Конспект НОД с детьми подготовительной группы. ТЕМА: «Жизнь вещей во времени».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Долотюк Галина Алексеевна

Способствовать формированию у детей эстетической оценки предметного мира и умений аргументировано и развёрнуто оценивать предмет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 121212.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Приложение №1.

Конспект НОД с детьми подготовительной группы.

ТЕМА: «Жизнь вещей во времени».

ЦЕЛЬ:

Подвести детей к пониманию ценности предметного мира.

ЗАДАЧИ:

  • способствовать формированию у детей эстетической оценки предметного мира и умений аргументировано и развёрнуто оценивать предмет;
  • обогащать представления детей об окружающем мире, способствующие более глубокому пониманию истории и бытования предметного мира русской культуры;
  • обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательные процессы, умения наблюдать, всматриваться, соотносить предмет и время его бытования.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • знакомство с предметами: прялка, лапти, светец в народной избе (детский сад), и историей их бытования;
  • чтение сказок – русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане », «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях »;
  • чтение рассказа К.Д.Ушинского  « Как рубашка в поле выросла» и стихотворения С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»
  • составление описательных рассказов, сказок;
  • декоративное и предметное рисование;
  • лепка (по желанию детей);
  • ТРИЗ «Беседы вещей», «Хорошо-Плохо»;
  • дидактические игры:   «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Что появилось раньше, а что позже?»;
  • ЛОТО «Подбери пару»;
  • хороводные игры
  • разгадывание загадок
  • «Я знаю пять…» (предметов домашней утвари, предметов-помощников…) несколько вариантов игры: словесная игра, с мячом;
  • оформление стенда для родителей по теме «Жизнь вещей во времени»;
  • игра –  экспедиция за предметами для Детского исторического музея Государственного музея политической истории России (проводилась сотрудником музея).

Занятие на экспозиции Детского исторического музея Государственного музея политической истории России проводит воспитатель.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:

Предметный мир:

- прялка;

- игрушка – ткацкий станок;

- лапти;

- детские туфельки;

- светец;

- фонарики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Вспомнить с детьми, что на прошлой экскурсии они побывали в экспедиции, и как исследователи (историки, археологи…) собрали разные предметы для музея. Рассматривая собранные предметы, учились понимать их существование. Все предметы оказались старинными, каждый из которых имеет свою историю, которая чем-то напоминает нам сказку. Сегодня мы с вами поговорим о предметах, которые можно назвать музейными.
  2. Педагог загадывает детям загадки, предлагая найти ответы, среди представленных музейных предметов. После того, как дети отгадают каждую загадку, педагог рассказывает историю бытования данного предмета.

ЗАГАДКИ:

Стригли, щипали, а после чесали;

Чисто, пушисто – к доске привязали.

                                                     (Прялка)

ПРЯЛКА – деревянное орудие труда, на котором пряли нитки.

Девочке исполнялось пять лет и папа или старший брат дарили ей прялку.

Из липы свито дырявое корыто,

по дороге идёт – клетки кладёт.

                                                    (Лапти).

ЛАПТИ – обувь, их носили крестьяне, плели из лыка, плести их сложно, а снашивались они за семь дней.

ЛЫКО – это мягкая внутренняя часть коры дерева.

Стоит Трошка на одной ножке,

крошит крошки.

                                                    (Светец).

СВЕТЕЦ – необычный предмет. В старину, когда свечи были дороги для простых людей, крестьянские избы освещались лучинками ( от света – лучик). Тоненькая щепочка отщипывалась от полена и крепилась в светце. Светец – чугунный.

Затем предложить детям разделиться на три команды и подойти к тому предмету, который  понравился больше всего и вспомнить  сказки, в которых говорится об этих предметах. Дети вспоминают и называют сказки: русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Предложить каждой команде описать свой предмет по плану:

- название предмета;

- его внешний вид;

- из какого материала выполнен;

- назначение предмета;

- почему предмет находится в музее.

(Рассказы детей записываются на диктофон).

Можно ли эти предметы назвать музейными? Почему?

(Красивые старинные предметы, выполнены руками народных мастеров-умельцев. Каждый предмет имеет свою историю).  

ИГРОВАЯ (ИМИТАЦИОННАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Предложить детям поиграть:

- педагог показывает и предлагает детям надеть лапти и рассмотреть их со всех сторон, сопровождая каждое пояснение определённым движением.

- положить лучинку в светец, зажечь лучинку и сесть на лавочку, прясть пряжу. ( 3 мин. ).

