкский детский сад №4»


СОДЕРЖАНИЕ

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка………………………………………………….

4

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы…………….

4

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы……………

4

1.3.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы……………………………………………………………......

5

1.4.

Возрастные характеристики развития детей…………………………...

5

1.5.

1.6

1.7

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы…………………………….

Обоснование выбора содержание парциальной программы………….

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы……………………………………………

6

7

7

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности………...

9

2.2

Содержание парциальной образовательной программы……………...

14

III. 3.1

Организационный раздел

Кадровое обеспечение…………………………………………………...

19

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы……………………………………………

19

3.3

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания…………………………………………………..

19

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы………………………………………………………………..

20

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды……

20

IV.

Дополнительный раздел

4.1

Мультимедийная презентация парциальной образовательной программы………………………………………………………………...

V.

Литература………………………………………………………………

21

Приложение                                                                                                     22

Карта наблюдений


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Актуальность парциальной образовательной программы

В современных условиях центральным звеном представлений ребенка дошкольного возраста о социальной действительности являются представления о трудовой деятельности людей. Первый трудовой опыт дети получают в семье, совместная деятельность с членами семьи: элементы бытового труда, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, понимают эмоциональное состояние своих родных в процессе трудовых действий, их огорчения и радость. Такое взаимодействия обеспечивает понимание задач общества, значения труда в жизни общества и каждого человека, а возрастные возможности детей среднего дошкольного возраста позволяют сделать важные шаги к приобщению  мира взрослых и воспитанию ценностного отношения к труду всех, кто заботится о детях –начиная, с самых близких –родителях, дедушек, бабушек, сотрудниках детского сада и о работниках села.

Программа реализуется в рамках образовательной области «социально-коммуникативное развитие», что обеспечивает специфику условий осуществления образовательной деятельности потребностей и интересов детей.

1.2.Цели и задачи парциальной программы

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду в процессе совместной деятельности в условиях семейного клуба.

Задачи:

1. формировать первичные представления о профессиях, связанных со спецификой родного села, их роли в обществе и жизни каждого человека;

2. сформировать положительное отношение к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.

3.развивать навыки общения и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе совместной социально-значимой трудовой деятельности.

1.3.Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

1) Принцип деятельности – совместное познание предмета и условий труда, элементарные трудовые действия

2) Принцип непрерывности – усложнение, поддержание познавательной деятельности и трудовых поручений в процессе реализации содержания программы.

3) Принцип вариативности- различные варианты самовыражения ребенка в познавательной и трудовой деятельности: наблюдение, обследование, исследование, быт- хозяйственный труд на селе.

Содержание образовательной программы в соответствии с подходами:

- системно-деятельностный подход так, как обеспечивает достижение планируемых результатов освоения программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

- гуманитарный подход предусматривает  обеспечение интересов дошкольника, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, то есть становление в каждом ребенке его субъектности;

- аксиологический подход к развитию ребенка -ценностная ориентация всего образовательного процесса помимо общечеловеческих ценностей (добро, красота, справедливость, ответственность и др.), в программе большое внимание уделяется формированию у детей чувства принадлежности, к своей семье, ближайшему социуму, своей малой родине.

1.4 Возрастные характеристики развития детей

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и раскрывает задачи и содержание работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей 4-5 лет.

Дошкольники охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах, но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений ребенка с миром взрослых людей, вхождением в мир социальных отношений. По-прежнему, как и в возрасте 3-4 лет, главный мотив общения – познание окружающего мира и осознание происходящего.

Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок активно осваивает социальное пространство – применяет и проверяет предложенные взрослым нормы в общении со сверстниками. Сюжеты игр становятся  развернутыми и разнообразными. Дети обращаются к общественно-значимым, в том числе трудовым, темам из реальной жизни. Появляются гендерные роли: девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики – мужчин.

Ребенок развивается активно в разных видах деятельности: конструировании, рисовании, лепке, аппликации и др. Он способен к выполнению отдельных несложных трудовых поручений и к действиям рядом в коллективе сверстников или в разновозрастной группе под руководством взрослого. В этом возрасте устанавливается иерархия мотивов, формируется произвольность деятельности и поведения. Происходит зарождение важнейшего волевого качества – целеустремленности, причем у детей 5-го года жизни индивидуальная целеустремленность начинает приобретать общественную направленность.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества

предметов, производимые с ними действия.

1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы:

Реализация парциальной программы будет способствовать достижению следующих результатов:

Ребёнок:

- обладает установкой положительного отношения к разным видам труда,

- владеет навыками свободного общения со взрослыми и детьми в трудовой деятельности;

-имеет представления о культурных традициях своей семьи;

- доводит начатое дело до конца;

- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

- овладеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (шофер, фермер, комбайнёр и т.д.);

- имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

1.6 Обоснование выбора содержание парциальной программы

Из анализа образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы видно, что при всех её достоинствах, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями предусматривается, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. Изучая вопрос том, что дети знают о профессиях своих родителей, мы выявили тот факт, что они имеют довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий и никак не связывают своё будущее с будущей трудовой или профессиональной деятельностью. Всё это повлияло на выбор данной темы.

1.7 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Презентация семьи, подготовленная в мультимедиа на основе семейных страниц альбома (заседание №1)

Фотовыставка по мотивам экскурсий

Родительская презентация видов профессиональной деятельности

Фотовыставка по мотивам семейных трудовых занятостей

Карта наблюдения (на каждого ребенка)

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/тема

Обьем ОД

(в мин)

Способы реализации

Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1. Расскажи мне о своей семье

1.1

Я и моя семья

20

Заседание семейного клуба: «Создание семейного альбома»

1.обсуждение структуры семейного альбома

2. Групповая деятельность: игровые упражнения «Профессия моих родителей», «Кому что?»

3. Совместная деятельность детей и родителей по изучению семейного фотоархива для создания семейного альбома.

4. Совместное с родителями составление рассказа о семье.

Игровая деятельность: игры и упражненения на формирование представления профессий родителей.

Коммуникативная деятельность – совместное с родителями составление рассказа о семье.

Чтение художественной литературы: Д. Габе «Моя семья», просмотр видеофильмов о семье «Морозко» «Познавательная деятельность- изучение старых семейных фотографий, отбор фотографий, изучение семейной иерархии.

Продуктивная деятельность: подготовка фотоматериалов Художественно-творческая деятельность: рисунки «Я и моя семья», воспроизведение стариной шотландской песни «Швея».

1.2

Презентация семейных страничек

Групповая деятельность: просмотр презентация «Страничка семейного альбома», игровое упражнение «Связующая нить»

Коллективное взаимодействие: создание семейных страничек.

Взаимодействие с родителями по подбору фотографий прошлых лет (изучаем альбомы бабушек и дедушек, их профессии.)

Работа в детско-взрослых сообществах по коллективному составлению надписей к фотографиям.

Индивидуальная деятельность: беседа с ребёнка «Как ты дома помогаешь маме, бабушке»

Коммуникативная деятельность-представление «семейной странички» для группового альбома.

Игровая деятельность - дидактическая игра«Связующая нить»

Дизайнерская деятельность в семье - создание семейной странички для группового альбома.

Коммуникативная деятельность в семье- разработка семейной странички.

Продуктивная деятельность- презентация «Семейная страничка альбома».

Художественно-творческая деятельность: песня «Папа может всё, что угодно»

1.3

Презентация

«Моя семья-моя группа»

Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на основе групповых фотографий – «Путешествие по тропинкам нашего детства», экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с профессиями взрослых.

Фронтальная: беседа о профессиях взрослых, которые работают в детском саду

Подгрупповая деятельность: составление плана-схемы «Мой детский сад», игровое упражнение «Угадай профессию по описанию», «Кому, что нужно для работы», лото «Профессии».

Коллективное взаимодействие: создание страничек из жизни группы, оформление панно «Посмотрите, как мы живём»

Взаимодействие с работниками детского сада по ознакомлению детей с профессиями.

Работа в детско-взрослых сообществах по коллективному составлению надписей к фотографиям.

Индивидуальная деятельность: работа по словообразованию  - варит - повариха, стирает –прачка и т.д.

Коммуникативная деятельность- беседа о профессиях взрослых, которые работают в детском саду.

Игровая деятельность – рефлексивное упражнение«Приветствие».

Чтение художественной литературы: загадки «Отгадай профессию»

Художественно-творческая деятельность:аудиозапись «Воспитательница наша», «Ода о каше», «Сели дружно за столы» Е. Александрова, рисование “Что такое детский сад?”,песни о детском саде В.Шаинский «Рано утром детский сад малышей встречает».

Игровая деятельность –Угадай профессию по описанию, «Кому, что нужно для работы», лото «Профессии».

