семейные традиции
материал (подготовительная группа) на тему

Османова Фарида Увайсовна

семейные традиции народов Дагестана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_obychai.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Традиция в лакском районе селении « Багикла».

                              У лакцев  годекан «Курчlа».                                                                                                                   

Годекан -  специальное место в ауле  ,  где ежедневно собираются мужское население , только мужское население. После домашних работ мужики выходили на годекан ,  потихонечко по одному, по два собирались на годекане и начинали рассказывать сельские новости, потом переходили на районные и так каждый , приходя на годекан  обсуждали проблемы семьи, проблемы села. Аксакалы сидели на почётных местах, чуть дальше сидели семейные , а за ними молодёжь. Слушали разные истории, рассказываемые аксакалами.  Каждый подходя к годекану  приветствовал сидящих  аксакалов  произнося -  «Ссалам   Алейкум», а сидящие отвечали ему. А многие аксакалы прямо на годекане  слушали разные истории чем кто занимались . Например  в нашем ауле, многие аксакалы приносили на годекан с собой шкуры баранов и сидя на годекане тихо обрабатывали шкуры для изготовления шуб, папах, разных безрукавок, руковиц. Вот какие  традиции  были в старину, в заброшенном в данное время  в селении «Багикла»   лакского  района.

Обычай «Первая борозда»

Как  все народы Дагестана лакцы празднуют праздник первой борозды. Самым крупным праздником , самым весёлым праздником для нашего села является праздник «Первой борозды». Подготовка к празднику начинается за долго до него. Каждый год один из сельчан берёт на себя обязанности подготовится , накрыть столы, организовывать разные спортивные игры (бег для взрослых, бег для детей, скачки на лошадях, бои петухов, бои собак и т.д) и  главное провести по не спаханному полю первую борозду.  Эта основа праздника, это веселье для всех кто приезжает на этот праздник в село.  Очень   много гостей приезжает из соседних селений из всего лакского района. А все сельчане помогают этому организатору  чем только могут. Первым за плуг должен взяться организатор , а после идут все родственники его, и всех тех , кто проводит

первую борозду, обливают водой , закидывают снегом. Взрослые, дети, старики все веселятся и вместе празднуют этот день борозды, этот день урожая, этот день нового. На годекан собираются со всего села, приносят большими кусками сушёное мясо , разводят костёр прямо среди годекана и пьют народный лакский напиток «Буза». Вот такие традиции и  обычаи в селении «Багикла» Лакского района Республики Дагестан.

Традиции семьи   Мусаевых.

Традиция – это обычай, установившейся порядок в поведении, в быту, а  так же то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков.

В нашей семье есть свои традиции. Самые важные гостеприимство и уважение к людям. Гостей мы встречаем с радостью и угощениями. А уважать людей наши родители нас приучили с детства, а мы учим своих детей. Мы учим детей помогать родителям, взрослым и любить  маленьких.

Традицией   у нас считается  отмечать праздники такие как: Ураза Байрам, Курбан Байрам, день рождение и ещё многие праздники. Ураза Байрам приходит раз в году. Перед  этим праздником мы месяц держим уразу. К этому празднику мы готовимся долго. Мы покупаем подарки , готовим разные блюда, печём торты, пироги. Все в этот день ходят в гости к друг к другу поздравлять с этим священным праздником. Дарят подарки друг другу . также мы отмечаем Курбан Байрам. В этот день мы приносим в жертвоприношения барана. Одну часть раздаём бедным, другую раздаём родным, а оставшиеся мясо варим и делаем аварский хинкал. Всех близких, друзей и соседей зовём на хинкал.

Любовь к семье – эта самая основная традиция в нашей семье. Ведь взаипопонимание и любовь главное в  семье. Дети должны это почувствовать, увидеть с детства. Я стараюсь, чтоб они выросли воспитанными и умными.

Не менее важной традицией в нашей семье считается помощь родным и близким, друзьям и нуждающим в помощи. Недаром говорят «Друг познаётся в беде».

Я горжусь своей семьёй, где бережно чтут традиции, где дети стараются быть похожим на отца, быть таким же смелым и целеустремлённым. Упорством и трудолюбием можно добиться успеха в жизни.

                Традиции семьи Омаровых.

Интересной и очень хорошей традицией лезгинского народа является традиция «Мел». Что  представляет из себя эта традиция ?

Традиция «Мел»- это сбор людей , проживающих в селе на помощь малообеспеченным семьям или молодожёнам в постройке дома. Это очень интересная традиция, в которой принимают участие и молодые и взрослые. Постройку  фундамента проводят все вместе, причём происходит это всё весело с музыкой,  с пением и с подарками. Приносит всем радость и счастье. И той семье , которой строит дом и тем людям, которые помогают им в этом.

