Детско-родительский образовательный проект "Осеннее лукошко" для детей 6-7 лет с ОНР
проект (подготовительная группа) на тему

Козлова Наталья Васильевна

Дети с общими речевыми и психическими нарушениями в недостаточной степени имеют представления о дарах осени нашего края, не в достаточной степени владеют обобщающими понятиями. Участие детей в проекте «Осеннее лукошко» позволит максимально обогатить и закрепить знания детей, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.В ходе проекта у детей обогащаются и расширяются представления о грибах и ягодах, произрастающих в нашем регионе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dary_oseni_kozlova_nv.docx85.8 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

Детско-родительский образовательный проект

«Дары осени»

Логопедическая подготовительная группа

Корзина с грибами - Стоковое фото zastavkin #1343981

Автор проекта:

Воспитатель логопедической группы

 МБДОУ д\с №16 «Золотой ключик»

Козлова Наталья Васильевна

Паспорт проекта

Вид проекта: творческий

Продолжительность: месяц

Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной логопедической группы.

Образовательные области:

  • формирование целостной картины мира, ознакомление с окружающим
  • речевое развитие
  • художественное творчество

Актуальность:  дети с общими речевыми и психическими нарушениями в недостаточной степени имеют представления о дарах осени нашего края, не в достаточной степени владеют обобщающими понятиями, имеют бедный запас прилагательных и глаголов. Участие детей в проекте «Осеннее лукошко» позволит максимально обогатить и закрепить знания детей, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Осеннее лукошко»

Задачи:

  • обогатить представления о грибах и ягодах, произрастающих в нашем регионе;
  • обогатить словарь за счет обозначения качеств;
  • развивать связную речь через составление описательных рассказов;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Обеспечение:

  • настольно-печатные, дидактические  игры;
  • специальная методическая литература;
  • художественная литература;
  • КТ, мультимедийные призентации;
  • Материалы и оборудования для детского творчества;
  • Дары леса (ягоды)

Основные направления реализации проекта

        

Предполагаемый результат:

  • Знают и называют гибы, ягоды произрастающие в нашем регионе;
  • Владеют обобщающими понятиями;
  • Определяют на ощупь, по вкусу (ягоды) и узнают по описанию;
  • Находят сходства и различия по нескольким признакам;
  • Составляют описательный рассказ о грибах и ягодах с использование опорной схемы и без нее;
  • Знают о том,  как растут грибы и ягоды, о полезных свойствах ягод, о времени сбора, приготовлении, заготовке на зиму;
  • Умеют с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных грибов и ягод, подбирать интересный познавательный материал к своему произведению.

Конспект  НОД

для детей подготовительной группы с ОНР.

Лексическая тема

«Лес. Грибы. Ягоды.»

                             

           Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберёзовик, лисичка, мухомор, опёнок, сыроежка; ягода, кустик, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, прятаться, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе). Совершенствование элементарных математических представлений, навыка счёта в пределах пяти. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

         Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонной и общей моторики, координации речи с движением.

          Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения  природе.

          Оборудование. Наборное полотно, корзинка с плоскостными изображениями грибов, картинка-загадка «Что ты видишь?», плоскостные изображения корзинок коричневого и оранжевого цветов и рабочие тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

        Предварительная работа. Чтение рассказов В.Зотова из книги «Лесная мозаика». Рассматривание предметных картинок с изображениями съедобных и ядовитых грибов, лесных ягод. Разучивание упражнения «По ягоды».

        

Ход деятельности:

1. Организационный момент. (Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.)

        Педагог встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзине лежат плоскостные изображения грибов.

 Возьмите по одному грибу, название которого вы знаете и пройдите за стол.

     Дети берут по одному грибу и встают рядом со своими стульчиками, стоящими вокруг стола.

 Сейчас сядет тот, кто увидел свой гриб на картине-загадке.

      2. Упражнение «Раздели на слоги». (Совершенствование навыка слогового анализа слов.)

1-й ребёнок. Бо-ро-вик.

2-й ребёнок. Му-хо-мор.

3-й ребёнок. По-до-си-но-вик.

4-й ребёнок. Ли-сич-ка.

Я вижу, что вы хорошо знаете названия грибов и узнаёте их на картинках. Сегодня мы с вами начнём разговор о лесе, о грибах и ягодах, которые он нам дарит осенью, о том, как нужно вести себя в лесу.

       3. Упражнение «За грибами». (Развитие речевого слуха, памяти, элементарных математических представлений (совершенствование навыков счёта в пределах пяти).)

Осенний лес дарит нам много грибов. Какие грибы вы знаете?

        Д е т и. Подберёзовик, сыроежка, волнушка, груздь.

Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какой гриб здесь лишний и почему?

     Д е т и. Здесь лишний мухомор, потому что он ядовитый, несъедобный, его нельзя даже трогать руками.

А какие ещё несъедобные грибы вы знаете?