Дизайнерская деятельность – составление плана-схемы «Мой детский сад»

Продуктивная деятельность- презентация «Путешествие по тропинкам нашего детства», оформление альбома “Мой детский сад и я”.

1.4

Выставка семейных страничек в фойе детского сада.

Взаимодействие с родителями при оформлении выставки

Модуль 2. Семейные профессии

2.1

Все профессии нужны, все профессии важны

Групповая деятельность: игровое упражнение «Кому, что нужно для работы?», разрезное лото «Профессии», просмотр мультфильма.

Групповая деятельность: наблюдение на прогулке за работой пожарного, экскурсия в магазин.

Взаимодействие с родителями по подготовке костюмов повара, врача, пожарного, полицейского, продавец, парикмахер

Коммуникативная деятельность: составление с помощью родителей рассказов о их профессиях.

Игровая деятельность: «Отгадай профессию», «Кому , что нужно для работы?»

Чтение художественной литературы: стихи Б. Заходера «Шофёр», А. Кардошовой «Наш доктор» (в отрывках Трутнева Е. «Золотой дождик», Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер», Маршак С. «Почта», «Пожар», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла? », загадки

 Познавательная: «Какие инструменты нужны людям разных профессий».

Художественно-эстетическая: изо деятельность «Кем я буду?»

Эмоциональное восприятие: просмотр мультфильма «Простоквашино».

2.2

Встреча интересными людьми - «Мы с папой –лучшие друзья»

Групповая деятельность:

: беседа о профессии комбайнёр, фермер, парикмахер рассматривание иллюстраций.

Взаимодействие с родителями по отбору содержания предстоящей встречи с дошкольниками, совместные рисунки о профессиях родителей.

Работа в детско-взрослых сообществах по составлению презентации о профессиях комбайнёра, фермера, парикмахера.

Подгрупповая деятельность: создание игровой ситуации «Стрижка клиента», с/р игра «На ферме»

Коммуникативная деятельность: составление рассказов о комбайнёре, фермере.

Игровая деятельность: игровая ситуации «Стрижка клиента», с/р игра «На ферме»

Художественно-эстетическая: изо деятельность: «Моя (й) мама(папа) на работе».

Продуктивная деятельность: выставка совместных рисунков

Эмоциональное восприятие: чаепитие

Конструирование: постройка «Ферма»

2.3

Труд не понарошку

Групповая деятельность: рассматривание иллюстрации на которой изображены ситуации из жизни семьи с участием бабушек. дежурство по столовой, на занятиях, заправка постелей

Подгрупповая деятельность: игровая ситуация «Бабушка укладывает чемодан», речевая электронная игра «Наши обязанности в семье».

Работа в детско-взрослых сообществах «Страничка из жизни детей».

Коммуникативная деятельность: беседы с детьми о том, как распределяются домашние обязанности между членами семьи

Чтение художественной литературы: «Я дежурный» Г.Р.Лагздынь, стихотворения “Бабушка – забота” Е. Благининой, “Веселая забота” В. Беловой Е.А., Пермяка “Первая рыбка”

Игровая деятельность: с/р «Семья», «Бабушка укладывает чемодан», «Наши обязанности в семье».

Художественно-эстетическая: драматизация сказки «Теремок»

Продуктивная деятельность: «Огород на подоконнике», выставка рисунков «Добрые дела братьям нашим меньшим»

Модуль3. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник. портной кто ты будешь такой?

3.1

Экскурсия на хлебное поле во время уборочной.

Групповая: : просмотр презентации «Хлеб всему голова», беседы о жизни на селе, рассказы детей из личного опыта, экскурсия на хлебное поле, наблюдение за трудом комбайнёра, агронома; рассматривание иллюстраций, изображающие труд колхозников- хлеборобов,дидактическая игра « Какие машины помогают выращивать хлеб».

Взаимодействие детей с родителями по изготовлению макета «Деревня»

Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению эксперимента с зёрнами пшеницы - проращивание, наблюдение за всходами

Коммуникативная деятельность: беседы о жизни на селе, рассказы детей из личного опыта, экскурсия на хлебное поле, наблюдение за трудом комбайнёра, агронома; рассматривание иллюстраций, изображающие труд колхозников- хлеборобов.

Игровая деятельность: дидактическая игра « Какие машины помогают выращивать хлеб».

Чтение художественной литературы:

загадки, пословицы, поговорки А. Мусатова «Кто в поле главный?», Я.Тайц «Послушный дождик», Л.Воронкова «Маленький соколик», И. Токмакова «Кем быть?», Н.Забила «На колхозных полях»

Продуктивная деятельность: макета «Деревня», концерт для колхозников. презентация «Хлеб всему голова»..

Познавательно-исследовательская деятельность:

Эксперимент по проращиванию семян пшеницы, наблюдение за всходами семян.

3.2

Экскурсия на ферму

Групповая деятельность: беседы о жизни на селе, рассказы детей из личного опыта, экскурсия на ферму, наблюдение за трудом доярки, ветврача; рассматривание иллюстраций, изображающие труд колхозников на ферме, игра «Скажи какая», рассматривание иллюстраций о животных, содержащихся на ферме (коровы, козы, овцы, лошади)

Коллективное взаимодействие детей с родителями- катание на лошади, рассматривание животных, их строение, кормление животных

Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению эксперимента

Коммуникативная деятельность: беседы о жизни на селе, рассказы детей из личного опыта, экскурсия рассматривание иллюстраций, экскурсия на ферму, наблюдение за трудом доярки, ветврача; рассматривание иллюстраций, изображающие труд колхозников на ферме.

Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, разучивание потешки «Дай молочка, Бурёнушка, пальчиковая гимнастика «Мы корову доим», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми).

Игровая деятельность:игра «Скажи какая»

Игровая деятельность: игра «Что сначала, что потом?», игра «День на ферме».

Продуктивная деятельность: изготовление сувениров – фигурки животных, катание на лошади, фотографирование, кормление животных.

3.3

Фотовыставка по мотивам экскурсий

Групповая деятельность: беседа о сельскохозяйственных профессиях,

Работа в детско-взрослых сообществах по подбору иллюстративного материала по теме: « Труд работников сельского хозяйства», подготовка фотовыставки..

Художественно-эстетическая деятельность: 

Просмотр мультфильмов: «Каникулы в Простоквашино», «На лугу пасутся ко…»

Продуктивная деятельность: фотовыставка

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

Модуль 1.«Расскажи мне о своей семье»

Тема 1.1«Я и моя семья»

Содержание темы 

Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции.

Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Дети должны знать, где работают их родители, как важен их труд и занятия других членов семьи, называть ближайших родственников и принимать посильное участие в домашнем труде.

Формы, способы, методы

Групповая деятельность, индивидуальная деятельность.

Методы: игровые упражнения «Профессия моих родителей», «Кому что?», сбор семейных фотографий, составление схемы «Моя семья», беседа с ребёнком о членах семьи по фотографиям.

Виды деятельности детей

Игровая деятельность- «Профессия моих родителей», «Кому что?».

Коммуникативная деятельность- беседа с ребёнком о членах семьи, составление рассказа по схемам.

Чтение художественной литературы: Д. Габе «Моя семья», просмотр видеофильмов о семье Шарль Перро «Красная шапочка»

Познавательно-исследовательская деятельность- исследование старых семейных фотографий, составление схемы «Моя семья».

Продуктивная деятельность: подготовка фотоматериалов

Художественно-творческая деятельность: рисунки «Я и моя семья».

Продукт

«Семейный альбом»

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Кадровое обеспечение

Воспитатель: проводит беседы, игры, экскурсии, организует выставку детских рисунков, координирует совместную работу с родителями, библиотекой.

Родители: организация экскурсий на поле, ферму, оформление выставки в течение года, сбор информации, наглядного материала, участие в проектной деятельности, знакомству с профессиями мамы, папы, дедушек, бабушек, других

Медицинский работник: проводит беседу о профессии медицинской сестры, участвует в сюжетно-ролевой игре «Больница», «На ферме»

Музыкальный руководитель: подбирает музыкальные произведения, готовит музыкальные развлечения.

3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

Ноутбук, экран, проектор –для показа видеофильмов, мультфильмов презентаций; флеш карта с презентациями «По  тропинкам нашего труда», «Профессия фермера», «Профессия комбайнёра» и музыкальными произведениями, краски, альбом, иллюстративный материал о профессиях сельской местности, фотоальбомы с семейными фотографиями, , аудиозаписи музыкальных произведений, аудиоэнциклопедия «Замечательные профессии» («Чевостик»), аудиодиск с песенками для детей о профессиях.

 Презентации: «Как хлеб на стол пришёл».

3.3. Научно-методическое обеспечение программы

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Основная общеобразовательная программа МАДОУ Шарлыкский детский сад №1 «Солнышко» разработанная на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы., Т.С. Комаровой М. А. Васильевой. Утверждённая, 17 декабря 2014года.

Куцакова Л. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2009 год

Комарова Т.А. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.  Для занятий с детьми 2-7 лет, 2009 г.

3.4. Время и сроки реализации программы

Программа реализуется в течение одного года, один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятий – 20 минут.

3.5.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Уголок с ознакомлением окружающего мира-игры о профессиях, пазлы, домино, лото и т.д.

Уголок книг литература о профессиях сельской жизни: 

Уголок сюжетно-ролевой игры - .Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу», «Парикмахерская», «На ферме» и т.д.

Экологический центр - Растения, характерные для различных времен года:

 - осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов;

- зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений;

- весной: садик для Дюймовочки: макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами;

- летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.

Небольшие игрушки для обыгрывания построек. Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

Игрушечный транспорт средний и крупный.

Уголок конструирования образцы построек гаража для автомашин, обслуживающих ферму, поле; постройка фермы, скотного двора

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Артамонова О.В. (Дыбина О.В.) Как подвести детей к понятию «Рукотворный мир» [Текст] / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7.

2.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алёшина. М.: ЦГЛ, 2009.-58с.

3.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. 4.Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2010. – 176с.

5.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2011.-123с.

6.Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010-234с..

7.Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2009.-56с.

Интернет- ресурсы

-Образовательный портал «Мой университет». «Технология АМО -технология для ФГОС». - moi- uniwersitet. ru/du

Организованная деятельность по ознакомлению с окружающим: Знакомство с профессиями продавец, шофер, повар, врач // http://nsportal.ru

Профессии родителей // http://nsportal.ru

Раскраски для детей профессии // http://allforchildren.ru/

Сайт электронных книг

Приложение

Приложение 1

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

«Моя тропинка в мир профессий»

п \п

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

1

Ребёнок проявляет любознательность

Задаёт вопросы взрослым и сверстникам

2

Интересуется причинно-следственными связями

Пытается самостоятельно давать объяснения трудовым действиям взрослых

3

Склонен наблюдать за трудом взрослых

Обладает элементарными представлениями из области профессий на селе

4

Владеет элементами трудовой деятельности

Проявляет эмоционально–чувственное отношение к окружающему миру домашним животных, сверстников, родителей


Критерии обследования трудовых навыков у детей среднего дошкольного возраста

Ознакомление с трудом взрослых

балл

Навыки самообслуживания

баллы

Трудовые умения

баллы

Отношение к труду

балл

Результативность труда

балл

Общение со сверстниками

балл

Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий (воспитатель, комбайнё, фермер, шофёр и т.д.)

Ребенок проявляет полную самостоятельность в самообслуживании

Ребенок знает обязанности дежурного и выполняет дежурства по столовой

Ярко выражено стремление ребенка к самостоятельности

Труд ребенка результативен

Ребенок инициативен в оказании помощи товарищам

по занятиям

- ребенок устойчиво проявляет трудолюбие

- ребенок оценивает результат своего труда

- учит других тому, что умеет сам

- имеет отчетливые представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли

по уголку природы

- стремится стать умелым

- стремится к хорошему результату

- способен к деловому сотрудничеству

- знает и выполняет требования гигиены

- умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь

- посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой

- владеет организаторскими способностями

- умеет строить модель трудового процесса конкретной профессии

- планирует и поэтапно осуществляет трудовой процесс

- уважительно относится к результатам труда других людей

- культурен в общении со сверстниками

- имеет общие представления о работе близких людей

- владеет способами конструирования из бумаги

- использует имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов

- ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда

- умело пользуется ножницами

- понимает материальную ценность труда для людей

- умеет работать с природным материалом

- испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации рудового замысла

- объективно оценивает действия сверстников

- владеет основами культуры труда (экономит материал, бережет инструменты и т.п.)

- радуется результатам общего труда

- поддерживать порядок на участке и в группе

- отражает процессы самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в играх на бытовую тематику


НИЗКИЙ А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет  роль помощника.

ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы ...

Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"

В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.Тематическое планирование раскрывает содержание ...

Проект парциальной образовательной программы "Вода- волшебница"

.Целевые ориентиры программы выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования . При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры пр...

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Данный материал содержит программу по развитию  связной речи посредством сказок для старшей группы  детского сада. Программа обеспечивает учет уникальных возможностей старших дошкольник...

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель  программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...

Проект парциальной образовательной программы "Мой край родной"

   Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, то чем сл...

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне»

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель  программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...