Педагогический проект "Имя героя улицы моей"
проект (подготовительная группа) на тему

Ядыкина Елена Геннадьевна

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на воспитание гражданско-патриотических качеств посредством музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_imya_geroya_ulitsy_moey_-_kopiya.doc188.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Имя героя улицы моей»

soldat

        

Автор-составитель:

Ядыкина Елена Геннадьевна,                                                                                          

воспитатель высшей

квалификационной категории

Структура проекта

Паспорт………………………………………………………………………………….3

Актуальность…………………………………………………………........................5

Цель…………………………………………………………………………………….8

Задачи…………………………………………………………………..........................8

Партнеры проекта…………….………………………………………........................8

Целевые группы проекта……………………………………………………………..9

Принципы, лежащие в основе реализации проекта………………..........................12

Формы и методы организации детской деятельности……………........................13

Основные направления содержания деятельности………………………………..13

Сроки реализации проекта…………………………………………...........................14

Календарный план мероприятий по реализации проекта…………………………..14

Прогнозируемые  результаты……………………………………….......................16

Оценка результатов...…………………………………………………………………17

Дальнейшее развитие проекта……………………………………………………….18

Используемые источники……………………………………………………………19

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект «Имя героя улицы моей»

Разработчик проекта

Ядыкина Елена Геннадьевна,

город Прокопьевск

Цель и задачи проекта

Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами  музейной педагогики.

Задачи проекта:

  • познакомить с памятными местами города Прокопьевска и обогатить сознание детей информацией о героях Великой Отечественной войны;
  • развить умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности (моделирование, коллекционирование, художественное творчество и др.);
  • способствовать осознанию детьми важности подвигов героев – земляков;
  • создать методический архив, посвященный герою Советского Союза М.В. Шишкину.

Вид проекта

Краткосрочный

Тип проекта

Исследовательско – творческий (по Л.В. Киселевой)

Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: август – декабрь 2013г.

Подготовительный этап – август–сентябрь 2013 г.; практический этап  – октябрь – ноябрь 2013г.;

заключительный этап – декабрь 2013 года.

Перечень основных мероприятий

  • Мониторинг по теме проекта (анкетирование родителей, беседы с детьми);
  • «Круглый стол» с участием родителей, детей  и педагогов с целью  ознакомления с идеей проекта;
  • создание условий для реализации проекта (поисковая работа, сбор информации по тематике проекта, изготовление настольно-печатных, дидактических игр, подбор экспонатов для мини-музея, видеоматериалов и др.);
  •  цикл бесед по книгам о героях Великой Отечественной войны, знакомство с биографией героя Советского Союза М.В.Шишкина;
  • экскурсии в краеведческий музей, музей МБОУ СОШ № 6, по памятным местам города;
  • целевые прогулки по улице им. М.В. Шишкина, аллее героев;
  • установление связи с семьей М.В. Шишкина;
  • создание мини-музея имени М.В. Шишкина в группе детского сада и на страничке в интернете;  
  • совместное детско-родительское творчество: изготовление обелиска;
  • цикл  непосредственно – образовательной деятельности  «Знание истории своей Родины – основа патриотизма»;
  • создание и оформление книги, посвященной М.В. Шишкину;
  • презентация настольно-печатных игр «Мы идем по улице», «Экскурсия по улице имени М.В. Шишкина» и компьютерной игры «Четвертый лишний»;
  • организация выставки детского творчества  на тему войны;
  • презентация книги памяти героя Советского Союза М.В. Шишкина в печатном и электронном виде;
  • самостоятельная ознакомительная экскурсия детей подготовительной группы для воспитанников других групп;
  • творческая выставка - экранизация событий жизни и подвига героя М.В. Шишкина;
  • итоговый мониторинг уровня познавательного развития детей;
  • презентация проекта на педагогическом совете в  МБДОУ.

Исполнители

Педагоги, дети, родители.

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит:

-сформировать у детей  старшего дошкольного возраста представления о музее и его назначении, основных правилах поведения в музее;

-развитьу воспитанников творческие и организаторские  способности;

-воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, научить анализировать их;

-повысить их  мотивационную потребность к изучению родного края;

-выработать у воспитанников позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа;

-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации  совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.

