Конспект интегрированного занятия "Юрта, юрта-круглый дом"
план-конспект занятия (старшая группа)

Уралбаева Гульнара Сайтахметовна

Заключительный этап проекта "Культура казахского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_yurte.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Юрта, юрта – круглый дом»

Программные педагогические задачи: знакомить с традиционно-бытовой культурой казахского народа (мини-музей «юрта», домашняя утварь); расширять активный словарь; развивать интерес к посещению «юрты».

Планируемые результаты: проявляет интерес к традиционно-бытовой культуре казахского народа, к посещению «юрты»; свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками; владеет диалогической формой речи.

Словарная работа: юрта, шанырак - свод, дастархан – стол, домбра – музыкальный инструмент, корпе – одеяло.

Предварительная работа: знакомство с бабушкой (аже) «юрты», чтение казахских народных сказок.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное

Тема: Юрта, юрта-круглый дом.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе интегрированной образовательной деятельности.

Задачи:

Расширять представление детей о народах, проживающих на территории нашего города; знакомить с традициями и обычаями казахского народа;

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях, прилагательные с существительными, существительные с числительными;

Учить передавать свое отношение к окружающему в речи и продуктивных видах деятельности.

Формировать познавательно-исследовательские навыки

Развивать произвольное внимание, словесно-логическое мышление

Способствовать созданию ситуации эмоционального благополучия ребенка. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание между детьми, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Учить владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

Оборудование: Макет мини-юрта, предметы быта казахского народа, национальные блюда, одежды, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ателье», «Пекарня», макет пекарни, макет ателье; дидактическая игра «Печем баурсак и чак-чак», «Украсить платье казахским орнаментом»; шаблон национального платья, корзина с подарками «Дорба»

Вводная часть.

Введение в тему: Утром дети получили письмо – приглашение в гости в аул к казахской бабушке Дети и воспитатель читают, обсуждают.

Мотивация деятельности детей: Воспитатель сообщает детям о том, что сейчас они отправятся в гости к бабушке - аже в аул, Воспитатель сообщает детям о том, что их сейчас встретит бабушка, и уходит. Открываются двери, воспитатель. переодевшись в костюм бабушки - аже, встречает детей и приглашает в юрту.

Основная часть.

Аже: Саляматсиндер ма курметти балаллар! Здравствуйте дорогие дети!

Я рада что вы пришли ко мне в гости!

Казахи - гостеприимный народ. В каждой юрте гостю были рады, и двери ее всегда открыты для них. Есть казахская пословица: «Гость на пороге – счастье в доме». Проходите! Присаживайтесь. Где вы находитесь!

Дети: В юрте.

Аже: Что такое юрта?

Юрта – это национальное жилище казахов.

Аже: Посмотрите вокруг, что находится в юрте. Вы знаете, что это такое и как называются эти предметы.

Дети: Национальная одежда казахов – камзол. Мужской и женский.

Тюбетейка и такия – мужской головной убор.

Саукеле – головной убор замужних девушек.

Для чего нужны сундуки? В сундуках казахи хранили одежду, посуду, книги.

Камча – это кнут, которым подгоняли лошадь, овец.

Домбра – это музыкальный инструмент казахов.

Корпе – это одеялки,  которые стелют на ковер.

Дастархан – это стол у казахов.

Аже: Когда угощают гостя чаем, что в первую очередь подают на стол?

Ребята, а я не успела приготовить баурсаки к чаю, вы мне поможете их испечь? Куда для этого нужно отправиться?

Дети: В пекарню.

Аже: Вы отправляйтесь, а я пока в юрте приберусь, дастархан приготовлю.

Не забудьте одеть красивую одежду, для этого вы можете сходить в наше ателье.

 (Дети, двигаясь по маршруту попадают в пекарню, проводится инсценировка-игра «Поварята»)

В пекарне. Здравствуйте. Мы хотели к чаю испечь баурсаки.

Девочка-поваренок: Здравствуйте, сейчас я вам расскажу, что такое баурсак и как его готовить.

