Проект «Мой любимый детский сад», Проект «На нашей улице» - 2 младшая и средняя группы
методическая разработка (младшая группа)

Соколова Татьяна Владимировна

В 2016 - 2018 учебном году мною было разработа­но содержание следующих долгосрочных проектов по граждан­скому образованию дошкольников:

• вторая младшая группа - проект «Мой любимый детский сад»;

• средняя группа - проект «На нашей улице»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы гражданского воспитания

в системе дошкольного образования

Есть в нашей жизни ценности неизмеримые, которые ни с чем не возможно ни сопоставить, ни сравнить. Это Родина, Отечество, преданность той земле, где ты родился и осмыслил сам себя.

В.А. Сухомлинский

Чувство Родины... Бесспорно, его воспитание начинается в детские годы. Ведь именно в детстве формируются основные качества человека: сочувствие и отзывчивость, смелость и справедливость, ответственность и чувство собственного достоинства. В это благодатное время возможно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, такими как: любовь и привязанность к семье, родному дому, ощущение своей неразрывности с родным краем и гордость за свою Родину.

И неслучайно, сейчас в период переоценки ценностей и смены идеалов, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений ищут ответы на многочисленные вопросы, касающиеся патриотического воспитания и гражданского образования детей:

• Как воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, к родной улице, если его дом беден, а на улице грязь и мусор?

• Как рассказывать детям о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, если матери боятся отпускать сыновей на службу в Российскую армию?

• Как обсуждать с детьми права, данные им государством, если все кружки и секции платные, а для поступления в школу нужно пройти многочисленные тесты?

• Не покривим ли душой мы, взрослые, если будем рассказывать детям о том, что Россия - большая, сильная и богатая страна?

• Нужна ли система гражданского образования детскому саду в том объёме, в котором была представлена раньше, когда детей знакомили с. государственными символами великой страны, когда патриотизм воспитывался на примере жизни В.И. Ленина?

Ответы на эти вопросы волнуют меня как педагога образовательного учреждения. Гражданское образование является для меня  одним из приоритетных направлений.

Проанализировав опыт работы педагогов В.Н. Худяевой, Е.С. Яковлевой, О.Н. Мирошниченко, я подошла к пониманию главной, по моему мнению, задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Важно не просто знакомить малышей с традициями, обычаями, декоративно-прикладным искусством, фольклором России, а, учитывая психологические и возрастные особенности дошкольников, рассказывать им правду о жизни страны и населяющих её людях. Нужно стремиться к тому, чтобы негативные стороны нашей жизни (мусор на улицах города, сломанные качели во дворе, голодные, брошенные людьми животные) вызывали у ребят желание исправить ситуацию. Главное - воспитать в детях такие нравственные качества, как неравнодушие, недопустимость пренебрежительного отношения к окружающему, ответственность, готовность добросовестно выполнять любое дело и умение реализовать себя в нём.

Чтобы сформировать у ребёнка нравственные идеалы, диктуемые современным обществом, мало использовать в образовательном процессе традиционные средства и методы ознакомления детей с окружающей жизнью (беседы, экскурсии, художественное слово ит. д.). Чтобы воспитать будущего гражданина своей страны, наряду с традиционными методами в образовательной практике нами используются современные педагогические технологии, основанные на личностно ориентированном обучении.

Истинно педагогической технологией, обеспечивающей не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, мы считаем метод проектов, реализуемый в МОУ воспитателями дошкольных групп по нескольким направлениям, в том числе и по гражданскому образованию.

На наш взгляд, именно через проектную деятельность возможно решение актуальных задач гражданского образования: обогащение и расширение представлений детей о детском саде, родном городе, стране; введение детей в проблемные жизненные ситуации и активизация у них желания искать пути разрешения этих ситуаций.

В 2016 - 2018 учебном году мною было разработано содержание следующих долгосрочных проектов по гражданскому образованию дошкольников:

• вторая младшая группа - проект «Мой любимый детский сад»;

• средняя группа - проект «На нашей улице»;

В соответствии с содержанием каждого проекта в группе была создана предметно-развивающая среда, отражающая региональный компонент в музыкальных уголках, в уголках по ИЗО деятельности и гражданскому образованию детей.

Содержание групповых проектов по гражданскому образованию рассчитано на один учебный год. Решив в ходе реализации проекта задачи, соответствующие возрасту и показав итоги работы над проектом в ходе презентации (семейное развлечение, фольклорный праздник, оформление альбома и т. д.), воспитанники и педагоги приступят к решению задач следующего проекта.

