Главные вкладки

    Опыт работы СП ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани по патриотическому воспитанию дошкольников при ознакомлении детей с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны
    презентация на тему

    Доклад руководителя ДОО на областной методической неделеСИПКРО по организации в учреждении работы с дошкольниками по ознакомлению с жизнью родного края в годы ВОв

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zabolotskih_yu.a._doo_no42_sipkro.docx44.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структурное подразделение «Детский сад №42» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской областиосновная общеобразовательная школа № 18 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

    Опыт работы СП ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани

    по патриотическому воспитанию дошкольников

    при ознакомлении детей с жизнью Самарской губернии

    в годы Великой Отечественной войны

    Подготовил:

    руководитель СП «Детский сад № 42» ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани Юлия Александровна Заболотских

    2016г.

        Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, а детство – это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Работа по патриотическому воспитанию при ознакомлении детей с Великой Отечественной войной ведётся в нашем детском саду давно. Цели и задачи этой работы вы видите на слайде.

                        Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств; ощущение гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне.

         Задачи:

    - формировать представление об истории ВОв, используя различные виды деятельности; показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

    - формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну;

    -способствовать развитию речи, эмоциональному восприятию;

    - развивать познавательные способности в процессе практической и игровой деятельности;

    - воспитывать у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории,

    - привлекать родителей к образовательному процессу.

         На следующем слайде вы видите, что вся работа по патриотическому воспитанию, которая проводится в нашем детском саду строится на постоянном взаимодействии педагогического коллектива, родителей и социальных партнеров.

    Участники образовательного процесса

    • Воспитатели
    • Дети
    • Родители
    • Сотрудники детского сада
    • Социальные партнёры
    • Филиал ЦГБ № 6 им. И.А. Крылова
    • Краеведческий музей г. Сызрани
    • школа,
    • ветераны.

    Схема организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников

         Например, организация предметно-развивающей среды стимулирует воспитателей и детей к разнообразным видам деятельности, направленным на воспитание патриотических чувств, формирование знаний и представлений о жизни Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны. Это:

    - познавательная деятельность (НОД, исследования, проекты);

    - изобразительная деятельность(рисование, лепка, аппликация);

    - музыкальная деятельность (слушание, пение, танец);

    - коммуникативная деятельность (беседы, чтение, обсуждение, рассказывание);

     - конструирование (бумага, различные виды конструктора);

     - игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры).

         Деятельность детей – это, например, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (пилоток из бумаги, самолётов). Такая деятельность обогащает игровую среду группы.

     Так же обогащаетпредметно-развивающую среду и совместная деятельность педагогов с детьми и родителями воспитанников по разным направлениям работы. Например, проект по созданию «Книги памяти».

    Проведение совместных мероприятий с социальными партнёрами так же стимулирует организацию различных видов деятельности. Например, знакомство с орденами и медалями времён Великой Отечественной войны на занятиях с работниками Краеведческого музея г. Сызрани дали толчок для изготовления дидактических пособий (альбома «Ордена и медали Великой Отечественной войны», игры «Награди героя»). А результаты изобразительной и музыкальной деятельности наших воспитанников часто становятся подарками для ветеранов (открытки, музыкальные номера в концертах) или экспонатами выставок в детской библиотеке и школе.

    Основные направления работы по ознакомлению дошкольников с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны

    1.Никто не забыт, ничто не забыто

    2. Куйбышев – 2-я столица нашей родины

    3. Всё для фронта, всё для победы

    4. Эх, дороги…

    5. Есть на Волге город Сызрань

    Ежегодно, в канун празднования Дня победы, мы начинаем говорить с детьми о войне. В год 165-летия Самарской губернии, мы подробно знакомили детей старшего дошкольного возраста с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны, и конечно, с жизнью военной Сызрани.