Целевые группы проекта

 Дети, педагоги, родители.

Предполагаемые источники финансирования

Внебюджетные средства, спонсорская помощь родителей.

Актуальность проекта

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении  нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине»

 В.А. Сухомлинский

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской  Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»[9].

         Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей родины, своего края.

Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма: любви ксвоим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное воспитание маленького человека. [2]

        Первые представления о Родине дошкольник получает в семье. Придя в детский сад, он узнает, что Родина – это не только его маленький мир, его близкое окружение, но и огромная страна со своей историей, традициями, бытом.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Осуществляя в начале учебного года мониторинг по разделу «Социализация», уровень сформированности гражданской принадлежности, патриотических чувств основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др., я выясняла знание детьми своего домашнего адреса. В ответах детей часто повторялась улица Шишкина. Самый любознательный мальчик Максим Т. спросил: «А, Шишкина -это, что фамилия?». И выяснилось, что дети мало знают, почему улица, на которой они живут, называется «Шишкина». Так возникла идея создания проекта, название которому придумали вместе с детьми  «Имя героя  улицы моей». План работы также обсуждали группой. В проекте мне было важно подвести детей к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

        Эти задачи я успешно решаю с помощью музейной педагогики, так какименно музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.

Я решила, что будет здорово, если наших воспитанников в детском саду будут окружать предметы быта, культуры, истории, что позволит каждому воспитаннику в полной мере ощутить себя частью великого народа.

        Таким образом, в детском саду мною организована работа по созданию мини – музея. Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он  - соавтор, творец экспозиции.

        Данная идея возникла еще и по результатам анкетирования родителей. Установлено, что большинство из них крайне редко посещают музеи с детьми.

Занимаясь с детьми созданием мини – музеев, я стараюсь формировать у дошкольников чувства гордости, уважения, сопричастности к прошлому, развивать познавательно - исследовательские способности, приобщать к музейной педагогике.

                       SWOT- анализ исходного состояния проблемы

Внутренняя среда организации

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно – правовое обеспечение

Наличие

Отсутствие

1 Локальные акты:

- договор с родителями  (законными

  представителями) воспитанников;

- лицензия МБДОУ на право ведения

  образовательной и медицинской

  деятельности;

- положение о временной рабочей группе

  МБДОУ «Детский сад №27» по внедрению

  Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования

-

Организационное обеспечение

1. Наличие в МБДОУ основной

   образовательной программы; программы

   развития МБДОУ;

2. Наличие парциальных программ:

    Программа "Здоровье" (В.Г.Алямовская),

    Программа  "Я — человек"(С.А.Козлова)

1. Отсутствие методических рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств

Кадровое обеспечение

1.Повышение квалификации, аттестация

    педагогов.

2. Педагогический ценз педагогов

    составляет:

   - имеют высшую категорию - 9%

     педагогов;

  - имеют первую квалификационную  

     категорию – 46% педагогов;

  - имеют вторую квалификационную

    категорию 18 % педагогов

Не имеют квалификационную категорию – 27 % педагогов и не владеют современными технологиями и программами

Материально – техническая база

1. Наличие помещения МБДОУ;

2. Наличие

-  детской литературы;

-  мультимедийного оборудования;

-  музыкального центра.

3. Наличие сайта МБДОУ

1. Отсутствие:

- современного учебно – методического

  материала, дидактических игр,

  методических пособий и

  видеоматериалов;

- атрибутов к сюжетно – ролевым играм проблемной направленности

Внешняя  среда организации

Возможности

Ограничения и риски

1. Взаимодействие с родителями воспитанников (создание в группе мини- музея  наполнение его учебно – методическими пособиями, играми, видеоматериалами и др.);

2. Взаимодействие с социумом;  

3. Изучение дополнительных программ и методических материалов;

4 . Вовлечение всех участников целевых групп  в онлайн-общение

1. Недостаточное финансирование

   МБДОУ;

2. Внебюджетные средства (спонсорская  помощь);

3. Наличие асоциальных семей.

Проблема.  Несоответствие  между потребностями в обеспечении качественного обучения  воспитанников и возможностями   дошкольного образования.

                                   Новизна материала

Новизна материала проекта отражает принципиально новые подходы в воспитании гражданско-патриотических чувств средствами музейной педагогики у детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на взаимодействие с разными социальными партнерами. В проект включены нетрадиционные интерактивные формы: виртуальный мини-музей, который может посетить любой желающий, почитать книгу памяти и онлайн-общение с родственниками героя. Это позволяет поддерживать неослабевающий интерес к теме проекта, его мероприятиям. А так же решать ряд задач подготовительного этапа.

Цель проекта: формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Задачи проекта:

  • познакомить с памятными местами города Прокопьевска и обогатить сознание детей информацией о героях Великой отечественной войны;
  • развить умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности (моделирование, коллекционирование, художественное творчество и др.);
  • способствовать осознанию детьми важности подвигов героев – земляков;
  • создать методический архив, посвященный герою Советского Союза М.В. Шишкину.

Партнёры проекта

Ключевые партнеры

Содержание деятельности

Заведующая  МБДОУ

Осуществляет

- разработку  локальных актов МБДОУ;

- создаёт  условия для реализации

мероприятий по проекту;

- заключает договоры с социокультурными

учреждениями города;

- создаёт  условия для творческой  работы

педагогов  МБДОУ.

Старший воспитатель

  Занимается подбором методической

литературы, наглядного  и  видеоматериала,

координирует работу  педагогов,

руководит реализациейпроекта.

Основные партнеры

Воспитатель

Музыкальный

руководитель

Инструктор по физической культуре

Учитель – логопед

Родители

Осуществляют реализацию мероприятий

проекта:

-проводит занятия, беседы, организует экспериментальную деятельность;

-проводит тематические праздники, принимает активное участие в разучивании песен, направленных на воспитание патриотических чувств к своей Родине,  работает сродителями;

-проводит спортивные мероприятия с включением игр на военную тематику;

-обучает детей составлению рассказов по схематическим моделям, пословицам, творческим пересказам,  заучиванию стихотворений;   активно участвует во всех мероприятиях по реализации проекта;

-принимают участие в организации и  проведении экскурсий, целевых прогулок,

-участвуют в поисковой работе по сбору информации и экспонатов  для создания «Книги памяти», мини-музея,

-участвуют в выставке рисунков: «Подвиг героя», «С чего начинается Родина?» и др.;

Целевые группы проекта

Целевые группы

Краткая характеристика

Дети 6 – 7 лет

В старшем дошкольном возрасте происходит общее развитие личности, в частности, осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Формируется устойчивая привычка задавать вопросы (Почему?) и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Дети способны прогнозировать последствия  своих действий. Благодаря увеличению объёма памяти и развитию произвольного внимания, уровень самостоятельности дошкольников  повышается. Им доступны приёмы классификации, причинно – следственные связи, выдвижение гипотез, самостоятельность выводов. Дети проявляют интерес к  познавательной и исследовательской деятельности. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).

Родители

Заинтересованы в социальном развитии детей.  Испытывают потребность  в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребёнка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания.

Педагоги

Имеют глубокие всесторонние знания об окружающем. Владеют содержанием общеобразовательной  программы, методами психолого – педагогической диагностики. Находясь в поиске эффективных форм развивающего обучения, активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

I этап

Подготовительный

август

-

сентябрь 2013 г.

  1. 1.Выявить уровень заинтересованности детей (беседа) и родителей (анкетирование) (Приложение 4) в реализации проекта «Имя героя улицы моей».

2.Проанализировать возможность участия целевых групп  в реализации проекта.

3.Поисковая работа, сбор информации: рассматривание иллюстраций и чтение книг, отражающих события войны и составление по ним рассказов.

4.Подбор экспонатов для мини - музея.

5.Подбор открыток, статей  из газет, журналов, видеоматериалов, пословиц и загадок о героизме, об армии.

6.Цикл бесед по книгам о герояхВеликой Отечественной войны, знакомство детей с биографией героя  Советского Союза М.В. Шишкина.

7.Организовать целевые прогулки по улице, названной именем героя войны, по аллее героев.

8.Разработать перспективный план работы по реализации проекта.

II этап

Практический (творческий)

октябрь

-

ноябрь

  1. г.
  1. 1.Способствовать вовлечению детей и родителей к изготовлению обелиска герою войны.
  2. Организовать с детьми совместную образовательную деятельность по теме «Знание истории своей Родины – основа Патриотизма».

