Проект по патриотическому воспитанию «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Anna 1505

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patrioticheskoe_vospitanie.docx59.16 КБ
Файл anketa.docx11.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18

Проект по патриотическому воспитанию

«Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»

Авторы проекта:

Воспитатели  Акуличева А. А.,

Ветышева Т. Н.,

                                                   Меньшова Т. С.

        2016 год        


        

        

        

Системная паутинка по проекту


Социализация, труд, безопасность: природное окружение

Социализация, труд, безопасность: предметное окружение

Коммуникация: развитие речи

  • - Проведение тематических экскурсий по стендам детского сада «Животный мир Дальнего Востока»
  • - Знакомство с иллюстрациями художника  Геннадия Павлишина к книге Петра Комарова «Весёлое новоселье»
  • Беседы «Площади города Хабаровска»,
  • «Памятники города»,
  • «Моё любимое место города Хабаровска»
  • Тематическое занятие «Аборигены земли Дальневосточной» музей им. Гродекова.
  • Знакомство с творчеством Петра Комарова, беседа по текстам стихотворений, составление небольших рассказов - описаний

Чтение художественной литературы

Музыкальное развитие

Игровая деятельность

  • Чтение и заучивание наизусть стихотворений дальневосточных поэтов: Петра Комарова, Евгения Кохана
  • Разучивание песни Матвея Журавлёва «Вдоль Амура белым парусом…»
  • Прослушивание песен о Хабаровске
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы – фотографы»,
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты»

Художественное творчество: рисование

  • Рисование «Мой город»,
  • «Моё любимое место города Хабаровска»



Неуважение к предкам

есть первый признак

дикости и

безнравственности.

А. С. Пушкин

Актуальность выбранной проблемы

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

-  68 % детей средней группы не знают названия города в котором живут, название реки, домашнего адреса;

-   в старшей группе этот процент составляет 53%;        

-   в подготовительной  группе – 31%;

- 70 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

-   45 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

-  15 % родителей не знают и не испытывают потребность знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»

Мы считаем, что метод проекта и формы совместных мероприятий с родителями позволят пробудить у детей и их родителей познавательный интерес к истории и культурному наследию города через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Кроме того,  привлечение родителей наших воспитанников к проблеме проекта будет способствовать активному участию их в жизни детского сада.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об историко-культурном наследии города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


Информационная карта проекта

Полное название проекта:

Авторы проекта:

Продолжительность

проекта:

Тип проекта:

Возраст детей:

Проблема, значимая для детей, на решение которой

направлен проект:

        

Цель проекта:

Задачи проекта:

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

        

Название итогового мероприятия:

Продукты проекта:

«Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»

Акуличева А. А., Ветышева Т. Н.,  Меньшова Т. С. – воспитатели

1 месяц (с 28апреля по 29мая 2016года)

Творческо-познавательный

5-7 лет (средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа)

Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города.

Воспитание гражданских чувств, любви к

родному городу

Пробудить познавательный интерес к истории и культурному наследию города.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

  • Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
  • Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.
  • Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.

Утренник, посвящённый Дню рождения города, с показом видеоролика о городе, его достопримечательностях; с участием всех детей, участвовавших в проектной деятельности, а также их родителей.

«Вдоль Амура белым парусом…»

Фотовыставка, газета, видеоролик

        

Ожидаемые результаты по проекту

со стороны детей:

  • Пробуждение познавательного интереса к истории и культурному наследию города
  • Умение пользоваться полученными знаниями
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми
  • Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи
  • Развитие свободной творческой личности ребёнка
  • Сплочение детского коллектива

со стороны родителей:

  • Пробуждение интереса к истории, культуре, традициям города и края
  • Формирование ответственности за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края
  • Активное участие родителей в жизни детского сада, предложение новых путей решения проблемы, проявление инициативы
  • Раскрытие творческих способностей в семье



Краткое содержание проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи

Подготовительный

  • Участие в опросе
  • Осознанный выбор темы проекта с использованием модели «Трёх вопросов».
  • Выявление проблемы (анкетирование)
  • Планирование целесообразной проекту деятельности
  • Определение основных форм работы с родителями, способствующих их активному включению в педагогический процесс
  • Прогнозирование результатов работы

  • Участие в анкетировании
  • Помощь в определении форм работ, пользующихся у родителей наибольшей популярностью

Деятельностный

  •  Участие в фотоконкурсе «Юный хабаровчанин»
  • Знакомство с фотовыставкой
  • Знакомство с рассказами и стихотворениями, сочинёнными детьми совместно с родителями; оценка, анализ
  • Участие в конкурсе чтецов
  • Разучивание песни о Хабаровске «Вдоль Амура белым парусом…» автор Матвей Журавлёв
  • Непосредственное участие в утреннике «Вдоль Амура белым парусом…»
  • Познакомить детей и родителей с условиями  фотоконкурса «Юный хабаровчанин»
  • Познакомить  детей и родителей с условиями творческого конкурса рассказов и стихов «Мой любимый город»
  • Сделать подборку стихотворений дальневосточных поэтов с учётом возраста детей (4-7 лет)
  • Проконсультировать родителей, как правильно подготовить ребёнка к конкурсу чтецов
  • Проведение тематических экскурсий по стендам детского сада «Животный мир Дальнего Востока»
  • Обсуждение проблемы проекта с родителями

  • Участие в фотоконкурсе «Юный хабаровчанин»
  • Помощь в оформлении фотовыставки
  • Участие в творческом конкурсе рассказов и стихотворений о городе Хабаровске
  • Помощь в оформлении газеты
  • Подготовка ребёнка к конкурсу чтецов
  • Участие в конкурсе чтецов, помощь оформлении зала к конкурсу
  • Подбор материала для создания видеоролика

  • Участие в опросе
  • Помощь родителям в отборе материала для создания видеоролика «Мой город -  Хабаровск»
  • Проведение итогового мероприятия – утренника «Вдоль Амура белым парусом»
  • Проведение итогового анкетирования родителей
  • Участие в создании видеоролика «Мой город – Хабаровск»
  • Участие в утреннике, помощь в оформлении зала к празднику

Завершающий

  • Рефлексия
  • Подведение итогов работы над проектом
  • Рефлексия результатов реализации проекта
  • Рефлексия

        


Календарное планирование действий по проекту

Подготовительный этап

Сбор статистических и аналитических данных по проблеме проекта

Мероприятие

Дата проведения

Действия воспитателей

Действия детей

Действия родителей

1.

Собеседование с детьми группы по теме, что ты знаешь о городе Хабаровске

28. 04 – 30. 04. 2016г.

Опрос, анализ и обработка полученных статистических данных

Ответы на вопросы воспитателя

        2.                2.

Входное анкетирование родителей по теме, что Вы знаете об историко-культурных ценностях города Хабаровска и Хабаровского края

28. 04 – 30. 04. 2016г.

Опрос, анализ и обработка полученных статистических данных

Заполнение анкеты

3.

Сбор и анализ теоретической и практической информации по обозначенной проблеме в Интернете и художественной литературе

Конец апреля – начало мая 2016г.

Проанализировать и синтезировать наработанный материал; сформулировать проблему, цель и задачи проекта

Поиск статей по проблеме в Интернете

Деятельностный этап

1.      Оформление фотовыставки «Юный хабаровчанин»

1.

Объявление о фотоконкурсе «Юный хабаровчанин», разъяснение условий фотоконкурса

Конец апреля – начало мая 2016г.

Разработать положение о фотоконкурсе «Юный хабаровчанин, настроить детей и родителей на участие в конкурсе

Участие в сюжетно-ролевой игре «Мы-фотографы», знакомство с профессией

Участие в конкурсе, где ребёнок является главным действующим лицом

2.

Сбор фотографий, помощь родителям в продумывании надписи к фотографии

До 05. 05. 2016г.

Продумывание оформления фотовыставки

Участие в подготовке к оформлению фотовыставки

Помощь в подготовке к оформлению фотовыставки

3.

Оформление фотовыставки «Юный хабаровчанин»

12. 05.- 13. 05. 2016г.

Оформить фотовыставку и обеспечить участие родителей в голосовании на лучшую фотографию по нескольким номинациям

Участие в оформлении фотовыставки и в голосовании

Участие в оформлении фотовыставки и в голосовании

2. Оформление газеты «Вдоль Амура белым парусом…»

1.

Сбор творческих работ: рассказов, стихотворений о городе Хабаровске

До 15. 05. 2016г.

Продумывание содержания газеты, оформления, сбор материала

Участие в сюжетно-ролевой игре «Мы журналисты», знакомство с профессией

Участие в творческом конкурсе

2.

Оформление газеты «Хабар –по-старому удача, а я в  Хабаровске живу»

22. 05. 2016г.

Вёрстка, корректировка

«Делаем газету» - участие в сюжетно-ролевой игре

Помощь в создании газеты

3. Конкурс чтецов «Край далёкий…»

1.

Знакомство с творчеством дальневосточного поэта Петра Комарова

12. 05.-15. 05. 2016г.

Чтение стихотворений из сборника Петра Комарова «Весёлое новоселье»

Обсуждение, высказывание мнений, заучивание небольших стихотворений

Чтение стихотворений детского дальневосточного поэта Е. Кохана

2.

Знакомство с иллюстрациями Г. Павлишина к сборнику П. Комарова

12. 05.2016г.

Рассказать о профессии художника, какова основная тематика работ дальневосточного художника Павлишина

Рассматривание иллюстраций, высказывание мнений, запоминание названий животных тайги

Помощь детям в заучивании стихотворений к конкурсу чтецов

3.

Проведение тематических экскурсий по стендам детского сада «Животный мир Дальнего Востока»

14. 05. 2016г.

Рассказать о некоторых видах животных Дальнего Востока, иллюстрируя рассказ чтением стихотворений о животных П. Комарова

Умение применять полученные ранее знания, узнавать животных дальневосточной тайги

Помощь в подборе иллюстраций художника Г. Павлишина

4.

Тематическое занятие «Аборигены земли Дальневосточной». Музей им. Гродекова

15.05.2016г.

Знакомство с бытом и культурой нанайского народа.

Обсуждение. Высказывание мнений.

Обсуждение впечатлений с детьми.

5.

Конкурс чтецов «Край далёкий…»

20. 05. 2016г.

Оформление зала к конкурсу, проведение конкурса

Участие в конкурсе

Участие в конкурсе

4. Итоговое мероприятие: утренник «Вдоль Амура белым парусом…»

1.

Создание видеоролика « А я шагаю по Хабаровску»

20. 05.- 26. 05. 2016г.

Отбор материала, компановка, вёрстка, подбор музыкального сопровождения

Разучивание песни о Хабаровске М. Журавлёва «Вдоль Амура белым парусом...»

Помощь в создании видеоролика «А я шагаю по Хабаровску»

2.

Утренник «Вдоль Амура белым парусом…»

29. 05. 2016г.

Оформление зала к утреннику, проведение утренника, итоговое награждение активных участников проекта

Участие в утреннике

Участие в утреннике

Завершающий этап

1. Оценка проекта

1.

Оценка результативности проекта коллегами детского сада №18

Конец мая 2016г.

Анализ отзывов коллег

Ознакомление с теоретической базой проекта

2.

Самооценка результатов реализации проекта

Конец мая 2016г.

Рефлексия результатов реализации проекта

Написание отзывов

3.

Размещение проекта на сайте детского сада №18

Начало июня 2016г.

Отбор материала

4.

Презентация итогов проекта, показ видеоролика «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья».


Завершающий этап.

Мы живём на Дальнем Востоке в Хабаровском крае. Мы гордимся своей малой родиной, её историей и культурой. И мы считаем, что ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Это длительная и кропотливая работа, и чтобы такая работа имела результат, поистине воспитывала детей, она должна строиться на «трёх китах» - в тесной связке трёх звеньев: педагог – ребёнок – родитель.

В своём проекте мы постарались максимально тесно связать эти звенья.

А для этого нам, как педагогам, нужно было решить следующие задачи.

1. Организовать свою деятельность по реализации проекта путём:

  • Углубления знаний о проблеме
  • Сплочения детско-родительского коллектива совместной деятельностью над проектом

2. Пробудить познавательный интерес к истории и культурному наследию города и края посредством

  • фотовыставки «Юный хабаровчанин»,
  • знакомства детей с творчеством дальневосточного поэта Петра Комарова и художника Геннадия Павлишина,
  • знакомства с природой Дальнего Востока, с культурой и бытом аборигенов,
  • участия в утреннике, посвящённом Дню рождения города Хабаровска.

3. Привлечь внимание родителей к проблеме посредством

  • активного участия  их в проектной деятельности детей,
  • максимального информирования о проблеме проекта, его целей, задачах и путях решения.