    Работу по ознакомлению дошкольников с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны педагоги вели по следующим направлениям:

    1. «Никто не забыт, ничто не забыто». В рамках этого направления мы знакомили дошкольников с героями–защитниками. Наши земляки сражались, проявляя беспримерное мужество и героизм под Ленинградом и Сталинградом, в Белоруссии и на Украине, в Крыму и Прибалтике, в Польше и Германии. 26 сызранцев получили звание Героя Советского Союза.
    2. В рамках второго направления«Куйбышев – вторая столица нашей родины» говорили о том, что в годы войны город стал запасной столицей. В городе для руководителя нашей страны был построен подземный бункер, который являлся ставкой верховного главнокомандующего.
    3. В рамках третьего направления «Все для фронта, все для победы» детям давалась информация о заводах и фабриках, расположенных на территории Самарской области и города Сызрани, которые выпускали горючее для танков и самолетов, снаряды и патроны, шили шинели для солдат.
    4. В рамках четвёртого направления «Эх, дороги…»мы рассказывали детям о том, что в годы войны город Сызрань был крупным железнодорожным узлом, через который военные эшелоны перевозили оружие, продовольствие, топливо и боеприпасы. О том, что в городе были открыты 11 военных госпиталей, в которых сызранские врачи и медицинские сёстры, работая без сна и отдыха, спасали жизнь раненым фронтовикам.
    5. В рамках пятого направления «Есть на Волге город Сызрань»мы рассказывали детям о современной жизни города Сызрани: о заводах, которые продолжают работать с военных лет, о памятниках защитникам Родины, о славных традициях празднования Дня победы.  Так же мы познакомили детей с гражданско-патриотической акцией«Вахта памяти», на которой вспоминают всех погибших в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы к Вечному огню, а затем опускают венки на воду Волги, как символ вечной памяти Героям. «Вахта памяти» проводится в Сызрани уже в 13-й раз.

    Виды и формы организации деятельности детей

    Познавательная деятельность

    • наблюдения, рассказ, рассматривание с дальнейшим обсуждением
    • решение проблемных ситуаций
    • моделирование, конструирование
    • проектная деятельность
    • игры (дидактические, интеллектуально-развивающие и др.)

    На снимках – рассматривание альбомов о заводах города Сызрани,

               - занятие с использованием презентации о г. Кубышеве в годы войны

               - совместное мероприятие с сотрудниками Краеведческого музея г. Сызрани

               - конструирование

               - проект «Книга памяти»

    Альбомы: "Дети и война", «У войны не женское лицо», «Заводы Сызрани в годы войны», «Все для фронта, всё для победы», "Памятники в честь воинов-освободителей"

    Презентации: «Люблю тебя, мой край родной», «Памятники героям в г. Сызрани», «Путешествие в прошлое»

    Беседовали на темы: «Что ты знаешь о войне? », «Что такое героизм? », «В нашей семье есть герои», "Дети и война" «Женщины на войне», «Четвероногие помощники в годы войны»,«О героях Вов, в честь которых названы улицы в нашем городе ( Герасимов, Соловьёв, Космодемьянская, Шутов, Д.П.Левин – 4 школа и др)

    Изобразительная деятельность

    • рисование
    • лепка
    • аппликация
    • художественный труд
    • проектная деятельность
    • творческие задания
    • изготовление (предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.)
    • создание макетов, коллекций и их оформление,
    • выставки

    На снимках – рисование  военных заводов, военной техники,

               - коллективная аппликация «Эшелон»

               -  праздничные открытки

               - коллективное творчество  - нетрадиционные способы рисования «Праздничный салют»

              - складывание из бумаги (предметы для игр – самолёт, пилотка, бинокль)

              - выставка детских рисунков «День победы»

    Музыкальная деятельность

    • беседы
    • слушание с дальнейшим обсуждением
    • исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах и др.)
    • детский оркестр
    • инсценирование и драматизация
    • музыкально-ритмические упражнения
    • подвижные игры с музыкальным сопровождением
    • музыкально-дидактические игры
    • встречи с интересными людьми (посиделки и др.)
    • танцы, хороводы, пляски.
    • попевки,  распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен

    На снимках – слушание песен военных лет (проект «Эх, дороги…»)

              - пение, музыкально- ритмические движения, перестроения

             -  танцы «Вечный огонь», «Матросский танец»

             - Выступление  перед ветеранами на концерте в школе

             -встреча с тружениками тыла в детском саду.

              - концерт для ветеранов Вов

             - педагоги – призёры творческого конкурса в канун 70-летия Победы.

    Игровая деятельность

    В патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру как ведущую деятельность дошкольников.

    • дидактические игры
    • интеллектуально развивающие игры
    • дидактические игры с элементами движения
    • сюжетно-ролевые игры
    • подвижные игры
    • музыкальные игры
    • театрализованные игры
    • строительно-конструктивные игры
    • игры на развитие коммуникации

    На снимках – дидактические игры «Ордена и медали»

                        - дидактические игры с элементами движения «Кто на чем воевал?»

                        - подвижные игры «Становись!», «Свой взвод», «Доставь продукты»

                         -  сюжетно-ролевые «Военный госпиталь», «Моряки»,  «Летчики»,

    Коммуникативная деятельность

    • беседы (диалоги)
    • рассказ с дальнейшим обсуждением
    • разучивание стихов, потешек и др.
    • чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением
    • создание ситуаций (проблемных, морального выбора и др.)
    • ситуативный разговор
    • интервьюирование
    • рассказывание (составление рассказов и др.)
    • сочинение и отгадывание загадок
    • речетворчество (сочинение стихов, сказок, небылиц и др.)
    • проектная деятельность
    • коммуникативные игры
    • свободное общение по теме
    • игры с речевым сопровождением
    • игры (театрализованные, сюжетно-ролевые игры и др.)

    На снимках – беседа с использованием ИКТ «Памятники героям»

                        - альбомы различного содержания

                         - акция «Читаем детям о войне» (вопросы, обсуждение)

                         -чтение художественной литературы о Вов,

                         - рассматривание военной формы на картинках, фотографиях (РР     -словообразование)

                       - интервьюирование, общение с ветеранами

                      - разучивание стихов о войне, худ. декламация

    В заключении, хочется отметить, что педагоги нашего детского сада совместно с родителями воспитанников и социальными партнёрами ведут серьёзную, системную и разностороннюю работу по патриотическому воспитанию при ознакомлении детей с Великой Отечественной войной. В этом году «методическая копилка» нашего учреждения пополнилась новыми альбомами, презентациями, авторскими методическими разработками, связанными с военной жизнью Самарской губернии и города Сызрани, а также с традициями празднования Дня победы.Эта тема никого не может оставить равнодушным, а значит, работа будет продолжена. Ведь наша главная задача – поселить частичку этой памяти в сердцах детей. Чтобы помнили! Чтобы гордились! Чтобы передали эту память следующим поколениям!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы по ознакомлению с обороной Москвы в годы Великой Отечественной Войны детей старшего дошкольного возраста.

    Познавательно-поисковый  проект по патриотическому воспитанию: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомс...

    Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).

    Тема проекта : «Югорский  край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....

    Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелиск жителям поселка Русские Липяги, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен в Русских Липягах.

    Для детей , чтобы знали что в их городе тоже есть --- Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелис...

    ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы «Детские игрушки Великой Отечественной Войны».

    Актуальность темы: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это резу...

    Беседа с детьми 5 - 7 лет "Детям о городе Новохоперске в годы Великой Отечественной войны"

    Воспитывать любовь к героям - защитникам отечества, бережное отношение к народной памяти, формировать у детей чувство патриотизма....

    Воспитание гражданина и патриота через изучение жизни своего народа в годы Великой Отечественной войны.

    laquo;У меня ты, Россия,Как сердце, одна.Я друзьям всем скажу,Без тебя,Как без сердца,Прожить не могу…»(Юлия Друнина)Мы воспитываем патриотов, будущих граждан нашей России. Воспитание па...

    «Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»

    laquo;Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»...