Главные вкладки

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект занятия164.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сказки дедушки Самовара

    Юлия Горошникова

    Как вы думаете, что происходит на кухне, когда дом погружается в глубокий сон? Вы думаете, что ничего не происходит? А вот и не угадали! Когда дом погружается в глубокий сон, на кухне оживает посуда. Она разговаривает, спорит и даже обсуждает нас, людей. Не знаю, происходит ли это на каждой кухне, но что на моей все именно так, это точно. О нескольких таких ночах я расскажу вам в этой сказке.
    Однажды ночью, когда все обитатели дома тихо спали в своих кроватях, на кухне произошел такой разговор:
    - Люди нас не ценят, - сказала Суповая тарелка, - подумаешь, разобьемся, новую купят.
    - Совершенно с тобой согласна, - поддакнула ей Салатница. – Раньше, когда посуды было мало, люди нас любили, берегли.
    - Вы говорите неправду, - возразила им Маленькая чашечка. – Люди и сейчас нас любят. Мой хозяин пьет чай только из меня.
    - Стоит тебе сломать ручку, как тебя тут же заменят, - сказала Суповая тарелка. – Где ты видела, чтобы посуда людям всю жизнь служила?
    Все это услышал старый Самовар, который стоял на полке. Он закряхтел, потягиваясь от сна.
    - Дедушка Самовар, скажи им, что люди не такие, что они ценят нас, - чуть не плача бросилась к Самовару Маленькая чашечка.
    - Да, - прокашлялся Самовар, - посуды стало больше, по сравнению со старыми временами, но люди и сейчас ценят и любят дорогие сердцу вещи.
    - Что-то я сомневаюсь, - не здавалась Суповая тарелка.
    - Хорошо, расскажу я вам одну историю…
    - Сказку? – обрадовалась Маленькая чашечка.
    - Ну, для кого-то сказку, а для кого-то – быль.

    Медный, серебряный и золотой.

    В стародавние времена, когда люди еще в избушках жили, и огонь в печи разводили, чтобы согреться и еду себе приготовить, жил Мастер. Был он не богат, мастерил чашки, плошки, да ложки. И мечтал он сотворить что-нибудь такое, чтобы люди его запомнили, и его творением всю жизнь пользовались. Думал он, думал и ничего придумать не мог.
    Однажды, захотел он выпить чаю. Взял котелок, воды в него налил, печку затопил, и котелок в печь поставил. Закипела вода, стал Мастер котелок доставать, да опрокинул его, огонь залил, да еще и обжегся. И тут пришло ему на ум сотворить аппарат загадочный: вроде котелка закрытого с ручками, трубой и емкостью для углей раскаленных. Чтобы не нужно было его в печку ставить, а вода в нем сама варилась и через краник в шашку наливалась. И назвал он свое творение самоваром.
    Сделал Мастер медный самовар. Хорош получился самовар: пузатый, с ножками изогнутыми и резной ручкой на кранике. А потом думает: «А что если из серебра его сделать, то-то красиво получится!» И действительно, получилось красиво. В самовар серебряный, точно в зеркало смотреться можно стало.
    Зашел как-то в мастерскую Боярин богатый, увидел самовар серебряный, подивился и купил его у Мастера за хорошие деньги.
    Прослышал Князь о котелке невиданном, тоже посмотреть зашел. Для Князя Мастер золотой самовар сделал. Много еще Мастер самоваров сделал, но свой первый медный самовар никому не отдавал.

    - Дедушка Самовар, а откуда ты про все это знаешь? – спросила Чайная ложка.
    - А знаю я про это потому, что я и был тем самым медным самоваром.
    - Вот это да, - зашептали тарелки.
    - Значит, действительно, люди творениями Мастера всю жизнь пользовались? – удивилась Маленькая чашечка.
    - Да, самовар часто передавался от отца сыну, а потом и внуку, его берегли, - сказал старый Самовар.
    - А где сейчас золотой и серебряный самовары? – спросила Суповая тарелка.
    - Они в музеях стоят, люди до сих пор на них любуются, - ответил, зевая, старый Самовар. – А теперь спать давайте, рассвет скоро.
    Тихо стало на кухне, только слышно было, как работает холодильник, да часы тикают.
    На следующую ночь я пошла на кухню, чтобы попить и замерла у двери… На кухне было шумно, чайные ложки спор затеяли.
    - Мы лучше, - кричали ложки с цветком на ручке, - мы красивее.
    - Нет, мы лучше, - кричали ложки с геометрическим узором, - у нас форма удобная, нами сахар насыпать хорошо.
    - Зато мы глубже, - кричали ложки с цветком, - из нас чай пить удобнее.
    Так громко кричали ложки, что разбудили старый Самовар, дремавший на полке.
    - Что за шум? – пробасил он.
    - Они спорят, кто из них лучше, - сказала Маленькая чашечка. – Помири их, дедушка Самовар, а то так дело до драки дойти может.
    - Ну что ж, - откашлялся Самовар, - расскажу я вам одну сказку…
    Чайные ложки сразу затихли, все любили послушать сказки старого Самовара.

