Сценарий праздника "Праздник русской березки - Троица"
методическая разработка (подготовительная группа)

Камодина Ольга Ивановна

В  последнее время начало повышаться  национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, традициям,  народным праздникам. Мы стараемся возродить исконно русские традиции,  и это не удивительно – ведь фольклорное искусство представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.

Творческая основа фольклорного искусства — его вариативность и импровизационность — позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности ребёнка, способствует формированию его творческой активности, которая является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры. Изучение музыкального  фольклора позволяет охватить практически все сферы творческой деятельности детей – это и вокальное исполнение  (сольное и ансамблевое), и хореографическая деятельность, и игра на музыкальных инструментах.

Впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_russkoy_berezki_-_troitsa.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85 комбинированного вида»

Сценарий праздника

«Праздник русской березки - Троица»

(подготовительная группа)

Выполнила:

 воспитатель Камодина  О. И.

Саранск 2016

Пояснительная записка

В  последнее время начало повышаться  национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, традициям,  народным праздникам. Мы стараемся возродить исконно русские традиции,  и это не удивительно – ведь фольклорное искусство представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.

Творческая основа фольклорного искусства — его вариативность и импровизационность — позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности ребёнка, способствует формированию его творческой активности, которая является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры. Изучение музыкального  фольклора позволяет охватить практически все сферы творческой деятельности детей – это и вокальное исполнение  (сольное и ансамблевое), и хореографическая деятельность, и игра на музыкальных инструментах.

Впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.

Цель: Продолжать приобщать детей к духовным ценностям через православные праздники.

Задачи:

  • расширять представлении детей о православных праздниках;
  • развивать музыкальные способности;
  • познакомить с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен;
  •  развивать интерес к народным традициям, обычаям;
  •  воспитывать уважительное отношение к народным традициям, умение работать в коллективе, в группе;
  •  приобщать к сохранению народных традиций в семьях детей, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Условия и особенности реализации.

Для того, что бы реализовать данный сценарий, необходимо:

- провести предварительную работу: разучивание песен, стихов, танцев, хороводов, беседа о традициях и обычаях праздника, провести тематическое занятие «Троица», оформить выставку рисунков на тему «Люблю березку русскую».

- подготовить материал и оборудование.

- привлечь родителей к закреплению знаний детей по теме.

Реализация данного сценария предполагает осуществление специально организованных занятий. Большая роль отводится совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий.

Место проведения: музыкальный зал

Аудитория: дети, родители, воспитатели, музыкальные руководители.

Адресность: дети подготовительной группы.

Музыкальное оформление: песни посвященные празднику, аудиозаписи русских народных песен.

Художественное оформление: музыкальный зал украшен веточками березы, ленточками.

Реквизит: венки из веточек березы, платочки для танца, музыкальные инструменты (ложки, бубны, трещотки), костюмы.

Костюмы: русский народный костюм на взрослого, русский народный костюм для девочек и для мальчиков, костюм русалки, костюм березки, костюм Лешего.

 

Литературный сценарий

Под русскую народную мелодию «Купала», звучащую в аудиозаписи, дети в руках с веточками березы и на голове с венками входят в празднично украшенный зал. Их встречает хозяйка праздника в русском национальном костюме.

Хозяйка: 

Вы не спать пришли, не стоять пришли,

А Троицу – праздник встречать пришли

Троица зеленая, гостья наша дорогая,

Ты пришла в воскресенье – всю неделюшку веселье.

Троица – это старинный народный праздник земли, леса и воды. Троица – их день рождения. В этот день земля, вода и лес – именинники. С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. В этот день в церквях торжественно звонят колокола и поют праздничные песнопения.

Ребенок 1:

Светлейший праздник соберет народ,
В молитве прославляющий святое.
И летний дождь им тихо подпоет
И радуга объединит дугою... (Автор: Наталья Фалева)

Ребенок 2 :

И вновь поверит сердце в чудеса,
А колокольный звон очистит душу.
В День Троицы открыты небеса!
Крещенным этот день, как воздух, нужен. (Автор: Наталья Фалева)

Ребенок 3:

Благослови, Троица!

Позволь нам в лес пойти гулять!

