Опыт работы по теме: «Нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»
учебно-методический материал (старшая группа)

Китусева Юлия Андреевна

«Нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Сказка»

Опыт работы по теме:

«Нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»

Выполнила: воспитатель

Китусева Юлия Андреевна

Камень-на-Оби

2022 г.

Введение

 «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

 В.А.Сухомлинский

Актуальность

1 слайд    Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Особая ответственность за формирование у детей нравственно-патриотических чувств возлагается на воспитателя ДОУ. Потому что именно он, воспитатель, поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси, донесёт до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий развития у дошкольников этических представлений, навыков культурного поведения, гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, дому, городу, Родине, уважению к людям разных национальностей, ветеранам войны, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации). Все вышесказанное можно решить во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как это воспитывает в ребенке не только нравственно - патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций их развития у детей. Проблема воспитания любви к родному краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры

Оптимальным решением построения целостной системы  нравственно - патриотического образовательного пространства является музейная педагогика. Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включение музеев в  единое воспитательно-образовательное пространство. Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на  воспитание детей.

В процессе анализа теоретического материала было установлено, что достаточно широко освещены вопросы нравственно-патриотического воспитания, но недостаточно изучено использование проектного метода для формирования нравственно – патриотических чувств у дошкольников. Поставив перед собой задачу, приобщить своих воспитанников к любви и истории своей Родины, мы понимаем, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа, к его истории. Уже первые шаги в данном направлении показали насколько, велик к этому интерес детей.

2 слайд  Цель: Создать  условия в ДОУ  для развития нравственно-патриотических  качеств  у детей, посредствам музейной педагогики.  Создать систему работы с родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств. Формирование у дошкольников знаний о Великой Отечественной войне, уважения и гордости к славным защитникам нашей Родины, воспитание патриотических чувств.

3 слайд  Задачи:

- сформировать у детей представления: что такое «Родина», «патриот», «патриотизм»;

- формировать у дошкольников уважения и гордости к славным защитникам нашей Родины;

- воспитывать любовь к семье, родному дому, поселку, малой Родине;

- обогащать духовный мир через обращение к героическому прошлому нашей страны;

- расширять запас слов на военную тематику, заучивать стихи, песни, пословицы и поговорки о Родине;

- развивать творческие способности детей;

- развивать интерес к различным родам войск;

- привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям, сформировать активную позицию в патриотическом воспитании детей;

- проявлять уважение к ветеранам и желание оказывать им посильную помощь;

- воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, желание защищать и совершать подвиги во имя Родины.

Гипотеза:

·        педагоги  имеют возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

·        родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

·        дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

·        музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска ответов.

·        создание оптимальных условий для развития нравственно-патриотических качеств дошкольников.

Новизна

Новизна педагогического опыта работы заключается в патриотическом воспитании детей через создание мини-музеев в детском саду и тесного взаимодействия с родителями через реализацию совместных проектов.

 

 

Глава 1. Теоретические основы нравственно - патриотического  воспитания дошкольников средствами музейной педагогики

4 слайд                 1.2.           Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения  является формирование понятий  Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон, деревня, город. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, детскому саду, народу. Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера,  которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Вершиной нравственно-патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.

5 слайд    На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

 Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов: разработка программ, проектов, методических рекомендаций и т. д.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) необходимо привить детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

При организации работы по нравственно-  патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом: семья- детский сад-Родина; улица- родной город- страна, её столица; символика- права и обязанности- Конституция.

За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств нравственно-патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Российскими исследователями рассмотрены различные аспекты использования музейной педагогики в - воспитании дошкольников: роль мини-музеев, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании детей.

 

1.2. Музейная педагогика

 «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место  в музейно-образовательной деятельности отводилось педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах двадцатого столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования  музейной педагогики. Интерактивность – основной  методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:

- расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;

- гармонизация развития творческой личности;

-формирование национальной идеологии;

-сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

-создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских  тематических музеев – суть новой образовательной системы XXI века. Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к  организации деятельности дошкольного музея, являются:

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной,  исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.

    Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

         В детском саду чаще всего применяют мини-музеи. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

       Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

  Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

Содержание, оформление и назначение мини-музеев отражают специфику возраста детей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

 

1.3.           Принципы педагогической технологии музейной педагогике

6 слайд   Целью педагогической технологии является воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственно-патриотического воспитания  детей выделены следующие принципы:

1.     Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

2.     Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.

3.     Кратковременность экскурсий

4.     Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

5.     Доступность.

6.     Наглядность.

7.     Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).

8.     Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

9.     Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

10. Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

 

1.4 Метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

 

Как один из вариантов нравственно-патриотического воспитания дошкольников может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен  при создании мини-музеев.  Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.

Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

- является одним из методов развивающего обучения;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию критического и творческого мышления;

- способствует повышению компетентности педагогов.

Заключение

слайд 7      Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками  по нравственно-патриотическому воспитанию сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

 слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...

Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности....

Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...

индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средством музейной педагогики»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГАМБДОУ ЦРР –детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск РС(Я)     Воспитатель: Матвеева Валентина ВладимировнаПериод...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании дошкольников средствами музейной педагогики». (из опыта работы) (Педсовет)

общение педагогов с родителями воспитанников ДОУ всегда было и остается актуальным вопросом, одной из сторон которого является поиск рациональных путей взаимодействия. В рамках музейной педагогики на ...