3.Установить связь с семьей М.В. Шишкина.

4.Организовать экскурсии в городской краеведческий музей, в музей МБОУ СОШ № 6, по памятным местам города.

5.Создать и оформить книгу памяти, посвященную М.В. Шишкину.

6.Создать настольно-печатные игры «Мы по улице идем», «Экскурсия по улице имени М.В. Шишкина» и компьютерную игру «Четвертый лишний».

7.Создать мини-музей имени М.В. Шишкина в группе детского сада и на страничке сайта ДОУ.

III этап

Заключительный (презентационный)

Декабрь

2013 г.

  1. Осуществить мониторинг уровня познавательной активности детей (нравственно - патриотический аспект).
  2. Выпустить книгу памяти, посвященную М.В. Шишкину, с привлечением детей и родителей.
  3. Презентация настольно-печатных игр «Мы по  улице идем», «Экскурсия по улице имени М.В. Шишкина» и компьютерной игры "Четвертый лишний".
  4. Организовать самостоятельную ознакомительную экскурсию детьми подготовительной группы для воспитанников других групп.
  5. Организовать творческую выставку-экранизацию событий жизни и подвига героя Советского союза М.В. Шишкина (рисунки)
  6. Презентовать книгу памяти, посвященную герою Советского Союза М.В. Шишкину в печатном и электронном виде.
  7. Создать методический архив данных по М.В. Шишкину.
  8. Выступить на педагогическом совете МБДОУ с презентацией проекта «Имя героя улицы моей».

Принципы, лежащие в основе проекта:

  • учёта возрастных особенностей каждого дошкольника;
  • наглядности (иллюстративность, наличие фотографии героя, памятников, достопримечательностей и т. д.);
  • занимательности (изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата);
  • последовательности (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);
  • подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации);
  • безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея;
  • интеграции различных видов детской деятельности (содержание образования, методы реализации, предметно-развивающая среда);
  • личностно-ориентированного общения (предусматривает сотрудничество и взаимоуважения, партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
  • партнёрства: музей является результатом сотрудничества социума, родителейи детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

Формы и методы организации деятельности детей

В процессе реализации по созданию мини-музея используются различные формы деятельности:

традиционная, комбинированная, интегративная и практическая НОД, лекции, игры, праздники, конкурсы, викторины,коллекционирование, экскурсии и другие.

Методы  организации деятельности детей:

  1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  2. наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу и др.);
  3. практический (изготовление макетов, конструирование военной техники и оружия, создание мини-музея и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – старшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • исследовательский – самостоятельная поисково– практическая деятельность.

Основные направления деятельности

Данный проект разработан на 5 месяцев обучения. Осуществление НОД в группе (6-7лет) проходит 2 раза в неделю по 30 минут. Проект предполагает осуществление разнообразной детской деятельности со всеми детьми группы. Большое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми.

Для лучшего усвоения детьми материала,  а также удобства педагога в подготовке к занятиям, работу лучше всего проводить блоками по 3-5 занятий. Первый блок – поисково-собирательский, который приобщает к музейной культуре, знакомит детей с героями ВОВ (биографией М.В. Шишкина), видами вооруженных сил  Российской армии; с понятием «музей», формой работы – экскурсией иправилами поведения в общественных местах.

Второй блок – экскурсионный, где организуются экскурсии, целевые прогулки.

Третий блок – экспозиционный (оформление мини-музея, выставок художественного творчества).

Сроки реализации проекта

Август – декабрь 2013 г.

Календарный план мероприятий по реализации проекта

Мероприятия

Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Анкетирование

Выявление уровня заинтересованности детей и родителей в реализации проекта «Имя героя улицы моей»

Август

2013г.

Воспитатель

2.

Мониторинг

Анализ возможности участия целевых групп  в реализации проекта

Август

2013 г.

Ст. воспитатель

3.

Проведение

«Круглого стола»

Выяснение уровня знаний  по данной тематике,  ознакомление с идеей проекта

Сентябрь 2013 г.

Ст. воспитатель

4.

Поисковая работа, сбор информации по тематике проекта, подбор экспонатов для мини-музея, видеоматериалов идр.)