Содержание проектов «Мой любимый детский сад» и «На нашей улице» направлено на формирование у детей младшего дошкольного возраста чувства привязанности к любимым людям (мама, папа и т. д.), к детскому саду, к родному дому, к улице, на которой находится детский сад и проживают большинство детей группы.

Таким образом, считаю, что система гражданского образования детей в условиях фундаментальных социальных, идеалогических и экономических перемен, происходящих в России, несомненно, должна измениться. И в первую очередь должно измениться ознакомление детей с явлениями общественной жизни и арсенал инновационных образовательных технологий.

Проект «Мой любимый детский сад»

 Вторая младшая группа

Содержание проекта направлено на воспитание у детей младшего дошкольного возраста чувства привязанности к дому, к детскому саду, к любимым людям.

Одним из важнейших условий для успешной реализации содержания проекта является помощь и непосредственное участие родителей в создании групповых традиций. Наиболее удачной формой работы с родителями по проекту представляется организация заседаний «Семейного клуба» за чашкой чая.

Цели:

• ввести детей в проблемную ситуацию, узнать: как живут дети и взрослые в детском саду? чем они занимаются? как относятся друг к другу?

• создать в группе условия, благоприятные для формирования между детьми чувства дружелюбия, доброжелательности;

• создать «основу» для групповых традиций, развивающих в ребёнке чувство принадлежности к коллективу сверстников и взрослых и помогающих воспитать образ своего «Я» в группе; разработать символическое обозначение группы;

• стимулировать у детей желание с доверием относится к знакомым взрослым (сотрудникам детского сада), которые ждут их, заботятся о них;

• воспитывать у детей интерес к жизни и деятельности сверстников и взрослых в детском саду и за его пределами.

Региональный компонент:

• во время проведения режимных моментов (умывание, одевание, приём пищи), в свободной деятельности (игра) знакомить детей с произведениями устного народного творчества (потешками, прибаутками), вызывающими у них чувство радости, эмоционального подъёма;

• объяснить детям, что детский сад находится рядом с их домом, с их двором; вспомнить знакомых сверстников, друзей, которые ходят в другие группы детского сада;

• побуждать детей рассказывать о впечатлениях, полученных в детском саду, родителям, а также о прогулках с родителями во дворе, по улицам города, в парке воспитателям в детском саду;

• воспитывать чувство сопричастности к жизни группы и детского сада через участие в народных календарных праздниках (рождественские колядки, встреча весны — Жаворонки) традиционных для учреждения.

Предметно-развивающая среда:

• кукла-домовёнок Кузя (можно назвать по-другому);

• групповая эмблема, в которой отражено название группы и представлены все дети, родители и педагоги;

• фотоальбом «Путешествие с Кузей по детскому саду»;

• подборка произведений художественной литературы — русские народные потешки, песенки на все режимные моменты (умывание, одевание, прием пищи, сон), авторские стихи и короткие рассказы о жизни детей в детском саду;

• игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр с Кузей;

• атрибуты для проведения в группе «именинных» традиций: «именинный» портретик, «именинная» салфеточка, «именинный» конвертик;

• художественная литература (примерный перечень произведений): 3. Александрова «Катя в яслях», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», В. Зайцев «Я одеться сам могу», О. Кригер «На прогулку», Л. Воронкова «Маша-растеряша» и др.

Средняя группа

Проект «На улице Сони  Кривой»

Во второй младшей группе педагогами, родителями и детьми были заложены основы групповых традиций (празднование Дней рождения детей; празднование Дня рождения группы). Работа в данном направлении продолжается и в средней группе. Вводятся новые традиции:

• вместе с воспитателями поздравлять с Днём рождения хорошо знакомых детям работников детского сада;

• звонить и писать письма (рисовать) заболевшим товарищам и взрослым.

Основное содержание образовательной работы с детьми пятого года жизни по проекту направлено на ознакомление с микрорайоном улицы Сони Кривой, на которой находится детский сад и живут многие из детей группы. Основной формой работы по проекту является организация экскурсий (всей группой или по подгруппам) к различным социальным объектам (детский сад, школа, аптека, магазин, парикмахерская, почта), расположенным на ул. Сони Кривой и в микрорайоне. Итоги проектной деятельности за год будут представлены педагогами детского сада (воспитатели, музыкальный руководитель) и детьми группы на празднике «На нашей улице».

Цели на основе регионального компонента:

• ввести детей в проблемную ситуацию, узнать: на какой улице находится детский сад, что ещё есть на этой улице?