    Какая конфета лучше…

    В кухне на столе стояла конфетница, а в ней лежали три конфеты: одна – шоколадная, в красивой цветной обертке с блестками, вторая – апельсиновый мармелад, а третья – леденцовая карамелька в прозрачном фантике.
    - Я – лучше всех, - сказала Шоколадная конфета. – И одета я, как барыня и внутри у меня не что-нибудь, а орех цельный. Вот увидите, меня съедят первой.
    - Ничего подобного, - возразила ей Мармеладка. – Я хоть и без фантика, зато цвет у меня красивый, золотистый. Я мягкая, жевать – одно удовольствие. Меня съедят первой.
    - Ну, жевать меня, конечно нельзя, зубы сломаешь, - сказала Карамелька, - зато сосать, просто наслаждение. Да и цветом я вам не уступлю. Я тоже имею все шансы быть съеденной первой.
    - Нет, нет и нет, - горячилась Шоколадная. – Кому нужна карамель, если есть молочный шоколад!
    Так бы и спорили конфеты, но тут в кухню вошли хозяйки: бабушка, женщина и девочка.
    - Давайте чай пить, - сказала женщина, разливая по чашкам ароматный чай, - вот и конфеты еще остались.
    Конфеты затаили дыхание, а шоколадная расправила свою обертку, чтобы ее лучше было видно. 
    Первой к конфетнице протянула руку бабушка.
    - Бери шоколадную, - предложила ей внучка.
    - Нет, солнышко, спасибо. У меня зубы уже старые, мне орех не разгрызть. Вот мармелад – это по мне, - сказала бабушка и взяла мармелад. – А ты бери шоколадную.
    - Я больше люблю леденцы, их долго сосать можно, - ответила девочка и взяла карамель.
    - Что ж, замечательно, - сказала мама, - я как раз люблю шоколадные с орехами.

    Тут старый Самовар затих, словно задремал.
    - А в чем смысл этой сказки, дедушка Самовар? – спросила Маленькая чашечка.
    - А смысл в том, что все люди разные и о вкусах не спорят, - ответил Самовар и погрузился в глубокий сон.

    Проснулся как-то ночью на кухонной полке старый Самовар, посмотрел по сторонам. Видит: чайные чашки веселятся, хороводы водят, песни поют, ложки соревнования устроили, кто больше кусочков сахара из сахарницы достанет. Стаканы ловкостью меряются: друг в друга воду переливают, чтобы не одной капельки пролито не было. Только Маленькая чашечка грустно сидит в сторонке.
    - Что с тобой, почему ты не веселишься вместе со всеми? – спросил ее старый Самовар.
    - У меня плохое настроение, - ответила Маленькая чашечка.
    - Это печально, нужно тебя поскорее развеселить, чтобы хуже не стало.
    - А что, может стать хуже? – удивилась чашечка.
    - Да, если Перчонок заразится твоим плохим настроением, начнутся настоящие беды.
    - А кто это – Перчонок?
    - Это маленький дух, он живет в перечнице. Это из-за него чихаешь, когда насыпаешь перец в перечницу, он, озорник, залезает в нос и щекочет.
    - Он что плохой?
    - Нет, просто он очень зависит от настроения, которое витает на кухне.
    - Как это?
    - Сейчас я тебе объясню…

    Разные пироги.

    Почему пироги всегда разные получаются, даже если хозяйка их по одному рецепту делает. Потому, что делает она их с разным настроением. Бывает, придет хозяйка на кухню пирог готовить, а сама не о пироге думает и не о тех, кого потом кормить будет, а совсем о посторонних вещах. Или настроение у нее плохое, на кого-то она сердита. И получается у нее пирог, который есть невозможно. А бывает, хозяйка пирог ставит, а сама песни поет и улыбается. И пирог у нее получается мягкий и вкусный. А знаешь, почему так бывает? Это все Перчонок. Плохое настроение у хозяйки, и Перчонок злится и озорничает: то соли лишку подсыпит, то огонь в духовке прибавит, и пирог – пропал. А если хозяйка весела, то и Перчонку хорошо: он и тесто подомнет и начинку помешает, если надо сахарку добавит, и за огнем проследит. Пирог потом – просто объеденье.

    - То есть, нужно, чтобы у тебя всегда было хорошее настроение, когда пирог готовишь, да дедушка? – спросила Маленькая чашечка.
    - Все, за что берешься, нужно делать с настроением и любовью, даже пироги печь, - ответил старый Самовар. – Будешь еще грустить?
    - Нет, дедушка Самовар, не буду, пойду песни петь, - ответила Маленькая чашечка и побежала к подружкам.

    Каждую ночь старый Самовар рассказывал посуде новую историю. И теперь ночью на кухне было очень тихо, никто не спорил, не ссорился, все ждали, когда проснется старый медный Самовар. Наконец, он открыл глаза и потянулся. Посуда радостно зашепталась.
    - Доброй ночи, дедушка Самовар, - приветствовала старика Маленькая чашечка. – А мы все ждем, когда ты проснешься. Твои истории такие интересные! Ты ведь расскажешь нам новую сказку?
    - Ну что с вами делать, расскажу, - улыбнулся Самовар.
    Посуда подвинулась поближе и приготовилась слушать. Самовар на минутку задумался, а потоп неспеша начал свой рассказ.

    Откуда взялась грелка для чайников.