    Д е т и. Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята.

Молодцы. Вы хорошо знаете съедобные и ядовитые грибы. С вами можно идти за грибами. Послушайте загадку «За грибами» и помогите мне решить задачу.

                                               Только я в кусты зашла -

                                               Подосиновик нашла,

                                               Две лисички, боровик

                                               И зелёный моховик.

                                               Сколько я нашла грибов?

                                                У кого ответ готов?

Д е т и. Пять грибов.

Перечислите их названия.

Д е т и. Подосиновик, две лисички, боровик, моховик.

4. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков. (Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков.)

5. Подвижная игра «По ягоды» (Развитие общей моторики, координации движений.)

В осеннем лесу мы можем найти не только грибы и ягоды. Какие ягоды можно собирать в лесу осенью?

     Д е т и. Клюкву.

Давайте представим себе, что мы отправились за клюквой.

Мы шли-шли-щли,                                                 Маршируют по кругу, держат руки

        на поясе.

Много клюквы нашли.        Наклоняются, правой рукой касаются

         носка левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять,                            Опять маршируют по кругу.

Мы опять идём искать.        Наклоняются, правой рукой касаются

        Носка левой ноги, не сгибая колен.

Вот сколько клюквы мы набрали. А какие ещё лесные ягоды вы знаете, но собирают их летом, а не осенью?

        Д е т и. Земляника, малина, черника, голубика, ежевика, брусника, морошка.

        6. Игра «Разноцветные лукошки».( Развитие фонематического восприятия, дифференциации звуков Б – П в ряду звуков, слогах, словах (повторение и закрепление).)

А теперь мы с вами снова отправимся в лес. У вас есть по две корзинки. Коричневая корзинка для звука П, слогов и слов с ним. А оранжевая корзинка – для звука Б , слогов и слов с ним. Слушайте меня внимательно и поднимайте коричневую корзинку, если услышите звук П, оранжевую – если услышите звук Б. Поднимайте обе корзинки, если услышите тот и другой звук. На другие звуки корзинки поднимать не нужно.

        А, п, б, т, у, б, м, п, в, б.

        Да, бо, пу, бы, во, па.

        Подосиновик, боровик, малина, морошка, брусника, подберёзовик.

7. Упражнение «У кого сколько?» (Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже).)

Сосчитайте грибы у себя в корзинках и расскажите, что вы собрали в лесу. Постарайтесь составить красивое предложение.

      1-й ребёнок. Я нашёл три подберёзовика.

      2-й ребёнок. А у меня два груздя.

      3-й ребёнок. Я нашла четыре волнушки.

      4-й ребёнок. А я нашла пять лисичек.

  8. Работа в тетради №1. (Развитие тонкой моторики. Профилактика оптической дисграфии.)

Откройте тетради там, где лежит закладка. Что вы видите на левой страничке?

    Д е т и. Мы видим лесные ягоды.

   Перечислите их названия.

    Д е т и. Малина, черника, земляника.

  Послушайте загадку. О какой она ягоде?

                                      На полянке у дорожи

                                      Красные горошки.

                                      Кто мимо пройдёт –

                                      В рот себе кладёт.

   Дети. Это земляника.

  Как вы догадались?

    Д е т и. Она растёт у дорожки на низких кустиках и похожа на маленькие красные горошки.

  Возьмите красный карандаш и обведите землянику по контуру, а потом раскрасьте её. Для того, чтобы раскрасить «воротничок» у ягодки, вам потребуется зелёный карандаш. Выполняйте задание.

       Дети выполняют задание логопеда, а он оценивает их работу.

После дневного сна вы обведёте по контуру чернику тёмно-синим карандашом, а малину – тёмно-красным.

9. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Дидактические игры о грибах и ягодах

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные рассказы о грибах.

Материал: картинки с изображением грибов.

Вариант 1. Взрослый раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети должны их назвать: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками.» (Опята)

Вариант 2. Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает детям его узнать.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

                                                                                 (Т. Кулакова)

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Педагог предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать«она моя».

Дидактическая игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными

Предложить детям пересчитать грибы, деревья, листья: один мухомор, два мухомора … пять мухоморов; одна сыроежка, две сыроежки … пять сыроежек

Дидактическая игра «Сравни ягоды».

Цель. Закрепить умение сравнивать ягоды. Упражнять в подборе слов, противоположных по значению.

Материал. Карточки схемы малины и земляники.

Ход игры

Логопед просит рассмотреть картинки схемы и найти отличия.

Например:

Земляника растет низко к земле, а малина – высоко.

Земляника мелкая, малина – крупная.

У земляники стебель гладкий, а у малины – колючий.

У земляники листья мелкие, а у малины – крупные.

Стихи про грибы и ягоды

Боровик

По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев

В лесу

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы, 
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.
Н. Гладков

В тесноте

На пенечке сто опят.
- Очень тесно тут! – вопят. –
Позовите грибника
Собирать опят с пенька.
Е. Серова

***

Волнуются волнушки:
- Как быть нам без кадушки?
Все грибы в кадушках!
Забыли о волнушках!
Поищи волнушки ты!
Очень вкусные грибы!
Ю. Копотов

Грибы

По тропинке шла,
Белый гриб нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
Моховик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.
В. Шульжик

Дождевик

Этот гриб называется так: 
Дождевик, или дедов табак.
Только тронешь его за бочок, 
И начнёт он курить табачок.
В. Шульжик

Егор и мухомор

Шел Егор
Через бор,
Видит:
Вырос мухомор.
- Хоть красив, а не беру, -
Вслух сказал Егор в бору.
- Верно ты сказал, Егор! –
Так ему ответил бор.
А. Прокофьев

Кто сеял лисички?

Клим спросил у Алексея:
- Кто в лесу лисички сеял?
Звери дикие иль птицы?
- Ну, понятно кто – лисицы.
И. Мельничук

Мухомор

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Е. Алексеев


*** 
О-го-го!
От такого шума-крика
Вся осыпалась черника,
В речке сом перевернулся,
Клен согнулся,
Дуб шатнулся!..
Что случилось?
Что за крик?
Ну в чем де-е-ело?
- Это я!
Нашла 
гриб!
Бе-е-елый!
И. Гамазкова

Опенок

Влез опенок на пенек,
Простоял один денек,
А потом склонился,
Чуть не свалился,
Тоненький, тоненький,
Ножка – что соломинка!
А. Прокофьев

По грибы

Шел грибник издалека
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?
В. Шульжик

Подберезовик

Подберезовик,
Подберезовик,
Ловко спрятался
Под березою.
Да не прячься ты
Так старательно –
Я найду тебя 
Обязательно.
Е. Серова

Сел мышонок на масленок…

Сел мышонок на масленок,
А масленок - липкий гриб,
Вот мышонок и прилип.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Мама, мама, вырyчай!
А. Лаптев

Сморчок

Сморчок, сморчок,
От рожденья старичок.
Вырос на опушке.
Шапка на макушке.
Дунул ветер … и сморчок
Повалился на бочок,
Весь в морщинах –
Старичина!
А. Прокофьев

Стаpый гpиб

Боровик
Поднимает воротник.
Возле кочек ежится,
Ежится, тревожится.
Поворчать ему охота.
Он собрал своих детей
И бормочет: - По субботам
Прячьтесь, дети, от людей.
Кто накроется листвой -
Тот останется живой.
А того, кто рот разинет -


Люди мигом прикорзинят!
А. Лаптев

Сыроежка

Над поляной дождь промчался,
К сыроежке
В плен попался...
И летят букашки в спешке
За водою к сыроежке.
В. Шульжик

Рыжик

Под сосной
В хвоинках рыжих
Не ищи весною рыжик.
Рыжий рыжик
Рыж не зря:
Рыжик –
Вестник сентября.
В. Мусатов

   ЗЕМЛЯНИКА

Я - земляника,ягода лесная.
Я открываю ягодный сезон.
Когда в конце июня созреваю,
за мной идут,спешат со всех сторон.
Всем хочется скорее насладиться,
вдохнуть чудесный,летний аромат.
Мной лакомятся люди, звери, птицы.
К лицу мне яркий, праздничный наряд!

        СМОРОДИНА

Я витамином С богата очень!
Живу я возле речек и ручьев.
И любят садоводы, между прочим,
растить меня в тени своих садов.
Я белой, красной,черною бываю.
На ветках гроздья спелые манят.
Я в пору сенокоса созреваю.
Смородиною все зовут меня.

       ГОЛУБИКА

В лесу я зрела синими ночами,
смотрела в небо голубое днем.
Я синей речки слушала журчанье
и синим любовалась васильком.
Меня прозвали люди голубикой.
Я - голубая,синяя - смотри!
Полно в распадке голубики дикой.
Меня ты осторожно собери.

       БРУСНИКА

Я - красная,душистая.Все знают:
брусника в огороде не растет.
Все лето витамины собирая,
дарю потом их людям целый год.
От жара и давленья помогаю,
за это благодарны люди мне.
Я - добрая волшебница лесная.
Царь-ягода в таежной стороне.

Источники:

  1. Проектная деятельность старших дошкольников В.Н. Журавлева, 2009
  2. http://www.stihi.ru/
  3. http://www.razumniki.ru/
  4. http://nsportal.ru/
  5. http://www.maam.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения

В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего в...

Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения

В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....

Влияние детско – родительских отношений на психологическое здоровье детей

Сценарий родительского собрания в старшей группе с участием детей....

Взаимодействие воспитателя с родителями в гармонизации детско – родительских отношений, влияющих на социализацию детей.

Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми.В соответствии с Законом "Об о...

Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.

Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...

Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...