Конспект ООД "Башкирская юрта"
план-конспект занятия (старшая группа)

Руденко Елена Алексеевна

Конспект организованной образовательной деятельности интегрированного вида в старшей группе по образовательным областям "Познавательное развитие", "Художественно - эстетическое развитие" на тему "Башкирская юрта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Башкирская юрта»

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»,  «Физическое развитие»    

Программные задачи:

Образовательные:

познакомить детей с особенностями быта башкир, с юртой (ее устройством, особенностями интерьера, со спецификой оформления);                     закрепить знания об особенностях башкирского орнамента, его цветового решения, композиционного оформления юрты.

Развивающие:

развивать образное восприятие, познавательный интерес детей, чувство композиции, инициативу, самостоятельность в условиях выполнения творческих заданий.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к традициям башкирского народа, к башкирскому народному творчеству, уважение к традициям других народов;                                                                                      воспитывать любовь к родному краю.

Активизация словаря: башкиры, юрта, войлок, купол, очаг.

Предварительная работа:

рассматривание альбома «Культура башкирского народа», беседа о жизни коренных жителей – башкир, об их быте, основных занятиях.

Демонстрационный материал: изображения внешнего строения и внутреннего убранства юрты, вариативные образцы башкирского орнамента, башкирская народная музыка.

Материалы: акварельные краски, кисточки, салфетки, непроливайки, шаблоны юрты - заготовки для украшения башкирским орнаментом.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, как называется наша республика? (Ответ детей)

-Послушайте отрывок стихотворения Г. Молодцова:

Башкирия, моя земля и небо,                                                                                                   Моя любовь, мой соловьиный край!..                                                                                     Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,                                                                         Мне жаль того, кому не пел курай.

-А мы, ребята, счастливые люди, мы живем в этом чудесном краю, в республике Башкортостан.

- В нашей республике живут представители разных народов. Скажите, люди каких национальностей населяют ее? (Ответы детей)

- Коренные жители республики Башкортостан – башкиры. Издавна башкиры занимались скотоводством (разведением скота). Табуны лошадей, стада овец выедали и вытаптывали траву, поэтому приходилось часто перегонять стада на новое, более богатое травой место (кочевать). В связи с этим башкирам необходимо было жилище, которое легко было разобрать, перевезти и собрать на новом месте. Скажите, как называлось жилище кочевых башкир? (Ответы детей)

-Юрта согревала людей в морозные зимние дни и ночи, укрывала от ливневых дождей, спасала от летнего зноя и пронизывающих ветров. Из каких разборных частей состояла юрта? (Ответы детей)

Дети рассматривают изображения строения юрты.

-Чем она покрывалась? (Ответы детей)

Дети рассматривают изображения внутреннего убранства юрты.

-Что было внутри юрты? (Ответы детей)

Звучит башкирская музыка.

Входит башкирская красавица Айгуль.

Воспитатель:

-Посмотрите, дети, к нам в гости пришла башкирская красавица Айгуль. Какой красивый праздничный наряд надела Айгуль! Я думаю, это неспроста…

Айгуль:

-Здравствуйте, ребята! (Здоровается на башкирском языке). А вы знаете, какой праздник будет 11 октября?

Дети:

-День Республики Башкортостан.

Айгуль:

-Этот праздник будет отмечать весь башкирский народ. Люди будут петь любимые песни, плясать, играть. Я предлагаю вам поиграть в башкирскую народную игру «Юрта».

Айгуль и дети играют в башкирскую музыкально - подвижную игру «Юрта».

Айгуль:

- Ребята, мы с моими друзьями пригласили на праздник много гостей, да вот только юрты наши какие - то скучные, не нарядные. Помогите нам, пожалуйста, украсить наши юрты.

Воспитатель:

-Не переживай, Айгуль, дети  с огромным удовольствием помогут вам украсить юрты башкирским народным орнаментом.

Дети рассматривают башкирский народный орнамент.

Воспитатель:

-Скажите, какие цвета используют в башкирском узоре? (Ответы детей)

-Какие элементы башкирского орнамента вы будете использовать для украшения юрты? (Ответы детей)

Дети рассаживаются за столы, под звуки спокойной башкирской музыки украшают белые шаблоны юрт узором, используя акварельные краски и кисточки.

Айгуль:

-Какие вы молодцы, ребята, какие нарядными и праздничными стали теперь наши юрты! Они очень понравятся моим друзьям. Спасибо вам за помощь. А мне пора уходить. До свидания, ребята. (Прощается на башкирском языке)

Воспитатель:

-Ребята, вы хорошо потрудились. Вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось делать больше всего? А что вам показалось трудным? Благодарю вас, дети, за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: «Виртуальная экскурсия в юрту» во второй младшей группе

Воспитатель: С давних времен казахи славились своим гостеприимством. Чем угощают гостей?Дети: чаем, сладостями.Воспитатель:Хозяин юрты развлекает своих гостей после чаепития музык...

"Юрта - жилище тувинских кочевников" конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Знакомство детей с традициями и обычаями тувинского народа (тувинских кочевников)....

Конспект НОД "Юрта для куклы"

Эмоциональное, всестороннее развитие ребенка в дошкольные годы актуально в настоящее время во всем мире. Это побудило меня обратиться к рассмотрению вопроса развития эмоций, поведения и воспитания нац...

Конспект ООД "Юрта Кыш Бабая"

Знакомство детей с башкирским Дедом Морозом ("Кыш Бабай")...

Конспект "Алтайская юрта"

Конспект в среденей группе...

Конспект интегрированного занятия "Юрта, юрта-круглый дом"

Заключительный этап проекта "Культура казахского народа"...

конспект "Раскрасим юрту"

конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему "Раскрасим юрту" во второй младшей группе...