Одной из таких наиболее ярких традиций является выступление , на больших  праздниствах, таких людей , как «пехлеванов», которые сопровождались с помощью таких людей , как «куса». Их функция заключалась в том, чтобы отвлечь людей , когда пехлеваны делают сложные трюки. Это в свою очередь завлекало людей на данное представление.

                          Обычаи лезгинского народа.

Одним из наиболее ярких и примечательных обычаев лезгинского народа является свадебные обычаи.

Так, например, обычай сватать невесту. На сватовство к невесте приходят в близкие и родные жениха, причём жених на сватовство не появляется .  считается постыдным появление жениха у невесты дома в день сватовства. Обычай проведения самой свадьбы: а именно, например сама свадьба длиться три дня, сторона жениха несёт калым за невесту, и когда невесту забирает  сторона жениха, то все близкие родственники, а в особенности родители , дают наставление своей дочери и прощаются с ней. Перед тем  как ввести невесту в дом, тоже следует произвести ряд обычаев, к примеру сломать тарелку(это должна сделать только невеста), смокнуть руку в мёде   и муке и намазать над   дверями.

       Традиции семьи Хидирнебиевых.

Я хочу рассказать про обычай,  касающийся праздника   «Навруз Байрам».

В этот день , 21 марта в нашем селе Курах, традиционно в каждой семье готовят курзе из зелени.

Говорят, что каждый человек, в этот день, должен съесть    минимум  семь штук и загадать желание, которое в будущем обязательно  сбудется. Вечером когда стемнеет  все дети  ходят   по селу , стучатся в каждую дверь, произнося обязательные слова и просовывают под дверь  свои сумочки сшитые специально к этому дню, а хозяйки  кидают туда варёные яйца и сладости, благодаря детей , что они почтили их такой чести.

А ещё на каждой улице , разжигают костры. Кто дольше продержится до утра и костёр не потухнет , та улица объявляется победителем года.

Вот такой интересный обычай у моего села Курах.  

                            Обычаи  семьи Лоскутовых.

Одним из самых важных и любимых зимних праздников  Рождество Христово, которое отмечаем 7 января.

В пору моего детства , когда  жила в сельской местности , в этот день начинали колядовать, ходить по домам с рождественской звездой , с пением поздравительных песен и мы дети принимали участие, были чуть ли не главными, действующими лицами, в обходах дворов с колядками . Затем шли святки , где участвовали ряженые, водили хороводы, танцевали под гармошку, под балалайку.

Традиционным во многих русских областях было «Вождение козы».  Козу считали символом жизненной силы.

 Эту роль исполнял самый искусный плясун.

Обычаи семьи Магомедовых. (аварский)

В день свадьбы жених не едит за невестой, а едут близкие родственники, родные, друзья. После как невесту забрали из дома  и привели в дом жениха, ей дают выкуп, чтобы она вышла из машины. Выкуп может быть разный, это может быть корова или же барашек, а может быть и денежная сумма. Затем, когда невеста приходит в дом жениха, ей дают поесть ложечку мёда, чтобы её жизнь с будущим мужем была сладкой как этот мёд. После этого начинается свадьба у жениха, а невеста сидит с прикрытым лицом. И чтобы она открыла своё лицо и показала его гостям жениха, к ней со стороны родителей жениха  подходит близкий  родственник  переодетый  в халат врача. Он дарит невесте ценный подарок и поднимает фату с лица, тем самым говоря, что невеста зрячая. И после этого свадьба продолжается 3  дня.

Хунзахский р-н  с. Ахалчи

Семья Ахмедовых.

Обычаи села Нижнего Дженгутая  Буйнакского р-на.

Одни м из обычаев нашего села является:

  1. Во время свадьбы красть жениха и просить  за него выкуп у родственников.

  1. Когда жених с невестой  возвращаются  домой со свадьбы  им  перекрывают дорогу соседи, и пропускают только тогда когда жених даст им что-то ценное.

  1. Если сын сильно похож на отца, то из рубашки отца нужно сшить маленькую для сына.

Семья Рамазановых с. Кули Кулинский р-н.

Старики говорят , что у лакцев когда то был бог Солнца. В пантионе  богов он занимал главное место. Лакцы представляли его в виде прекрасного юноши, озаряющего        и согревающего весь мир.