    Сейчас никого не удивишь красивыми грелками на заварочный чайник, - начал Самовар. - Они бывают разными: в виде домика, матрешки или курицы. Хозяйки надевают их на чайник, чтобы заваривать чай, а откуда взялась грелка, не многие знают. А случилось это так…
    Как-то Чайник помыли ледяной водой, а вытереть забыли, и он простудился. Закашлял так, что крышка подскакивала. И, несмотря на то, что в нем потом чай заварили, лучше ему не становилось: трясся в лихорадке, никак согреться не мог.
    - Тебя срочно нужно лечить, - сказала Сахарница.
    - Чем же ты меня лечить будешь? – спрашивает Чайник, а сам дрожать продолжает.
    - Горячим чаем, конечно, - сказала Сахарница.
    - Во мне и так чай, - сказал Чайник и чихнул.
    - А мы тебя не обычным чаем лечить будем, а травяным, с ромашкой, - сказала Сахарница. – А чтобы ты прогрелся, как следует, тебя укутать хорошенько нужно.
    - Чем же вы меня укутаете?
    Посмотрела Сахарница по сторонам, видит, лежит на столе мешочек махровый, хозяйкою для чего-то сшитый.
    - Вот этим мешочком и укутаем, обрадовалась Сахарница.
    Нагрел я тогда кипятка, заварили мы чай с ромашкой, и надели на Чайник махровый мешочек. Чайник прогрелся и выздоровел.
    Пришла утром хозяйка, поискала мешочек и очень удивилась, найдя его на чайнике. А потом, попробовала чай, и так он ей понравился, что решила она всегда так чай заваривать. Потом украсила мешочек вышивкой, пришила петельку и на гвоздик повесила. Вот так и появилась грелка на заварочный чайник. С тех пор Чайник никогда не болел, он до сих пор любит под грелкой посидеть, погреться.
    - Дедушка Самовар, ты все на свете знаешь? – спросила Маленькая чашечка.
    - Ну, все, не все, а кое-что знаю, давно на свете живу.
    - Почему ночь наступает? – спросила Чайная ложка.
    - Потому, что Солнышко целый день по небу ходить устает и спать за лес уходит.
    - А почему зимой холодно на улице, а летом только в холодильнике? – спросила Салатница.
    - Это потому, что зимой Дед Мороз природой правит, а на лето он в отпуск уходит, а в холодильнике всегда зима, чтобы продукты не портились.
    - А зачем в баранках дырки? – что-то вспоминая, спросила Маленькая чашечка.
    - А вы разве не знаете эту историю? – спросил Самовар.
    - Нет, - закачала головами посуда.
    - Тогда, слушайте.

    Зачем в баранках дырки.

    Баранки на Руси всегда любили. Только раньше пекли их плоскими кругляшами, как печенье. Пекли, да приговаривали:
    - Скатаю колобок,
    Приплюсну в кругляшек,
    Положу на лоток
    В печку на часок,
    Чтоб румяным был бочок.
    Вынет хозяйка из печки готовые баранки, положит их на подоконник остужаться, а они прыг с подоконника, бегут по дорожке и песенку поют:
    - Мы, как колеса круглые,
    По земле покатимся,
    С кем в дороге встретимся,
    Тому и достанемся.
    Хватится хозяйка - нет баранок. Приходится их по деревне искать. Хорошо, если недалеко укатились, а если в лес?.. Или в речку с моста упали?..
    Надоело однажды хозяйке баранки по деревне собирать. Взяла она, да посередине баранки дырку сделала. Испекла баранки в печи, на веревочку нанизала и так остужаться повесила. Хотели баранки убежать, да веревочка их не пустила.
    С тех самых пор баранки пекут с дыркой.

    Вот такие истории услышала я на ночной кухне. Может быть, старый Самовар и другие сказки рассказывал, да только я не слышала, спала очень крепко.

            Формы работы с детьми по духовно - нравственному воспитанию:

    • Беседы;
    • Занятия на основе метода интеграции;
    • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
    • Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
    • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;
    • Экскурсии;
    • Дидактические игры, подвижные игры;
    • Экспериментирование с различными художественными материалами;
    • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
    • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
    • Использование народных игр, в том числе хороводов.                             В работе используются различные методы и приемы: 

    Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности)

     Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий)

    Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)

    Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения) Эвристический (развитие находчивости и активности)

    Частично-поисковый

     Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)

     Сотворчество

     Мотивационный (убеждение, поощрение)..

    Задачи:

    • Расширение знаний дошкольников об истории кулинарии, обычаях и традициях русской кухни.

    • Развитие представления о традициях и обычаях питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

    • Формирование чувства гордости и уважения к истории и культуре своей страны, пробуждение интереса к ее изучению.

    • Развитие интереса к самостоятельной работе, работе с родителями с информационными источниками.

    Основные понятия: кулинария, кулинарные обычаи и традиции, культура, история.

    Формы реализации темы: творческий проект

    ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

    Знаток и исследователь российской кулинарии В. Похлебкин выделяет несколько особенностей русской национальной кухни.

    Прежде всего, это обилие и разнообразие продуктов в целом, используемых для приготовления.

    Так, в русской национальной кухне много изделий и блюд из зерновых — ржи, ячменя, пшеницы, проса, овса. Главным образом — это изделия из дрожжевого теста (на Руси рецепт приготовления дрожжевого теста был известен раньше, чем в других странах Европы) — пироги, пирожки, кулебяки, сочни и т. д.

    Заметное место занимают изделия из круп — прежде всего каш, крупеников, запеканок.

    На Руси с давних времен было развито огородничество, уже в самых ранних письменных документах есть упоминание об овощах — капусте, репе, огурцах. Так, капуста стала возделываться уже в IX веке, попав к славянам от греко-римских колонистов, проживающих в Крыму и других районах Причерноморья. С тех пор она в русском меню занимала одно из первых мест. Распространены на Руси были и блюда из брюквы, репы, редьки. До XIX века репа играла на Руси ту же роль, что теперь картофель. Сеяли ее повсеместно, даже на Валааме и Соловецких островах. Участки, на которых производились посевы, называли репищами. О них часто упоминается в исторических хрониках и летописях, купчих грамотах. До наших дней дошли пословицы «Проще пареной репы», «Дешевле пареной репы». Постепенно — благодаря укреплению торговых связей с другими странами, в традиционном рационе питания появились тыква, баклажаны, кабачки, помидоры, картофель.

    Одними из традиционных занятий на Руси были скотоводство и охота. Поэтому русская кухня содержит большое количество мясных блюд, а также блюд, приготовленных на основе использования продуктов животноводства — молока, сметаны, творога и т. д.

    Богатые природные ресурсы — обилие рек, озер, леса — также повлияли на традиционное меню — в нем много рыбных блюд, заготовок из грибов, ягод, меда, орехов.

