Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «Путешествие по родным просторам».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Синенко Галина Сергеевна

Речь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже впервые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на психологическом развитии ребенка, формирует общительность, интеллект и общий прогресс мышления. Развитие речи в старшей группе детского сада является важным и неотъемлемым инструментом совершенствования дошкольников и имеет свои особенности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС
«Путешествие по родным просторам».

Актуальность:                                                                                                                                              Речь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже впервые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на психологическом развитии ребенка, формирует общительность, интеллект и общий прогресс мышления. Развитие речи в старшей группе детского сада является важным и неотъемлемым инструментом совершенствования дошкольников и имеет свои особенности.

Речевое развитие в старшей группе направлено в первую очередь на совершенствование уже имеющихся знаний и умений детей, которым в скором времени предстоит отправиться в школу. Занятия способствуют формированию необходимых для данного возраста знаний и умений, обогащают словарный запас дошкольника, обучают правильной форме общения. Ребенок, который свободно и хорошо разговаривает, имеет возможность высказываться и поддерживать интересный диалог, что положительно сказывается на интеллекте, логике и фантазии маленького человечка.

Цель:                                                                                                               Совершенствовать навыки грамотно строить предложения, используя все части речи; рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения; объяснять значение слов.

Задачи:

Речевое развитие: Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи  прилагательные. Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения.

Познавательное развитие.  Дать представление о весенних цветах, полях весной; познакомить с новыми перелётными птицами нашего края, дать понятие  слову «возвышенность», «просторы», «степи»; расширить и активизировать словарный запас по теме.  Развивать воображение, творческую активность; системность  мышления в процессе расширения знаний о родном крае, о весенних изменениях.

Художественно-эстетическое развитие. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к своей родине.

Социально-коммуникативное развитие. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,  умение договариваться,  учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении

Физическое развитие. Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, иллюстрации  о весне, письмо.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1.Этюд «Улыбка»

Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.

Я вам улыбаюсь, и вы мне улыбнитесь! Улыбнитесь, как вы улыбаетесь своей маме, а теперь как улыбается хитрая лисичка, а сейчас как будто, вам подарили маленького котёнка, улыбнитесь от всей души!

2.Письмо от Саши и Даши

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на почту детского сада пришло письмо от мальчика Саши и девочки Даши. Послушайте, что они нам пишут.  

Здравствуйте дорогие ребята! Мы пишем вам письмо с севера. У нас за окошком идёт снег, а у вас весна. Вчера по телевизору показывали ваш Ставропольский  край, он очень красивый весной. И нам бы очень хотелось узнать о весне в вашем крае. Какая она у вас, весна!

Мы надеемся, что вы много интересного знаете, и напишете нам. Большое вам спасибо!

Саша и Даша.

Воспитатель:  Ребята, мы с вами поможем Саше и Даше узнать о весне в нашем Ставропольском крае?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашим родным просторам! И все, что мы с вами сегодня увидим и услышим, мы обязательно напишем Саше и Даше. Вы согласны со мной?

 Дети: Да

3.Остановка «Ставропольские возвышенности»

Слайд №2. Перед нами раскинулись Ставропольские возвышенности.

А что же за слово такое «возвышенности»?

Как бы вам хотелось  назвать эту  картину?

Придумайте ей имя.

Какими красками одарила весна наши поля?

Какими цветами?

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю составить  рассказ по картине,

Слайд №3 «Степи Ставрополья»,  а я буду внимательно слушать ваш рассказ, и писать письмо для Саши и Даши.

Дети: Составляют рассказ по картине.

Воспитатель:  Молодцы, какой замечательный рассказ у вас получился. А сейчас давайте мы с вами на минутку превратимся в весенние листочки.

4.Дыхательная гимнастика «Весенние листочки».

Текст произносит только воспитатель.

Дует легкий ветерок

И качает так листок.

(Выдох спокойный, ненапряженный).

Дует сильный ветерок

И качает так листок.

(Сила выдоха постепенно увеличивается).

Весенние листочки на веточке сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый – А-А-А,

Рябиновый – И-И-И,

Березовый – О-О-О,

Дубовый – У-У-У.

(Пропевание гласных).

Подуй на одуванчик

Дети 3-4 раза дуют на руки-«одуванчики», не раздувая щек.

5.Встреча пернатых друзей.                                                                                    Воспитатель: Кода наступает весна,  к нам на Ставрополье возвращаются наши пернатые друзья. Кто они?

Дети: Птицы.

Слайд №4

Правильно ребята. Перелётные  птицы к нам  возвращаются весной, а не перелётные встречают весну на своей родине. Сейчас я вам расскажу о перелётных птицах нашего края, а после моего рассказа вы мне расскажете о птицах, которые у нас живут и не улетают.

Перелётные птицы:

Слайд № 5      Дикие утки - «Кряква» Голова и шея зелёные,   грудь коричнево-бурая, спина и брюшная сторона тела серого цвета с тонкими поперечными пятнышками. Она живёт в  пресных  водоёмах.

Слайд №6       Журавль «Красавка»- он живёт в степи, без укрытий.

Слайд № 7      Перепел - предпочитает жить на лугах, степях, в некоторых случаях на окраине леса, а то и дальше. Как бы там ни было, возле жилища перепела обязательно должны быть заросли бурьяна или другой густой травы.

Слайд № 8      Коростель - зовут её и дергачом. Живёт коростель на лугах, там, где земля сырая и трава погуще. Тело у него с боков как бы сжато немного, и поэтому дергач легко пробирается через любые заросли травы. Бегает он быстро. Сам он рыженький, на спине чёрные пестринки, а горлышко голубовато-серое. Питается коростель разным кормом: ловит насекомых, собирает семена, с удовольствием склёвывает молодые проростки трав.

Слайд №9       Скворцы - хорошо уживаются с людьми и встречаются в сельской местности неподалеку от ферм и в более крупных населенных пунктах. Засеянные поля становятся кормовой территорией скворцов, а дома и другие постройки – местами гнездовья.
Слайд № 10      Вальдшнеп – живёт в лесу и нередко в лесной чаще. Питается дождевыми червями, кроме этого, птица может употреблять в пищу насекомых и пауков.

Слайд №11 Ласточка - живёт в гнезде. Для строительства домов применяют сухие веточки растений, щепки, соломинки. В качестве основного материала используют землю или глину. Скрепляя все составляющие при помощи слюны, образуют шарообразные гнезда.

Воспитатель: А сейчас, я вас попрошу рассказать о неперелётных птицах нашего края, а я буду внимательно вас слушать, чтобы потом написать все ваши слова в письмо.

Слайд №12, №13, №14

Дети: Рассказы по картинкам  про неперелётных птиц.

Воспитатель:  Молодцы ребята, а теперь нам пора отдохнуть.

6.Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Воспитатель: Отдохнули, продолжаем наш путь. И сейчас мы с вами поиграем в игру.

7.Речевая игра: Какой,  какая, какие?

Слайд №15

Что это?        (фонтаны нашего города  Ессентуки…)

Какие они?      (красивые, цветные, чистый, высокие.…)

Слайд №16

А это кто?     (жители нашего города, люди, дети….)

Какие они?      (весёлые, красивые, добрые….)

Слайд №17

На картинке изображён ещё один житель нашего города

Кто это?         (белка)

Какая она?      (рыжая, красивая, ….)

Ведущий: Сколько хороших и красивых слов вы знаете  о своём любимом городе, о его жителях, о родном крае.

Воспитатель:  Я сейчас я вам хочу предложить  разгадать  загадки. Согласны?

Дети: Да

8. Разгадывание загадок.

Воспитатель:

Я раскрываю почки,        

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ...

                                                 (Весна)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

— Заглянул к нам месяц ...

                                                  (Март)

Будит лес, поля и горы,

Все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

Напевает у воды.

"Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"

Далеко слышна свирель.

Это будит всех ...

                                                   (Апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

                                                 (Май)

Воспитатель: Вы  наверное догадались, о чём были все наши загадки?

Дети: О весне.

9.Рефлексия

Воспитатель: Как замечательно, мы с вами сегодня попутешествовали. Я записала все ваши ответы, рассказы, и каждое ваше слово. Посмотрите, какое мы с вами написали интересное письмо для Саши и Даши. Я думаю, что Саша и Даша очень обрадуются, когда получат наше письмо. Потому, что из нашего письма они узнают много интересного о весне в нашем Ставропольском крае.

Вы ребята сегодня все были молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось?  Кому мы сегодня помогли?  Что бы вы хотели пожелать Саше и Даше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"

Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне у бабушки и дедушки»

Тема: «Домашние животные»Цели: Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитан...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС Тема недели : «Домашние птицы». Тема «В деревне у бабушки и дедушки»

Цели: Развитие связной речи.Задачи: - Актуализация словаря по теме «Домашние птицы-  Совершенствование грамматического строя речи.- Развитие фонематического слуха, логического мышления- Вос...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...


 

Комментарии

Мещанинова Татьяна Владимировна

Галина Сергеевна, спасибо Вам за занятие! Творческих Вам успехов!