При затмении Луны в старину в лакских аулах били по медной посуде , стреляли из ружья. В ночь затмения женщины прокалывали серебряные монеты и пришивали на одежду со стороны спины на  своих детей, чтобы они были счастливы.

Символизировал Солнце и огонь костров. В ауле Кули такие костры  разжигались в первый вечер официального признания весны. Кулинцы ещё  накануне собирали со всего села топливо, а когда темнело, разжигали перед аулом  огромный костёр. Маленькие костры зажигаются и у каждого дома. Молодёжь обычно через костры. Существует поверье, что если прыгать через костёр в первый день весны, то больной освободится от  всех недугов, а у здорового осуществляется все его желания. У костра появлялись сельские зурначи и танцевали до глубокой ночи, выпекались особые фигурные обрядовые  хлебы (Бярта, гурчри).

    

 В Дагестане у каждого народа, да и в каждом ауле, есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен. Они обогащены новыми ритуалами, забавами, идейным содержанием, созвучными с современностью, интересами разных народов и ее молодых людей.

   В обряде  свадьбы в  селе Ашты  Дахадаевского района  тоже есть много самобытного,  непохожего на обычаи даже близлежащих сел.    

   Свадьба здесь длится 4 дня.  Первый день  - «бегатала» – это день подготовки невесты к празденству и подружки с  родственницами наряжают ее, веселятся, звучат песни, периодически  стихийно возникают танцы.  Этот ритуал , скорее всего – отголосок язычества, которое было в Дагестане в доисламский период. Этот обряд знаменует очищение, чистые помыслы на пороге новой жизни. В течение всего дня и  и вечера невесте от жениха носят подарки, сладости. В обеденное время нарядно одетые родственницы жениха идут к невесте с нарядами для невесты и пирогами. С ними обычно идет маленькая родственница жениха, которая несет мед для невесты и она же должна уговорить невесту отведать мед в знак согласия.  Родственники невесты рассматривают  и оценивают принесенное и затем  приглашают к столу  родню жениха, после этого их одаривают подарками.  

    Ближе к сумеркам  во дворе  зажигается огромный костер и под зурну и барабан  под  чутким руководством «чамкъури» - друга жениха начинаются танцы вокруг него.  В самый разгар веселья , стараясь быть незамеченными, молодые родственницы невесты несут в дом жениха подушку – это знак что можно идти за невестой. Вестницы получают в благодарность от жениха перстни и сладости.  Ближе к полуночи  друг жениха со свитой идут к  комнате невесты  и требуют открыть запертую дверь и отдать  им невесту, а подружки  требуют выкуп. Начинается торг, периодически переходящий в попытки силового  проникновения в комнату. В итоге стороны приходят к соглашению, невесту наряжают в национальную одежду, закрывают лицо «пардавом» - платком, сверху накидывают шубу, на ноги обувают «вати таппи» и выводят под руки «гьалмагъ хьунни» - старшие тети и под сопровождение музыки процессия движется к  дому жениха.  Не очень большое расстояние  до дома жениха может длиться несколько часов, поскольку в каждом удобном месте молодежь начинает танцевать.  По пути  на процессию с близлежащих домов сыпется рис, мука и сладости – пожелание «бараката» - благоденствия от соседей.  В доме жениха процессию встречают тоже сладостями, музыкой, но после танца все гости расходятся по домам.

    Следующие два дня продолжается  угощение гостей и веселье в доме жениха. В течение  этих дней сторона невесты и жениха приглашают друг друга в гости, куда они ходят организованно. А в последний день свадьбы все женщины надевают национальные костюмы – «каз, чук, ава» и ведут невесту в родительский дом «кьудехъажи», где всех ждет угощение –«кьудехъи» - каша из отрубей, чуду , хинкал и другие яства. На обратном пути все гости несут с собой приданое невесты. По дороге туда и обратно продолжаются веселые пляски, песни.

    И  в самом конце торжества невесту та же самая процессия ведет с кувшинами за водой  «шиннижи» – показывают ей дорогу к роднику.  У родника мужчины идут   на шашлыки, а женщины устраивают танцы под  частушки и барабан. Невеста с подружками набирают воду и все  вместе медленно двигаются в обратный путь к дому жениха, периодически останавливаясь чтоб потанцевать.  На этом свадьба заканчивается, но для молодых начинаются приглашения от всех родственников и соседей жениха и невесты, где их угощают  и одаривают подарками. И эти приятные визиты длятся месяцами в зависимости от величины тухума.                              

                                                      Семья Магомедовых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...

Проект по развитию семейных традиций «Семейные традиции в каждую семью!»

Целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности...