Опыт работы СП ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани по патриотическому воспитанию дошкольников при ознакомлении детей с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны
презентация на тему

Доклад руководителя ДОО на областной методической неделеСИПКРО по организации в учреждении работы с дошкольниками по ознакомлению с жизнью родного края в годы ВОв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabolotskih_yu.a._doo_no42_sipkro.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад №42» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской областиосновная общеобразовательная школа № 18 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Опыт работы СП ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани

по патриотическому воспитанию дошкольников

при ознакомлении детей с жизнью Самарской губернии

в годы Великой Отечественной войны

Подготовил:

руководитель СП «Детский сад № 42» ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани Юлия Александровна Заболотских

2016г.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, а детство – это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Работа по патриотическому воспитанию при ознакомлении детей с Великой Отечественной войной ведётся в нашем детском саду давно. Цели и задачи этой работы вы видите на слайде.

                    Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств; ощущение гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне.

     Задачи:

- формировать представление об истории ВОв, используя различные виды деятельности; показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну;

-способствовать развитию речи, эмоциональному восприятию;

- развивать познавательные способности в процессе практической и игровой деятельности;

- воспитывать у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории,

- привлекать родителей к образовательному процессу.

     На следующем слайде вы видите, что вся работа по патриотическому воспитанию, которая проводится в нашем детском саду строится на постоянном взаимодействии педагогического коллектива, родителей и социальных партнеров.

Участники образовательного процесса

  • Воспитатели
  • Дети
  • Родители
  • Сотрудники детского сада
  • Социальные партнёры
  • Филиал ЦГБ № 6 им. И.А. Крылова
  • Краеведческий музей г. Сызрани
  • школа,
  • ветераны.

Схема организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников

     Например, организация предметно-развивающей среды стимулирует воспитателей и детей к разнообразным видам деятельности, направленным на воспитание патриотических чувств, формирование знаний и представлений о жизни Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны. Это:

- познавательная деятельность (НОД, исследования, проекты);

- изобразительная деятельность(рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная деятельность (слушание, пение, танец);

- коммуникативная деятельность (беседы, чтение, обсуждение, рассказывание);

 - конструирование (бумага, различные виды конструктора);

 - игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры).

     Деятельность детей – это, например, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (пилоток из бумаги, самолётов). Такая деятельность обогащает игровую среду группы.

 Так же обогащаетпредметно-развивающую среду и совместная деятельность педагогов с детьми и родителями воспитанников по разным направлениям работы. Например, проект по созданию «Книги памяти».

Проведение совместных мероприятий с социальными партнёрами так же стимулирует организацию различных видов деятельности. Например, знакомство с орденами и медалями времён Великой Отечественной войны на занятиях с работниками Краеведческого музея г. Сызрани дали толчок для изготовления дидактических пособий (альбома «Ордена и медали Великой Отечественной войны», игры «Награди героя»). А результаты изобразительной и музыкальной деятельности наших воспитанников часто становятся подарками для ветеранов (открытки, музыкальные номера в концертах) или экспонатами выставок в детской библиотеке и школе.

Основные направления работы по ознакомлению дошкольников с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны

1.Никто не забыт, ничто не забыто

2. Куйбышев – 2-я столица нашей родины

3. Всё для фронта, всё для победы

4. Эх, дороги…

5. Есть на Волге город Сызрань

Ежегодно, в канун празднования Дня победы, мы начинаем говорить с детьми о войне. В год 165-летия Самарской губернии, мы подробно знакомили детей старшего дошкольного возраста с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны, и конечно, с жизнью военной Сызрани.