    Разнообразие русской кухни выражается и в разнообразии традиционных блюд. Так, на Руси и в России всегда был очень богатый ассортимент первых блюд (супы, борщи, рассольники, солянки). В русской кухне насчитывается свыше 60 видов щей: щи кислые, с мясом, рыбой, головизной, грибами, снетками, щи суточные, ленивые, щи зеленые, щи из крапивы с говядиной и т. д. Надо сказать, что слово «суп» — европейское и появилось оно в нашем лексиконе только в XIX веке. До этого жидкое горячее называлось варево, похлебка, юшка и т. д.

    В русской кухне много видов закусок — овощных, мясных. Традиция закусок и само слово «закуска» перешли впоследствии из русской кухни во многие европейские.

    Еще одна особенность русской национальной кулинарии — разнообразие приемов тепловой обработки продуктов: варка, тушение, запекание и выпекание. Блюда также готовились и во фритюре — это называлось — пряжение. Особую роль в формировании особенностей русской кулинарии сыграла печка. Она появилась на Руси в VI веке. Вначале это была печка-каменка, без всякой трубы. В VIII—X веках появились глиняные печи с отверстием, куда можно было поставить горшок. И только в XIII веке у печки появилась труба, через которую из помещения уходил дым. Русская печь определила, в свою очередь, специфику формы посуды. Так как при приготовлении в печи важно было, чтобы пища нагревалась равномерно, посуда не должна была иметь большую боковую поверхность.

    В развитии русской кулинарии можно выделить несколько основных этапов.

    В период до XIV века сформировалась основа русского стола — знаменитый черный ржаной хлеб, традиционные похлебки, супы и каши, пироги и другие изделия из дрожжевого теста, блины, а также напитки — мед, квас. В этот же период в связи с принятием христианства оформились постный и скоромный столы.

    В период с XVI по XVII века отмечается заметное влияние на русскую кухню кухни тюркских народов — появились пельмени, лапша, разнообразные пряности, изюм, курага, лимоны, инжир. Все это результат присоединения Казанского, Астраханского ханств, освоения Башкирии и Сибири. В XVI веке в России появился чай, тростниковый сахар.

    В XVIII веке, в связи с реформами Петра, усилилось влияние Западной Европы на жизнь и быт России. Нашло оно отражение и в кулинарии. В богатых домах работали голландские, немецкие, французские повара. Расширился ассортимент кухонной утвари — стали использоваться дуршлаги, сотейники, кастрюли. Особое событие — начало выращивания в России картофеля, завезенного из Голландии. Если вначале его появление было воспринято весьма настороженно («картофельные бунты» крестьян, отказывавшихся есть «ядовитую ягоду»), то очень скоро он стал «вторым хлебом».

    Изменился порядок подачи блюд на стол. Если раньше каждая перемена блюд сменяла предыдущую, то теперь блюда выставлялись на стол так, чтобы все участники трапезы могли выбирать себе еду. Изменилась и рецептура некоторых традиционных блюд — так, к примеру, жидкие горячие блюда — похлебки, супы и т. д. стали готовиться на прозрачном бульоне.

    В XIX веке в России активно формируется система общественного питания — помимо харчевен, трактиров, появляются первые рестораны, кафе. В кулинарии вновь возникает активный интерес к традиционно русским блюдам. В 1816 г. появилась первая поваренная книга, содержащая рецепты русской кухни, под названием «Русская поварня». Ее автором был тульский помещик В. А. Левшин. До этого времени в 1547 г. составлялся лишь список русских блюд — без описания технологии их приготовления. В результате многие блюда оказались забытыми, так как их рецептура утеряна. С начала XIX века поваренные книги стали печататься регулярно, что, безусловно, способствовало сохранению и популяризации национальной кулинарии. Среди авторов поваренных книг были и женщины. Так, книги Елены Молоховец, самая первая из которых называлась «Подарок молодым хозяйкам», выдержали более 26 изданий.

    А какова история посуды, традиционно используемой в русской кухне?

    Один из самых древних атрибутов в русской кухне — берестяная посуда — туес (бурак, туесок, поставок). В берестяной посуде хранили муку и соль, солили огурцы и капусту, использовали для молока. Береста обладает удивительными свойствами — она долго сохраняет температуру пищи, горячее остается горячим, а холодное — холодным. К тому же в берестяной посуде пища долго не портится — молоко не скисает, а хлеб не плесневеет.

    Блюдо — также давний вид посуды. В богатых домах блюда были из золота и серебра. В крестьянских избах использовались деревянные и оловянные блюда. Для напитков использовались чаши, ковши, кубки, братины. Из братины пили по кругу, что символизировало общность людей, собравшихся за одним столом.

    Предшественником кастрюли как в богатых, так и в бедных домах был горшок. В горшках варили супы и каши, кипятили воду, тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разнообразные продукты, хранили крупы, муку, масло.

    Первые сковороды появились в XVI веке. Они, так же как и горшки, были керамические и по форме были похожи на кастрюли, расширяющиеся кверху. Называли их латками.

    Нож и ложка на Руси были известны давно. По этому поводу существует много присказок и поговорок: «Запасливый гость без ложки не ходит» или «Со своей ложкой по чужим обедам» и т. п. В зависимости от величины, формы, назначения, вида отделки ложки имели самые разные названия. В словаре Даля упомянуты: разливная ложка,  межеумок — простая русская широкая ложка,  бутырка, бурлацкая — ложка, которой ели бурлаки, босная — продолговатая, тупоносая,  полубоская, носатая, тонкая, белая и т. д. Вилка появилась на русском столе только в XVIII веке.