Нам венки завивать

И цветочки срывать! ( русская народная закличка)

Русская народная песня «На весенний праздник девицы гуляли»


1. На веселый праздник девицы гуляли
Девицы гуляли, цветы собирали.
Цветы собирали, венки завивали.
Венки завивали, летечко встречали.

2. Летечко встречали, песни распевали
Песни распевали, березку сряжали.
Березку сряжали, лентой украшали,
Лентой украшали, на судьбу гадали.

Хозяйка: В Троицу нельзя было рубить и ломать лес. Разрешалось срубить только одну маленькую березку. Ее наряжали как красную девицу – в сарафан и платочек, и ходили с ней в гости. Считалось что береза оберегает дом от молний и грома, а капустные грядки от гусениц.

Под русскую народную мелодию «Во поле березка стояла» входит Березка, встает в центр.

Березка:

Здравствуйте ребята!

Я в тенечке там стояла,

Праздник ваш я увидала,

Не стерпела и пришла.

Хочу с вами в хороводе кружится,

Песни петь, играть и веселится.

Хозяйка:

Проходи, Березка, к нам,

Рады мы всегда гостям!

Березку привечаем –

С любовью встречаем!

Березка:

Спасибо за добрые слова.

В хоровод вставать пора.

Хозяйка:

Платочки скорее, ребята, берите,

Вокруг нашей гостьи хоровод заводите.

Дети встают вокруг Березки в хоровод.

Хоровод «Ай, да березка!» (сл. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко).

  1. Мы вокруг березки
    Встанем в хоровод.
    Радостно и звонко
    Каждый запоет.

Припев:

 Ай, да березка,
Белый ствол!
Зеленей, зеленей
Ты листвой.

  1. Яркие платочки
    В руки мы возьмем,
    У березки стройной
    Пляску заведем.

Припев:

  1. К вечеру мы дружно

Скажем ей: «Прощай!»
Ты без нас, березка,
В поле не скучай.

                    Припев:
Дети садятся на стульчики.

Хозяйка:

Как у наших у ворот собирается народ.

Все со скрипочками да с балалаечками.

Выходит группа детей в народных костюмах с музыкальными инструментами (ложками, бубнами, трещотками) исполняют частушки.

1-й ребенок:

Начинаю я припевку – первую, начальную,

Я хочу развеселить публику печальную.

2-й ребенок:

На окошке два цветочка – голубой да аленький.

Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький.

3-й ребенок:

В песнях радость, в песнях – горе,

В песнях и весельице.

Только в песнях нахожу сердечку утешеньице.

4-й ребенок:

Мы частушки петь кончаем

И садимся в решето,

Уезжаем мы в деревню

За частушками еще.

Хозяйка: У ворот солнцеворот. Выходи плясать, народ!

Дети исполняют парный русский танец «Сударушка».

Танец «Сударушка»

(Исходное положение дети встают парами по кругу мальчик-девочка. У девочек в левой руке платочки, у мальчиков левая рука на талии у девочек. Шагают по кругу вытягивая носок, делают шаг останавливаются приседают. Поворачиваются друг к другу лицом делают приставные шаги в противоположные друг от друга стороны. Делают арку правой рукой кружатся. Далее становятся лицом друг к другу и делают приставные шаги в противоположные стороны. Далее мальчики стоят на месте, а девочки идут по кругу останавливаясь около мальчиков и немного приседают. Далее движения по кругу и приставные шаги повторяются.

Танец заканчивается тем, что пары стоят лицом друг к другу мальчики кланяются головой девочкам, девочки кланяются головой мальчикам и приседают. Мальчики провожают девочек на места.)

Из- за кустов с мешком за плечами появляется Леший.

Леший: Что за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут и вдруг – шум, гам, поют громко!

Хозяйка: Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу празднуем.

Леший: Тогда ладно, не сержусь. Я то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорят, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю. А с вами я и сам поиграю. В лесу много шишек – и еловых и сосновых. (Вытряхивает шишки из мешка). Хочу посмотреть, кто из вас самый быстрый и ловкий, кто из вас больше шишек наберет.

Игра с Лешим

Леший держит мешок, ребята подбегают к нему с шишками, он их пересчитывает и складывает в мешок. Счет происходит в шутливой форме – проигравших в этой игре нет.

Хозяйка: Спасибо тебе, Леший за интересную игру.