Работу по ознакомлению дошкольников с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны педагоги вели по следующим направлениям:

  1. «Никто не забыт, ничто не забыто». В рамках этого направления мы знакомили дошкольников с героями–защитниками. Наши земляки сражались, проявляя беспримерное мужество и героизм под Ленинградом и Сталинградом, в Белоруссии и на Украине, в Крыму и Прибалтике, в Польше и Германии. 26 сызранцев получили звание Героя Советского Союза.
  2. В рамках второго направления«Куйбышев – вторая столица нашей родины» говорили о том, что в годы войны город стал запасной столицей. В городе для руководителя нашей страны был построен подземный бункер, который являлся ставкой верховного главнокомандующего.
  3. В рамках третьего направления «Все для фронта, все для победы» детям давалась информация о заводах и фабриках, расположенных на территории Самарской области и города Сызрани, которые выпускали горючее для танков и самолетов, снаряды и патроны, шили шинели для солдат.
  4. В рамках четвёртого направления «Эх, дороги…»мы рассказывали детям о том, что в годы войны город Сызрань был крупным железнодорожным узлом, через который военные эшелоны перевозили оружие, продовольствие, топливо и боеприпасы. О том, что в городе были открыты 11 военных госпиталей, в которых сызранские врачи и медицинские сёстры, работая без сна и отдыха, спасали жизнь раненым фронтовикам.
  5. В рамках пятого направления «Есть на Волге город Сызрань»мы рассказывали детям о современной жизни города Сызрани: о заводах, которые продолжают работать с военных лет, о памятниках защитникам Родины, о славных традициях празднования Дня победы.  Так же мы познакомили детей с гражданско-патриотической акцией«Вахта памяти», на которой вспоминают всех погибших в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы к Вечному огню, а затем опускают венки на воду Волги, как символ вечной памяти Героям. «Вахта памяти» проводится в Сызрани уже в 13-й раз.

Виды и формы организации деятельности детей

Познавательная деятельность

  • наблюдения, рассказ, рассматривание с дальнейшим обсуждением
  • решение проблемных ситуаций
  • моделирование, конструирование
  • проектная деятельность
  • игры (дидактические, интеллектуально-развивающие и др.)

На снимках – рассматривание альбомов о заводах города Сызрани,

           - занятие с использованием презентации о г. Кубышеве в годы войны

           - совместное мероприятие с сотрудниками Краеведческого музея г. Сызрани

           - конструирование

           - проект «Книга памяти»

Альбомы: "Дети и война", «У войны не женское лицо», «Заводы Сызрани в годы войны», «Все для фронта, всё для победы», "Памятники в честь воинов-освободителей"

Презентации: «Люблю тебя, мой край родной», «Памятники героям в г. Сызрани», «Путешествие в прошлое»

Беседовали на темы: «Что ты знаешь о войне? », «Что такое героизм? », «В нашей семье есть герои», "Дети и война" «Женщины на войне», «Четвероногие помощники в годы войны»,«О героях Вов, в честь которых названы улицы в нашем городе ( Герасимов, Соловьёв, Космодемьянская, Шутов, Д.П.Левин – 4 школа и др)

Изобразительная деятельность

  • рисование
  • лепка
  • аппликация
  • художественный труд
  • проектная деятельность
  • творческие задания
  • изготовление (предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.)
  • создание макетов, коллекций и их оформление,
  • выставки

На снимках – рисование  военных заводов, военной техники,

           - коллективная аппликация «Эшелон»

           -  праздничные открытки

           - коллективное творчество  - нетрадиционные способы рисования «Праздничный салют»

          - складывание из бумаги (предметы для игр – самолёт, пилотка, бинокль)

          - выставка детских рисунков «День победы»

Музыкальная деятельность

  • беседы
  • слушание с дальнейшим обсуждением
  • исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах и др.)
  • детский оркестр
  • инсценирование и драматизация
  • музыкально-ритмические упражнения
  • подвижные игры с музыкальным сопровождением
  • музыкально-дидактические игры
  • встречи с интересными людьми (посиделки и др.)
  • танцы, хороводы, пляски.
  • попевки,  распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен

На снимках – слушание песен военных лет (проект «Эх, дороги…»)

          - пение, музыкально- ритмические движения, перестроения

         -  танцы «Вечный огонь», «Матросский танец»

         - Выступление  перед ветеранами на концерте в школе

         -встреча с тружениками тыла в детском саду.