3. По завершении физминутки, сказать детям: мы с вами поиграли, обыграли старинные предметы. А сейчас посмотрим на предметы, которые окружают нас в нашей жизни. Педагог достаёт из современной дорожной сумки – детские туфельки, фонарики, игрушку (ткацкий станок). Эти вещи можно назвать старинными или современными? Объясните почему. А можно ли эти вещи тоже поместить в музей. Можно, все ли? Предложить детям рассмотреть современный фонарик, и которому лет 10-20. Рассказать, что оба фонарика принадлежат нашему современному времени, но один – совсем современный и их сейчас очень много продаётся в магазинах, а другой живёт уже лет 10-20, его уже даже не выпускают на заводе. Хоть он и наш современник, но для нас устарел. Таких фонариков осталось совсем немного, а ведь с ними играли ваши папы. Как вы думаете, из этих фонариков, какой лучше поместить в музей? ( тот у которого уже есть история).

Педагог рассматривает детские туфельки, что это? Такие туфли носили даже ваши бабушки. Сейчас такие не шьют, этим туфелькам много лет, у них тоже есть история. Можно ли их поместить в музей?

А вот это современная игрушка, (старинный ткацкий станок), на котором когда-то наши прапрабабушки, ткали полотно. Можно ли эту игрушку считать музейным предметом? Да, потому что игрушка рассказывает историю промысла,

Мы с вами рассмотрели предметы нашего времени, и сделали вывод, что все они могут быть музейными предметами. Что общего и какое есть различие между предметами нашего времени и музейными? Дать детям самостоятельно внимательно рассмотреть и сравнить эти предметы.

Затем педагог показывает фонарик и спрашивает, какой старинный предмет выполнял такую же роль (давал людям свет) – светец. По аналогии рассматриваются: туфли – лапти, игрушка – ткацкий станок- прялка, где на последнем сделать акцент, что из ниток, которые пряли на прялке – ткали полотно на станке.

ВЫВОД:

Каждый предмет имеет свою историю, свой особенный внешний вид, который тесно связан с историей предмета и его бытованием. Поэтому все игрушки, о которых мы говорили, могут быть музейными.

Предложить детям рассказать дома, что нового узнали в музее, и нарисовать понравившиеся предметы. Домашнее задание родителям – записать рассказы детей.


Приложение №2.

Система работы по теме «Жизнь вещей во времени»

НОД в ДОУ

Совместная деятельность с воспитателем

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Детский исторический музей

Тема: «Лапти»

Содержание: познакомить детей с лаптями

- просмотр мультимедийных презентаций;

- дидактические игры «Найди и назови», «Что изменилось», «Чего не стало» и др.;

- Слушание русских народных песен;

- Чтение сказок;

- Драматизация сказок.

 

- Рассматривание иллюстраций, книг,

- Сюжетно-ролевая игра «Cемья»

- Хороводные игры

- Раскрашивание раскрасок, штриховка

- Оформление информационного стенда

- Круглый стол: «История мужской и женской обуви»

- Конкурс на изготовление лучших лаптей (из ниток, ленточек…)

- Музыкальный досуг: «Показ мод» (Демонстрация лаптей под р.н. мелодии и песни, хороводы)

Тема: «Где учился Филиппок?»

Содержание:

как одевались дети в школу.

Тема: «Прялка»

Цель: знакомство детей с прялкой и ее назначением

- Опыт: Посеять лен, вести дневник наблюдений

- Опыт: Педагог разделяет льняной стебель на части и показывает волокна детям под микроскопом, обсудить увиденное, зарисовать.

- игра малой подвижности «Плетем поясок» (из трех лент по схеме плетения косы) - развитие двигательной активности, закрепление полученной информации, подведение детей к сознанию, что вещь – результат деятельности

- Игра «кто быстрее»

(две палочки, красный лоскуток, длинная лента – кто быстрее домотает до красного лоскутка). На победителя надевают домотканую рубаху, он танцует

 - рассматривание фото поля льна, процесс обработки поля.

- раскрашивание раскрасок, свободное рисование, естественное общение друг с другом, игры в избе

 - Информационный стенд, консультация для родителей – «история мужской и женской одежды»

- Конкурсы: «Красивый поясок» (для выставки в музее – сплести из пяти ленточек) «Рубаха для Иванушки» (Групповой конкурс – «сшить» рубашку из бумаги, украсить растительным орнаментом)

Тема «Как рубашка в поле выросла»

Содержание: Познакомить детей с технологией появления крестьянской одежды (обработка льна, прядение и ткачество, плетение)

НОД в ДОУ

Совместная деятельность с воспитателем

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Детский исторический музей

Тема: «Что появилось раньше, а что позже?»

Цель:

познакомить детей

с осветительным

прибором - Светцом

- Чтение

- Просмотр мультимедийной презентации

- Обыгрывание предметов в избе

- Д/И «Найди и назови» (отгадать загадку, найти предмет-отгадку)

- Лепка и рисование светца

- Экскурсия в библиотеку по сказкам, где встречается светец

- Составление кроссворда к вечеру досуга «О чем говорит музейный предмет»

 - Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций, книг, составление описательных рассказов,

рисование предметов, штриховка, естественное общение друг с другом, игры в избе

 - Индивидуальные беседы: подготовка к вечеру досуга на тему «Крестьянская семья» с муз. руководителем

- Информационный стенд

Тема: «Многоуважаемый шкаф»

Содержание:  

Игра-экспедиция: «Сбор редких предметов для детского музея»

Приложение № 6.

