«Путешествие в чувашскую деревню»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ширшенкова Эльвира Алексеевна

Конспект организованнойобразовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

Образовательная область «Познание.»

Тема: «Путешествие в чувашскую деревню»

Цели:

Образовательная: Формировать у детей интерес к получению знаний о Чувашии. Познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым.

Воспитательная: Продолжать воспитывать интерес  к историческому прошлому чувашского народа, его культуре, любовь к своему народу, понимание своей национальной принадлежности.

Развивающая: Развивать представления детей о культуре чувашского народа.

 

  Ход:

Психологический настрой

Воспитатель: Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток. Передадим тепло и  любовь друг другу. (Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руку опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются и разводятся в стороны, дети берутся за руки – цветок расцвел.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка; мышцы лица расслаблены). Подул ветерок и развеял тепло и любовь по всему свету. А теперь подарим тепло и любовь друг другу (Дети дуют на ладошки направленные к друг к другу). Присаживайтесь.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в путешествие--------------- в чувашскую деревню. Устраивайтесь поудобнее, мы отправимся в прошлое, на сто лет назад. Посмотрим, как жили наши бабушки и дедушки.

Звучит музыка, слайд №1(изображение быта чувашской избы)

Воспитатель: Куда мы попали, ребята, как вы думаете?

Дети: Это чувашский изба.

Воспитатель: Раньше чуваши жили в избах-пюртах, которые отапливались печкой. .(Слайд№2)

По-чувашски она называется камака. .(Слайд№3)

Избу строили из липы, сосны или ели. Строительство дома сопровождалось обрядами. Место для поднятия дома выбиралось очень тщательно. Не строили  дом там, где раньше была  дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми. По углам дома  люди клали шерсть, крест из рябины. А в переднем углу избы – медные монеты. .(Слайд№4)

Народ думал, если соблюсти эти обычаи, то должно  принести хозяевам счастье, уют и тепло в новом доме. Оберегать от злых духов. Дом поднимали  на деревянном фундаменте – столбах. Пол настилали полу брёвнами, крышу крыли соломой. Солому накладывали толстым слоем, чтобы было тепло.

Раньше чувашские избы имели только одно окно и то оно было маленькое. Окна натягивали бычьим пузырём. А когда появились стёкла, окна стали делать побольше. В избе вдоль стен были поставлены скамейки-нары, которые делались из тесаных  досок, они использовались как кровати. .(Слайд№5)

 Работы проводились в той же избе, где жили и спали. Ставили ткацкий станок, прялку и другие принадлежности для домашней работы. .(Слайд№6)

 Посуду чуваши делали из глины и дерева. .(Слайд№7)

Ели все вместе за одним столом. На стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся.

Воспитатель: Вот так жили наши предки. (Слайд№8)

 Воспитатель: В крестьянском хозяйстве было много дел и забот. Одни приходились на лето, другие - на зиму; одни были заботой мужской, другие — женской. Посмотрите  на  нашем экране картины с изображением занятий   взрослых.

  В старину чуваши занимались земледелием. Они сеяли рожь, овёс, ячмень. (Слайд №9) Держали домашних животных коров, свиней, овец, лошадей. (Слайд №10)

Занимались пчеловодством. (Слайд№11)

Топили печку пекли хлеб.(Слайд№12)

Рубили и квасили капусту (Слайд№13) 

Воспитывали детей. (Слайд№14) 

  Воспитатель: Они были очень трудолюбивые и всегда работали дружно. И ни один труд не считался важнее другого.

Чувашский народ очень трудолюбивый. Не зря говорится в пословице: «Маленький чуваш одной ногой к колыбели, другой на пахоте» Дети, вы знаете чувашские пословицы и поговорки о труде?

Ребёнок: Умелые руки найдут себе работу.

Ребёнок: Кто не боится работы, тот станет мастером. 

Ребёнок: Работа к рукам не пристаёт.

Ребёнок: Кто хочет есть калачи, лежать не будет на печи.

Ребёнок: Нет на земле такой работы, которую бы человек не сделал.

Ребёнок: Труд человека прославляет.

Воспитатель: Вот спасибо, сколько пословиц вспомнили.

Воспитатель: Женщины в деревнях были очень умелыми мастерицами.

 Наряды для своей  семьи они мастерили своими руками. Чтобы сшить одежду чуваши использовали холст, домотканое сукно, войлок, кожу. Простые рабочие платья и рубашки вышивкой не украшались, лишь праздничные. Мужчины плели лапти, которые плелись из узких полосок лыка. И в холод и в жару взрослые и дети  ходили в лаптях. На голову девушки одевалась тухья или хушпу. Их украшали серебряными монетами, бисером (Слайд №15). Костюм для мальчиков состоял из рубашки-кепе, штанов-стел.

Чувашские девочки   с 5-6 лет учились шить и вышивать. Родители с малых лет воспитывали их  как будущих хозяек. Девочки шили, вязали, вышивали. Во время работы они пели песни. Чувашский народ любит украшать узорами, платья, полотенца, рубашки. (Слайд№16)  Чтобы создавать чувашский наряд нужно было очень много трудиться. Люди верили,что вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки – обереги располагались в определенных местах: на рукавах, у выреза на вороте, на подоле. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегали легкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу. Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки. Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись.  Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья. Это любимый цвет чувашского народа. Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья. Зеленый цвет - цвет природы, жизни. Синий цвет - цвет волшебства.

Воспитатель:  А давайте  мы с вами поиграем  в чувашскую народную игру «Тухьян тахан» (Надеть тухью!)

Игроки встают в круг, не берясь за руки. В центре круга, на столике. Лежит головной убор – тухья. Звучит чувашская национальная мелодия. Дети под музыку выполняют движения чувашского танца. С окончанием музыки ведущий говорит «Надень тухью!» - и каждый, стоящий в кругу участник старается первым взять тухью, и исполнить сольный танец. Остальные хлопают ему.

Воспитатель: Ребята, чувашский народ любил не только работать, но и проводить различные праздники.

Как вы думаете,  какой праздник больше всего любили чуваши? 

Старинный чувашский праздник – сурхури (новый год). (Слайд№17)   Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда начинал прибавляется день. В первый день сурхури детвора собиралась группами и обходила деревню подворно. При этом дети распевали песни о наступлении нового года: Новый год! Новый год!

                                                            Долгожданный Новый год!

                                                            Выходите же, ребята,

                                                            Все по улицам пойдём,

                                                            Дом за домом обойдём,

                                                            Хмель и солод соберём,

                                                             Пирожочков наберём,

                                                             Пир горой провернём!

Большое место в празднике сурхури занимали увеселения, песни, танцы, игры и новогодние гадания.

Праздник саварни. (Слайд№17)  Это праздник проводов зимы и встречи весны, очень похожий на русскую масленицу. Во время саварни в деревнях молодёжь каталась на лошадях,  которые были обвешены колокольчиками и бубенчиками, украшены платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках. Взрослые и старики устраивали традиционные обрядовые пиршества . Они пекли  блины (икерче) и колобки (иава). Люди дарили друг друга подарки,  раздавали семечки ,орехи. А в полночь все вместе зажигали чучело «масляничной бабы». Вокруг горящего костра собирался весь  деревенский народ.

День наступления пасхи назывался Манкун.(пасха) (Слайд№18)   В этот день по поверью чувашей солнце ярче и греет теплее. К дню пасхи на  площади или на пригорке взрослые устраивали для детей разные развлечения. Весь день около них играла детвора. Играли в разные игры: в чижика, лапту,  непременно играли в яйца.

 

Праздник акатуй. (Слайд№18)  В старину этот праздник начинался перед тем, как начинались весенние полевые работы. Чтобы провести праздник акатуй, заранее готовилась вкусная еда, обязательно  красились яйца. В определённый день  в гости созывались родственники и соседи. Хозяева к их  приходу в избе накрывали богатый стол. Во главу стола ставили алтар, в середину стола на специально вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Люди запевали старинную песню «Арлан кайми аки-сухи»  - это гимн земледельческому труду. После этого совершался молебен. В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего Тура и добрых духов богатого урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, родственникам и знакомым.

 

Воспитатель: Ещё традиционным обрядом чуваш считалось ниме. (Слайд№19)   В сельской жизни много таких моментов, когда требуются сильные руки для выполнения хозяйственных работ. Нужно было вывозить лес, строить дом, вовремя сажать и убирать урожай. Поэтому на помощь приходил обычай ниме – односельчане  собирались в одну группу,для выполнения трудоёмких и хлопотных работ. Выбирали среди работников главу ниме. Глава ниме обвязывался через плечо полотенцем, на телегу устанавливал длинный шест с красным концом сурбана (флажок помощи). Около каждого двора он приостанавливал лошадь и восклицал «Кук! Нимене тух!». Объезжая деревню с приглашением глава ниме громким голосом пел ритуальную зазывную песню: На ниме! На ниме!

                               Родные мои, на ниме!

                               Селяне и соседи, на ниме!

                               Справим с миром мы ниме!

Услышав клич селянина, каждый чувашин тут же собирался и выезжал вслед за главой ниме. После трудоемкой работы вечером в доме хозяина собираются все участники ниме. Хозяева дома с благодарил всех за работу и угощал всех односельчан. Снова все пели  песни, устраивались пляски.

 

И мы с вами давайте  поиграем в игру  «Нам хорошо»

В Чувашии мы живем,                        (руки в стороны)

Есть у каждого свой дом,                   (руки домиком)

Есть работа,                                       (кулачек об кулачек)

Есть друзья,                                       (хлопаем в ладоши)

Мама, папа есть и Я!                        (обнимаем себя).  

Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие в чувашскую деревню. Что нового мы с вами узнали во время путешествия?   (Ответы детей: Чуваши трудолюбивый народ с интересной историей. ) Ребята мы живём с вами в удивительном месте. Мы должны любить и беречь свою малую родину.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП "Путешествие в математическую деревню"

Занятие для детей среднего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.Занятие в форме путешествия с математическими заданиями...

Конспект спортивного развлечения "Путешествие по чувашским сказкам"

Конспект спортивного развлечения "Путешествие по чувашским сказкам"...

Квест- игра "Путешествие по чувашским сказкам".

Конспект квест-игры в подготовительной группе на тему "Путешествие по чувашским сказкам"....

Литературное развлечение "Путешествие по чувашским сказкам"

Конспект литературного развлечения в подготовительной группе на тему  "Путешествие по чувашским сказкам". В чувашских сказках все  можно найти: как устроен мир, каковы там законы, ...

Путешествие по Чувашской Республике

Интерактивное занятие по нравственно-патриотичекому воспитанию для старших дошкольников...

«Путешествие по чувашским сказкам» (игра-путешествие для детей старшего дошкольного возраста)

Аннотация          Дошкольная ступень в поликультурном образовании является базовой, так как именно здесь ребенок впервые включается в поликультурное прост...