    Тарелки получили распространение в XVI веке, вначале они назывались «торелы». До этого своеобразной «тарелкой» служил ломоть хлеба, на который клали куски пищи. Использовались и большие «мисы», из которых ела вся семья. Существовали даже определенные правила этикета, в которых рекомендовалось хорошо вытирать ложку, прежде чем снова зачерпывать ею суп, так как другие люди могут не захотеть супа, в который обмакнули ложку, вынув ее изо рта.

    Пили наши предки из кубков, рога, чарок, братины, чаш, ковшей, стопок и стаканов. Один из самых древних видов посуды для питья — братина. Пили из братины вкруговую, и она служила своеобразным символом прочности и устойчивости дружеских отношений всех участников «братчинного» пира. По форме братина напоминает небольшой горшок с шаровидным туловом, часто снабженный высокой конической крышкой. Еще один вид посуды, ставшей предшественником современного графина — ендова. Она похожа на широкую миску с открытым узким и длинным сливным носиком.

    А вот самовар, ставший символом русского стола, получил у нас распространение в XVIII веке. Установлено, что принцип его действия был известен еще во времена античности: в металлическую емкость, наполненную водой, бросали раскаленный камень, который доводил воду до кипения. Впоследствии в странах Европы появились уже более совершенные конструкции самовара, Считается, что первый самовар в Россию привез Петр Первый из Голландии. Самовар очень быстро приобрел популярность в самых разных кругах, и уже во второй половине XVIII века в Туле появился завод по изготовлению самоваров. Настоящий русский самовар от своего европейского «собрата» отличается округлой («пузатой») формой, а также спецификой приготовления чая — заварка не заливается крутым кипятком, а настаивается.


    Внимание детей необходимо обратить на следующее:

    • Многие кулинарные обычаи и традиции нашей страны основываются на правилах рационального питания и способствуют сохранению здоровья.

    • Традиционные блюда российской кухни — полезны и вкусны. Их следует включать в свой рацион (каши, супы, морсы, кисели).

    • Традиции и обычаи питания тесно связаны с историей и культурой народа. Их изучение позволяет получить представление о жизни наших предков.

    Русская кухня

    Процесс становления и развития русской кухни растянулся на несколько веков. То и дело о ней всплывают упоминания в летописях Х- ХV вв. и в разнообразных исторических документах. О ней любили писать классики в своих бессмертных произведениях. Ее тщательно изучали этнографы. А все потому что она самобытна и невероятна богата. Развиваясь вместе со своим народом, она отражала не только его быт и нравы, но и историю. И все время совершенствовалась, пополнялась заимствованиями и расширялась.

    Сегодня словосочетание «русская кухня» ассоциируется со щами, хрустящими солениями и маринованными грибочками, ароматной кулебякой и расстегаями, а также неповторимым чаем из самовара.

    Но еще 1000 лет назад все было немного скромнее...

    История развития

    Ученые выделяют 4 этапа становления русской кухни, каждый из которых имеет свои особенности. Это:

    Древнерусский, датируемый IX-XVI вв.;

         Старомосковский – он пришелся на XVII в.;

    Петровско-екатерининский – относится к XVIII в.;

    Петербургский – объединяет традиции конца XVIII в. и длится до 60-х годы XIX.

    Древнерусский период

    В нем преобладали хлеб и мучные изделия. В почете у древних русичей были блины, мучные кисели и ржаные пироги. Причем начинкой для них служили овощи, фрукты, грибы, разные виды мяса и рыбы, каша. Уже в то время дорогих гостей встречали с караваем и солью.

    Кстати, именно каша на Руси считалась символом благополучия и достатка. Словом «каша» именовались древнерусские свадебные пиры. А на столах русичей всегда стояла гречневая, ячневая, перловая, овсяная, толокняная или пшенная каша.

    Помимо нее в рацион того времени входили овощи в большом количестве – капуста, репа, редька, горох, огурцы. Здесь любили лакомиться фруктами и ягодами. Кроме них в почете у сладкоежек был мед, на основе которого создавались вкуснейшие сиропы и варенья. Уже тогда хозяюшки выпекали с ними пряники.

    С XI в. на Руси использовались пряности: лавровый лист и черный перец, гвоздика, имбирь, кардамон и шафран. 
    Вплоть до XVII в. здесь практически не употребляли в пищу мясо и молоко. А если и употребляли, то из мяса делали щи и кашицы. Молоко пили томленым или сырым, делали из него сметану и творог и совершенно не знали о существовании сливок и масла почти до XVI в.

    Примерно в этот же период появились национальные русские напитки – квас, сидера и хмель. В 1284 г. впервые сварили пиво. А в XV в. из ржаного зерна изготовили настоящую русскую водку.

    В XVI-XVII вв. древнерусская кухня обогатилась лапшой и пельменями, позаимствовав их у народов Азии.

    Старомосковский

    XVII в. ознаменовался разделением кухни на ту, которую предпочитала знать, и ту, которой довольствовались простые люди. И если раньше эти отличия выражались лишь в количестве блюд, то теперь особое внимание уделялось качеству. А все потому что в традиционную кухню начали просачиваться новомодные блюда и кулинарные приемы.

    С этих самых пор на столе знати стало появляться больше жареного мяса, которое раньше считалось невкусным. А также ветчина, буженина из свинины, солонина из говядины, жаркое из баранины, дичи и домашней птицы. В это же время были распробованы солянка, рассольник и основные деликатесы, такие как заливная красная рыба, соленая рыба, черная икра.

    Кроме того, русский народ начал активно заимствовать продукты Астраханского и Казанского ханства, Сибири и Башкирии, которые не так давно присоединились к государству. Это были изюм, инжир, арбузы и дыни, урюк, лимоны и чай. (Хотя некоторые источники утверждают, что в некоторых регионах лимоны употреблялись с XI в.) А гостеприимные хозяюшки начали перенимать рецепты вкуснейших пирогов, коврижек, всевозможных видов варенья и яблочной пастилы. Хотя по некоторым данным последняя готовилась в отдельных регионах Руси еще с XIV в.