Работа над проектом доставила нам, авторам проекта, большое удовлетворение, так как мы увидели, что это тема очень актуальна и для взрослых и для детей. Наши коллеги дали высокую оценку проекту по окончании деятельности, отметили активное участие родителей в мероприятиях. Родители детей стали более заинтересованы в деятельности ребят в детском саду, стали инициативнее в предложениях помощи воспитателям.

Проведённый опрос среди детей по окончании проекта показал, что дети старшей и средней группы хорошо знают название своего города и реки, на которой он расположен, показывают город Хабаровск на карте, знают символику города и края, называют главные улицы, площади, достопримечательности города.

Завершающим мероприятием проекта был утренник, посвящённый Дню рождения города, в котором приняли участие все воспитанники детского сада. На празднике дети смогли показать свои знания об истории города, ловкость и умение в различных играх-соревнованиях и завершили утренник тем, что поздравили родной город песней М. Журавлёва «Вдоль Амура белым парусом…».

И как итог большой проделанной работы каждому ребёнку и его родителям была вручена газета «Хабар – по-старому удача, а я в Хабаровске живу». На общем родительском собрании детского сада и во всех группах прошла презентация по итогам проекта.

Методическое обеспечение

  1. Бурилова М.Ф. «Муравьевский век на Амуре»/Бурилова. - Хабаровск, 1991.
  2. Гузенко Г.В. «Пособие для учащихся по дальневосточной литературе» 6 класс/Гузенко. - Издательство «Амур» Хабаровск, 1994.
  3.  Комаров П. «Избранное»/Комаров. - Хабаровское книжное издательство, 1992.
  4.  Павлишин Г. «Поэма о Приамурье».  Сборник иллюстрированных открыток / Павлишин. - Издательство «Изобразительное искусство» Москва,  1983.
  5. Тихонова А.Е.,  Востриков Л.А.  «Твой родной край» Учебное пособие для младших школьников / Тихонова, Востриков. - Хабаровское книжное издательство, 1995.
  6. Ходаковская М.Н.  Хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста «Лукошко»/Ходаковская. - Хабаровский издательский дом «Приамурские ведомости»,  2012.
  7. «Я в Хабаровске живу» /Поэзия юных. Хабаровск, 2001.






Предварительный просмотр:

Анкета для родителей « Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»

1.Укажите дату основания города Хабаровска.

2. Почему город Хабаровск так называется?

3. Почему центральная улица города названа в честь Муравьёва-Амурского? Кто он такой?

4. Каких поэтов, писателей дальневосточников Вы знаете?

5. Что для Вас является символом Хабаровска?

6. Любимое место отдыха вашего ребенка в г. Хабаровске?

7. Какие детские театры города вы знаете и как часто их посещаете?

8. Какие познавательно-развлекательные заведения для детей Вы знаете и посещаете?

Анкета для детей «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья».

1. Как называется город, в котором ты живёшь?

2. Как называется улица, на которой ты живёшь?

3. Как называется река, на которой находится наш город?

4. Твоё любимое место отдыха в Хабаровске? (Куда вы  ходите с мамой, папой в выходные дни?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по патриотическому воспитанию. Тема: « Город в котором я живу».

Тема: « Город в котором я живу». Цель: Закреплять и углублять знания детей о родном городе, закрепить в памяти основные символы города Санкт-Петербурга: гимн, флаг, герб.Задачи: Расширение предст...

Проект по патриотическому воспитанию «Самара – город будущего»

Проект по патриотическому воспитанию «Самара – город будущего» посвящен воспитанию патриотических чувств детей к родному городу, заботы о будущем города.Наша группа участвовала в экспериментальной пло...

Проект по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу»2014\2015

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:«Вместе дружная семья»«Детский сад»,«Тру...

Проект по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу».

Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должны его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основываясь преимущественно на при...

презентация по нравственно-патриотическому воспитанию "Мценск город в котором я живу"

Наш город расположен в Орловской области России, административный центр Мценского района. Является городом областного значения, образует муниципальное образование городской округ город Мценск. Один из...

Проект в области гражданско-патриотического воспитания «Печерск. Село, в котором я живу».

Авторская методическая разработка по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Печерск. Село, в котором я живу», представленная на Региональный конкур...

Экскурсионный проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Край, в котором я живу"

Этот проект посвящается городу Мышкин, который является Родиной моих воспитанников.В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольнико...