Познавательное развитие "Моя малая Родина"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Занятие в детском саду по этнокультурному воспитанию в межнациональной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность «Моя малая Родина»

(старший возраст)

Задачи:

  • Закрепить знания детей о том, что они живут в Бурятии, в курумканском райне с.Улюнхан
  •  Развивать интерес к культуре бурятского и эвенкийского народов. Познакомить с жизнью, обычаями, национальным костюмом, культурой бурят и эвенков.
  • Воспитать уважительное отношение традициям и обычаям двух национальностей.

Активизация словаря : Бурятия, эвенки, буряты.

Обогащение словаря: буряты, эвенки, юрта, чум, сурхарбан, больдер.

Материал: карта Бурятии. Иллюстрации: эвенкийской и бурятской национальной одежды, юрта, чум, запись бурятской и эвенкийской музыки.

Ход занятия:

1. Воспитатель показывает карту Бурятии..

- посмотрите на карту.

- мы где живем? (в Бурятии)

- Что вы увидели на карте? (реки, озеро Байкал, города,леса )

- Чем богата наша республика?(лесом, редкими животными- баргузинский соболь, байкальский тюлень(нерпа) и т.д)

Звучит гимн Бурятии «Таежная, озерная, степная» Д.З.Жалсараева

- Как называется наше село? (Улюнхан)

- В каком районе находится наше село?(в курумканском)

- Как называют людей живущих в Улюнхане? (улюнханцы), в Курумкане? (Курумкане)

Николай Дамдинов Мой отчий край - долина Баргузина

Мой отчий край - долина Баргузина
Над ней сплошной стеной стоят хребты.
Как в небе облака, бело и длинно
В степи овечьи тянутся гурты.

Мой отчий край в народе величают
Высокой поднебесною землей.
Великолепье тёмных скал венчает
Бархан - гора вершиной ледяной.

Мой отчий край соседствует с Байкалом
И Баргузин всю жизнь спешит туда, 
Где медленно вздымает вал за валом
Бездонная, былинная вода.

У нас, как зов кукушки в час заката,
Чисты и звонки голоса парней.
Идущий к сердцу каждого бурята
Могучий бас Бадмы. Греми сильней!

У нас в долине, где прозрачен воздух,
Не счесть красавиц. Из далёких мест
К нам приезжают парни и увозят
С собою лучших на земле невест!

В ветвях крадётся соболь, замирая.
Хребты надежно держат небосвод
Откуда Я? Из песенного края!
Кто Я такой? Сын этих гор и вод!

Николай Дамдинов, 1957

В Бурятии у Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, эвенки, русские, сойоты, семейские, татары и т.д.

Предки бурят и эвенков жили в районе байкала с глубокой древности. Позднее сюда пришли русские, казаки, белорусы, украинцы, поляки и остались здесь жить.

2. Сейчас я расскажу вам о жизни, обычаях наших народов.

- САЙН БАЙНА – обозначает по бурятски здравствуйте.

- АЯЛДИ! – обозначает по-эвенкийски здравствуйте

- Посмотрите на фото бурят в национальных костюмах.

- Буряты занимаются разведением баранов, лошадей.

Издревле им  приходилось переезжать в разные места, на новые пастбища.

- Посмотрите на фото эвенков в национальных костюмах.

- Эвенки в к Курумкане занимались разведением коров и лошадей. Исторически они делятся на четыре большие группы с различными хозяйственными укладами и, соответственно, культурой. Это мурчены: скотоводы из Курумкана, орочены — оленеводы из Баунта, ламучеры — рыболовы из Северобайкалья и хамниганы — скотоводы из Закамны. При этом все они занимаются охотой. Наши эвенки относятся к мурченам.

- Посмотрите на иллюстрации. ( чум и юрта).

- ЮРТА – традиционное жилище бурят. Состояла из длинных деревянных жердей – палок, которые покрывали войлоком, материал из шерсти. Посередине юрты был очаг – огонь . который обогревал юрту.

Буряты почитают, уважают огонь, при переезде не бросали огонь на старом месте, а переносили огонь на новое место.

-Посмотрите на картину. Это чум – традиционное жилище эвенков. Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких переносных жилищах — чумах (дю). Летним постоянным жилищем охотникам и рыболовам служило корьевое четырехугольное жилище из жердей или бревен с двускатной крышей. Были распространены летние и зимние шалаши, покрытые корой. Как правило, в большинстве случаев, использовалась лиственничная кора. В качестве покрытия конического шалаша могла использоваться береста и сено.

- Посмотрите на картины национальных костюмов.

У бурят ДЭГЭЛ –похож на халат, с запахом на правую сторону, с пуговицами.

Нарядные ДЭГЭЛЫ шили из дорогих материалов, длинные, для защиты от холода, рукава были удлиненные, украшали мехом.

- Мужской ДЭГЭЛ подпоясывалось длинным кушаком – Бэhэ.

Бурятская обувь называется - ГУТАЛ, шили из кожи. Носки сапог загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю.

Шапки у бурят напоминают остроконечные вершины гор, основание - обозначает землю, на остром конце прикреплено украшение - ДЭНЗЭ, изготовленное из золота, серебра или коралла - символизирует солнце, освещающее вселенную. Красная кисточка олицетворяет солнечные лучи.

-  Эвенкийский мужской и женский костюм составной, многослойный.

  Хэгилмэ, огдоко — парка, распашная зимняя одежда из зимней или осенней шкуры оленя мехом наружу с вязками из ровдуги (замши)

 Хакумакта — детская зимняя меховая шубка с зашитыми рукавами.

Зипун, сипун, хипун — верхняя летняя одежда из сукна или ровдуги


Хэлми — нагрудник. Обшивается бисером и опушается мехом. Надевается под зипун. [По нагруднику можно определить принадлежность к тому или иному роду].


Обувью служили олочи из кожи, сукна или ровдуги- летом и оленьего меха- зимой. Са-мой же распространённой обувью являлись и являются унты (от эвенкийского " унта" обувь, или иное название "торбасы"), меховая обувь у народов Севера и Сибири.


Авун — эвенкийского кроя трехклинная меховая шапка, плотно закрывает лоб, уши, затылок, обязательно с опушением               
Торгами — демисезонная суконная шапка

4. Ребята, а какие национальные праздники мы знаем? (Сурхарбан, Больдер)

Летом у бурят проходит праздник -СУРХАРБАН – ОБРЯД ПОЧИТАНИЯ ЗЕМЛИ.

На праздник готовят разнообразную молочную пищу, поют песни, исполняют народные танцы. Проходят «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей») – это состязания всадников, борьба, стрельба по мишеням из лука.

Праздник «Больдер» по эвенкийски означает «встреча». На этом празднике проходят выставки изделий мастеров народного промысла, поют эвенкийские песни, исполняют народные танцы, устраивают национальные игры («Ловля хариуса», перетягивание палки (куркат), скачки на оленях, метание аркана (маута), прыжки в высоту через маут и т.д.)

- О каких национальностях мы сегодня поговорили? (о Бурятах и Эвенках)

- О чем мы узнали?

Давайте попрощаемся. Дети по- бурятски: БАЯРТАЙ., воспитатель по-эвенкийски: АЯКШОТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Родина моя - Россия, Малая Родина -Борисоглебск»

Коспект по патриотическому воспитанию. "разнообразие методов и приемов при организации работы с дошкольниками по изучению регионального компонента"...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...