Башкирская юрта.
консультация (средняя, старшая группа) на тему

Скуматова Ирина Григорьевна

Жизнь и быт древних Башкир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Жизнь и быт древних Башкир.39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Башкирская юрта

Древнее содержание башкирского жилища предполагает как общие черты, имеющие место в образе жилища других народов, так и свои специфические национальные особенности.

Человек с самого начала пытался определить свое положение в окружающем пространстве. Это стремление он выразил в архитектуре, прежде всего в жилище. В то время, когда появились первые искусственно созданные жилища, человек не мог объяснить явления окружающей действительности иначе, чем одушевляя их. Это привело к представлению космоса в виде живого существа, к отождествлению макро- и микрокосмоса. Представления башкир о космосе отразились в структуре жилища. Для них это было небо и звезды, которые «висят в воздухе и прикреплены к небу толстыми железными цепями», и земной шар, поддерживаемый «тремя, огромной величины, рыбами» (Кудряшов П.М. Предрассудки и суеверия башкир.// Башкирия в русской литературе. Т.I, Уфа. 1989, стр.363). Небесные же светила движутся вокруг земли и представляются башкирами в образе людей. Солнце (коят) во многих народных сказках изображается в виде «красной девы», дочери подводного царя, а месяц (ай) - существо мужского пола.

Шарообразная форма видимого мира нашла воплощение в круглом жилище - юрте (тирмэ). Удобная сферическая форма юрты придавала ей не только устойчивость, сопротивляемость частым ветрам, ливням, но и имеет еще и значение символа. Именно круг, как воплощение небесного круга, является древнейшим символом, объединяющим все прочие значения. Он обозначает бесконечность неба, поскольку его линия не имеет конца. Круг был основой всех солярных знаков, которые одинаково присутствовали в искусстве всех народов, и башкиры не являются исключением.

Структура юрты по вертикали также соответствует представлениям башкир о космосе. Купол юрты, с круглым отверстием в центре для выхода дыма, соотносится с небосводом, а само отверстие ассоциировалось с солнцем - через него в жилище проникал свет. Стены означали воздух. Своеобразной дополнительной «стеной» являлась занавесь, делившая интерьер на мужскую и женскую половины. Стык между жердями купола юрты и стенами прикрывала разноцветная лента, протянутая по

периметру. Пол символизировал землю.

Связь человека с природой прослеживается не только в одинаковой организации структуры космоса и структуры жилища, но и некоторых обычаях башкир. Так, молодая (невеста), входя в жилище мужа, по традиции делала коленопреклонение горам,

рекам, а также свекру, деверю, другим почетным и уважаемым гостям. Этот обычай доказывал, что человек в сознании башкир являлся неотъемлемой частью природы, макрокосмоса.

Интерьер юрты имел два центра. Композиционным центром являлся очаг. Ему как и круглой юрте приписывалась символическая роль. Располагался он в центре, под отверстием купола. Огонь очага напрямую был связан с солнечным светом, который проникал в юрту через отверстие в куполе. Солнце - небесный огонь, костер - огонь земной. И то и другое в сознании башкир было понятием тепла, уюта, света и благополучия.

Другой своеобразной точкой отсчета внутреннего пространства юрты было место напротив входа. Она располагалась на мужской (гостевой) половине юрты, которая отделялась от женской занавесом. Это место считалось наиболее пристижным. Обычно здесь ставили на подставке высокую гору разноцветных подушек, матрацев, узорных войлоков, перетянутых декоративно оформленной лентой (тартма). Тут же на полу стелили большой палас. Вдоль стен развешивались декоративно оформленные полотенца, красивая одежда, детали конского снаряжения, оружие.

Разноцветные, красочные предметы являлись не только признаком почетного места, особого уважения к гостям, не только украшением интерьера, но и обладали оберегающей функцией, т.к. цвет, по понятиям башкир, защищал человека от несчастий и приносил благополучие.

Правая половина юрты считалась женской, хозяйственной и менее почетной. Здесь располагались пищевые запасы, посуда. Занавесь, разделяющая юрту на две части, символизировала дом. При проводах из родительского дома и встрече в доме жениха невеста шла под растянутой над головой шаршау. Оформление занавесей также имело охранительное значение. В нем предпочтением пользуются теплые цвета, созвучные ярким лучам теплого степного солнца, которое обладает особой очистительной силой. Оно прогоняет тьму и порождаемое ею зло. В систему зла, по поверьям башкир, входит вся природа и все живое, подверженное злым воздействиям (Т.М. Масленникова). От этого зла необходимо было защищаться. Для этого применялись специальные мотивы в орнаменте. Наиболее часто используемые из них - квадраты и ромбы.

Ромб может означать основ юрты, т.к. решетка-основа имеет в своем образовании перекрещенные ромбы. Другое значение ромба - это символ пастбища. У других тюркских народов (киргизов) ромб символизирует добро и изобилие, знак удачной охоты, ложки с пищей, знак обильной еды. Поэтому ромбовидный узор имел целью приносить благополучие, удачу в дом, оберегать от несчастий.

Особо обращали внимание на орнамент, украшавший входную дверь юрты. Дверь граница, соединяющая внутреннее пространство с окружающим миром, поэтому было нежелательно, чтобы злые силы проникли внутрь дома. Узор, нанесенный на дверь краской, часто повторял орнамент, распространенный на предметах, украшенных вышивкой, аппликацией, тканьем. Большое значение придавалось красно-коричневому цвету в орнаменте. Таким же цветом окрашивали и остов юрты изнутри, делая стены «непроницаемыми» для зла.

Войлок юрты (белого или серого цвета) украшали геометрическим и растительным орнаментом. Узор располагался, преимущественно, в нижней части юрты, ближе к земле, подземным силам, защищая тем самым человека от их воздействия. Серый войлок использовался чаще и был более обыденным, но он хорошо сочетался с цветом решеток остова и придавал юрте лаконичность и простоту. Этот нейтральный цвет способствовал объединению различных декоративно насыщенных компонентов интерьера.

Белый цвет войлока контрастировал с яркими узорными тканями, коврами, паласами, полотенцами и др. предметами, придавая всему облику жилища торжественность и нарядность. Не случайно поэтому наиболее торжественными считались белые юрты, которые ставили для приема гостей. Однако наличие таких юрт свидетельствовало не только о гостеприимстве хозяев, но и их экономической состоятельности, т.к. изготовление белой кашмы было более дорогостоящим.

Круглое войлочное навершие юрты (сагалак), образующее купольное отверстие, носило сокральный смысл, было священным, переходило от отца к сыну, от старого жилища к новому. Наряду с самим жилищем украшалась домашняя утварь. Кочевой образ жизни обусловил применение кожаной утвари (мешки для кумыса, подойники, бурдюки, сумки и пр.). Для ее изготовления использовались шкуры лошадей, коров, овец, коз. Башкиры охотно пользовались и деревянной посудой, как долбленой, резной, так и выполненной из бересты. Она находила широкое применение в быту. В кадках разной величины хранили кумыс, муку, зерно, мел. Среди столовой посуды выделялись: круглая чаша с нечетко обозначенным дном (ашлау), круглая чаша с четко обозначенным утолщенным дном (аяк), круглое блюдо с пологими низкими стенками для вареного мяса и лапши (коштабак), ковши (ижау) и пр.

Посуду украшали резьбой, иногда делали роспись. Солярные и ромбические мотивы орнамента изначально имели символический смысл. По преданиям многих народов, например славян, посуда вмещала то, что непосредственно входило в человека как еда или питье и на пути из печи или от ушата с водой могло подвергнуться нападению злых сил. Поэтому украшение посуды служило средством защиты от них.

Условия кочевого быта выработали и особое отношение человека к своему предметному миру. Минимальным количеством вещей нужно было максимально обеспечить быт в условиях частых кочевок. Отсюда строгая продуманность и отработанность каждой вещи, что придавало ей особую материальную и художественную ценность, нередко освещенную маги нерелигиозными представлениями.

Бережное отношение к вещам, предметам опиралась на традицию метить их. В роли метки использовались родо-племенные знаки - тамга. Ими метили скот и проводили даже праздники таврения скота. Нанесение знаков не только па скот, но и на имущество свидетельствовало о преемственности,

наследственности материальных и духовных ценностей в доме. Так осуществлялась традиция передачи культуры от старших к младшим. Во многих предметах жили образ и дух предков. Dыработанное таким образом к ним отношение играло важную роль в формировании интерьера народного жилища - своеобразного ансамбля, освященного традициями.

Использование круга, круглых форм не заканчивается в пределах жилища. Его можно увидеть и в особенностях расположении группы жилищ. Юрты не сосредотачивались все на одном месте, а располагались на несколько верст, объединяясь небольшими группами чаще всего по семейному родству.

     Самой древней планировочной схемой является «кольцеобразная».  Группа юрт для  проживания  отдельных семей, объединенных узами родства, расставлялась в тесный круг с входами, обращенными вовнутрь, как бы олицетворяя жилище большой семьи, и символизировала нераздельное единство рода.

 В   отдельных  районах,   например  у  демских   башкир (жившим по берегам р. Демы), помимо расположенного в середине жилища старейшины, создавалась также общая групповая или гостевая юрта (кунак тирме), представляющая своеобразное подобие общественного центра деревни.  В  нем  всегда стоял большой сосуд для кумыса, постоянно пополняющийся напитком, приносимым из каждой кочующей группы.

Таким образом, кочевой аул представлял собой полузамкнутый двор с объединяющим смысловым центром, на который ориентировались все выходы от отдельных жилищ. Постоянный переход к оседлой жизни требовал другие виды жилищ, среди которых конечным является деревянная изба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "башкирская юрта"

В презентации представлен материал об убранстве юрты...

Конспект ООД "Башкирская юрта"

Конспект организованной образовательной деятельности интегрированного вида в старшей группе по образовательным областям "Познавательное развитие", "Художественно - эстетическое развитие...

.Конспект непосредственно- образовательной деятельности в смешанной группе «Морской конёк» Тема: «Башкирская юрта»

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное р...

Информационный материал "Башкирская юрта"

Древнее содержание башкирского жилища предполагает как общие черты, имеющие место в образе жилища других на­родов, так и свои специфические национальные особенности....

Педагогическая разработка "Башкирская юрта".

 Педагогическая разработка «Башкирская юрта» разработана с целью, познакомить детей с жилищем башкир- юртой; показать детям практическую необходимость юрты; приспособленность к...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Башкирская юрта"

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Башкирская юрта"...

Районный семинар , открытое занятие по направлению речевое развитие с детьми дошкольного возраста с изучением башкирского языка "Башкирская юрта"

Районный семинар для воспитателей        Конспект занятия по направлению «Речевое развитие» с  детьми среднего дошкольного возраста «Башк...