    Таким образом, XVII в. характеризуется расцветом традиционной русской кухни и упрощением простой крестьянской.

    Петровско-Екатерининский

    Вслед за старомосковской эпохой наступила новая – эпоха петровских времен. От других ее отличает более активное заимствование западных кулинарных традиций. Причем теперь знать все чаще привозит не только заморские продукты и рецепты блюд, но и «выписывает» иностранных поваров. Они обогащают русскую кухню паштетами, запеканками, рулетами и котлетами, дополняют ее доселе неизвестными молочными, овощными и протертыми супами и бутербродами,с сливочным маслом и настоящими голландскими и французскими сырами.

    Они же заменили название исконно русской «похлебки» на «суп» и научили правильно его подавать – в горшочках или чугунках.

    Петербургская кухня

    Этот период совпал с появлением «окна в Европу». Именно через него в русскую кухню и начали попадать традиционные французские, немецкие, итальянские и голландские яства. Среди них: отбивные с косточкой и без, эскалопы, антрекоты, бифштексы, блюда из картофеля и помидоров, которые как раз завезли в это время, а также сосиски и омлеты. 
    В это же время стали уделять особое внимание сервировке стола и украшению самих блюд. Интересно, что в процессе освоения этого искусства появились многие салаты, гарниры и даже винегрет.

    Отличительной чертой этого периода является разнообразие закусок, которые подавались знати. Рыбные, мясные, грибные и овощные они существенно разнообразили русскую кухню и сделали ее сказочно богатой и еще более вкусной.

    Русская кухня: наши дни

    В последующие годы традиционная кухня России лишь обогащалась. Появились талантливые шеф-повара, имена которых известны далеко за пределами страны. Путешествуя по всему миру, они осваивают новейшие кулинарные технологии, благодаря которым можно приготовить самые необычные и оригинальные блюда. И соединить в каждом из них несоединимое. Например: мороженое из бородинского хлеба, борщ из фуа-гра с фламбе, салаты-коктейли, ягненок под соусом из кваса, раковая шейка с овощной икрой и т.д.

    Изюминка русской кухни

    Национальная русская кухня заимствовала новомодные блюда и заморские кулинарные традиции на протяжении многих веков. Тем не менее это не помешало ей остаться самобытной и оригинальной. Распробовав сочные отбивные, антрекоты, и жульены, русский народ не изменил своим привычкам.

    И не отказался от каш и супов, которые со временем стали лишь более разнообразными. Не поменял традиции подачи обедов. Как и прежде, на первое приносят горячее – супы, борщи, солянки или щи. На второе – гарнир с мясом или рыбой. А на третье – сладкий напиток – сок, компот, морс или чай. И остался одним из самых гостеприимных народов мира.

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы

    Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

    Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.

    Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

    Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

    Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.

    Содержание образования: рабочая  программа «Слово эхом отзовется»

    Словарная работа: самовар, цилиндрическая форма, конусообразная форма, самоварная столица, термос.

    Оборудование: самовар, альбомы, геометрические фигуры,  тесто, разделочные доски, скалки, поварская одежда.

    Ход занятия

    Организационный момент

    Дети заходят в группу, становятся полукругом.
    Воспитатель: Очень часто за событиями                                                                          

                              И сутолокой дней

                              Старины своей не помним

                              Забываем мы о ней,

                              И хоть более привычны

                              Нам полеты на Луну,

                              Вспомним русские обычаи,

                              Вспомним нашу старину.

     - Ребята, в нашем столе спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

                             Он пыхтит как паровоз,

                             Важно кверху держит нос.

                             Пошумит, остепенится-

                             Пригласит чайку напиться.

     Дети: - Это самовар.

    Дети читают стихи о самоваре:

    Давно на белом свете

    Живет годами стар

    Поэтами воспетый,

    Пузатый самовар

    Сиянье излучая,

    Морозным зимним днем

    Он сердце согревает

    Особенным теплом.

    Воспитатель: ДаЭто самовар. Давайте посмотрим 
     ( дети рассматривают самовар)

    Познавательное развитие

     Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.

     Вопросы к детям:

    1. Какой формы делали самовары?
    2. Из какого материала? (ответы детей)                

    Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными,   квадратными. Давайте вспомним геометрические фигуры: круг, цилиндр, конус, квадрат (показ фигур). А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).
    Одно время были популярны самовары - термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая (термос это прибор который сохраняет тепло или холод продукта). Самовары искусно украшались. Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей
    ).

    Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. (рассматривание  иллюстраций).

    На поверхности иногда  делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит», «Где есть чай, там и под елью рай».

     Ребята, а вы знаете  пословицы о самоваре?  

    Ответы детей:  

    Чай крепче, если с добрым другом вместе.

    Самовар кипит - уходить не велит.

    Разошелся, как холодный самовар.

    Самовар, что море соловецкое. Пьем из него за здоровье молодецкое.

    Воспитатель: - А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть.
    Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек".
    Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали  высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок 
    (после игры дети садятся на стулья
    ).

    Воспитатель: Несмотря  на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый  сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

                                 Сверху пар, снизу пар –

                                 Шипит наш  русский самовар.

                                 Милости просим на чашку чая!

                                 Вот так мы живем:

                                 Пряники жуем, чаем запиваем,

                                 Всех в гости приглашаем.

    Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

         Первой фабрикой, которая стала изготовлять самовары, была фабрика Шмакова. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица это главный город). Каких только самоваров они не делали! (рассматривание иллюстраций)

         В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

     Самовар всегда присутствовал на праздничном столе. Скоро мы будем встречать народный праздник «Пасха». Каждая хозяйка к этому празднику печет угощения - куличи, булочки, пироги. Мы с вами сегодня испечем булочки, которые называются «Жаворонки»

    Продуктивная деятельность

    Воспитатель: - А сейчас я приглашаю вас в кулинарную  мастерскую по изготовлению «Жаворонков». Мы с вами будем учиться раскатывать тесто и делать из теста «Жаворонков». Каждый из вас сделает своего и украсит дома праздничный стол. Булочка будет единственный и неповторимый. Булочками мы угостим и наших гостей.
    (Дети изготавливают булочки.)

    Сейчас наши «Жаворонки» нужно отнести на пищеблок» для выпечки.

    А кто понесет мы выберем считалкой

    Аты, баты, шли солдаты, 
    Аты, баты, на базар, 
    Аты, баты, что купили? 
    Аты, баты, самовар. 
    Аты, баты, сколько стоит? 
    Аты, баты, 3 рубля. 
    Аты, баты, он такой, 
    Аты, баты, золотой
    Аты, баты, налей воды, 
    Солдату пить, тебе водить. 

    Итог занятия
    Воспитатель: С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
    - Где производят самые известные самовары?
    - Как можно в современной жизни  использовать самовар?

    Загадки для гостей:

    1.Что купила на базаре неожиданно разбогатевшая Муха?

    2. У носатого , у Фоки

    Постоянно руки в боки.

    Фока воду кипятит

    И как зеркало блестит

    3. В небо дыра,

    В землю дыра,

    А в середине

    Огонь, да вода

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы

    Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»


    Образовательные задачи: способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси. 
    Развивающие задачи:
    Развивать мелкую моторику, самостоятельность, инициативу. 
    Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции, воспитывать любовь к Родине. 
    Словарная работа: самовар, разнос, конфорка, лучина, чаепитие
    Оборудование: самовар, разнос, два стола со скатертью, разные виды чая в тарелочках, заварной чайник, пакетик чая, чашки и блюдца по количеству детей, стакан, марля размером 15х15, нитки по количеству детей, сахар - рафинад, угощения к чаю, русские народные костюмы по количеству детей, взрослый костюм хозяйки
    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. 
    Ход непосредственно-образовательной деятельности:
    Организационный момент. 
    Дети входят в русских народных костюмах под музыку «Светит месяц, светит яркий»
    Хозяюшка (воспитатель) 
    Здравствуйте, гости дорогие
    Гости званные и желанные. 
    Красивые и молодые, 
    Застенчивые и боевые. 
    Гости на пороге-хозяйке радость. 
    Познавательная деятельность. 
    Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку. 
    Стоит толстячок, 
    Подбоченивши бочок, 
    Он шипит и кипит, 
    Всем чай пить велит. 
    Ответ детей: (Самовар) 
    Хозяйка: Да это самовар. Почему его так называют. 
    Ответ детей: (сам варит) 
    Хозяйка: Давайте принесем наш самовар, а кто мне поможет его принести. 
    Давайте посчитаемся при помощи считалки 
    Аты, баты, шли солдаты, 
    Аты, баты, на базар, 
    Аты, баты, что купили? 
    Аты, баты, самовар. 
    Аты, баты, сколько стоит? 
    Аты, баты, 3 рубля. 
    Аты, баты, он такой, 
    Аты, баты, золотой
    Аты, баты, налей воды, 
    Солдату пить, тебе водить. 

    Вместе с ребенком хозяйка несет самовар и разнос, ставим его в центр стола. 
    Хозяйка: Вот он «Самовар-батюшка» Как вы думаете, почему его так называли? 
    Ответ детей (самый главный на столе) 
    Хозяйка: А вот и его история, сядьте кружком да поговорим ладком. 
    Только на Руси пили чай из самовара. Его родиной считают город Тулу. Их делали разными: Большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. 
    Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар? 
    Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный. 
    Хозяйка: Что есть у самовара? 
    Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран
    Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны? 
    Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева) 
    Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные? 
    Ответ детей: (чтобы не обжечься) 
    Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара
    (четыре ножки) 
    Хозяйка: А для чего нужен самовар? 
    Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай. 
    Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри. 
    У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. 
    У нас на столе разный чай: черный, зеленый, с различными добавками цветов и фруктов, лекарственный чай. 
    Давайте понюхаем разные виды чая. 
    Какой чай тебе понравился по запаху (индивидуальные ответы детей) 
    Хозяюшка: Посмотрите, какой еще чай бывает. 
    Ответ детей: (рассыпной и в пакетиках) 
    Продуктивная деятельность
    Хозяюшка: А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас. 
    Предлагаю детям пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находится марля и нитки. 
    Аккуратно берем марлю и раскладываем её на столе, дети сами раскладывают ложкой сухой чай и завязывают ниткой в узелок. (предлагаю детям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем. 
    А, сейчас мы проверим, заваривается он или нет (в стакан с горячей водой отпускаю самодельный пакетик). 
    Ребята заварился он или нет? 
    Пакетики, которые вы сделали, покажите своим родителям и заварите чай вместе с ними. 
    Хозяюшка: «Делу время, а потехе час», 
    Перед тем как чайку напиться, выходи народ честной, будем веселиться
    Звучит русская народная музыка (дети пляшут) 
    А теперь на чай зовем, 
    И чайку мы всем нальем. 
    Хозяюшка: А вы ребята ничего не забыли сделать, перед тем как сесть пить чай? 
    Ответ детей: Помыть руки. 
    Познавательно-развлекательная деятельность. 
    Хозяйка: Давайте все вместе накроем на стол (расставляем чайные пары, угощения, рассаживаемся за столом. 
    Сверху пар, снизу пар, 
    Кипит наш русский самовар. 
    Милости просим на чашку чая! 

    Предлагаю каждому открыть кран у самовара и налить себе чаю. 
    Хозяюшка: Попробуйте гости дорогие чай душистый, сладкий, 
    Ответ детей: (не сладкий) 
    Хозяюшка: А я и забыла то про сахар. Раньше был сахар кусковой и его пили вприкуску. Кто знает как это? Предлагаю детям попробовать. 
    Приятного чаепития! 
    Звучит песня Ю. Тухманова «Самовар»

    Он пыхтит как паровоз,

    Важно кверху держит нос.

    Пошумит, остепенится-

    Пригласит чайку напиться.

    Дети: - Это самовар.

    Хозяйка: Да. Это самовар (дети рассматривают самовар).

    Дидактическая игра «Что есть у самовара»

    Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?

    Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.

    Хозяйка: Что есть у самовара?

    Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.

    Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

    Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева).

    Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

    Ответ детей: (чтобы не обжечься).

    Хозяюшка (воспитатель) Здравствуйте, гости дорогие

    Гости званные и желанные.

    Красивые и молодые,

    Застенчивые и боевые.

    Гости на пороге-хозяйке радость. Познавательная деятельность.

    Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку.

    Стоит толстячок,

    Подбоченивши бочок,

    Он шипит и кипит,

    Всем чай пить велит.

    Ответ детей: (Самовар )

    Хозяйка: Да это самовар. Почему его так называют.

    Ответ детей: (сам варит)

    Хозяйка: Давайте принесем наш самовар, а кто мне поможет его принести. Давайте посчитаемся при помощи считалки.

    Аты, баты, шли солдаты,

    Аты, баты, на базар,

    Аты, баты, что купили?

    Аты, баты, самовар.

    Аты, баты, сколько стоит?

    Аты, баты, 3 рубля.

    Аты, баты, он такой,

    Аты, баты, золотой

    Аты, баты, налей воды,

    Солдату пить, тебе водить.

    Вместе с ребенком хозяйка несет самовар и разнос, ставим его в центр стола.

    Хозяйка: Вот он «Самовар-батюшка» Как вы думаете, почему его так называли?

    Ответ детей (самый главный на столе…)

    Хозяйка: А вот и его история, сядьте кружком да поговорим ладком.

    Просмотр презентации "История самовара"

    Только на Руси пили чай из самовара. Его родиной считают город Тулу. Их делали разными: Большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

    Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?

    Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.

    Хозяйка: Что есть у самовара?

    Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.

    Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

    Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева).

    Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

    Ответ детей: (чтобы не обжечься).

    Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара четыре ножки).

    Хозяйка: А для чего нужен самовар?

    Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.

    Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.

    У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. У нас на столе разный чай: черный, зеленый, с различными добавками цветов и фруктов, лекарственный чай. Давайте понюхаем разные виды чая. Какой чай тебе понравился по запаху (индивидуальные ответы детей)

    Хозяюшка: Посмотрите, какой еще чай бывает.

    Ответ детей: (рассыпной и в пакетиках).

    Продуктивная деятельность

    Хозяюшка: А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас.

    Предлагаю детям пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находится марля и нитки. Аккуратно берем марлю и раскладываем её на столе, дети сами раскладывают ложкой сухой чай и завязывают ниткой в узелок. ( предлагаю детям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем.

    А, сейчас мы проверим, заваривается он или нет (в стакан с горячей водой отпускаю самодельный пакетик). Ребята заварился он или нет?

    Пакетики, которые вы сделали, покажите своим родителям и заварите чай вместе с ними.

    Хозяюшка: «Делу время, а потехе час», Перед тем как чайку напиться, выходи народ честной, будем веселиться.

    Звучит русская народная музыка ( дети пляшут) А теперь на чай зовем, И чайку мы всем нальем.

    Хозяюшка: А вы ребята ничего не забыли сделать, перед тем как сесть пить чай?

    Ответ детей: Помыть руки. Познавательно-развлекательная деятельность.

    Хозяйка: Давайте все вместе накроем на стол (расставляем чайные пары, угощения), рассаживаемся за столом.


    Сверху пар, снизу пар, Кипит наш русский самовар.

    Милости просим на чашку чая!

    Предлагаю каждому открыть кран у самовара и налить себе чаю.

    Хозяюшка: Попробуйте гости дорогие чай душистый, сладкий,

    Ответ детей: (не сладкий).

    Хозяюшка: А я и забыла то про сахар. Раньше был сахар кусковой и его пили вприкуску. Кто знает как это? Предлагаю детям попробовать. Приятного чаепития!

    Звучит песня Ю.Тухманова «Самовар»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы. ТЕМА: «Жизнь вещей во времени».

    Способствовать формированию у детей эстетической оценки предметного мира и умений аргументировано и развёрнуто оценивать предмет...

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема «Берегите зрение»

    Задачи:1. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания о зрении людей.2. Научить детей элементарным способам сохранения зрения, воспитывать бережное и заботливое отношение к глазам и всему с...

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы Тема : «Весна. Перелётные птицы».

    Задачи : Закрепить знания признаков весны ,представлений о перелётных птицах, обобщающего понятия «перелётные птицы». Расширить и уточнить словарь по теме. Развивать речевую активность, речевой слух, ...

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Красавица – река Вятка»

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы.Тема "Красавица - река Вятка"....

    Методическая разработка: Конспект НОД с детьми подготовительной группе Тема: «Брошенный щенок». ООРечевое развитие

    Составление рассказа по последовательным сюжетным картинкам с использованием игровой, здоровьесберегающей, ИКТ технологийОО «Речевое развитие»...

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Гирлянда из ромашек».

    Продуктивная деятельность, аппликация с элементами оригамиС использованием современных технологий: Здоровьесберегающая;развивающее обучение;Коммуникативная....