Леший: Спасибо вам, ребята, за то,  что отмечаете день рождение леса, земли нашей. Приходите в гости теперь я знаю что вы лес не обидите. (Леший уходит в лес).

Хозяйка: Что бы цвела наша земля, что бы росли на ней цветы и деревья, нужен дождь, нужна вода. Поэтому в Троицу девушки бросали березку в реку или озеро и зазывали дождь. И шли дожди проливные, поливали луга, благодарил народ дождь. Охраняли реки и озера русалки и водяные.

Под музыкальное сопровождение в аудиозаписи появляется Русалка в длинной белой рубашке с распущенными волосами.

Русалка:

Я русалка. Когда то мы были речными богинями. Хотели проникнуть в тайну величия Божьего…за это нас Бог наказал, лишив образа и подобия Своего, определил на всегда сторожить воды, горы, леса. А тех, кто находился в доме – сделал домовыми, в лесах – лешими, а в воде – русалками.

Хозяйка: Когда все цветет на земле, они странствуют по берегам, прячась в лесах и рощах, где качаются на деревьях. Не ходите по ночам на речки и озера, а то русалки защекотят и утащат к себе.

Русалка:

На ребят мы зубки точим,

Мы их малость пощекочем.

Перед тем, как уходить,

Начинаем всех ловить!

Хозяйка: Ребята, а что бы русалки вас не защекотали, надо на земле начертить крест.

Игра с Русалкой

(Русалка бегает за ребятами, пытается их пощекотать. Если убегающий успевает нарисовать (символически начертить пальцем) на полу крест, его Русалка не трогает).

Береза:

А теперь уходи,

Душу ты не береди,

Ребят не пугай,

Девчат не ругай!

А не то кресты на земле рисовать будем!

Русалка: (Уходя) Никого не поймала, никого не защекотала! Смотрите, больше мне не попадайтесь!

Хозяйка: Заканчивался праздник ритуальной трапезой: девушки садились под березкой и угощались наваристой ухой, блинами, да пирогами русскими. На Троицу также положено было делать яичницу, варить квас. Все говорили друг другу добрые слова. Веселились целый день и с веселым хороводом возвращались домой. Вот и наш праздник заканчивается. Приглашаем всех отведать Троицкий пирог.

Хозяйка и Березка:

Пусть сердца раскроются

На Святую Троицу!

(Заканчивается праздник чаепитием с «Троицким» пирогом).

Список использованной литературы:

  1. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004г.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004г.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: «Детство-Пресс», 2004г.
  4. Я играю, мы играем. Праздники в детском саду –М. Росмэн, 2000г.
  5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников – Владимир, 1995г.

Приложение

Методические рекомендации:

  • Побуждение интереса к истории и культуре своей Родины;
  • Рассказать о традициях и обычаях празднования русского народного праздника – Троица;
  • Формирование чувств национального достоинства;
  • Широкое использование всех видов фольклора;
  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;
  • Исполнение русских народных танцев, хороводов;
  • Проведение русских народных игр;
  • Повышение компетентности родителей в вопросах русской национальной культуре;
  • Повышение профессионализма педагогов в вопросах национальной культуры.

Список реквизита:

- костюмы действующих лиц;

- венки из веток березы;

- музыкальное сопровождение;

Дидактический материал: шишки для игры, платочки для хоровода, русские народные инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник русской березки («ТРОИЦА»)

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Дети собираются на площадке. Ведущий. Хочу вам, ребята, загадать загадку. ...

Сценарий фольклорного праздника «Праздник русской березки - Троица»

Сценарий фольклорного праздника«Праздник русской березки - Троица» Автор - составитель: Жидкова Н.Ю.Участники мероприятия: все возрастные группыМесто проведения: летняя площадка Действующие ...

Праздник русской березки (ТРОИЦА)

Сценарий праздника для всех групп детского сада....

Сценарий «Праздник русской березки - Троица»

Развивать эмоциональную отзывчивость детей, побуждать их активно участвовать в празднике....

Сценарий фольклорного праздника «Праздник русской березки - Троица»

Цель: формирование представлений детей о культуре и быте русского народа (знакомство с народными традициями)...

Праздник русской березки - Троица

Празднование Троицы в детском саду...

Сценарий праздника русской берёзки «Троица»

Сценарий праздника русской берёзки «Троица»...