Баурсаки – это жаренные пончики. «Баур» с казахского переводится брат, родственник. Поэтому его подают самым дорогим и добрым гостям. Баурсак – это символ солнца. Для того чобы приготовить баурсак нам нужно взять : муку, сахар, соль, дрожжи, молоко. Замесить тесто. Можно вырезать стаканчиком маленькие лепешки, а можно порезать на квадратики. Обжарить в масле.

Мальчик-поваренок: Здравствуйте, сейчас я вам расскажу, что такое чак-чак и как его готовить.

Чак-чак символизирует единство семьи и братство – кусочки теста, как и все члены семейства, крепко слеплены мёдом и представляют собой единое целое.

Чак-чак это кусочки теста, обжаренные в масле и политые медом.

Для того, чтобы приготовить чак-чак, нам нужно взять: муку, сахар, соль, яйца. Замесить тесто. Можно порезать как соломку, скатать шарики. Обжарить в масле и полить медом.

Проводится дидактическая игра «Печем баурсак и чак-чак» 

(Детям предлагается несколько рецептов, они выбирают тот, который подходит для приготовления баурсака и чак-чака. По рецепту дети выбирают ингредиенты для данных блюд).

(Дети, двигаясь по маршруту попадают в ателье, проводится инсценировка-игра «В ателье»)

Физминутка

Подвижная игра «Юрта»

Юрта, юрта круглый дом, (Идут по кругу)

Хорошо живется в нем. (Разводят руки в стороны)

Только ступишь за порог (Шаг в круг)

Загорелся огонек. (Сжимают, разжимают кулачки)

Вот так, вот так (Поднимают одну и другую руки вверх)

Получился шанырак! (Соединяют руки с соседом над головой)

П/игра «Юрта»

(По периметру лежат разноцветные платки, дети в центре идут по кругу под музыку.)

Ведущий:

Солнце яркое взойдет (дети веселятся, идут по кругу) 
В степь весеннюю зовет. 
Бай, бай, балақай, 
Қазақ үйге жүгір-ай!

После этих слов дети бегут к платкам, берутся за концы и поднимают вверх над головами образуя крышу-юрту.

П/игра «Такия тастамак» (есть идея)

Дети сидят по кругу, один ведущий идет вокруг круга и незаметно кому-нибудь подкладывает тюбетейку, и тот кто ее найдет должен бежать в противоположную сторону, оббежать круг и сесть на свое место. Тот, кто не успел сесть тот становится ведущим. Игра повторяется. 

Проводится сюжетно-ролевая игра «В ателье».

Девочка-заказчик: - Здравствуйте. Меня пригласили на той-праздник, и я хочу заказать казахское платье-койлек и жилет-камзол.

Администратор: - Вот журнал, посмотрите и выберете себе платье, какое вы хотите.

- Если выбрали, то сейчас придет закройщик и снимет с вас мерки.

- Когда платье будет готово мы вам позвоним.

Закройщица: - Здравствуйте. Сейчас мы снимем и запишем ваши мерки. (снимает и записывает мерки)

(Швеи шьют импровизированное платье, жилет. Гладильщица гладит готовое изделие и вешают на вешалку).

Проводится дидактическая игра «Украсить платье казахским орнаментом» 

(На столе шаблон платья, шаблоны узоров, ленточки, тесьма, бусинки. Дизайнеры составляют узор. Наклеивают на платье орнамент).

Администратор звонит по телефону заказчику и сообщает о том, что заказ готов.

Администратор: Здравствуйте. Ваш заказ готов. Приходите. (Звонок по телефону)

Пройдите в примерочную и померяйте, посмотрите все ли вас устраивает.

(Девочка-заказчик приходит, меряет платье, благодарит, забирает платье и уходит)

Девочка-заказчик: Мне все нравится. Спасибо. До свидания!

Администратор: До свидания! Приходите еще!

Заключительная часть.

В конце своего маршрута дети возвращаются в юрту к аже. Рассказывают где были, что делали.

Бабушка приглашает детей к столу.

Аже: У казахов есть хороший обычай: любое хорошее событие сопровождается «Шашу» (разбрасывание конфет на счастье, благополучие), так пожелаем всем «Денсаулык зор болсын, бакыт болсын, достык болсын». «Здоровья, достатка и счастья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...