Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с жизнью народов Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Знакомство с жизнью народов Севера.

Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать речь детей словами: нарты, каюр, малица, хорей, чум. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям коренных народов Севера.

Наглядный материал: физическая карта России. Презентация «Жизнь и быт народов Севера». Макет чума. Карточки с буквами и цифрами.

Ход занятия.

Ребята, посмотрите на карту. Кто может показать границу России. Мы с вами уже говорили, что она очень большая, в ней много городов, деревень Назовите, какие города вы знаете. В России много рек. Давайте найдем их и прочитаем названия.(Енисей, Лена, Волга, Обь)

В России живет много разных народов. Мы с вами живем на крайнем севере, на полуострове Таймыр.(слайд) И сегодня мы с вами поговорим о народах Севера. Как называются народы севера, мы узнаем, если выполним правильно задание, в котором надо расставить цифры по порядку и прочитать слово.

Раздаётся 5 комплектов карточек с зашифрованными названиями –

 Долганы, эвенки, энцы, ненцы, нганасаны.

Правильно, справились с заданием! (слайд 2)

У нас на Таймыре с давних пор живут ненцы, нганасаны, эвенки, энцы, долганы. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. Профессия этих людей – оленеводы, (слайд 3) они разводят северных оленей. В поисках корма для животных , часто переходят, кочуют с одного места на другое. Съедят олени корм и идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. (слайд 4).  Живут в стойбищах в чумах. Чум можно разобрать и перевезти на другое место. Чум укрепляется на деревянных жердях. Сверху жерди связаны пучком, внизу растопырены. В середине чума, на земле горит костер, над ним висит чайник с водой или котел с супом. В самом верху чума дыра, куда уходит дым. Возле стенок на дощатом полу размещаются постели, низкий столик, сундучок с посудой, ведро с водой и другие нужные вещи.(слайд 5)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с жизнью народов Севера.

Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Наглядный материал: физическая карта России. Презентация «Жизнь и быт народов Севера». Макет чума. Карточки с буквами и цифрами.

Ход занятия.

Ребята, посмотрите на карту. Кто может показать границу России. Мы с вами уже говорили, что она очень большая, в ней много городов, деревень Назовите, какие города вы знаете. В России много рек. Давайте найдем их и прочитаем названия.(Енисей, Лена, Волга, Обь)

В России живет много разных народов. Мы с вами живем на крайнем севере, на полуострове Таймыр.(слайд) И сегодня мы с вами поговорим о народах Севера. Как называются народы севера, мы узнаем, если выполним правильно задание, в котором надо расставить цифры по порядку и прочитать слово.

Раздаётся 5 комплектов карточек с зашифрованными названиями –

 Долганы, эвенки, энцы, ненцы, нганасаны.

Правильно, справились с заданием! (слайд 2)

У нас на Таймыре с давних пор живут ненцы, нганасаны, эвенки, энцы, долганы. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. Профессия этих людей – оленеводы, (слайд 3) они разводят северных оленей. В поисках корма для животных , часто переходят, кочуют с одного места на другое. Съедят олени корм и идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. (слайд 4).  Живут в стойбищах в чумах. Чум можно разобрать и перевезти на другое место. Чум укрепляется на деревянных жердях. Сверху жерди связаны пучком, внизу растопырены. В середине чума, на земле горит костер, над ним висит чайник с водой или котел с супом. В самом верху чума дыра, куда уходит дым. Возле стенок на дощатом полу размещаются постели, низкий столик, сундучок с посудой, ведро с водой и другие нужные вещи.(слайд 5)

Олень – это животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы севера занимаются охотой, рыболовством. Рыбу ловят в реках, озерах, которых  много в наших краях.(слайд 5а)

Ездят ненцы, эвенки, долганы и другие северные народы на длинных санях, нартах. (слайд 6) Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади и автомобиле. А управляет оленями каюр (слайд 7). В руке у каюра длинный шест - хорей, чтобы погонять оленей. Как вы думаете жителям Тундры холодно? На них очень теплая одежда. (слайд 8)

Давайте рассмотрим ее внимательно. Малица – длинная одежда из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном и рукавицами мехом наружу(слайд 9). На ногах обувь из оленьего меха – пимы (слайд 10). Женская зимняя одежда – ягушка (слайд 11) из оленьего меха,  но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная теплая шапка.

Одежда северных народов похожа, но в окраске нганасанской одежды присутствуют три цвета - белый, красный и черный. (слайд 12). Связано это с легендой, в которой говорится, что нганасаны произошли от краснозобой казарки, (слайд)в оперении которой есть эти 3 цвета.

Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. (слайд 12). В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха.

У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. (слайд). Очень много интересных игр. Давайте сейчас поиграем в игру «Льдинки, ветер и мороз»

Дети встают парами, лицом друг к друг и хлопают в ладоши, приговаривая: “Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь-дзинь”, пока не услышат сигнал “Ветер!”. Дети — “льдинки” разбегаются в разные стороны. На сигнал “Мороз!” дети встают в круг и берутся за руки).

Народы севера придумывают много сказок. Эти сказки всегда чему-то нас учат. Одну из них мы сейчас посмотрим.(просмотр любой северной сказки).

Можно прочитать детям сказку «Кукушка». После чтения спросить детей : «Чему учит сказка?»


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА

Слайд 2

ПОЛУОСТРОВ ТАЙМЫР

Слайд 3

НАРОДЫ СЕВЕРА Долганы Эвенки Энцы Ненцы Нганасаны

Слайд 4

ОЛЕНЕВОДЫ

Слайд 5

СТОЙБИЩЕ

Слайд 6

ЧУМ

Слайд 8

НАРТЫ

Слайд 9

КАЮР

Слайд 10

МАЛИЦА

Слайд 11

ПИМЫ

Слайд 12

ЯГУШКА

Слайд 18

НГАНАСАНСКАЯ ОДЕЖДА

Слайд 19

КРАСНОЗОБАЯ КАЗАРКА

Слайд 20

ИЗДЕЛИЯ НАРОДОВ СЕВЕРА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с жизнью народов Севера

Программное содержание:Закрепить знание детей о своей стране – России.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.Обогащать словарный запас, развивать мышление, памят...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. ТЕМА: «Жизнь вещей во времени».

Способствовать формированию у детей эстетической оценки предметного мира и умений аргументировано и развёрнуто оценивать предмет...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство с жизнью народов Севера»

Закрепить знания детей о своей стране России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обы­чаям других н...

Конспект образовательной деятельности "Знакомство с жизнью народов Севера"

Данный конспект может использоваться воспитателями старших групп....

Презентация по теме "Жизнь народов севера"

Презентация по теме "Жизнь народов севера"...

НОД по познавательному развитию: "Жизнь народов Севера"

Данное пособие помогает педагогу ДОУ в доступной форме дать знания детям старшего дошкольного возраста о своеобразии жизни народов Севера....

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Знакомство с жизнью народов Севера»

рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); Iвоспитывать чувство уважения к жизни, традиция и обычаям других народов...