Создание условий  для реализации проекта

Август-

сентябрь 2013 г.

Ст. воспитатель

5.

Организация цикла бесед по книгам  о Великой Отечественной войне. Знакомство детей с биографией героя  Советского Союза М.В.Шишкина

Уточнение и расширение знаний детей о музее, о героях ВОВ

Август – сентябрь 2013 г.

Ст. воспитатель и воспитатель группы

6.

Заключение

договоров с социокультурными организациями

по    проведению  совместных мероприятий

Обеспечение возможности сотрудничества

Август – сентябрь 2013 г

Заведующая МБДОУ

7.

Организация экскурсий в городской краеведческий музей, в музей МБОУ СОШ № 6,  целевых прогулок по улице, названной именем героя войны, по аллее героев, по памятным местам города

Воспитание патриотических чувств, развитие познавательной активности

Октябрь – ноябрь 2013 г.

Ст. воспитатель, родители

8.

Создание мини-музея имени героя Советского Союза М.В. Шишкина в группе детского сада и в интернете

Поддержание устойчивого интереса к проекту, к военной тематике

Октябрь – ноябрь 2013 г.

Ст. воспитатель, родители

9.

Организация с детьми совместной образовательной деятельности по теме «Знание истории своей Родины – основа патриотизма» (лепка «Медали наших прадедов»; конструирование (оригами)

«Русские танки», рисование «С чего начинается Родина» и др.)

Заучивание стихотворений «Чтобы не было войны», «Пусть будет мир», «Ода солдату».  Слушание гимна нашей страны, разучивание песен о Родине, о мире.

Уточнение и расширение знаний о своей Родине, герое М.В. Шишкине; развитие умений и навыков в художественном творчестве детей

Октябрь – ноябрь 2013 г.

Воспитатель, ст. воспитатель.,

учитель-логопед, музыкальный руководитель

10.

Совместное детско-родительское творчество: изготовление обелиска

Вовлечение родителей в проект

Октябрь – ноябрь 2013 г.

Воспитатель

11.

  1. Установить связь с семьей М.В. Шишкина

Обеспечение возможности сотрудничества

Октябрь – ноябрь 2013 г.

Заведующая МБДОУ, воспитатель

12.

  1. Создать и оформить книгу, настольно-печатные игры, посвященные М.В. Шишкину

Поддержание устойчивого интереса к проекту

Октябрь – ноябрь 2013 г.

Ст. воспитатель, родители

13.

  1. Организация выставки детского творчества на тему войны

Развитие творческих способностей, познавательного интереса

Декабрь 2013 г.

Ст. воспитатель, родители

14.

  1. Выпуск и презентация книги памяти, посвященной герою Советского Союза
  2. М.В. Шишкину в печатном и электронном виде

Обобщение знаний детей о герое войны, памятных местах города Прокопьевска, оптимизация работа с родителями

Декабрь 2013 г.

Ст. воспитатель, родители

16.

  1. Организация самостоятельной ознакомительной экскурсии детьми старшего дошкольного возраста для воспитанников других групп

Воспитание патриотических чувств, самостоятельности, развитие познавательных интересов

Декабрь 2013 г.

Ст. воспитатель

17.

  1. Презентация настольно-печатных игр «Мы идем по улице», «Экскурсия по улице имени
  2. М.В. Шишкина» и компьютерной игры "Четвертый лишний"

Развитие познавательных интересов

Декабрь 2013 г.

Ст. воспитатель.

18.

Творческая выставка - экранизация событий жизни и подвига героя М.В. Шишкина

Развитие творческих способностей

Декабрь 2013 г.

Ст. воспитатель.

19.

Создание методического архива, посвященного герою ВОВ

М.В. Шишкину

Завершение работы над проектом

Декабрь 2013 г.

Все участники проекта

20.

Мониторинг познавательного развития детей для     всех участников образовательного процесса

Отследить динамику развития познавательной активности детей

Декабрь 2013 г.

Старший воспитатель

21.

Выступление на педагогическом

совете в  МБДОУ с презентацией проекта «Имя героя улицы моей»

Подведение итогов, рефлексия

Декабрь 2013 г.

