Воспитание дошкольников средствами родного эрзянского языка.
консультация на тему

Дёмина Ольга Васильевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 69»

                                 Дёмина Ольга Васильевна

2015г.

Воспитание дошкольников средствами родного      эрзянского языка.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряется в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к  следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Это характеристики, обеспечивающие социальные, интеллектуальные и личностные функции человека.

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталоном его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество  и художественно – речевая деятельность самих детей.

Именно поэтому считаю необходимым осуществить воспитание дошкольников на родном эрзянском языке. Какие дидактические игры помогают в развитии дошкольников, в формировании их личности? Это конечно же, потешки, считалки мордовского фольклора:

Вейке, кавто, колмо, ниле,

Монь кискинем стядо пиле,

Налкси, онги, «Гав, гав, гав».

Конь онгизе – листь бокав!

При чтении  этой считалки, дети знакомятся со счетом. Физкультминутка, проводимая мной во время кружка, помогает повторять счет до десяти, а так же вспомнить названия частей тела на эрзянском языке.

Вейке, кавто –

Кирьга, лавтов,

Колмо, ниле –

Судо, пиле,

Вете, кото –

Сельмень кавто,

Сисем, кавксо –

Пильгень лангсо,

Вейксэ, кемень –

Сурон, кедень.

Во время проведения физкультминутки, дети касаются называемых частей тела.

Творчество С. М. Люлякиной дарит детям коротенькие стихотворения о животных, на основе которых формируется диалогическую речь дошкольников, коммуникативные навыки.

Оят

Апак учо ловось прась –

Нумолкаесь абунгадсь:

Эзь кенере шержевне

Стамо оршамопельне.

Мольс оянстэнь – сеельнень:

- Стак тень шуба теленень.

Сеель кавто веть котьмась,

Шубине нумолнэнь стась.

Заучивание стихотворений позволяет в занимательной, игровой форме знакомить с нормами поведения в обществе, способствует развитию родной речи дошкольников.

Известно, что в дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Слушание сказок, песен на родном эрзянском языке позволяет формировать мышление детей.

Таким образом, родной язык играет важную роль в формировании личности дошкольника, в его интеллектуальном, социальном, и личном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества»

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитан...

Статья на тему: «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают \'Вопросы нравственного и патриотического воспита...

Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества

Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества...