Гражданско-патриотическое воспитание в системе дошкольного образования
статья на тему

Халикова Валентина Владимировна
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.В. Халикова, кандидат педагогических наук

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «ШКОЛА № 842»

Дошкольное отделение, корпус 115

Гражданско-патриотическое воспитание в системе дошкольного образования

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, религиозных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании» (раздел 1. ст. 2). В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить …воспитание патриотов России».

«Гражданское воспитание» – это целостный педагогический процесс, результатом которого является определенный уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.

Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.

Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношений людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным образовательным стандартом.

На практике процесс гражданско-патриотического воспитания осуществляется эпизодически и не целенаправленно. Основными причинами этого является отсутствие концептуальной, содержательной и технологической оснащенности процесса гражданского воспитания, низкий уровень подготовки педагогов к организации педагогического процесса в детском саду. Организация гражданско-патриотического воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.

Существенную роль в становлении современных концепций гражданско-патриотического воспитания имеют работы, представленные в теориях социального развития (Д.И. Фельдштейн, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко); рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В.И. Кожохарь, Н.И. Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности  (В.Г. Ронкин, Н.И. Судаков); изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по формированию в различные возрастные периоды (С.А. Козловой, Е.Н. Радиной, Э.К. Сусловой).

Разделяя теории Л.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребенка.

Концептуальную основу данного направления в образовательной деятельности дошкольников составляет ряд позиций, представленных в программе по социальному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста Л.В. Коломийченко. Исходя из концепции данной программы, гражданское воспитание дошкольников рассматривается как одно из направлений социально-личностного развития и считается, что оно является динамичным процессом не только приобщения человека к народной, традиционной, правовой культуре, но и условием социального взросления  ребенка, развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности.  Чрезвычайно важным для педагога в этом отношении является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определенного содержания культуры, но и постоянное открытие, утверждение ребенком себя как социального субъекта.

Педагогическая деятельность в этом направлении связана с конкретизацией методологических основ гражданского воспитания дошкольников в дошкольной группе, представлением о педагогических доминантах, которыми являются: развитие патриотизма, толерантности, правовой воспитанности: в обосновании методологических подходов к организации педагогического процесса гражданского воспитания. Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, культуре, педагог определит месте в окружающем мире.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание  высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.  

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем компетентности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории дошкольников, все стороны жизни и взаимодействия личности с  окружающим миром.    

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

- научность, гуманность, демократизм;

- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее ценностей и традиций;

- системность, преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом особенностей ее различных категорий;

- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств личности на основе индивидуального подхода;

- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

Социальное – формирование добросовестного отношения к делу; формирование терпимости к другому человеку; формирование культуры межличностных отношений (в  том числе межнациональных); воспитание к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.

Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за свои поступки.    

Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.

Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства,  особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.

Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.

Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме.

Нравственное – воспитание чувства прекрасного: воспитание любви к родному городу, к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.

Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность к Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

Принципы построения педагогического процесса в ДОУ:

1. Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегрированности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.  

Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя следующие направления воспитательной работы: эколого-краеведческое и гражданско-правовое, которые делятся на шесть блоков:

Работа мини-музея природы.

Особенность музея природы в том, что он создает широкое поле воспитывающей развивающей среды, условия для самореализации и позитивной социализации личности современного дошкольника. В музее ДОУ дети приобщаются к исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно-лекторской и другим видам  деятельности, приобретая тем самым навыки позитивного социального поведения.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине, овладение дошкольниками практическими навыками поисковой, исследовательской и просветительской деятельности по изучению историко-краеведческого наследия.

Задачи:

- приобщить дошкольников к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

- воспитывать бережное отношение к флоре и фауне, историческому наследию;

- сформировать у детей чувство ответственности за малую Родину, детский сад, музей.

Работа музея Боевой и Трудовой славы «Истоки памяти», «Связь поколений»

Музей ДОУ является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность дошкольников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Важнейшим воспитывающим фактором музейной педагогики являются организуемые в ДОУ музея встречи с интересными людьми, героями войны и труда – нашей живой памятью, встречи, где дети получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей сложности жизни в современном обществе, мире.

Цель: формирование у дошкольников гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей, овладение детьми практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служение целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Задачи:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

- сохранение и развитие славных  боевых и трудовых традиций.

Формы работы: тематические занятия, «Уроки мужества», тематические недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

Социально-экологический проект «Зеленый автобус»

Цель: привлечение дошкольников к решению проблем окружающей среды, повышение уровня экологической культуры населения через распространение экологической информации в маршрутном транспорте.

Задачи:

- воспитание активной гражданской позиции у участников проекта в вопросах охраны окружающей среды;

- расширение знаний населения о состоянии окружающей среды;

- создание и обучение команд волонтеров (дети и педагоги) по проведению экологических акций в «Зеленом автобусе»;

- разработка и изготовление социально-экологических плакатов для пассажиров автобуса;

- разработка информационных материалов для населения по проблемам охраны окружающей среды.

Я – патриот и гражданин России, «Я – Человек».

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

- воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

- участвовать в социальных проектах;

- развивать культуру проявления гражданской позиции;

- формировать у детей систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические занятия, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устные журналы, встречи с интересными людьми, акции, участие в конкурсных мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

Я и моя семья.

Цель: осознание детьми семьи как важнейшей жизненной ценности, изучение истории семьи (фамилии), составление генеалогического древа.

Задачи:

- воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей;

- повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;

- создавать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОУ.

Формы: родительские собрания, родительский лекторий, родительский клуб, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, традиционные праздники с участием родителей.

Оценка результативности реализации  системы  гражданско-патриотического воспитания в ДОУ осуществляется на основе использования объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать, действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей, умение их использовать по ситуации;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных  делах;

- готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права свободы человека и гражданина;

- уважительное отношение к символике Российской Федерации, г. Москвы;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан.

Таким образом, в условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократичного типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести современное дошкольное образовательное учреждение.

Дошкольное образовательное учреждение, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода не возможна. Новое время требует от дошкольного учреждения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов  в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный  процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Актуальность данного направления в образовательной деятельности ДОУ обусловлена приоритетным национальным проектом «Образование», потому что главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени. Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи, когда он стремится быть государственным человеком, хранителем и представителем языка и культуры своей родины. Он осознает, что «нация состоит не из людей, а из семей» (Д.С. Лихачев) и стремится стать достойным человеком, активным гражданином и хорошим семьянином, достойным патриотом своей родины.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые технологии физического воспитания в системе дошкольного образования

Знакомство с новой здоровьесберегающей технологией "Психофизическая тренировка"...

Трудовое воспитание в системе дошкольного образования

Вопросу трудового воспитания дошкольников порой незаслуженно уделяется так мало места в общеобразовательных программах. Хотя по ФГОС ДО развитие трудовых интересов - это чуть ли не первостепенная зада...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье говорится о социальном партнёрстве по физическому воспитанию в системе дошкольного образования, в свете федерального стандарта, основанном на равном сотрудничестве всех его участников – родит...

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию в современных условиях развития системы дошкольного образования.

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию в современных условиях развития системы дошкольного образования....

Статья на тему: "Значимость физического воспитания в системе дошкольного образования"

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым и всесторонне развитым. Данная статья рассказывает о значение и месте физического воспитания дошкольника во всей системе дошкольного образ...