• познакомить детей с названием улицы, на которой находится детский сад и живут многие из детей группы;

• познакомить с основными объектами, расположенными в районе детского сада на улице Сони Кривой (жилые дома № 1, 2, 3, 4, 6, 8Б, 9, 11, 13, 15, детский сад, школа № 30, школа № 7 и 2, магазин «Астория», аптека, парикмахерская и почта);

• воспитывать у детей чувство сопричастности к родному городу, к улице, на которой живут;

• воспитывать у детей желание беречь свою улицу: не мусорить, не ломать деревья.

Предметно-развивающая среда:

• действующая модель улицы Сони Кривой (дорога, деревья, люди, многоэтажные жилые дома, детский сад, школа, аптека, магазин, транспорт – автомобили и такси);

• фотографии детей группы небольшого формата;

• наклейки с изображением товаров, которые можно купить в магазине «Астория»;

• наклейки с изображением медицинских препаратов, которые можно купить в аптеке;

• групповой альбом с фотографиями и семейными рисунками «Путешествие с Кузей по улице Сони Кривой».

Конспект проведения беседы «Детский сад»

по модели улицы Сони Кривой с детьми средней группы

Цели:

• продолжать знакомить детей с понятием «улица города» — дать знания о том, что у каждой улицы есть имя;

• познакомить детей с тем, что детский сад, в который они ходят, расположен на улице Сони Кривой;

• совершенствовать умение детей свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада;

• продолжать воспитывать любовь к детскому саду, к улице, на которой живут.

Словарная работа:

• активизировать в речи детей слова: «улица», «здание»;

• обогащать словарный запас детей: «адрес»;

• развивать умение детей активно участвовать в беседе.

Оборудование:

• игрушка-домовёнок Кузя;

• модель улицы Сони Кривой (район детского сада);

• плоскостное изображение детского сада;

• рисунки детей на тему «Мой любимый детский сад».

Предварительная работа:

• экскурсия по территории детского сада;

• рассматривание фотографий  «Улица города»;

• рассматривание территории детского сада;

• рисование на тему «Мой любимый детский сад».

Ход:

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку-домовёнка Кузю.

— Знаете, ребята, а сегодня Кузя принёс вам подарок. Какой подарок, вы узнаете, если отгадаете загадку. Воспитатель загадывает детям загадку:

«В два ряда дома стоят, 10, 20, 100 подряд

И квадратными глазами друг на друга глядят». Что это? (Улица города)

Если дети затрудняются ответить, воспитатель напоминает им содержание картины «Улица города».

 Как вы догадались, что это улица города? Потому, что в городе много домов. Они стоят на улице ровными рядами, а окна домов как будто «смотрят» друг на друга.

— Конечно, это улица города и Кузя принёс  вам подарок. Воспитатель показывает детям модель улицы Сони Кривой (район детского сада).

Что вы видите? Дорога, дома.

Как вы думаете, зачем Кузя нам это принёс?

 Воспитатель выслушивает ответы детей.

Кузя хочет, чтобы вы ему помогли узнать, чего здесь не хватает? Поможете ему?

Тогда расскажите Кузечке, как мы с вами недавно ходили на экскурсию по территории детского сада. Дети делятся впечатлениями от экскурсии. По необходимости воспитатель задаёт детям вопросы:

• Сколько этажей в нашем детском саду?

• Какие группы вы знаете?

• В наш детский сад ходят не только маленькие дети, но и большие. Почему?

Наш детский сад расположен на улице Сони Кривой дом 8Б.

А давайте, ребята, назовём улицу на нашем макете - улицей Сони Кривой. И поместим на ней модель нашего детского сада.

Иди, Полина, выбери изображение детского сада. Почему ты думаешь, что это детский сад? Воспитатель выслушивает ответ ребёнка. А вы, ребята, как думаете, почему Полина выбрала изображение именно этого здания?

Потому, что изображение этого здания похоже на наш детский сад и на нём нарисована эмблема нашего детского сада «Дельфин».

Молодцы, ребята, теперь Кузя будет знать, что на макете изображена ул. Сони Кривой и что на этой улице находится наш детский сад.

В следующий раз мы расскажем домовёнку, какие ещё здания есть на нашей улице. А сейчас давайте тоже подарим ему подарки   -   ваши рисунки детского сада.

Дети дарят игрушке-домовёнку рисунки, рассказывают, что на них изображено и прощаются с ним.

Рисунки помещают в групповой альбом «Улицы нашего города».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.

Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...

Проект «Животные нашего края» для детей средней группы

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Животные нашего края»....

Проект: «Птицы- наши пернатые соседи» в средней группе

Познакомить детей с птицами в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в любое время года....

Проект "Нам на улице не страшно" (средняя группа)

Транспортные средства, правила ППД....