Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»
статья (старшая группа) на тему

Исмагилова Минзиля Санбулатовна

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметами быта башкирского народа в прошлом.

В мини – музее представлено достаточно много наглядного материала: карта РБ, башкирская юрта, люлька, куклы в национальных костюмах, башкирская посуда, блюда, предметы быта и т.д. В создании мини – музея принимали участие как воспитатели, дети, так и родители. Получилось увлекательное, совместное творчество, которое принесло удовлетворение как детям, так и взрослым. Создание мини – музея позволило много узнать детям о укладе жизни в прошлом башкирского народа.

 

На занятиях по региональному компоненту стараюсь, чтобы чаще дети посещали этот мини-музей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17    г. ИШИМБАЙ

 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН                      

     РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Сообщение из опыта работы

по теме:  

  «Нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников

через музейную педагогику»

                                                     Выполнила: воспитатель

                                                                   старшей группы Исмагилова М.С.

        г. Ишимбай 2016г.

Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств нравственно-патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Исследователями рассмотрены различные аспекты использования музейной педагогики в  воспитании дошкольников: роль мини-музеев, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании детей.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) необходимо прививать детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.

Систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом: Семья - Детский сад - Родная улица - Родной город - страна, её столица, символика - Права и обязанности, Конституция.

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ решает многие проблемы воспитания нового поколения. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить «путешествие» по земному шару, «заглянуть в гости» к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут национальные игры и праздники, народная кухня, костюмы, герои сказок и легенд, песни и танцы...

Если все это (то, что называется мудрыми словами «историко-культурное наследие») становится живым и настоящим, а значит, близким и понятным ребенку, то возникает реальная надежда на взаимное понимание, на уважение, на толерантность. При этом диалог культур может осуществиться как по вертикали (вглубь веков), так и по горизонтали (диалог с разными народами, населяющими планету сегодня).

Музейная педагогика помогает решать все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования.

Музейная педагогика в последние десятилетия значительно изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. Создаются разнообразные детские музейные центры, объединения и т.п.

«Создание мини-музеев, позволяющих осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики, могут быть следующие:

  1. Музей народного быта «Русская изба» или «Башкирская гостиная». Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Музей дает представление о жизни русичей-славян или башкирского народа, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах Руси и родной республики Башкортостан, знакомятся с художественным и речевым творчеством народа (малые фольклорные формы, перевертыши, былины, и т.д.), начинают понимать и любить его; получают знания о культуре русских праздников (ярмарке, Масленице, Святках), башкирских праздников ( «Воронья каша», «Сабантуй», «Каз умахы», День республики  и др., песенном и танцевальном творчестве, народных музыкальных инструментах.
  2. Студия изобразительного искусства. В ней дети имеют возможность получить изобразительные навыки и умение рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов России и Башкортостана, с творчеством русских и башкирских  художников.
  3. Экологическая зона «Мы — друзья природы». Цель экологической зоны — формирование у детей осознанного и бережного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними. Занятия, проводимые в этой зоне, дают детям знания о природе, вызывают интерес к ее явлениям, воспитывают понимание всего живого и желание сохранить его.
  4. Комната боевой славы. В ней представлены боевое обмундирование, экипировки, головные уборы разных родов войск, вещи, принадлежавшие участникам ВОВ, которые прошли весь фронтовой путь, боевые ордена и медали, письма солдат с фронта»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметами быта башкирского народа в прошлом.

В мини – музее представлено достаточно много наглядного материала: карта РБ, башкирская юрта, люлька, куклы в национальных костюмах, башкирская посуда, блюда, предметы быта и т.д. В создании мини – музея принимали участие как воспитатели, дети, так и родители. Получилось увлекательное, совместное творчество, которое принесло удовлетворение как детям, так и взрослым. Создание мини – музея позволило много узнать детям о укладе жизни в прошлом башкирского народа.

На занятиях по региональному компоненту стараюсь, чтобы чаще дети посещали этот мини-музей.

На своем занятии «Башкирская символика» дети узнали об истории башкирского флага, герба, о его значении в прошлой и современной жизни, рассказывала, что означают три разноцветные полоски на флаге, рисунок на гербе, знакомила с авторами государственной символики и гимна, кто в нашей республике президент. В конце занятия детям было предложено поиграть в дидактическую игру «Кто быстрее соберет флаги России и РБ». Провела занятие по знакомству с родным городом Ишимбаем и его достопримечательностями.

Мини – музей позволяет нам воспитывать у детей любовь к своей стране, своему краю.

На занятиях рисования и аппликации мы также использовали атрибуты мини – музея. А также пополняли его новыми поделками и рисунками.

Таким образом, на примере мини – музея «Башкирская гостиная» мы  формируем у дошкольников  любовь и гордость к Родине, к своей стране, своему краю, своему городу и т.д.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей»

Сообщение из опыта работы воспитателя  группы №6 МБДОУ №6 «Улыбка» Мягковой Н.В. на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей  во второй младшей группе»...

Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)

Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)...

"Патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику"

Данный материал содержит информацию для воспитателей детского дошкольного учреждения и педагогам дополнительного образования.В нём говорится о приобщении дошкольников к нравсвенно-патриотическому восп...

Сообщение из опыта работы по теме: « Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

Воспитание- это наука, научающая наших детей обходиться без нас.В.А.Сухомлинский Актуальность.В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных ...

Презентация к проекту из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

1слайд:Одним из компонентов образовательных областей социально-коммуникативного развития ФГОС ДО является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного ...

Опыт работы по теме: «Нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»

laquo;Нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»...