Конспект образовательной деятельности "Знакомство с жизнью народов Севера"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Евсеева Светлана Александровна

Данный конспект может использоваться воспитателями старших групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект175.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»

Конспект

образовательной деятельности

в старшей группе

Воспитатель: Евсеева С.А.

2016 г.

Используемая

общеобразовательная программа дошкольного образования

Программа «Детство» Бабаевой Т.И.

Возрастная группа

старшая группа

Область основной общеобразовательной программы дошкольного образования

«Социально-коммуникативное

Тема мероприятия

«Знакомство с жизнью народов Севера»

Интеграция образовательных

областей

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Целеполагание

Цель: формирование знаний детей о жизни народов Севера.

Образовательные задачи:

-ознакомить детей с северным уголком России;

- дать представление о своеобразии природы тундры;

Развивающие задачи:

-развивать представление о национальных особенностях народов

-уточнить представления о природе, жилище, одежде и труде народа  Коми;

-формировать эмоционально-эстетическое чувство;

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;

-прививать интерес к культуре  народа Коми;

Речевые задачи:

-обогащать  словарь детей  словами (чум, стойбище, нарты, каюр, малица), развивать связную речь.

Предварительная работа с детьми

Чтение стихотворений А.Журавлева, рассматривание альбомов о коми крае ,  рассматривание изделий, сделанных из меха.

Дидактическое обеспечение мероприятия

Аудиозапись стихотворений А.Журавлева

Физическая карта России

Картина «Дети Севера»

Иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображением чума; изделия, сделанные из меха и расшитые бисером.

Методы и приёмы:

Практические: динамическая пауза

Наглядные: показ иллюстраций

Словесные:  беседа, чтение художественного произведения, дидактическая игра.

Виды детской деятельности

Двигательная, познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Этапы работы

Вводная часть

 Организационный этап.

--Ребята, давайте  с вами послушаем стихотворение «Здесь полгода длится день»:

Здесь полгода длится день,

Но и ночь—полгода.

Любит молодой олень

Севера природу!

Он несётся, как стрела,

И могуч, и молод.

Шерсть его густа, тепла,-

Согревает в холод.

Высоки его рога,

Шуба серебрится…

(Звучит аудиозапись).

 Мотивационно-ориентировочный этап.

 Стук в дверь. В группе появляется кукла в малице и просит отгадать, откуда она приехала.

-Ребята, вы знаете, откуда  к нам приехала гостья? (Нет) А хотите узнать? (Да).

Основная часть

-Ребята, мы с вами живем в чудесной стране- России. Она такая огромная: когда на юге тепло и светит солнце, на севере лежит снег (рассматривание карты России). В России живет много разных народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показ на карте).

  На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда и днем и ночью темно, можно наблюдать совершенно необыкновенное явление – северное сияние, которое переливается разными цветами  (показ иллюстрации с изображением северного сияния).

   Природа России очень разнообразная. Это и леса, и горы, и степи. А кто помнит, как называется густой дремучий лес? (Тайга).

   На Севере есть районы, где на много километров тянется тундра. Если в тайге растут высокие ели, сосны, пихты, то в тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками (показ иллюстрации лишайника). Ещё в тундре можно встретить карликовую берёзку (показ). Почему она называется карликовая? (Потому что маленькая, низкорослая).

--Какие ягоды вы собираете в лесу? (землянику, чернику). А в тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы,-  это брусника, голубика, морошка (показ иллюстраций).

-- А каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей)

--Это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж (показ иллюстраций).

--А ещё в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца (показ иллюстрации).

--Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру,-- это якуты, эвенки и многие другие. Их профессия—оленеводы.

   Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур (показ иллюстрации с изображением чума). Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

   Олень--  это  животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и в реках.

   Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет  жаркого лета.

Физминутка « У оленя дом большой»

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай,

Лапку мне давай»

Рассматривание картины «Дети Севера»

-- Кого вы видите на этой картине? (Дети перечисляют).

--Что делают дети? (катаются на санях). Эти легкие длинные сани называются нартами. Нарты--повторите это слово. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или на автомобиле. А управляет оленями каюр. Что вы видите в руке у каюра? (Ответы детей). Это длинный шест. Зачем он ему? (Чтобы погонять оленей).

--Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно ? (Нет.) Почему вы решили, что не холодно? (На них теплая одежда.)

-- Рассмотрим внимательную эту одежду. Из чего она сшита? (Из меха.) Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Малица шьётся из оленьего меха, мехом внутрь. В них на Севере зимой и ходят, и работают. Некоторые рукодельницы очень красиво украшают малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. На ногах у детей обувь тоже из оленьего меха, а на головах шапки или капюшоны тоже из меха оленя.

-- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но он для них и основной вид транспорта.

   Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия их меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и другие изделия из меха. (Показ изделий из меха.)

У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы Севера придумывают много сказок.

Заключительная часть

 Рефлексивно-оценочный этап.

-- Дети, теперь вы знаете, откуда к нам приехала кукла в малице? (с Севера.)

-- Что нового вы сегодня узнали?

--Что вам понравилось?

-- Что вы запомнили?

--Что вы можете дома рассказать родителям?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с жизнью народов Севера

Программное содержание:Закрепить знание детей о своей стране – России.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.Обогащать словарный запас, развивать мышление, памят...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с жизнью народов Севера"

Знакомство с жизнью народов Севера.Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать реч...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство с жизнью народов Севера»

Закрепить знания детей о своей стране России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обы­чаям других н...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Знакомство с жизнью народов Севера»

рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); Iвоспитывать чувство уважения к жизни, традиция и обычаям других народов...

КОНСПЕКТ ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА

Цели: -рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд);- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обы чаям других народов.Оборудование: физическая карт...

Конспект занятия познавательного типа на тему «Знакомство с жизнью народов Севера» ( средний возраст).

Цель: продолжать знакомить детей со страной, в которой они живут.Задачи:Образовательные:- дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.- ввести в словарь детей новые с...

Конспект занятия в старшей группе "Жизнь народов Севера"

Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности....