Литературное развлечение "Путешествие по чувашским сказкам"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект литературного развлечения в подготовительной группе на тему  "Путешествие по чувашским сказкам". В чувашских сказках все  можно найти: как устроен мир, каковы там законы, как жить и поступать в разных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_chuvashskim_skazkam.docx26.74 КБ
Файл puteshestvie_v_skazku.pptx852.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида  города Ядрин Чувашской Республики

 «Путешествие по чувашским сказкам»

(Литературное развлечение

 по чувашским народным сказкам)

                                                     Составил:

                                                                                 воспитатель Тувалева Л.В.

2020 г.

Цель:

-вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

Задачи:

- учить создавать композицию на основе прочитанного, увиденного на иллюстрациях, использовать знакомые приемы;

- развивать речевые умения;

- закрепить умение отгадывать загадки,  классифицировать сказки на волшебные, бытовые, докучные и о животных;

-активизировать самостоятельность в раскрашивании фигур;

- воспитывать положительное отношение к чувашскому народному искусству.

Оборудование. Проектор, раскраски.

Ход развлечения.

I.Приветствие: - Ырă кун, ачасем, хăнасем!.

Фонетическая зарядка. Сначала разомнем наши язычки.  

Ăп – ăп – ăп

Эп ларатăп шăп.

Ча – ча – ча

Эп аван ача.

Тур – тур – тур

Эсĕ пит маттур,

Тур – тур – тур

Ěçре пит правур.

Кул – кул – кул,

Савăнса эс кул.

Пул – пул – пул

Пысăк,ăслăпул

II. Вступление.

Воспитатель. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в сказочный лес. В этом лесу живут много сказок. Давайте мы их отыщем. (Дети с воспитателем идут в лес, где стоят 5 елочек.)

Дети, посмотрите, как здесь тихо и красиво! Этот лес не простой, а волшебный. А где же здесь сказки? (Из-за елки появляется леший)

Леший. - Кто нарушил мой покой?

Дети: - Мы разыскиваем в лесу сказки.

Леший: - Эти мои сказки, ничего вам не отдам!

Воспитатель. - Леший, дети так любят сказки! Пропусти нас в свой лес! Леший: Выполните мои задания, тогда я вас пропущу. (Дети идут по следам к елке загадок.)

Леший: Отгадайте загадки.

Летом одевается, зимой обнажается. (Лес)

Без рук, без ног, дверь отворяет. ( Ветер).

Через избу веревку перекинул. (Радуга).

Летает без крыльев, растет без корней. (Луна).

Из-за леса смотрит красная девица. (Солнце)

Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? (Баран)

В капусту он забрался осеннею порой, рогатый и лохматый и с длинной бородой. (Козёл)

Рыжая, хитрющая, куропаток не жалеет. (Лиса)

В нашем подполе есть некто, бегающий, откинув уши. (Мышь).

Звонко чирикает, стремительно летает. (Воробей)

III. Физкультминутка.  Игра «Дети ветра».

Игроки встают в круг. Один из игроков выбирается ведущим, остальные – дети ветра. Ведущий выходит в середину круга и подает различные сигналы. Игроки выполняют соответствующие им движения:

«Северный ветер» - игроки поворачиваются к ведущему спиной;

«Южный ветер» - игроки поворачиваются к ведущему лицом;

«Метелица» - игроки кружатся вокруг себя;

 «Слабый ветер» - игроки покачиваются на ногах вперед-назад;

«Тихая погода» - игроки стоят не шевелясь.

Правила игры. Ведущий подает сигналы в любом порядке, может подать один и тот же сигнал несколько раз подряд. Победителем считается игрок, который меньше других ошибался в выполнении движений, соответствующих сигналу.  IV. Путешествие в сказку.

IV. Отгадывание сказок по картинкам.

 Воспитатель. А теперь узнайте сказку по картинкам. Катись наливное яблочко по золотому блюдечку. Покажи ребятам картинки по сказкам. Пусть они отгадают.

Молодцы! Отгадали сказки.

 V. Отгадывание сказок по отрывкам.

Леший. А ну, голоса лесные, начинайте рассказывать сказки! Пусть попробуют отгадать! (Звучит фонограмма отрывков из сказок После звучания каждого отрывка Леший задает детям вопросы:

- Как называется сказка? Назовите героев этой сказки? Какая эта сказка? (Бытовая, о животных, волшебная.)

1. Бежала лиса по лесу. Бежала-бежала да вдруг – бух! – в яму, которую на ее дороге охотник вырыл. Снует туда-сюда по яме, прыгает, крутится. Вертится, а наверх выбраться не может. Дятел с соседнего дерева увидел лису в яме и спрашивает:

- Что ты там делаешь подруженька?

- Колодец рою, - ответила рыжая плутовка.

(«Лиса и дятел»: лиса, дятел, торговец, два мужика,о животных.)

2. - Умный кот-мурлыка, ты меня можешь съесть в любое время, - сказал воробей, - но вспомни-ка, мур-мур-мур, умывался ли ты утром, когда проснулся? По глазам видно, что нет. А ведь умные и хорошие, мур-мур-мур, утро начинают с того, что умываются.

«Кот и воробей» (кот, воробей) о животных.

3. Придет нищий или убогий к Ивану. Он его накормит, напоит, приоденет да еще и золотой на дорогу даст. Царю-отцу это, понятное дело, не нравилось и решил он выпроводить младшего сына из своего царства.

Портные сшили Ивану дорожный кафтан, мать испекла три лепешки, и пошел добрый молодец из родного дома куда глаза глядят.

Долго ли, коротко ли он идет, попадается ему навстречу Шурсухал – старый белобородый старик.

 «Иван-простак» (Иван, белобородый старик, царь, конь, шестиглавый, девятиглавый, одноголовый змеи, волшебная.)

4. Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождем сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось  ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он все же спросить у Мороза:

- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?

(Почему сосна и ель вечно зеленые, птичка, береза, ветла, дуб, ель, сосна, можжевельник, волшебная.)

5. Жили-были старик со старухой. Жили небогато. Из всей скотины имели они одного козлика. Козлик рос, стал козлом и однажды, когда старуха вышла зачем-то во двор, так боднул ее, что с ног сшиб.

Идет старуха в избу и говорит старику:

 - А козлик-то наш бодливый стал, меня с ног сшиб. Надо с ним что-то делать.

(Козел и баран, старик, старуха, козел, баран, волшебная, бытовая.

После звучания каждого отрывка Леший задает детям вопросы:

Леший.- Как называется сказка? Назовите героев этой сказки? Какая эта сказка? (Бытовая, о животных, волшебная.)

VI. Игра «Солнышко» (По легенде «Как богатыри спасли солнце»)

Среди игроков выбирают водящего – солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий. Игроки берутся за руки и водят хоровод:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима – теплее,

А весна – милее.

Затем игроки подходят к солнцу. Водящий говорит: «Горячо!» - и догоняет их.

 Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

VII. Подведение итогов. (Анализ, похвала).

Воспитатель. Все сказки знаете, все  задания лешего выполнили. И за это лес вас наградит. Здесь на ёлке не шишки растут, здесь на ёлке сказки живут.  (Рисование  животных  по трафарету. Дети  рисуют и раскрашивают  животных  из  знакомых сказок.)  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в сказку Составил: Воспитатель Тувалева Л.В . (Подготовительная к школе группа)

Слайд 3

Девушка на Луне

Слайд 4

Дети ветра

Слайд 5

Мост Азамата

Слайд 6

Лиса-плясунья

Слайд 7

Мальчик с колодку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного развлечения "Путешествие по чувашским сказкам"

Конспект спортивного развлечения "Путешествие по чувашским сказкам"...

Образ Бабы-яги в русских и в чувашских сказках (проект).

Образ Бабы-Яги в русских и в чувашских сказках....

Конспект НОД по чтению Чувашской сказки "Мышка вострохвостик"

Формирование интереса и потребности в чтении чувашской сказки. Знакомство с величайшим богадством народной культутры-сказками....

Чувашская Сказка под грибком

Соответсвует ФГОС ДОУ....

Квест- игра "Путешествие по чувашским сказкам".

Конспект квест-игры в подготовительной группе на тему "Путешествие по чувашским сказкам"....