          - концерт для ветеранов Вов

         - педагоги – призёры творческого конкурса в канун 70-летия Победы.

Игровая деятельность

В патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру как ведущую деятельность дошкольников.

  • дидактические игры
  • интеллектуально развивающие игры
  • дидактические игры с элементами движения
  • сюжетно-ролевые игры
  • подвижные игры
  • музыкальные игры
  • театрализованные игры
  • строительно-конструктивные игры
  • игры на развитие коммуникации

На снимках – дидактические игры «Ордена и медали»

                    - дидактические игры с элементами движения «Кто на чем воевал?»

                    - подвижные игры «Становись!», «Свой взвод», «Доставь продукты»

                     -  сюжетно-ролевые «Военный госпиталь», «Моряки»,  «Летчики»,

Коммуникативная деятельность

  • беседы (диалоги)
  • рассказ с дальнейшим обсуждением
  • разучивание стихов, потешек и др.
  • чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением
  • создание ситуаций (проблемных, морального выбора и др.)
  • ситуативный разговор
  • интервьюирование
  • рассказывание (составление рассказов и др.)
  • сочинение и отгадывание загадок
  • речетворчество (сочинение стихов, сказок, небылиц и др.)
  • проектная деятельность
  • коммуникативные игры
  • свободное общение по теме
  • игры с речевым сопровождением
  • игры (театрализованные, сюжетно-ролевые игры и др.)

На снимках – беседа с использованием ИКТ «Памятники героям»

                    - альбомы различного содержания

                     - акция «Читаем детям о войне» (вопросы, обсуждение)

                     -чтение художественной литературы о Вов,

                     - рассматривание военной формы на картинках, фотографиях (РР     -словообразование)

                   - интервьюирование, общение с ветеранами

                  - разучивание стихов о войне, худ. декламация

В заключении, хочется отметить, что педагоги нашего детского сада совместно с родителями воспитанников и социальными партнёрами ведут серьёзную, системную и разностороннюю работу по патриотическому воспитанию при ознакомлении детей с Великой Отечественной войной. В этом году «методическая копилка» нашего учреждения пополнилась новыми альбомами, презентациями, авторскими методическими разработками, связанными с военной жизнью Самарской губернии и города Сызрани, а также с традициями празднования Дня победы.Эта тема никого не может оставить равнодушным, а значит, работа будет продолжена. Ведь наша главная задача – поселить частичку этой памяти в сердцах детей. Чтобы помнили! Чтобы гордились! Чтобы передали эту память следующим поколениям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению с обороной Москвы в годы Великой Отечественной Войны детей старшего дошкольного возраста.

Познавательно-поисковый  проект по патриотическому воспитанию: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомс...

Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).

Тема проекта : «Югорский  край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....

Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелиск жителям поселка Русские Липяги, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен в Русских Липягах.

Для детей , чтобы знали что в их городе тоже есть --- Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелис...

Беседа с детьми 5 - 7 лет "Детям о городе Новохоперске в годы Великой Отечественной войны"

Воспитывать любовь к героям - защитникам отечества, бережное отношение к народной памяти, формировать у детей чувство патриотизма....

Воспитание гражданина и патриота через изучение жизни своего народа в годы Великой Отечественной войны.

laquo;У меня ты, Россия,Как сердце, одна.Я друзьям всем скажу,Без тебя,Как без сердца,Прожить не могу…»(Юлия Друнина)Мы воспитываем патриотов, будущих граждан нашей России. Воспитание па...

«Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»

laquo;Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»...

Патриотическое воспитание детей подготовительной группы на примере произведений Великой Отечественной войны « Пусть дети не знают войны»

Актуальность создания проекта 78 лет отделяют нас от страшной даты – 22 июня 1941 года – начала Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет...