Мы расскажем вам о Севере
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сайбышева Ганна Хасевтивна

Цели:

       •     познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас расширить кругозор;

  • развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал воспитанников;
  • воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру и традиции народом Севера.

Реквизиты: оформление, национальные костюмы для участников утренника, кисы, малица, ягушка, бурки для танца, палка, доска, маска совы для игр; музыкальное сопровождение, мультипроектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_rasskazhem_vam_o_severe.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мы расскажем вам о Севере.

Цели:

        •         познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас расширить кругозор;

  • развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал воспитанников;
  • воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру и традиции народом Севера.  

Реквизиты: оформление, национальные костюмы для участников утренника, кисы, малица, ягушка, бурки для танца, палка, доска, маска совы для игр; музыкальное сопровождение, мультипроектор.

На фоне национальной мелодии появляются ведущие (один взрослый и двое детей) одетые в национальную одежду.

Ведущий.

Суров мой север лишь на первый взгляд
Пусть ветры завывают за стеною.

Здесь каждый вас видеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

1 ребёнок - ведущий.

Дороже нет родного края.

Где отчий дом. семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю-

Ведь это родина моя.

2 ребенок - ведущий.

Малый кружочек на карте Ямальской

А вот по - крупнее кружок ...

Все это дорого, все сердцу близко.

Все это наше родное, дружок.

Ведущий. - Ӈани торова! - Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас на день рождения.

1 ребёнок - ведущий. (обращаясь к другу) А у кого день рождения? У тебя? Вот почему ты такая нарядная!

2 ребёнок - ведущий. Но ведь ты тоже нарядная. Значит это у тебя день рождения. Неправильно это - скрывать от друзей.

Ведущий. - Друзья мои, не спорьте, посмотрите в зал. Сколько там нарядных людей. И все они, и мы с вами будем праздновать день рождения нашего края. А все наши выступления будут подарками нашему имениннику. Очень приятно ходить на день рождения к другу. А кто такой друг? Это тот - кого мы хорошо знаем. А хорошо ли мы знаем наш Ямал?

Ребёнок. 

«Приезжай». Л. Лапцуй

Ты не видел тундры? Приезжай!

Если встретит холодом она,

Если вьюга зарычит, страшна,

Словно моря Карского волна.

Не пугайся, словно горностай,

Не кидайся в снежные бугры

Неумелым лыжником с горы.

Ясным взором посмотри вокруг.

Полной грудью свежести вдохни.

Бодростью наполнится твой дух.

В тундре - век двадцатый, наши дни. 

Сядешь в нарты, что летят стрелой.

Или в сизокрылый самолет,

В тундре, под Полярною звездой.

Где живет мой маленький народ.

Жар гостеприимства сохрани.

Обогрет ты будешь без огня!

Ребёнок. 

Наркавы ява                                                   Наша красивая тунра

Мадавы панэм                                               Словно нарядилась

Падтавы панэм                                              В красивые одежды

Пыда мэтараха.                                              В нарядные одежды

Викторина: Наш Ямал.

  1. Назовите главный город нашего округа.
  2. Назовите другие города и посёлки округа.
  3. Какая река протекает у нас?
  4. Люди, каких коренных национальностей живут на Ямале?
  5. Основные занятия народов севера.
  6. Назовите животных севера.
  7. Назовите известных писателей и поэтов Ямала.

Ведущий. Молодцы, друзья мои. Да на севере живут ненцы, ханты, селькупы, коми, зыряне. Это
очень мужественные люди, живут они в необыкновенных домах - чумах. Зимой они носят одежду из меха оленя - малицу и кисы. Кисы - любимая и надёжная обувь северян. А хотите посмотреть на мастериц, которые шьют эту чудесную обувь.

Ребёнок.

«В мастерской» П. Явтысый.

Мягкий свет, как сиянье струится.

В мастерской тишина и уют.

За широким столом мастерицы

Меховые пимы людям шьют.

И движением неторопливым.

Мех сшивая, стежок за стежком

И орнамент, чтоб стал он красивым,

Обозначат цветным лоскутком.

Мастериц расцветают улыбки.

А иголки в умелых руках

В мех олений ныряют, как рыбки.

Мелкий бисер горит в завитках.

Не пимы - сапоги скороходы

Заполярной зимой до весны

Ни метель, ни снега, ни походы

Этим чудным пимам не страшны.

Танец «Рукодельницы»

Ведущий. Когда вы вырастите и поедете учиться в разные города. Но вы обязательно приедете в свой родной посёлок, В свой дом. Дети из далекой тундры тоже приезжают учиться в наш посёлок. В тундре они тоже любят играть в прятки, пятнашки, чехарду. Игры их называются: "Куропатки и охотники". "Волк и олени". "Важенка и оленята". И любая игра не обходится без считалки.

Ребёнок

Дети всюду на земле

В тундре, городе, в селе

Летом, зимнею порой

День проводят за игрой.

Только прежде чем играть

Надо всех пересчитать

Чтоб узнать, кто всё же будет

Догонять вас иль искать,

А считалочки из тундры

Выучить совсем не трудно.

Ребёнок.

Прилетели в тундру утки

Позолоченные грудки.

Чтоб утяток выводить ...

А тебе сейчас водить!

Ребёнок.

Сильный северный олень

Нас катает целый день!

Но на нарту всем не сесть

Значит, ты останься здесь.

Вышло солнце из-за туч.

Уронило яркий луч

Прямо в травы и цветы.

Этот лучик ищешь ты

Ребёнок.

Как по нитке, по лучу

К солнцу я залезть хочу.

Вот я лезу в небо смело ...

Только тучка прилетела.

И пропала солнца нить.

Я упал ...

Тебе водить!

Ребёнок.

Все ребята встали и круг.

С еры й волк примчался вдруг!

Он клыкастый погляди!

Самый смелый выходи! 

Игра «Полярная сова и олени».

Полярная сова находится в углу комнаты. Остальные играющие - олени. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна олени бегают по комнате, на громкий удар бубна олени
останавливаются, не шеве
лятся. Полярная сова облетает оленей и того, кто пошевелится,
уводит
с собой.

Ведущий. Вот и хорошо. Оказывается, правда, что считалочки из тундры выучить совсем
нетрудно. Итак, друзья
, мы продолжаем наш праздник. Мы хотим, чтобы вы ближе познакомились с нашим краем, с его традициями, с творчеством его народа. Живя в тесной связи с природой, ненцы и ханты чутко прислушиваются к ней, наблюдают, примечают.

Ребёнок.

«Приметы». Р. Ругин

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот - живут поныне
Нельзя, они гласили, называть

По именам зверей и птиц, иначе
Тебе вовек в любом лесу не знать

Ни счастья на охоте, ни удачи.

Нельзя плевать в костер - огонь всерьёз
Обидится и лом спалит твой сразу-

И там бывать, где жертву ты принес.
Чтоб не бояться порчи или сглазу.

Ни снег не смел - обидеть, ни грозу.

Ни землю, ни свирепый океан ты,

И должен был беречь зверей в лесу.
Что духами родов считали ханты.
Приметы! Вы прошли святой тропой.
Бывали и в забвении, и в силе
.
Случалось, что удачу за собой

Иль невезенье людям приносили.

Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь.
И оцени старинные советы:

Но ты греха на душу не берёшь

За то, что помнишь отчие приметы.

Приметы. Сценка - диалог двух ведущих.

- Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее

- Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка

- Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.

- Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

- Много грибов - много белок будет.

- Уходи на охоту рано - всегда будешь с удачей.

- Не будь жадным, и не останешься одиноким.

-Не вылавливай из озера всю рыбу - оставь потомкам.

- Если в дом придёт чужая блудная собака к добру, к счастью.

- Если в доме злые собаки - и люди там неуживчивые.

- Нельзя переступать через собаку - растопчешь своё счастье.

Песня «Тэтэль - вэтэль».

Ведущий. Много богатств на Ямале. Но как вы думаете, друзья мои, какое главное богатство
Севера?

1 ребёнок - ведущий. Я думаю - ею люди.

2 ребёнок - ведущий. И, конечно же, мы, дети, его будущее.

Ведущий. Вы правы. Родители стремятся, чтобы дети получали образование. А чтобы они не
забывали родные места, на каникулы школьники едут в родной чум на оленьей упряжке. И
долгой дорогой дом ребята загадывают друг другу загадки.

1 ребёнок - ведущий. Попробуйте и вы отгадать северные загадки.

Загадки.

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру.

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Олень от них убегает

А они не отстают. (Нарты)

По речной глади

Деревянная уточка скользит.

Крыльями о воду бьет.

А взлететь-не может. (Лодка)

С неба летит - пляшет.

Всё, что в тундре - прячет.

А и чум попадёт плачет. (Снег)

Она, как снег, от солнца прячется.

А мышки - от неё. (Сова)

Радость пастуха оленевода

На четырёх палочках стоит.

Обсохнет - за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)

Волшебник на железе

Посредине чума сидит –

И угостить может,

И укусить может. (Огонь очага)

Летом - серая, зимой белая. (Куропатка)

Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

1 ребёнок - ведущий. А ты знаешь, почему ненцы и ханты могут запросто жить в тундре, и
ничего с ними не бывает.

2 ребёнок - ведущий. Я думаю потому, что у них много помощников. Вот олень, например:

Ребёнок.                                                «Олень». П. Явтысый

Передовой олень, ты самый умный в стаде.

Всю тундру я изучил по твоим следам.

Сегодня снова я, мечтая о награде,

Упряжку молодых во власть твою отдам.

Передовой олень, ты мести не уронишь.

Уж мне тебя не знать, напарник мой родной!
Соперников своих опять легко обгонишь
.
Легко опередишь, как прошлою весной.

Ты добываешь мне победу за победой!
Красивый
, как цветок, горячий, как огонь!

Я без труда найду узор твой крупноследный
Средь тысячи следов и тысячи погонь
.

Я тяжести тебе ненужной не прибавлю.

И гордости твоей вовек не умалю.

Я глупой воркотнёй тебя не обесславлю.

1 ребёнок. Я понял, наши друзья ненцы и ханты потому такие сильные, что устраивают
всякие состязания
, гонки на оленях, ещё они перетягивают палку.

2 ребёнок - ведущий. А как это?

1 ребёнок - ведущий. Сейчас я тебя научу.

Игра "Перетягивание палки"

Двое спортсменов садятся напротив друг друга, упираются ступнями ног и берутся двумя
рукам палку, держа её
горизонталъно между собой, пытаются перетянуть друг друга на себя.

Ребёнок

«Моя любовь». Л. Лапцуй

Тундра, я к тебе любви не прячу.

Да и разве может быть иначе.

Если усадив меня на нарты.

Ты учила брать любые старты? ..

Где в году по двести дней бураны

Пляшут, как истошные шаманы,

А ветра голодною волчицей

Вот так, что даже и присниться

Не всегда такое людям может

Под великим северным сияньем… 

Тундра, я тебя и на мгновенье

Не могу представить без оленей,-

С их извечно гордою походкой.

С их красивым бегом, как полётом.

В даль, где горизонт из дымки соткан.

Ведущий.

Сейчас Ямал - обжитая планета.

Везде, на всём - соленый пот труда.

…Дремавший бесконечными веками.

Весь полуостров как бы вырос вдруг,

Был поднят над студёными волнами

Усилием весёлых юных рук.

Он был вчера похож на старика.

Но юношей расправил плечи ныне.

Сейчас Ямал не снежная пустыня ...

Полюбите наш край наверняка!

Мы ждём, друзья! И вовсе не беда.

Коль встретит вас неласковая вьюга.

В любой зайдите чум - вас ждёт всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

Под музыку дети выходят из зала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение "Мы на Севере живем и расскажем вам о нём!"

Это стихотворение было написано для моих воспитанников....

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне! Краткосрочный дистанционный проект "Расскажем детям о войне"

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне!Тема: «МЫ ПРАВНУКИ СЛАВНОЙ ПОБЕДЫ» для детей старших и подготовительных групп.Цели:1.Формировать чувство ист...

«РАССКАЖИТЕ С НАМИ, РАССКАЖИТЕ САМИ» конспекты бесед с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

В данном пособии представлены беседы с детьми среднего старшего дошкольного возраста по следующим темам:  Средний дошкольный возраст:«Кибитка»«Пиала»«Сундук&raq...

проект "Расскажем детям о войне, расскажем детям о Победе"

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не ис...