Загадки, пословицы, поговорки.

Цвет – цветочек, в сырую землю вошёл, синюю шапку нашёл. ( Лён )

Кручусь, верчусь, не потею, только толстею. ( Веретено )

Скорчится – с кошку, растянется – с дорожку. ( Нить и веретено )

Пять овечек стог подъедают, пять овечек отбегают. ( Пальцы рук во время прядения )

Река течёт, рыбка играет, за нею лёд замерзает. ( Работа на ткацком станке )

Стоит Арина – рот до ушей. ( Мялка )

Один вход – три выхода. ( Рубаха )

Красненький кочет по грядочке ходит, крошечки ронит.  ( Горящая лучина )

Из липы свито дырявое корыто, по дороге идёт, клетки кладёт.  ( Лапта )

Стригли, щипали, а после чесали, чисто, пушисто – к доске привязали. ( Кудель, прялка)

Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки. (Светец, лучина )

_____________________________________________________________________________________________

«Мни лён дольше, полотно будет больше».

«Не домнёшь мялкой – не возьмёшь и прялкой»

«В каком народе живёшь, того обычая держись».

«Лён две недели цветёт, четыре созревает, на седьмую – семена летят».

«В августе баба жнёт, а всё на лён оглядывается».

«Август – лёнорост припасает льняной холст».

«Торопясь и лаптя не сплетёшь».

«Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички – рознь».

«В дорогу идти – пять пар лаптей плести».  

Приложение № 8.

Этнографический словарь.

Веретено ( от «вертеть» ?) – приспособление для ручного прядения нити.

Имеет вид точёной палочки, несколько утолщённой к нижнему концу, на который для утяжеления надевается прясло.

Крестьянин (букв. «крещёный человек») – сельский житель, землепашец, мужик. В царской России – человек, принадлежащий к низшему податному сословию.

Кудель (куделя, кужель) – пучок льна или пеньки, готовый к прядению.

Лапти – плетёная обувь, охватывающая ступню; к ноге крепится с помощью верёвок – «обор», завязываемых чуть ниже колена. До распространения в русских деревнях валенок ( не ранее ХIХ в. ) лапти носили круглый год. Летом их обували на холщёвые онучи, зимой – на шерстяные. Недостатком лаптей является их недолговечность, что вошло в поговорку: « В дорогу идти – пять пар лаптей плести » .

Лён – растение, из волокон которых делают нити и ткут полотна, Более характерен для Русского Севера.

Луб – волокнистая внутренняя часть коры липы.

Лучина –тонкая щепка; использовалась для растопки печи и освещения дома, для чего просмолённая лучина вставлялась в металлический светец.

Лыко - молодой луб, сравнительно мягкий подкорковый слой дерева.

Мялка – орудие ручного труда, приспособление, с помощью которого ломают и мнут льняные стебли, чтобы затем было легче отделять волокна от внешней оболочки – кострики.

Онучи – портянки; холщёвые или шерстяные обмотки на ноги под сапоги или лапти.

Прясло – металлическое или глиняное кольцо для утяжеления нижнего конца веретена.

Прялка – приспособление для прядения нити.

Прясть – скручивать, свивать в нить волокна кудели. Кроме льна и конопли можно прясть также шерсть и хлопок.

Рубаха – основа славянского костюма; нательная мужская и женская одежда.

Светец – ( от «светить») – старинное приспособление для освещения дома; металлическая подставка для лучины.

Ткать – создавать из нитей цельное полотнище, пропуская уток между нитями основы, натянутыми на ткацкий станок.

Уток – нить челнока, пропускаемая поперёк нитей основы, натянутых на ткацкий станок.

Холст – конопляная или льняная ткань, грубое полотно.

Челнок – деталь, необходимая для тканья, по форме похожая на лодку (челн). К челну крепится катушка с утком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема «Берегите зрение»

Задачи:1. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания о зрении людей.2. Научить детей элементарным способам сохранения зрения, воспитывать бережное и заботливое отношение к глазам и всему с...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы Тема : «Весна. Перелётные птицы».

Задачи : Закрепить знания признаков весны ,представлений о перелётных птицах, обобщающего понятия «перелётные птицы». Расширить и уточнить словарь по теме. Развивать речевую активность, речевой слух, ...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Красавица – река Вятка»

Конспект НОД с детьми подготовительной группы.Тема "Красавица - река Вятка"....

Методическая разработка: Конспект НОД с детьми подготовительной группе Тема: «Брошенный щенок». ООРечевое развитие

Составление рассказа по последовательным сюжетным картинкам с использованием игровой, здоровьесберегающей, ИКТ технологийОО «Речевое развитие»...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Гирлянда из ромашек».

Продуктивная деятельность, аппликация с элементами оригамиС использованием современных технологий: Здоровьесберегающая;развивающее обучение;Коммуникативная....

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....