Старший воспитатель,

воспитатели

Прогнозируемые  результаты

Реализация проекта позволит:

-сформировать у детей  старшего дошкольного возраста представления о музее и его назначении,основных правилах поведения в музее;

-развитьу воспитанников творческие и организаторские  способности;

-воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, научить  анализировать их;

-повысить их  мотивационную потребность к изучению родного края;

-выработать у воспитанников позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа;

-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации  совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.

В результате  обучения дети должны:

  • различать основные виды, функции музея;
  • знать правила поведения в музее;
  • знать некоторые события в истории ВОВ;
  • знать о подвиге героя М.В. Шишкина;
  • уметь самостоятельно проводить ознакомительные экскурсии;
  • создавать экспонаты для мини-музея по собственному замыслу;
  • оценивать результат своей работы.

Оценка результатов

Оценка результатов реализации проекта осуществлялась по двум направлениям:

  • уровень сформированности у детей  старшего дошкольного возраста знаний о музее;
  • уровень сформированности гражданско-патриотических чувств.

Мониторинг проводился с использованием следующих методов:  беседы с детьми и  дидактической игры.

Уровень познавательного развития детей

  1. Диагностическая карта уровня развития познавательной активности (знания детей о музее).                                            

Количественные и качественные показатели   свидетельствуют о положительной динамике в  познавательном развитии детей и сформированности  у детей  старшего дошкольного возраста знаний о музее. (Приложение 1)

Воспитанников привлекают книги, вещи и предметы  с музейной тематикой; они  с удовольствием занимаются сбором информации для музея, рисуют, моделируют ситуации.  Детей  привлекают рассказы о назначении и видах музея, о коллекционировании различных предметов,об истории создания первых музеев. Они  имеют четкое представление о том, какиеправила поведения должен соблюдать человек в музее, знают кто такой экскурсовод, экспонаты и мн.др.

      Уровень познавательного развития детей   представлен в диаграмме                                                                           (Приложение1)

Уровень сформированности гражданско-патриотических чувств

        Большинство детей имеют представления о герое М.В.Шишкине, его подвиге, эмоционально откликаются и переживают события  военных лет. У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины. (Приложение 2)

Уровень основной направленности  и вовлечения педагогов и родителей в инновационный процесс

             2.   Изменение личности и деятельности педагогов:

  •  качество творческой деятельности в разработке и реализации проекта;
  •    изменение содержания и форм совместной образовательной деятельности с детьми;
  •    личностный рост педагогов (участие в конкурсах, семинарах, методической работе).                                                                  

        3. Педагогическая компетентность родителей в области познавательного развития детей (патриотический аспект)  

  • изменение отношения родителей к деятельности, интересам и развитию своего ребёнка;
  • участие в совместных мероприятиях, анкета для родителей (Приложение 3)                                                                                                                                          

Дальнейшее развитие проекта

После завершения работы над проектом открылась  возможность его дальнейшего развития.

            Дальнейшая реализация данного проекта позволит продолжить работу по формированию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики:

  • продолжить онлайн – общение с семьей М.В. Шишкина;
  • создать методический архив имени В.Ф. Мартехова;
  • разработать  методические рекомендации по проблеме формирования у детей  старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств;
  • использовать интерактивные формы  в работе с детьми;
  • публиковать материалы проекта в печатных изданиях  и интернет – сайтах, участвовать в конкурсах различного уровня.

        Таким образом, анализируя положительную динамику результатов моей работы по организации мини-музея, я пришла к выводу:  гражданско-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики в перспективе будет занимать важное  место  в организации образовательного процесса в детском саду. Я уверена, что системная, последовательная работа средствами музейной педагогики поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа России в разное историческое время.

Используемые источники

1. Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников / – М., 2008.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

3. Дудникова С. А., Детский сад от А доЯ//Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.  № 6. 2007.

4. Дыбина О.В., Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста /Тольятти: ТГУ, 2009.

5. Зеленова  Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в   России / Великие Луки: Скрипторий 2003, 2010.

6.        Кондрыкинская Л.А., С чего начинается Родина?//Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

7. Лопатина А., Скребцова М., Начала мудрости / М., Амрита-Русь, 2004.

8. Музейная педагогика: Из опыта методической работы // под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.

9. Мониторинг в детском саду// под редакцией Ермолаева С.Д., Спб, Детство-пресс, 2011.

10. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду// Дошкольное образование. – N 22. –2002.

11. Тихонова О. Г., Дошкольнику о музейной культуре/М., АРКТИ, 2006.

12. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы / М. Трунова // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 4. — С. 38—42.

13. Хабарова Т.В., Педагогические технологии в дошкольном образовании /Спб, Детство-пресс, 2011

14.        Интернет - ресурсы: www.maaam.ru/obrazovanie/muzei-v-detskomsadu900igr.netKama1983.narod.ruи другие

Приложение 1

Мониторинг уровня сформированности у детей

старшего дошкольного возраста знаний о музее

Цель исследования:выявление уровня объема знаний о музее, его назначении, правилах поведения в музее у детей 6-7 лет.

Для выявления уровня объема знаний проведен начальный и итоговый эксперимент. Была использована индивидуальная беседа: детям предлагались вопросы.

Процедура проведения

Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке и при условии его положительного настроя на беседу со взрослыми. Ответы детей заносят в протокол.

Инструкция

- Я сейчас тебе буду задавать вопросы. А ты постарайся на них ответить.

Техника проведения

С каждым ребенком была проведена беседа по следующим вопросам:

  1. Что такое музей? (Дополнительный вопрос:«Как ты думаешь, где хранятся старые вещи, картины и пр.?»).
  2. Что хранят в музее? (дополнительный вопрос: «как ты думаешь, зачем берегут очень старые вещи, красивые картины и пр.?»)
  3. Был(а) ли ты в каком-либо музее?
  4. С кем ты ходил(а) в музей?
  5. Что запомнилось больше всего?
  6. Как нужно вести себя в музее?

Критерии оценки

         Оценка детских ответов происходит по критериям, разработанным кандидатом педагогических наук, доцентом ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» О.Г.Тихоновой [11].

По результатам собеседования проводят как количественный, так и качественный анализ полученных данных. Для качественной обработки ответов детей могут быть разработаны шкала оценок или критерии анализа. Это позволяет определить уровень представлений детей о музее и музейной культуре.

Критерии оценки ответов детей таковы:

низкий уровень–дети не знают, что такое музей; даже при помощи взрослого не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны (не могут их даже перечислить);

допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей; с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее; с трудом могут вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея;

достаточный уровень– дети имеют представление о музее и правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них. Чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные;

высокий уровень – дети знают, что такое музей, и имеют представление о его назначении; им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассматривания.

 При математической обработке полученных данных каждый положительный ответ может быть оценен определенным числом баллов (от 1 до 3). Максимальное число баллов, которое может набрать ребенок, составляет 14 баллов. Шкала оценок будет, соответственно следующей:

низкий - 5-0 баллов;

допустимый - 8-6 баллов;

достаточный - 11-9 баллов;

высокий - 14-12 баллов.

Обработка результатов первичного эксперимента

Вывод: По  результатам первичного    исследования  сформированности знаний детей о музее было выявлено  56 % детей с  низкимуровнем развития, 20 % детей  с допустимым уровнем и 24 % с достаточным уровнем. Большинство детей не знают, что такое музей; даже при помощи взрослого не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны (не могут их даже перечислить).

Все дети группы были протестированы по этой методике в начале реализации проекта и в конце проводилась итоговая диагностика.

Обработка результатовитогового эксперимента

Вывод: По результатам итогового исследования  выявлено всего 48%, воспитанников  с допустимыми знаниями  о музее, с достаточным 28%  и 24 % с высоким уровнем.  У детей отмечается повышенный  интерес к  музейным предметам, к посещению музеев.

Приложение 2

Мониторинг уровня сформированности гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования: выявить уровень сформированности гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста (на примере подвига М.В.Шишкина).

Мониторинг сформированности гражданско-патриотических чувству старших дошкольников представлен в разделе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др. образовательной области «Познание», а вопросы к дидактической игре «Знаешь ли ты, кто такой герой?» былисоставлены мной.

       Для проведения исследования необходим следующий материал: иллюстрации памятников героям ВОВ в городе Прокопьевске, несколько  фотографий героев Советского Союза (в том числе М.В. Шишкина), картинки с изображением наград, военной техники, оружия.

Процедура проведения

Проводится индивидуально. Перед ребенком раскладываются фотографии, иллюстрации.

Детям предлагается дидактическая игра «Знаешь ли ты кто такой герой?»

Задание:

- Кто может защитить родную Русскую землю?

- Кто такой герой?

- Каким должен быть герой?

- Покажи фотографии героя М.В.Шишкина.

- Какой подвиг совершил М.В.Шишкин? Кем он был во время войны?

- Чем наградили героя? Что названо в честь него в нашем городе?

- Перечисли названия военной техники, оружия.

- Что люди воздвигают (строят) в честь погибших солдат?

- Почему возлагают цветы к памятникам?

Критерии оценки:

высокий уровень – ребенок знает кто такой герой и защитник Родины, каким он должен быть; распознает фотографию М.В. Шишкина среди других героев; знает  и рассказывает хронологию событий о его подвиге; знает названия военной техники и оружия; имеет представление о «местах памяти погибшим героям»  в нашем городе;

средний уровень  – ребенок знает кто такой герой и защитник Родины, каким он должен быть; распознает фотографию М.В. Шишкина среди других героев; знает  о его подвиге, но не может отобразить в своем рассказе полную хронологию событий; называет  несколько названий военной техники и оружия (3-4); имеет некоторые представление о «Местах памяти погибшим героям»  в нашем городе;но ответы дает с небольшой подсказкой воспитателя;

ниже среднего – ребенок знает кто такой герой и защитник Родины, каким он должен быть; не может показать фотографию М.В. Шишкина; знает немного о его подвиге; называет  несколько названий военной техники и оружия (2-3); не имеет представления о «Местах памяти погибшим героям»  в нашем городе;

низкий уровень – ребенок знает кто такой герой, но затрудняется назвать  его качества; не может показать фотографию М.В. Шишкина; не знает о его подвиге; не знает названия военной техники и оружия; не имеет представления о «Местах памяти погибшим героям»  в нашем городе.

Обработка результатов первичного эксперимента

Уровни сформированности гражданско-патриотических чувств

 Вывод: По результатам первичногоисследования выявлено 16 % воспитанников  с низким уровнем,   60 % с уровнем ниже среднего, 24 % средний уровень.  У большинства детей очень скудные знания о видах военной техники и оружия, о герое М.В. Шишкине и его подвиге; дошкольники не имеют представления о «Местах памяти погибшим героям»  в нашем городе. Дети затрудняются отвечать на поставленные вопросы.

Обработка результатовитогового  мониторинга

Уровни сформированности гражданско-патриотических чувств

Вывод: По результатам итогового мониторинга у детей выявлено 52% со средним уровнем, 48% с высоким уровнем. Многие дети имеют представления о герое М.В. Шишкине и его подвиге; эмоционально откликаются и переживают события  военных лет. У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины.

Сравнительные результаты первичного и итогового мониторинга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Улицы Моего города"

В материале предложен проект "Улицы моего города". В ходе реализации проекта дети и родители путешествуют по улицам своего города. Проект реализуется в трех направлениях "Социально-личностное", "Худож...

Сценарий мероприятия "Герои России моей"

Сценарий мероприятия, посвященного Дню героя в рамках семейного клуба....

Вечер, посвященный чествованию ветеранов афганской, чеченской войн и локальных конфликтов «Герои России моей»

Материал посвящен ветеранам афганской, чеченской войн и локальных конфликтов ....

проект социальной направленности (создание презентации, посвященной истории улицы А.К.Мухаметзянову) Исследовательский проект «Улица моего посёлка»

     "Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему селу. Если человек равнодушен к памятникам истории св...

Вечер, посвященный чествованию ветеранов афганской, чеченской войн и локальных конфликтов «Герои России моей»

Сценарий вечера,посвященного ветеранам и героям афганской, чеченской войн и локальных конфликтов....

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Герои в моей семье"

Чувство патриотизма у детей дошкольного возраста выражается через любовь к своим близким, малой и большой Родине, уважение к опыту старших, родному языку, истории, культуре. Воспитывается оно с малых ...

Сценарий образовательной деятельности «Улицы моего города» (на примере улиц на которых живут дети группы).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «Культура, достопримечате...